Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 19:12, курсовая работа
Бухгалтерский учет, постоянно совершенствуясь, становится важным звеном формирования рыночной экономики, языком бизнеса и предпринимательства, организации управления, планирования, прогнозирования, анализа посредством обеспечения учетной информацией разных уровней управления и носит не только ретроспективный, но и перспективный характер.Бухгалтерский учет представляет количественную сторону хозяйственных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной путем сплошной, непрерывной, документально обоснованной и взаимосвязанной регистрации всех хозяйственных операций как в натуральных показателях, так и в денежном выражении.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ "ПРЕДМЕТ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ЕГО СОДЕРЖАНИЕ…………………………………………………………………...5
1.1 Бухгалтерский учёт: определение, задачи, становление и развитие……....5
1.2 Предметы и объекты бухгалтерского учёта…………………………………7
1.3 Классификация имущества по составу и функциональной роли………….8
1.4 Классификация имущества по источникам образования и целевому назначению……………………………………………………………………….10
ГЛАВА 2. МЕТОД БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА…………………………….13
2.1 Понятие о методе бухгалтерского учета…………………………………...13
2.2 Составные элементы метода бухгалтерского учета……………………….14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….24
Наряду с показателями,
отражающими состав и размещение
имущества, в бухгалтерском учёте
отражаются и показатели, характеризующие
источники формирования имущества.
Вне зависимости от организационно-правовых
форм и видов собственности
Собственный капитал - это чистая собственность имущества, определяемая как разница между стоимостью активов организации и её обязательствами. Собственный капитал может состоять из уставного, добавочного и резервного капитала, фондов специального назначения, накоплений нераспределённой прибыли, целевых финансирования и поступлений. Собственный капитал отражён в первом разделе пассива баланса. Уставный капитал основной источник формирования собственного имущества организации; совокупность вкладов в денежном выражении учредителей в имущество организации при её создании, основной источник обеспечения деятельности в размерах, определённых учредительными документами. Эта сумма может быть изменена по решению учредителей организации с внесением соответствующих изменений в учредительные документы.
Резервный капитал создаётся
путём отчислений от чистой прибыли
в соответствии с действующим
законодательством. Размер резервного
капитала определяется уставом акционерного
общества. Он используется на выплату
доходов учредителям при
Добавочный капитал состоит из прироста стоимости внеоборотных активов, выделяемого по результатам их переоценки, а также возникающего в случае продажи акций по цене, превышающей их номинальную стоимость.
Нераспределённая прибыль может полностью или частично распределяться на выплату доходов учредителям, финансовое обеспечение производственного развития организации, приобретение нового имущества, отчисления в резервные фонды и другие цели.
Целевое финансирование представляет собой средства, предназначенные для финансирования тех или иных мероприятий целевого назначения (средства, поступившие от других предприятий и лиц, бюджетные средства).
Прибыль - это обобщающий показатель финансово-хозяйственной деятельности и главный источник формирования собственного имущества организации. Прибыль есть сумма превышения доходов над расходами организации, полученных за отчётный период от:
Обычных видов деятельности
(выручка от продажи продукции
и товаров; поступления, связанные
с выполнением работ, оказанием
услуг); Операционной деятельности (поступления
от продажи основных средств и иных активов);
Внереализационной деятельности (штрафы,
пени, активы, полученные безвозмездно;
Как уже отмечалось, часть
стоимости имущества
Обязательствами организаций являются краткосрочные и долгосрочные кредиты банка, заёмные средства, кредиторская задолженность, обязательства по распределению.
Краткосрочные ссуды организация получает на срок до одного года под запасы товарно-материальных ценностей, расчётные документы в пути и другие нужды, а долгосрочные на срок от одного года на внедрение новой техники, организацию, механизацию и расширение производства.
Кредиторская задолженность - это задолженность данной организации другим организациям или физическим лицам, которые называются кредиторами. Кредиторов, задолженность которым возникла в связи с покупкой у них материальных ценностей, называют поставщиками, а кредиторов, которым предприятие должно по нетоварным операциям, прочими кредиторами.
Заёмные средства - это полученные от других организаций займы под векселя и другие обязательства, а также средства от выпуска и продажи акций и облигаций организации. Займы, полученные на рок до одного года, являются краткосрочными, а на срок более одного года долгосрочными.
Обязательства по распределению - это задолженности рабочим и служащим по заработной плате, органам социального страхования и налоговым органам по платежам в бюджет. Они появляются в связи с тем, что момент возникновения долга не совпадает со временем его уплаты. Обязательства по распределению по своему экономическому содержанию существенно отличаются от других привлечённых средств, так как образуются путём начисления, а не поступают со стороны.
ГЛАВА 2. МЕТОД БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
2.1 Понятие о методе бухгалтерского учета
Метод бухгалтерского учета - это совокупность приемов и способов, с помощью которых исследуется объект учета - предприятие и его хозяйственная деятельность. Методические приемы бухгалтерского учета включают документирование хозяйственных операций, инвентаризацию, оценку, калькуляцию себестоимости, двойную запись на бухгалтерских счетах, балансовое обобщение и отчетность.
Бухгалтерский учет имеет характерные отличия от других видов учета. Ему присуща полнота охвата предмета исследования, он носит сплошной и непрерывный характер. В этом виде учета без пропусков и последовательно отражаются все объекты учета: все виды доходов и расходов предприятия, все элементы его имущества, капиталов и обязательств, все хозяйственные операции и процессы.
Отличительной чертой бухгалтерского учета является требование документального обоснования для регистрации всех хозяйственных операций, что не обязательно для других видов учета.
В бухгалтерском учете обязательным является применение способа двойной записи на бухгалтерских счетах. Этот методический прием является средством систематизации учетной информации и отражения взаимосвязи между объектами учета в ходе хозяйственных операций.
К элементам метода бухгалтерского учета также относится способ обобщения информации за отчетный период в бухгалтерском балансе.
Метод бухгалтерского учета носит комплексный характер и позволяет:
- получить представление
о состоянии имущества и
- обеспечить постоянную
и сплошную регистрацию
- определить финансовые результаты деятельности (прибыли или убытки) путем охвата всех видов доходов и расходов;
- предоставить необходимые
данные для калькуляции
- создать информационную
базу для внутрифирменного
- предоставить исходные
сведения для расчета
- использовать бухгалтерские
данные и документы как
- обобщать данные о
деятельности предприятия за
отчетный период путем
2.2 Составные элементы метода бухгалтерского учета
Составляющими метода бухгалтерского учета являются:
- документация и инвентаризация;
- оценка и калькуляция;
- счета и двойная запись;
- балансовое обобщение и отчетность.
Методы бухгалтерского учета:
Документирование - все хозяйственные операции, проводимые организацией должны оформляться оправдательными документами; включает в себя обработку и движение первичных документов до сдачи их в архив.
Инвентаризация - средства контроля за сохранностью имущества предприятия; проверка соответствия фактического наличия имущества данным бухгалтерского учета и полноты отражения в учете обязательств.
Оценка - денежное выражение имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности; осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов.
Калькуляция - служит основой для определения себестоимости единицы продукции (работ), а также для определения средних издержек производства; включает как прямые (прямо относимые), так и косвенные расходы (имеющие отношение ко всему производству и не связанные непосредственно с изготовлением конкретной продукции).
Счета - предназначены для группировки и текущего учета однородных хозяйственных операций; отдельный счет открывается на каждый вид хозяйственных средств и их источников; делятся на активные и пассивные счета в соответствии с делением баланса на актив и пассив.
Двойная запись - способ регистрации хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета; состоит в том, что сумма каждой хозяйственной операции одновременно записывается в дебет одного счета и в кредит другого.
Баланс - способ обобщения и группировки хозяйственных средств предприятия и их источников на конкретный момент времени в денежном выражении.
В бухгалтерском учете документации как средству первичного наблюдения и контроля за объектами учета придается исключительно большое значение и ни одна запись не может быть сделана без оправдательных документов.
Часть учетных документов
поступает на предприятие извне,
от сторонних лиц и организаций:
от поставщиков предприятие
Документы играют очень большую
роль в повседневном управлении предприятием,
с их помощью контролируется вся
текущая деятельность и устанавливается
персональная ответственность работников
за выполнение конкретных операций. Документирование
повышает достоверность и точность
учетных данных. Следует иметь
в виду и правовое значение документов:
с их помощью обосновывается целесообразность
и законность совершаемых операций,
а сами документы, если они правильно
оформлены, имеют юридическую
Документы могут представляться как на бумажных, так и на машиночитаемых носителях информации.
Первичные документы составляются в момент совершения хозяйственной операции, а если это не представляется возможным - сразу после ее окончания. За содержание и порядок оформления документов отвечают лица, составившие и подписавшие их.
При оформлении документов требуется четкость и аккуратность. Нельзя подчищать неправильные записи в документах или вносить в них, не оговоренные исправления. Документы заполняются на русском языке, а если их содержание изложено на иностранном языке, то требуется подстрочный перевод.
Как правило, многие документы записываются в специальные журналы и получают регистрационный номер. Каждый документ на одном предприятии регистрируется только один раз; а для избежание повторного использования проводится гашение документа путем специальной надписи или нанесением на него штампа. На предприятии должны быть обе6спечены удобство описка документа, его сохранность и своевременность передачи в архив. Нормативными документами предусмотрен минимальный срок хранения большинства бухгалтерских документов (не менее пяти лет).
Важным способом обеспечения
достоверности данных бухгалтерского
учета и бухгалтерской
С помощью инвентаризации сопоставляется и уточняется фактическое наличие средств и состояние расчетов с данными бухгалтерского учета. Инвентаризация материалов, готовой продукции, товаров и другого имущества, имеющего вещественно-натуральную форму, проводиться путем проверки их количества, качества и технического состояния в местах хранения и эксплуатации. Расхождения между бухгалтерскими данными и фактическим наличием и состоянием материально-производственных запасов могут возникнуть из-за нарушения режима хранения или вследствие естественной убыли, из-за ошибок при измерении количества при поступлении на склад, из-за ошибок в документах, в результате хищений или других злоупотреблений.