Определения бухгалтерского учета в различных источниках и их анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 13:53, реферат

Краткое описание

Бухгалтерский учет представляет собой хозяйственный процесс в виде единого целого - это продукт сознательной целенаправленной работы бухгалтера. Бухгалтерский учет - это слагаемое системы хозяйственного учета. В свою очередь хозяйственный учет является составной частью процесса управления экономикой [1, с.7].
Бухгалтерский учет занимается фактами хозяйственной жизни, в которой сталкиваются интересы собственника, менеджера, служащих, кредиторов и дебиторов. Интересы их противоречивы, и противоречия персонифицируются в лице бухгалтера. Подлинный бухгалтер – судья тех, кто участвует в хозяйственном процессе [2, с. 3]. Он должен увидеть за документами интересы собственника, администратора и остальных субъектов.

Содержание

Введение
Сущность и содержание бух. учета
Определения бухгалтерского учета в различных источниках и их анализ
Содержание бухгалтерской отчетности
Задачи бух. учета
Характеристика задач бухгалтерского учета
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по бух.учету.doc

— 190.50 Кб (Скачать файл)

По внешнему виду баланс представляет собой двухстороннюю таблицу. Левая сторона таблицы носит название «Актив» и содержит сведения о составе и размещении имущества предприятия. Правая сторона носит название «Пассив» и содержит сведения об источниках возникновения данного имущества и по его целевому назначению. Актив и пассив баланса подразделяются на разделы и отдельные статьи. Обозначается бухгалтерский баланс как форма № 1.

В заголовочной части баланса указывают:

- по состоянию  на какую дату составлен баланс (например, на 31 марта 2003 года);

- дату утверждения  баланса общим собранием участников (акционеров);

- наименование  организации в соответствии с  учредительными документами;

- индивидуальный  номер налогоплательщика;

- вид деятельности  организации по ОКВЭД;

- организационно-правовую форму по ОКОПФ ОК 028-99;

- форму собственности  организации по ОКФС ОК 027-99;

- единицу измерения  - как правило, тысячи рублей (код  по ОКЕИ - 384);

- адрес - указывают  полный почтовый адрес фирмы.

Баланс подписывают  руководитель и главный бухгалтер предприятия. Согласно рекомендованной форме, главный бухгалтер помимо расшифровки своей подписи должен указать реквизиты квалификационного аттестата профессионального бухгалтера. Однако в Федеральном законе от 23 февраля 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» отсутствует требование, согласно которому отчетность должен подписывать только аттестованный бухгалтер. Поэтому отчетность должна приниматься налоговой инспекцией независимо от того, есть у бухгалтера аттестат или нет (согласно письма МНС России от 20 апреля 2001 г. № АС-6-16 /332 «О наличии в бухгалтерский отчетности организации данных о квалификационном аттестате профессионального бухгалтера».

Следующим видом  бухгалтерской отчетности является Отчет о прибылях и убытках (форма  № 2). Все доходы и расходы в форме № 2 сгруппированы в порядке, предусмотренном Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утвержденным Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 32 н, и Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации (ПБУ 10/99), утвержденным Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н.

В соответствии с ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 форма № 2 включает в себя следующие виды доходов  и расходов: 1) доходы и расходы  по обычным видам деятельности; 2) внереализационные доходы и расходы; 3) чрезвычайные доходы и расходы; 4) операционные доходы и расходы. Таким образом, отчитываясь по форме № 2, предприятие показывает доходы как от основных видов деятельности, определенных уставом, так и от дополнительных, а также расходы по ним.

К видам бухгалтерской  отчетности относится и Отчет  об изменениях капитала (форма № 3). В форме № 3 отражаются данные о  движении собственного капитала, к  которому относятся: 1) уставный (складочный) капитал организации; 2) добавочный капитал; 3) резервный капитал; 4) фонды организации, образуемые в соответствии с учредительными документами и принятой учетной политикой; 5) средства целевого финансирования. Таким образом, по форме № 3 учитываются как имеющийся капитал, так и поступивший в результате прироста стоимости основных средств по их дооценке, при получении эмиссионного дохода), а, кроме того, указывается уменьшение капитала путем, к примеру, изъятия вкладов участниками (учредителями); аккумулирования собственных акций АО, уменьшения вкладов или номинальной стоимости акций. В результате такого учета и дается отчет об изменениях капитала (форма № 3).

Отчет о движении денежных средств (форма № 4). Здесь  отражаются данные о движении денежных средств организации, учитываемых  на счетах: 50 «касса», 51 «расчетные счета», 52 «валютные счета»; 55 «специальные счета в банках». Отчет о движении денежных средств составляется в рублях. Если у организации есть средства в иностранной валюте, сначала составляется расчет в иностранной валюте по каждому ее виду. После этого данные каждого расчета в иностранной валюте пересчитываются по курсу Банка России. Полученные данные по отдельным расчетам суммируются при заполнении соответствующих строк формы № 4. Так как форма заполняется в разрезе текущей (основной), инвестиционной и финансовой деятельности (графы 4, 5, 6 формы № 4), большое значение имеет правильное разделение движения денежных средств по видам деятельности организации.

Так, текущая  – это основная (уставная) деятельность, осуществляемая в соответствии с  предметами и целями деятельности организации.

Инвестиционная  деятельность связана с осуществлением капитальных вложений в недвижимость, оборудование, нематериальные и другие внеоборотные активы. Кроме того, к  инвестиционной деятельности относится  осуществление долгосрочных финансовых вложений (приобретение ценных бумаг, вложение денежных средств в уставные капиталы других организаций и т.п.). В графе «По инвестиционной деятельности» показываются также доходы, полученные от продажи объектов капитальных вложений (основных средств, нематериальных активов и др.).

Финансовой  является деятельность, связанная с  осуществлением краткосрочных финансовых вложений (менее 12 месяцев), а также  с выпуском облигаций или других краткосрочных ценных бумаг, например, векселей. Таким образом, отчет о движении денежных средств дает информацию об активности как текущей, так и инвестиционной, и финансовой деятельности предприятий.

Приложение  к бухгалтерскому балансу (форма  № 5) содержит показатели, которые расшифровывают данные бухгалтерского баланса. В форме № 5 указывается: 1) движение заемных средств; 2) наименование дебиторской и кредиторской задолженности; 3) наличие амортизируемого имущества (нематериальных активов и основных средств; 4) движение средств, направляемых на финансирование долгосрочных инвестиций и финансовых вложений; 5) наличие финансовых вложений и долгосрочных инвестиций; 6) информация о расходе по обычным видам деятельности.

На практике существует также форма № 6 «Отчет о целевом использовании полученных средств», однако ее в составе годовой отчетности представляют только некоммерческие организации, к работе предприятий это не относится.

Пояснительная записка как один из видов бухгалтерской  отчетности. Пояснительная записка  должна содержать характеристику деятельности организации.

При отражении  основных показателей деятельности организации необходимо дать их качественные изменения и их причины.

Качественные  показатели финансово-хозяйственной  деятельности должны быть выбраны организацией самостоятельно и утверждены в учетной политике, например:

- абсолютные  показатели (валюта баланса, выручка,  затраты, прибыль, фонд оплаты  труда);

- относительные  показатели (рентабельность, платежеспособность, оборачиваемость и т.д.).

В пояснительной  записке приводятся дополнительные данные, характеризующие финансовое положение организации и не нашедшие отражения в установленных формах бухгалтерской отчетности. Также в состав пояснительной записки может входить и другая информация, интересующая пользователей отчетности.

Пояснительная записка состоит из нескольких разделов.

Данные о  хозяйственной деятельности предприятия. Здесь можно указать: а) краткую  характеристику деятельности организации (виды текущей, инвестиционной и финансовой деятельности; б) объем продаж продукции, товаров, работ, услуг по видам деятельности и географическим рынкам сбыта; в) чрезвычайные факты хозяйственной деятельности и их последствия. Также нужна оценка деловой активности предприятия: а) широта рынков сбыта продукции; б) степень выполнения плановых показателей, обеспечения заданных темпов их роста; в) уровень эффективности используемых ресурсов.

Данные о  финансовой деятельности организации. В этом разделе можно указать: а) информацию о составе прочих внереализационных  доходов и расходов; б) расшифровку  тех данных форм № 1 и № 2, по которым отражаются прочие активы и пассивы, кредиторы и дебиторы, а также отдельные виды прибылей и убытков, если они являются существенными. При этом следует иметь ввиду, что существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных составляет не менее 5 процентов.

Данные об инвестиционной деятельности предприятия, где могут  быть указаны: а) количество акций, выпущенных акционерным обществом; б) номинальную  стоимость акций дочерних и зависимых  обществ, находящихся в собственности организации; в) сумму прибыли, приходящуюся на одну акцию организации. Акционерные общества в пояснительной записке приводят фамилии и должности членов совета директоров, наблюдательного совета, членов исполнительного органа, выплаченного им в прошедшем году, за который составляется отчет. При этом отдельно указываются все виды выплаченного вознаграждения (оплата труда, премии, дивиденды и т.п.).

О способах ведения  бухгалтерского учета. В этом разделе  указываются: а) положения учетной политики, отличные от учетной политики предыдущего года; среди них существенно влияющие на бухгалтерскую отчетность прошедшего периода, а также причины этих изменений и оценка их последствий в стоимостном выражении; б) причины изменений вступительного баланса на начало года. Организации, уплачивающие налоги «по оплате», должны указать в записке суммы отклонений между суммами налогов, подлежащих перечислению в бюджет, и суммами налогов, начисленных «по отгрузке».

События после  отчетной даты. Данные о доходах, расходах и обязательствах, выявленных после составления годовой отчетности, но до ее представления и существенно влияющих на оценку имущественного и финансового положения организации (события после отчетной даты), должны найти отражение в этом разделе пояснительной записки. Здесь приводятся и решения по итогам рассмотрения годовой бухгалтерской отчетности и распределения прибыли, остающейся в распоряжении организации.

Кроме обязательных данных предприятие может предоставить в составе пояснительной записки и дополнительную информацию, необходимую для более полного раскрытия информации о ее деятельности. Здесь могут приводиться показатели оценки удовлетворительности структуры баланса (текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами и способности восстановления (утраты) платежеспособности). Также можно включить данные о динамике важнейших экономических и финансовых показателей работы организации, описания будущих капиталовложений и природоохранных мероприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Владимирова Т.В. Теория бухгалтерского учета: Учебное пособие - М: Издательство «Экзамен», 2005. – 320 с.
  2. Загряцкий Н.И. Теория бухгалтерского учета. – Н.Новгород: Нижегород. гос. архит.- строит. ун-т, 2004. -138 с.
  3. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ред. от 28.11.2011 N 339-ФЗ) // Система «Гарант».
  4. Петров А.С. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О бухгалтерском учете», 2009 г. – Система «Гарант».
  5. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 634 с.
  6. Каморджанова Н.А., Карташова И. В. Бухгалтерский финансовый учет. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2008. – 628 с.
  7. Ерофеева В.А., Тимофеева О.В. Бухгалтерский учет : лекции. - М. : Юрайт-Издат, 2008. – 192 с.
  8. Пошерстник Н.В., Мейскин М.С. Самоучитель по бухгалтерскому учету. – СПб.: Издательский дом Герда, 2005. – 217 с.
  9. Палий С.Е., Ходырева Е.Л. Бухгалтерское дело: Учебное пособие. – Н.Новгород: Нижегород. гос. архит.- строит. ун-т, 2005. – 185 с.
  10. Алексеева Г.Н. Теория бухгалтерского учета: Учебное пособие. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004. – 105 с.
  11. Медведев М.Ю. Теория бухгалтерского учета : учебник. – М.: Издательство «Омега-Л», 2007. – 458 с.
  12. Кожинов В.Я. Основы бухгалтерского учета. - Система ГАРАНТ, 2003 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Определения бухгалтерского учета в различных источниках и их анализ