Метод бухгалтерского учета в составе основных элементов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 22:06, контрольная работа

Краткое описание

Под управлением понимается целенаправленное воздействие руководства организации на хозяйственные процессы для достижения указанных выше целей. Воздействие на хозяйственные процессы осуществляется путем принятия оптимальных управленческих решений. Совершенствование форм и методов организации управления имеет большое значение при принятии управленческих решений по возникающим конкретным задачам и оценке результатов этих решений. Управленческое решение представляет собой выбор руководителем решения конкретной управленческой организационной задачи, возникшей в процессе хозяйственной деятельности организации

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Методы бухгалтерского учета в управлении предприятием
Документация и инвентаризация……………………………………………..5
2. Оценка и калькуляция………………………………………………………10
3. Система счетов и двойная запись…………………………………………12
4. Бухгалтерская отчетность………………………………………………….14
Заключение……………………………………………………………………...16
Список использованной литературы………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная_учет_и_анализ.docx

— 40.77 Кб (Скачать файл)

 

 

 

ЧОУ ВПО ИНСТИТУТ эконОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

(г. Казань)

 

 

Экономический факультет

 

 

Кафедра менеджмента

 

 

 

Контрольная работа

 

По дисциплине «Учет и анализ (финансовый учет, управленческий учет, финансовый анализ»

 

На тему: «Метод бухгалтерского учета в составе основных элементов»

 

Выполнил: __________________

студент гр. д 523-у заочного отделения

Латипова Гульназ Рамилевна

Научный руководитель: ______ Ягудина Г.Г.

 

 

Бугульма – 2014 г

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3

1.  Методы бухгалтерского  учета в управлении предприятием

Документация и инвентаризация……………………………………………..5

2.  Оценка и калькуляция………………………………………………………10

3. Система счетов и  двойная запись…………………………………………12

4. Бухгалтерская отчетность………………………………………………….14

Заключение……………………………………………………………………...16

Список использованной литературы………………………………………..18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

На современном этапе развития рыночной экономики одной из основных задач любой организации является совершенствование управления организацией в целях наиболее полного использования имеющихся возможностей для улучшения ее работы и повышения эффективности производства, достижения большей рентабельности (прибыли) и др.

Под управлением понимается целенаправленное воздействие руководства организации на хозяйственные процессы для достижения указанных выше целей. Воздействие на хозяйственные процессы осуществляется путем принятия оптимальных управленческих решений. Совершенствование форм и методов организации управления имеет большое значение при принятии управленческих решений по возникающим конкретным задачам и оценке результатов этих решений. Управленческое решение представляет собой выбор руководителем решения конкретной управленческой организационной задачи, возникшей в процессе хозяйственной деятельности организации. Принятие управленческих решений осуществляется на основе анализа большого объема внутренней и поступающей извне информации.

Одним из важнейших элементов, способствующих совершенствованию управления организацией, является анализ внутренней информации, полученной на основе данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, данных по технической подготовке производства, организации ремонта и технического обслуживания оборудования, данных по состоянию складского и транспортного хозяйства, сбыту готовой продукции и др.

Одной из основ принимаемых управленческих решений является анализ бухгалтерской информации, т.е. данных бухгалтерского дела. Данное обстоятельство обусловлено тем, что бухгалтерская учетная и отчетная информация содержит сведения, необходимые для реализации таких функций управления организацией, как планирование, прогнозирование и контроль, и вытекает из самой сути учетного процесса, который в широком понимании состоит из трех основных стадий.

Своевременный анализ бухгалтерской отчетности, сформированной по данным бухгалтерского дела, дает возможность предотвратить отрицательные результаты хозяйственной деятельности организации, выявить внутрихозяйственные резервы с целью дальнейшего развития организации и обеспечения ее финансовой устойчивости.

В этой связи считаем актуальным раскрыть сущность, предмет, объект и задачи бухгалтерского дела и методы бухгалтерского учета в управлении предприятием.

 

1.  Методы  бухгалтерского учета в управлении  предприятием

Документация и инвентаризация

 

Метод бухгалтерского учета - совокупность способов и приемов, с помощью которых познается предмет (объекты) бухгалтерского учета. Он позволяет изучить явления в движении, изменении, взаимосвязи и взаимодействии. Метод бухгалтерского учета зависит от предмета учета, т.е. отражаемых и контролируемых объектов, а также поставленных перед учетом задач и предъявляемых к нему требований.

Поэтому метод нельзя рассматривать как нечто застывшее. Развитие научно-технического прогресса предъявляет новые требования к бухгалтерскому учету, а это вызывает изменение его приемов и способов. Например, применение ЭВМ приводит к совершенствованию способов наблюдения, контроля и регистрации хозяйственных операций, съема информации. Содержание метода бухгалтерского учета вытекает из его сущности и особенностей бухгалтерского учета.

Метод бухгалтерского учета включает в себя следующие способы и приемы, которые принято называть элементами метода бухгалтерского учета: документация и инвентаризация, оценка и калькуляция, счета и двойная запись, баланс и отчетность.

Документация - письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции или о праве на ее совершение. Каждая хозяйственная операция оформляется документами. Документ служит не только основанием для фиксирования операций, но и способом первичного наблюдения и регистрации их. Документация служит целям контроля, дает возможность проводить документальные проверки, обеспечивать сохранность имущества. Данные о каждой хозяйственной операции регистрируют в документах, форма которых зависит от характера операций.

Инвентаризация - способ выявления реального наличия имущества и приведения в соответствие данных учета с фактическим наличием имущества.

Инвентаризация как метод бухгалтерского учета насчитывает не менее шести тысяч лет, однако само слово "инвентаризация" появилось в 1931 г. в журнале "Вестник Академии наук" (№ 8). До этого пользовались другими терминами: проверка, пересчет, учет, переучет и т.п.

Инвентаризация (от лат. Inventarium - опись имущества) - сверка фактического наличия имущества и кредиторской задолженности организации с данными бухгалтерского учета. К инвентаризации также относится уточнение оценки отдельных показателей бухгалтерского учета созданием оценочных резервов (резервы под снижение стоимости материальных ценностей, резервы под обесценение финансовых вложений, резервы по сомнительным долгам). Таким образом, в процессе проведения инвентаризации проверяется и документально подтверждается не только наличие имущества и обязательств, но также их состояние и оценка. Отсюда следует, что данные бухгалтерской отчетности должны быть адекватны фактическому положению дел.

Необходимость инвентаризации связана с тем, что в документах и на счетах бухгалтерского учета отражают не все изменения в составе имущества организации. Так, не получают документального оформления следующие операции: естественная убыль товарно-материальных ценностей (усушка, утруска и т.п.);  хищение имущества, его порча;  утрата имущества в результате стихийных бедствий (наводнение, землетрясение, пожар и т.п.).

При проведении инвентаризации определяют фактические остатки имущества, сопоставляют их с данными учета, выявляют излишки или недостачи ценностей. Для приведения в соответствие данных учета с реальным наличием имущества излишки ценностей принимают к учету (приходуют), а недостачи относят на виновных лиц.

Инвентаризация - это не что иное, как средство установления истины в данных бухгалтерского учета. Первичные документы несут информацию о произошедших фактах хозяйственной жизни. Однако бухгалтер оказывается отделен от этих фактов барьером первичной документации. Поэтому инвентаризация позволяет бухгалтеру проверить правильность и полноту отражения в бухгалтерском учете фактов хозяйственной жизни.

Если вследствие проведения инвентаризации не выявлены отклонения данных бухгалтерского учета от реального положения дел, то это, как правило, свидетельствует о неэффективности проведения инвентаризации. В реальной жизни всегда имеются факты как небрежности ведения учета, так и не нашедшие отражения в его системе (хищения, пересортица, порча ценностей и т.д.).

Инвентаризация часто воспринимается как побочная, выдуманная работа. Поэтому многие бухгалтеры прибегают к обману: они составляют инвентаризационную опись со слов материально ответственных лиц или заполняют в сличительной ведомости графу "факт" числами из графы "по данным бухгалтерского учета".

При проведении инвентаризации возможны два варианта [11, с.238]: констатируется наличие ценностей, а потом выявленные остатки сверяются с учетными данными;

 данные аналитических  счетов (учетные остатки) подтверждаются  фактическим наличием.

В первом случае комиссия идет от факта к учетным данным, во втором - от учетных данных к фактическим. Формально второй путь может быть оправдан тем, что если за материально ответственным лицом числятся какие-либо ценности на X руб., то и отчитаться он должен перед собственником на эту же величину. Однако в жизни правилен только первый подход, ибо у материально ответственного лица может быть излишек каких-либо ценностей, и в этом случае он не будет оприходован, следовательно, ценности могут быть сокрыты.

Проведение инвентаризации и отражение ее результатов в бухгалтерском учете является одним из факторов, направленных на обеспечение требования достоверности бухгалтерской отчетности. Если бухгалтерская отчетность формируется только на основе данных бухгалтерского учета, без подтверждения их результатами инвентаризации, то в этом случае нельзя гарантировать достоверное и полное представление в бухгалтерской отчетности имущественного и финансового положения организации.

Инвентаризацию следует проводить перед составлением не только годовой, но и промежуточной бухгалтерской отчетности. Чем ближе инвентаризация к дате составления бухгалтерской отчетности, тем отчетность достовернее (репрезентативнее).

Как правило, самая эффективная инвентаризация проводится при смене материально ответственных лиц. В этом случае сдающий дела сам все просчитает и в случае недостачи покроет ее. Отсюда следует, что чем чаще происходит смена материально ответственных лиц, тем лучше сохранность ценностей.

Даже хорошо проведенная инвентаризация не дает гарантии, что то, что "достоверно и добросовестно" представлено в инвентаризационной описи и/или в сличительной ведомости, абсолютно адекватно реальному положению вещей. Причины неадекватности следующие:

1) при проверке ценностей  неизбежно приходится прибегать  к выборочному методу и, следовательно, в полученных результатах будет  заложена ошибка выборки;

2) перевод натуральных  измерителей в денежные приводит  к необходимости выбора той  или иной оценки, но каждый  ее вариант будет создавать  новую стоимость совокупности  проверенных, проинвентаризированных ценностей;

3) необходимость инвентаризации  при проведении аудита не вызывает сомнений, однако на практике многие аудиторы, главным образом по инициативе клиентов, пренебрегают этой процедурой;

4) в случае, если в организациях  торговли ведется учет товаров  по покупным ценам, то финансовый  результат может быть исчислен  только при помощи инвентаризации;

5) при определении объемов  незавершенного производства возникают  проблемы выявления структуры  понесенных затрат, например, включать  ли в сальдо счета 20 "Основное  производство" величину косвенных  затрат, в какой оценке представить  имеющиеся материалы и т.д. От  ответов на эти вопросы зависят  полученные результаты.

Документация и инвентаризация являются приемами первичного наблюдения за объектами бухгалтерского учета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  Оценка и калькуляция

 

Оценка - способ, с помощью которого активы хозяйствующего субъекта получают денежное выражение. Оценка активов хозяйствующего субъекта базируется на их фактической себестоимости, чем и достигается реальность оценки.

При помощи оценки натуральные и трудовые показатели переводят в денежные (стоимостные). Например, количество товара умножают на его цену и определяют стоимость товара. Отработанное рабочим время в часах умножают на часовую тарифную ставку и получают начисленную рабочему заработную плату и т.д.

Оценку имущества и обязательств осуществляют в соответствии с, правилами, установленными законами и нормативными актами по бухгалтерскому учету.

Для руководства хозяйственными процессами требуется знать все затраты, связанные с их осуществлением. При этом исчисляется не только величина каждого вида затрат, но и общая сумма, относящаяся к определенному объекту, т.е. определяется себестоимость учитываемых объектов. Себестоимость объектов учета исчисляется при помощи калькуляции, используемой для контроля за величиной затрат.

Калькуляция - способ определения себестоимости продукции, работ, услуг, приобретенных материалов и других ценностей. Она основана на учете и суммировании затрат, связанных с производством или приобретением этих ценностей. Калькуляцию осуществляют на всех стадиях кругооборота капитала.

В процессе закупок (снабжения) учитывают затраты на приобретение ценностей и с помощью калькуляции определяют их фактическую себестоимость.

В процессе производства по данным о затратах на материалы, заработную плату персонала, амортизацию основных средств и других исчисляют производственную себестоимость продукции (работ, услуг).

В процессе продажи выявляют полную себестоимость проданной продукции (работ, услуг), прибавляя к их производственной себестоимости расходы на продажу.

В бухгалтерском учете определяют фактическую себестоимость всей совокупности поступивших материалов, произведенной и проданной продукции (работ, услуг), суммируя соответственно затраты на покупку материальных ценностей, производство и продажу продукции (работ, услуг), а также калькулируют себестоимость единицы материалов или продукции путем деления общей суммы затрат на количество этих ценностей.

Информация о работе Метод бухгалтерского учета в составе основных элементов