Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 13:53, реферат
Бухгалтерский учет представляет собой хозяйственный процесс в виде единого целого - это продукт сознательной целенаправленной работы бухгалтера. Бухгалтерский учет - это слагаемое системы хозяйственного учета. В свою очередь хозяйственный учет является составной частью процесса управления экономикой [1, с.7].
Бухгалтерский учет занимается фактами хозяйственной жизни, в которой сталкиваются интересы собственника, менеджера, служащих, кредиторов и дебиторов. Интересы их противоречивы, и противоречия персонифицируются в лице бухгалтера. Подлинный бухгалтер – судья тех, кто участвует в хозяйственном процессе [2, с. 3]. Он должен увидеть за документами интересы собственника, администратора и остальных субъектов.
Введение
Сущность и содержание бух. учета
Определения бухгалтерского учета в различных источниках и их анализ
Содержание бухгалтерской отчетности
Задачи бух. учета
Характеристика задач бухгалтерского учета
Заключение
Список литературы
По внешнему виду баланс представляет собой двухстороннюю таблицу. Левая сторона таблицы носит название «Актив» и содержит сведения о составе и размещении имущества предприятия. Правая сторона носит название «Пассив» и содержит сведения об источниках возникновения данного имущества и по его целевому назначению. Актив и пассив баланса подразделяются на разделы и отдельные статьи. Обозначается бухгалтерский баланс как форма № 1.
В заголовочной части баланса указывают:
- по состоянию на какую дату составлен баланс (например, на 31 марта 2003 года);
- дату утверждения
баланса общим собранием
- наименование организации в соответствии с учредительными документами;
- индивидуальный номер налогоплательщика;
- вид деятельности организации по ОКВЭД;
- организационно-правовую форму по ОКОПФ ОК 028-99;
- форму собственности организации по ОКФС ОК 027-99;
- единицу измерения - как правило, тысячи рублей (код по ОКЕИ - 384);
- адрес - указывают полный почтовый адрес фирмы.
Баланс подписывают руководитель и главный бухгалтер предприятия. Согласно рекомендованной форме, главный бухгалтер помимо расшифровки своей подписи должен указать реквизиты квалификационного аттестата профессионального бухгалтера. Однако в Федеральном законе от 23 февраля 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» отсутствует требование, согласно которому отчетность должен подписывать только аттестованный бухгалтер. Поэтому отчетность должна приниматься налоговой инспекцией независимо от того, есть у бухгалтера аттестат или нет (согласно письма МНС России от 20 апреля 2001 г. № АС-6-16 /332 «О наличии в бухгалтерский отчетности организации данных о квалификационном аттестате профессионального бухгалтера».
Следующим видом бухгалтерской отчетности является Отчет о прибылях и убытках (форма № 2). Все доходы и расходы в форме № 2 сгруппированы в порядке, предусмотренном Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утвержденным Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 32 н, и Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации (ПБУ 10/99), утвержденным Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н.
В соответствии с ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 форма № 2 включает в себя следующие виды доходов и расходов: 1) доходы и расходы по обычным видам деятельности; 2) внереализационные доходы и расходы; 3) чрезвычайные доходы и расходы; 4) операционные доходы и расходы. Таким образом, отчитываясь по форме № 2, предприятие показывает доходы как от основных видов деятельности, определенных уставом, так и от дополнительных, а также расходы по ним.
К видам бухгалтерской отчетности относится и Отчет об изменениях капитала (форма № 3). В форме № 3 отражаются данные о движении собственного капитала, к которому относятся: 1) уставный (складочный) капитал организации; 2) добавочный капитал; 3) резервный капитал; 4) фонды организации, образуемые в соответствии с учредительными документами и принятой учетной политикой; 5) средства целевого финансирования. Таким образом, по форме № 3 учитываются как имеющийся капитал, так и поступивший в результате прироста стоимости основных средств по их дооценке, при получении эмиссионного дохода), а, кроме того, указывается уменьшение капитала путем, к примеру, изъятия вкладов участниками (учредителями); аккумулирования собственных акций АО, уменьшения вкладов или номинальной стоимости акций. В результате такого учета и дается отчет об изменениях капитала (форма № 3).
Отчет о движении денежных средств (форма № 4). Здесь отражаются данные о движении денежных средств организации, учитываемых на счетах: 50 «касса», 51 «расчетные счета», 52 «валютные счета»; 55 «специальные счета в банках». Отчет о движении денежных средств составляется в рублях. Если у организации есть средства в иностранной валюте, сначала составляется расчет в иностранной валюте по каждому ее виду. После этого данные каждого расчета в иностранной валюте пересчитываются по курсу Банка России. Полученные данные по отдельным расчетам суммируются при заполнении соответствующих строк формы № 4. Так как форма заполняется в разрезе текущей (основной), инвестиционной и финансовой деятельности (графы 4, 5, 6 формы № 4), большое значение имеет правильное разделение движения денежных средств по видам деятельности организации.
Так, текущая – это основная (уставная) деятельность, осуществляемая в соответствии с предметами и целями деятельности организации.
Инвестиционная деятельность связана с осуществлением капитальных вложений в недвижимость, оборудование, нематериальные и другие внеоборотные активы. Кроме того, к инвестиционной деятельности относится осуществление долгосрочных финансовых вложений (приобретение ценных бумаг, вложение денежных средств в уставные капиталы других организаций и т.п.). В графе «По инвестиционной деятельности» показываются также доходы, полученные от продажи объектов капитальных вложений (основных средств, нематериальных активов и др.).
Финансовой является деятельность, связанная с осуществлением краткосрочных финансовых вложений (менее 12 месяцев), а также с выпуском облигаций или других краткосрочных ценных бумаг, например, векселей. Таким образом, отчет о движении денежных средств дает информацию об активности как текущей, так и инвестиционной, и финансовой деятельности предприятий.
Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) содержит показатели, которые расшифровывают данные бухгалтерского баланса. В форме № 5 указывается: 1) движение заемных средств; 2) наименование дебиторской и кредиторской задолженности; 3) наличие амортизируемого имущества (нематериальных активов и основных средств; 4) движение средств, направляемых на финансирование долгосрочных инвестиций и финансовых вложений; 5) наличие финансовых вложений и долгосрочных инвестиций; 6) информация о расходе по обычным видам деятельности.
На практике
существует также форма № 6 «Отчет
о целевом использовании
Пояснительная записка как один из видов бухгалтерской отчетности. Пояснительная записка должна содержать характеристику деятельности организации.
При отражении основных показателей деятельности организации необходимо дать их качественные изменения и их причины.
Качественные показатели финансово-хозяйственной деятельности должны быть выбраны организацией самостоятельно и утверждены в учетной политике, например:
- абсолютные показатели (валюта баланса, выручка, затраты, прибыль, фонд оплаты труда);
- относительные показатели (рентабельность, платежеспособность, оборачиваемость и т.д.).
В пояснительной записке приводятся дополнительные данные, характеризующие финансовое положение организации и не нашедшие отражения в установленных формах бухгалтерской отчетности. Также в состав пояснительной записки может входить и другая информация, интересующая пользователей отчетности.
Пояснительная записка состоит из нескольких разделов.
Данные о хозяйственной деятельности предприятия. Здесь можно указать: а) краткую характеристику деятельности организации (виды текущей, инвестиционной и финансовой деятельности; б) объем продаж продукции, товаров, работ, услуг по видам деятельности и географическим рынкам сбыта; в) чрезвычайные факты хозяйственной деятельности и их последствия. Также нужна оценка деловой активности предприятия: а) широта рынков сбыта продукции; б) степень выполнения плановых показателей, обеспечения заданных темпов их роста; в) уровень эффективности используемых ресурсов.
Данные о финансовой деятельности организации. В этом разделе можно указать: а) информацию о составе прочих внереализационных доходов и расходов; б) расшифровку тех данных форм № 1 и № 2, по которым отражаются прочие активы и пассивы, кредиторы и дебиторы, а также отдельные виды прибылей и убытков, если они являются существенными. При этом следует иметь ввиду, что существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных составляет не менее 5 процентов.
Данные об инвестиционной деятельности предприятия, где могут быть указаны: а) количество акций, выпущенных акционерным обществом; б) номинальную стоимость акций дочерних и зависимых обществ, находящихся в собственности организации; в) сумму прибыли, приходящуюся на одну акцию организации. Акционерные общества в пояснительной записке приводят фамилии и должности членов совета директоров, наблюдательного совета, членов исполнительного органа, выплаченного им в прошедшем году, за который составляется отчет. При этом отдельно указываются все виды выплаченного вознаграждения (оплата труда, премии, дивиденды и т.п.).
О способах ведения бухгалтерского учета. В этом разделе указываются: а) положения учетной политики, отличные от учетной политики предыдущего года; среди них существенно влияющие на бухгалтерскую отчетность прошедшего периода, а также причины этих изменений и оценка их последствий в стоимостном выражении; б) причины изменений вступительного баланса на начало года. Организации, уплачивающие налоги «по оплате», должны указать в записке суммы отклонений между суммами налогов, подлежащих перечислению в бюджет, и суммами налогов, начисленных «по отгрузке».
События после отчетной даты. Данные о доходах, расходах и обязательствах, выявленных после составления годовой отчетности, но до ее представления и существенно влияющих на оценку имущественного и финансового положения организации (события после отчетной даты), должны найти отражение в этом разделе пояснительной записки. Здесь приводятся и решения по итогам рассмотрения годовой бухгалтерской отчетности и распределения прибыли, остающейся в распоряжении организации.
Кроме обязательных
данных предприятие может предоставить
в составе пояснительной записк
Список литературы
Приложения
Информация о работе Определения бухгалтерского учета в различных источниках и их анализ