Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 22:39, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение Российского опыта осуществления политики доходов и заработной платы.
Задачи курсовой работы: раскрыть понятие уровня жизни, отобразить основные показатели уровня жизни в России, в том числе доходов, как главного показателя, а также определить уровень дифференциации доходов и бедности в России.
Введение
3
1. Теоретические аспекты политики доходов и заработной платы
4
1.1 Политика доходов и заработной платы в рыночной экономике
4
1.2 Механизм осуществления политики доходов и заработной платы. Основные элементы механизма
7
1.3 Результативность политики доходов
9
1.4 Валовой внутренний продукт
10
1.5 Национальный доход
13
1.6 Уровень и качество жизни населения
15
1.7 Прожиточный минимум
24
1.8 Государственное регулирование доходов и заработной
платы
26
2. Исследование политики доходов и заработной платы в современной России
29
2.1 Современное состояние уровня и качества жизни в России
29
2.2 Интегральные показатели уровня жизни
31
2.3 Заработная плата как важнейшая часть доходов населения России
34
2.4 Дифференциация доходов населения России и уровень бедности
38
Заключение
41
Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
3 |
1. Теоретические аспекты политики доходов и заработной платы |
4 |
1.1 Политика доходов и заработной платы в рыночной экономике |
4 |
1.2 Механизм осуществления политики доходов и заработной платы. Основные элементы механизма |
7 |
1.3 Результативность политики доходов |
9 |
1.4 Валовой внутренний продукт |
10 |
1.5 Национальный доход |
13 |
1.6 Уровень и качество жизни населения |
15 |
1.7 Прожиточный минимум |
24 |
1.8 Государственное регулирование доходов и заработной платы |
26 |
2. Исследование политики доходов и заработной платы в современной России |
29 |
2.1 Современное состояние уровня и качества жизни в России |
29 |
2.2 Интегральные показатели уровня жизни |
31 |
2.3 Заработная плата как
важнейшая часть доходов |
34 |
2.4 Дифференциация доходов населения России и уровень бедности |
38 |
Заключение |
41 |
Список литературы |
43 |
Приложения 1 |
45 |
Приложения 2 |
47 |
Приложения 3 |
48 |
Приложения 4 |
49 |
Приложения 5 |
50 |
Приложения 6 |
52 |
Приложения 7 |
53 |
Введение
Уровень жизни является одной из самых важных социальных категорий. Под уровнем жизни понимаются обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения разумных потребностей. Актуальность данной тематики обусловлена тем, что в широком смысле понятие «уровень жизни населения» включает еще условия жизни, труда и занятости, быта и досуга, его здоровье, образование, природную среду обитания. На современном этапе развития экономики России тема уровня жизни населения и доходов, как главного показателя уровня жизни, очень актуальна. Показатели уровня жизни отражают не только общее социально-экономическое благосостояние населения и степень дифференциации общества, но и эффективность государственной политики в области экономического развития. Всестороннее изучение этих показателей, а также факторов, влияющих на уровень жизни, способствуют правильной выработке мер, направленных на дальнейшие преобразования в стране, и, в конечном счете, установлению экономической стабильности в обществе.
Целью данной курсовой работы является изучение Российского опыта осуществления политики доходов и заработной платы.
Задачи курсовой работы: раскрыть понятие уровня жизни, отобразить основные показатели уровня жизни в России, в том числе доходов, как главного показателя, а также определить уровень дифференциации доходов и бедности в России.
1. Теоретические аспекты политики доходов и заработной платы
1.1 Политика доходов и заработной платы в рыночной экономике
В рыночной экономике политика доходов и заработной платы осуществляется на макро- и микроуровнях. На макроуровне она проводится государством, органами законодательной и исполнительной власти. Политика доходов и заработной платы представляет собой совокупность установленных государством норм и правил, воздействующих на уровень доходов, инфляцию и цены. Она включает законодательные и нормативные меры, направленные на сокращение разрыва в доходах высокообеспеченной и малообеспеченной групп населения, снижение инфляции, социальную защиту нетрудоспособных и безработных.
На этом уровне устанавливаются общие институциональные нормы для страны, отрасли, групп отраслей, регионов, организационно-правовых форм предприятий. Они закрепляются в различных нормативных документах, генеральных, отраслевых и территориальных соглашениях. Разграничиваются федеральный, региональный и муниципальный уровни регулирования доходов.
На микроуровне происходит купля-продажа рабочей силы; субъекты хозяйствования устанавливают системы оплаты труда, социальных выплат и социальных услуг, отчисляют средства на благотворительные цели, оплачивают обучение своих сотрудников по контрактам, формируется предпринимательский доход. На том же уровне заключаются коллективные договоры между администрацией фирмы и профсоюзом.
Государство с помощью налоговых, бюджетных, кредитных и административных мер осуществляет перераспределение доходов в целях повышения обороноспособности, охраны общественного порядка, развития науки, культуры, образования, обеспечения эффективной занятости, содержания нетрудоспособной части населения.
В рыночной экономике государство сочетает меры прямого и косвенного регулирования доходов и заработной платы. К мерам прямого регулирования относятся:
− установление ставок налогообложения физических лиц, минимальных социальных стандартов, тарифов на жилищно-коммунальное обслуживание и услуги транспорта для населения;
− единая тарифная сетка оплаты труда работников бюджетной сферы;
− утверждение размера, порядка начисления и расчета пенсий и пособий;
− упорядочение системы предоставления пособий и компенсаций;
− индексация доходов и сбережений.
Меры косвенного регулирования доходов и заработной платы включают:
− эмиссию денег;
− контроль над инфляцией и валютным курсом;
− налоговые льготы благотворительным организациям, а также фирмам и частным лицам, вносящим средства на благотворительные цели;
- налоговые льготы малому предпринимательству;
- тарифно-квалификационные справочники рабочих и служащих.
В частном секторе государство косвенно регулирует доходы и заработную плату, поскольку его нормативные акты носят рекомендательный характер.
Важным условием эффективной политики доходов и заработной платы является определение оптимальных границ государственного и рыночного регулирования. В рыночной экономике граждане свободно выбирают источники доходов − от трудовой и предпринимательской деятельности, от собственности на факторы производства. Доходы населения формируют платежеспособный спрос и в то же время зависят от него. Рыночный механизм саморегулирования устанавливает цену факторов производства − руда, земли, капитала, предпринимательских способностей. Государственное регулирование доходов и заработной платы создает условия для установления взаимосвязи доходов с факторами производства, корректирует рыночный механизм и не подрывает заинтересованности граждан в увеличении личных доходов.
Политика доходов и заработной платы оказывает непосредственное воздействие на мотивации и ценностные ориентации, отношение к труду. Она играет важную роль в развитии обратных связей государства, общества и индивидов.
1.2 Механизм осуществления политики доходов и заработной платы. Основные элементы механизма
Механизм осуществления политики доходов и заработной платы многообразен. Он включает взаимодействие государственных и рыночных, административных и правовых, экономических и социальных нормативов.
Рыночное регулирование доходов и заработной платы осуществляется с помощью соотношения спроса и предложения на рабочую силу и другие товары, конкуренции, инфляции.
Государственное регулирование доходов и заработной платы проводится посредством налогов и трансфертных платежей (социальных трансфертов). Они составляют основной механизм перераспределения доходов.
Под налогами понимаются нормативные, срочные и обязательные отчисления государству со стороны граждан как получателей доходов и собственников имущества.
Социальный трансферт − о сумма средств, безвозмездно переданных от одних юридических и физических лиц другим. Социальные трансферты предоставляются населению из федеральных, региональных и местных бюджетов, государственных внебюджетных социальных фондов, а также средств общественных организаций. Они включают все виды пенсий, стипендий, пособий, компенсационные выплаты, льготы и благотворительную помощь.
Государство также оказывает влияние на доходы населения с помощью льготных цен и тарифов, например на электроэнергию, услуги жилищно-коммунального хозяйства. В этом случае социальные трансферты могут приобретать форму натуральных доходов.
Политика доходов и заработной платы строится с учетом издержек перераспределения доходов, включающих затраты на осуществление самого перераспределения и его влияние на эффективность производства. Издержки перераспределения доходов должны быть минимизированы, чтобы повышение уровня и качества жизни одних граждан не наносило ущерба другим.
Механизм политики доходов и заработной платы должен обеспечивать защиту доходов и сбережений граждан от убытков в ходе рыночных реформ: работников неплатежеспособных предприятий, вкладчиков рухнувших банков и т.д., установить ответственность за нанесение убытков и порядок их компенсации за счет виновной стороны. Во многих странах это осуществляется в соответствии с законом о защите вкладов населения и другими нормативно-правовыми актами.
1.3 Результативность политики доходов
О результативности действующей политики доходов и заработной платы можно судить по макроэкономическим показателям − благосостоянию, уровню и качеству жизни, производству ВВП на душу населения, уровню доходов на душу населения, сокращению их дифференциации, уровню реальной заработной платы, уровню занятости и т.д. Конечно, на эти показатели влияет не только политика доходов и заработной платы, но также политика занятости, научно-техническая политика и т.д. Но главным источником экономического роста является человеческий капитал, интеллектуальная собственность, реализация трудовых и предпринимательских способностей каждого человека.
Важным результатом политики доходов и заработной платы является изменение доли граждан, живущих за чертой бедности. Если она растет, это означает, что государство проводит неэффективную политику доходов и заработной платы, если она сокращается -- политика эффективна.
О результатах политики доходов и заработной платы можно судить по удельному весу среднего класса. Если он превышает половину населения, доходы в обществе распределены достаточно равномерно и созданы условия для роста благосостояния. В развитых странах удельный вес среднего класса достигает 70%.
Результаты политики доходов и заработной платы отражаются в динамике социальной напряженности -- участии в забастовках, акциях протеста и т.п. Их снижение свидетельствует об эффективности политики доходов и заработной платы. Для ее оценки важен также показатель соотношения легальных и нелегальных доходов, доли теневой экономики в ВВП.
1.4 Валовой внутренний продукт
Валовой внутренний продукт (ВВП) − это объем продукции и услуг по рыночной стоимости, созданный за определенный период в результате производственной деятельности экономических единиц, являющихся резидентами страны. Под резидентами понимаются экономические единицы (предприятия и домашние хозяйства) с центром хозяйственной деятельности на экономической территории данной страны. ВВП определяется как стоимость произведенных в стране конечных товаров и услуг, т.е. товаров и услуг, используемых для конечного потребления. Стоимость промежуточных товаров и услуг, приобретенных и использованных в производстве, в ВВП не включается.
Поскольку конечная продукция в основной своей части потребляется населением, а накопление обеспечивает экономическое развитие, ВВП используется в качестве показателя, характеризующего уровень благосостояния.
ВВП может быть также определен как валовая добавленная стоимость. Добавленная стоимость характеризует вклад в стоимость продукции, сделанный на предприятиях. Добавленная стоимость, исчисленная по отдельному предприятию, характеризует его вклад в производство продукта или услуги в условиях, когда их создание вследствие разделения труда является результатом кооперированной деятельности многих предприятий.
ВВП создается с использованием основного капитала, который в процессе производства изнашивается и морально устаревает. На долю потребленного основного капитала приходится около 10% ВВП. Теоретически износ основного капитала следовало бы исключить из состава ВВП, поскольку он не представляет собой добавленной стоимости, а характеризует стоимость потребленного в производстве капитала. Однако определение износа сопряжено с труднопреодолимыми проблемами расчетов восстановительной стоимости основных фондов. Поэтому стоимость потребленного основного капитала принято включать в объем ВВП. Исключение износа позволяет определить чистую добавленную стоимость, характеризующую непосредственное приращение стоимости в производстве и величину образующихся и распределяемых доходов. При этом затраты на производство продукции представляют собой доходы экономических субъектов, которые участвовали своими ресурсами в производстве. С этих позиций чистая добавленная стоимость соответствует сумме первичных доходов.
Информация о работе Исследование политики доходов и заработной платы в современной России