Модели построения баланса в соответствии с МСФО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 08:37, реферат

Краткое описание

Умение читать баланс – знание содержания каждой его статьи, способа ее оценки, роли в деятельности предприятия, связи с другими статьями, характеристики этих изменений для экономики предприятия. Умение чтения бухгалтерского баланса дает возможность: получить значительный объем информации о предприятии; определить степень обеспеченности предприятия собственными оборотными средствами; установить, за счет каких статей изменилась величина оборотных средств; оценить общее финансовое состояние предприятия даже без расчетов аналитических показателей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1.ПОНЯТИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА 4
2.СТРОЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА 6
2.1 Требования предъявляемые к бухгалтерскому балансу 9
2.2 Классификация бухгалтерского баланса 12
3.СОДЕРЖАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА 16
3.1 Актив бухгалтерского баланса 16
3.1.1 Внеоборотные активы 17
3.1.2 Оборотные активы 22
3.2 Пассив бухгалтерского баланса 29
3.2.1 Долгосрочные и краткосрочные обязательства 33
4. МОДЕЛИ ПОСТРОЕНИЯ БАЛАНСА В СООТВЕТСТВИИ С МСФО 37

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 55.95 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 2

1.ПОНЯТИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА 4

2.СТРОЕНИЕ  БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА 6

2.1 Требования  предъявляемые к бухгалтерскому  балансу 9

2.2 Классификация  бухгалтерского баланса 12

3.СОДЕРЖАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА 16

3.1 Актив бухгалтерского баланса 16

3.1.1 Внеоборотные активы 17

3.1.2 Оборотные активы 22

3.2 Пассив бухгалтерского баланса 29

3.2.1 Долгосрочные и краткосрочные обязательства 33

4. МОДЕЛИ  ПОСТРОЕНИЯ БАЛАНСА В СООТВЕТСТВИИ  С МСФО 37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Такой важный элемент бухгалтерской отчетности, как баланс в разное время изучался различными авторами и специалистами. Значение бухгалтерского баланса настолько  велико, что он часто выделяется в отдельную отчетную единицу. Как  бухгалтерское понятие слово  «баланс» существует уже почти 600 лет. Баланс (французское balance – весы) –  система показателей, сгруппированных  в сводную ведомость в виде двусторонней таблицы, отображающую наличие  хозяйственных средств и источников их формирования в денежной оценке на определенную дату.

В балансе  хозяйственные средства представлены, с одной стороны, по их видам, составу  и функциональной роли в процессе воспроизводства совокупного общественного  продукта, а с другой – по источникам их формирования и целевому назначению. Состояние хозяйственных средств  и их источников показывается на определенный момент, как правило, на первое число  отчетного периода в стоимостном  выражении. Принимая во внимание, что  их группировка и обобщение в  балансе приводится и на начало года, можно утверждать, что состояние  показателей приведено не только в статике, но и в динамике. Это  значительно расширяет границы  познания сущности бухгалтерского баланса, его места в определении финансовой устойчивости экономического субъекта на рынке товаров, работ, и услуг.

Сущность  бухгалтерского баланса проявляется  в его назначении. С одной стороны, он является частью метода бухгалтерского учета. С другой стороны, бухгалтерский  баланс - одна из форм периодической  и годовой отчетности. Среди других слагаемых метода бухгалтерского учета  двойственное назначение характерно только для бухгалтерского баланса. В этой двойственности не только суть закона единства противоположностей, но и основа для оценки финансового положения фирмы. С целью большей доступности понимания экономической сущности объектов, отражаемых в составе отдельных статей, в балансе дана их группировка. Потенциальные инвесторы и кредиторы изучают и оценивают содержание и отношения между отдельными группами и подгруппами актива и пассива баланса, их взаимосвязь между собой.

Умение  читать баланс – знание содержания каждой его статьи, способа ее оценки, роли в деятельности предприятия, связи  с другими статьями, характеристики этих изменений для экономики  предприятия. Умение чтения бухгалтерского баланса дает возможность: получить значительный объем информации о  предприятии; определить степень обеспеченности предприятия собственными оборотными средствами; установить, за счет каких  статей изменилась величина оборотных  средств; оценить общее финансовое состояние предприятия даже без  расчетов аналитических показателей.

Эта тема привлекает внимание в связи с  тем, что бухгалтерский баланс в  современном бухгалтерском учете  занимает, по мнению многих специалистов и рядовых работников бухгалтерской  сферы, центральное место в отчетности. Если раньше в России весь бухгалтерский  учет был строго регламентирован, то в настоящее время ведение  отчетности получило более свободную  основу. Это представляет дополнительный интерес в рассмотрении данной темы.

 

1.ПОНЯТИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА

Термин  «баланс» буквально означает двучашее и употребляется как символ равновесия. Метод построения баланса как  совокупность данных в виде двухсторонней  таблицы широко используется в планировании, учете и экономическом анализе.

В систему  плановых балансов входят материальные, денежные и трудовые. При помощи этих балансов планируются образование  и распределение отдельных видов  материалов, продукции, денежных средств  и трудовых ресурсов.

Балансы используются при сравнительном  изучении планового и отчетного  товарных балансов. При сравнительном  изучении выявляется влияние на изменение  реализации товаров таких факторов, как запасы на конец и начало анализируемого периода, объем поступления товара, величина недокументируемого расхода.

В бухгалтерском  учете слово «баланс» имеет два  значения:

1. равенство  итогов, когда равны итоги записей  по дебету и кредиту счетов, итоги записей по аналитическим  счетам и соответствующему синтетическому  счету, итоги актива и пассива  бухгалтерского баланса и т.п.

2. самая  важная форма бухгалтерской отчетности, показывающая состояние средств  организации в денежной оценке  на определенную дату.

Значение  бухгалтерского баланса настолько  велико, что его часто выделяют в самостоятельную отчетную единицу. Дополнением к балансу служит совокупность всех других форм бухгалтерской  отчетности, роль которых состоит  в расшифровке данных, содержащихся в балансе. В балансе отражается состояние всех средств организации.

Основа  построения баланса - это классификация  хозяйственных средств. В бухгалтерском  балансе показывается состояние  средств организации в денежной оценке на определенную дату. Эти средства классифицируются по составу, источникам формирования, размещению, юридической  принадлежности и прочим признакам.

Хозяйственные средства по составу подразделяются на внеоборотные и оборотные. По источникам формирования хозяйственные средства подразделяются на собственные и  привлеченные. Привлеченные средства не находятся в собственности  организации; используют их временно в  течение определенного срока, по окончании которого они возвращаются собственникам.

 

2.СТРОЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА

Бухгалтерский баланс состоит из двух равновеликих частей: в одной отражаются средства по их составу, а в другой по источникам формирования.

Первая  часть баланса называется активом, а вторая пассивом. Актив от латинского activus – деятельный, действующий; пассив от латинского passivus – страдательный, недеятельный.

Самой важной особенностью бухгалтерского баланса  является равенство итогов актива и  пассива, потому что и в активе и в пассиве отражается одно и  тоже – хозяйственные средства организации, но с разных сторон. В активе показывается состав средств, а в пассиве –  источники, за счет которых они сформированы. Каждый элемент актива и пассива  называется статьей баланса, которые  сгруппированы в разделы. Каждая строка баланса имеет свой порядковый номер, что облегчает ее нахождение и ссылки на отдельные статьи.

Лучше всего  заполнять несколько форм баланса  для различных категорий пользователей. Структура бухгалтерской отчетности не регламентируется. «В ученых стандартах описываются лишь перечень и экономическое  содержание основных статей; степень  детализации определяется бухгалтером  организации самостоятельно». В  настоящее время в нашей стране существует тенденция на упрощение  структуры баланса. За последние  тридцать лет число статей баланса  уменьшилось в два раза.

Источник  информации для составления баланса  – бухгалтерские счета. Название счета обычно совпадает с названием  объекта учета. Любой счет состоит  из двух частей: левой – дебета и  правой – кредита. Деление счета  на две части объясняется движением  хозяйственных средств – их увеличением  или уменьшением. На каждом бухгалтерском счете отражается начальный остаток – сальдо того или иного объекта учета, а затем его увеличение или уменьшение. Таким образом, на любой момент времени можно определить конечное сальдо по учитываемому объекту. Для этого к начальному остатку средств прибавляют сумму их увеличения и из полученной величины вычитают сумму уменьшения.

Сальдо, записанное в левой части счета, называется дебетовым, а в правой части – кредитовым. Каждый бухгалтерский  счет имеет дебетовый и кредитовый обороты.

Бухгалтерские счета, на которых учитываются хозяйственные  средства, делятся на три группы. Активные счета – это счета, на которых отражаются виды хозяйственных  средств. Сальдо активных счетов может  быть только дебетовым, так как уменьшение средств ограничено их размерами. Пассивные  счета – это счета, на которых  учитываются источники формирования хозяйственных средств. В отличие  от активных счетов, где на дебете отражается сальдо и увеличение средств, а на кредите – их уменьшение, в пассивных  счетах на дебете отражается уменьшение средств, а на кредите – их увеличение. Сальдо пассивных счетов может быть только кредитовым, так как уменьшение источников средств ограничивается их размерами. Активно-пассивные счета  – это счета, на которых учитываются  как виды хозяйственных средств, так и источники их формирования. К ним относятся счета расчетов с юридическими лицами. В процессе расчетов эти лица могут выступать  в роли должников организации  и в роли ее кредиторов. В первом случае активно-пассивные счета  имеют структуру активного счета, а во втором случае – пассивного.

Сальдо  активно-пассивного счета может  быть:

1)дебетовым;

2)кредитовым;

3)одновременно  и дебетовым и кредитовым.

Сальдо  может быть и дебетовым и кредитовым по тем счетам, на которых учитываются  расчеты с несколькими контрагентами: одни из них должники предприятия, а  другие – ее кредиторы. Содержание оборотов активно-пассивных счетов зависит от того функцию, какого счета  в данный момент они выполняют.

Для получения  различных по степени детализации  показателей существуют два вида счетов – синтетические и аналитические. Синтетические счета дают обобщенные показатели, характеризующие хозяйственные  средства. Аналитические счета служат для более подробной характеристики объекта учета. При помощи аналитических  счетов детализируются данные, учтенные на синтетических счетах. Аналитические  счета, на которых учитываются товароматериальные ценности, содержат не только денежные, но и натуральные показатели. Отражение  фактов хозяйственной жизни на синтетических  счетах называется синтетическим, а  на аналитических счетах – аналитическим  учетом. Одни и те же факты хозяйственной  жизни отражаются, и на синтетических  и на аналитических счетах. Поэтому  итоги записей на синтетических  счетах должны совпадать с итогами  записей на аналитических счетах.

Помимо  синтетических и аналитических  счетов в бухгалтерском учете  применяются субсчета. Субсчета –  промежуточное звено между синтетическим  счетом и аналитическими счетами. При  помощи субсчетов осуществляется промежуточная  группировка данных аналитического учета с целью получения дополнительной информации об учитываемых объектах.

2.1 Требования, предъявляемые к  балансу

К бухгалтерскому балансу предъявляются такие  требования как: правдивость, реальность, единство, преемственность, ясность.

Правдивым баланс является тогда, когда он составлен на основе записей, сделанных на основе всех документов, отражающим факты хозяйственной жизни организации за отчетный период. Баланс должен быть подтвержден документами, записями на бухгалтерских счетах, бухгалтерскими расчетами и инвентаризацией.

Документальная  обоснованность показателей баланса. Информационной базой баланса служат документы, регистрирующие факты хозяйственной  жизни организации. Правдивость  баланса определяется полнотой и  качеством документов. Запоздалое или  неполное оформление фактов хозяйственной  деятельности организации приводит к искажению данных.

Обоснованность  баланса бухгалтерскими записями на счетах. Все фаты хозяйственной жизни  организации отражаются на бухгалтерских  счетах. Для составления правдивого баланса необходимо сверять записи по счетам аналитического и синтетического учета перед его составлением. Необходимо по всем аналитическим счетам подсчитать обороты и сальдо на конец  отчетного периода, составить оборотные  ведомости и сверить итоги  последних с записями по соответствующему синтетическому счету.

Обоснованность  баланса бухгалтерскими расчетами. Результаты расчетов оказывают влияние  на величину остатков товарно-материальных ценностей, незавершенного производства, прибыли и других показателей  баланса. На достоверность баланса  большое влияние оказывает правильность образования резервов. Размеры резервов, образуемых за счет издержек производства, непосредственно влияют на сумму прибыли. При проверке реальности баланса необходимо проверять правильность отчислений в резервы, правильность их использования. Порядок образования и использования резервов определяется нормативными документами.

Обоснованность  баланса инвентаризацией. Между  данными учета фактическими остатками  средств могут возникать расхождения. Чтобы убедится, что числящиеся на бухгалтерских счетах остатки товарно-материальных ценностей и других средств существуют в действительности, не обходима инвентаризация. После проведения инвентаризации в  учетные остатки по счетам вносятся коррективы. Перед составлением заключительного  баланса должна быть проведена инвентаризация всех средств организации кроме  имущества, инвентаризация которого проводится не раньше 1 октября отчетного года. Инвентаризация основных средств может  проводиться один раз в три  года, а библиотечных фондов один раз  в пять лет.

Информация о работе Модели построения баланса в соответствии с МСФО