Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 11:49, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение сущности и структуры организационно-правовых форм хозяйствования, для этого необходимо решить следующие задачи: рассмотреть назначение и сферу деятельности предприятия; разобрать организационно-правовые формы объединений; изучить хозяйственные объединения.
Введение
1. Предприятие - центральное звено экономики
1.1 Предприятие - коммерческая организация, ее назначение и сфера деятельности
1.2 Организационно - правовые формы объединений
2. Хозяйственные объединения
2.1 Хозяйственные товарищества, общества и производственный кооператив
2.2 Диверсифицированные объединения
Заключение
Библиографический список
Имущество ассоциации является совместным для ее членов. В целях образования ассоциативного объединения более чем двух предприятий, организаций, решивших создать ассоциацию, формируют учредительную комиссию. Она рассматривает заявки юридических лиц, желающих вступить в ассоциацию, готовит проекты устава ассоциации и учредительного договора. Устав такого объединения предприятий утверждается ее учредителями.
Наименование ассоциации (союза) должно содержать указания на основной предмет деятельности ее членов с включением слова «ассоциация» или «союз». Учредительными документами ассоциации (союза) являются учредительный договор, подписанный ее членами, и утвержденный ими устав.
Рассмотрим отдельные типы ассоциативных организационных структур, наиболее распространенных в экономике капиталистических стран и появляющихся в зарождающейся российской рыночной экономике.
«Концерны – это форма договорных крупных сверхобъединений обычно монопольного типа, позволяющая использовать возможности крупномасштабного производства, комбинирования, кооперирования.»10 В нашей стране концерны чаще всего создаются на базе крупных государственных предприятий. Концерны – предприятия с сохранением профилирующего производства.
Эти организационно – хозяйственные структуры обладают определенной устойчивостью к колебаниям рыночной конъюнктуры, способны выгодно перераспределять инвестиционные ресурсы, концентрировать их в наиболее рентабельных, окупаемых направлениях. Однако многим новоявленным российским концернам присуще такие качества, как склонность к администрированию, жесткой централизации, для них характерны низкая мобильность, слабая приспособляемость к рыночным условиям хозяйствования. Приватизация государственных предприятий, высвобождение цен, отход от централизованного материально – технического снабжения и сбыта продукции, проявление центробежных тенденций среди предприятий, входящих в концерны, ставят последних в нелегкую ситуацию. Формы организации деятельности и организационных структур концернов весьма разнообразны.
С позиций рыночного воплощения идеи централизованного воздействия на предприятия, входящие в концерн, представляет значительный интерес, основанный на выделении холдинговой компании, которая является держателем контрольных пакетов акций всех предприятий концерна. Механизм принятия решений в акционерных обществах позволяет холдингу влиять на хозяйственные, коммерческие решения предприятий – членов концерна. Хотя эти предприятия остаются в правовом отношении самостоятельными, холдинг способен направлять их в русло, соответствующее интересам концерна как целостной хозяйственной структуры. Помимо этого, холдинг способен осуществлять ряд функций, связанных с общей предпринимательской деятельностью. В том случае, когда это обусловлено необходимостью и общей пользой, холдинг может осуществлять централизацию и перераспределение финансовых средств участников концерна. Менее распространена в сравнении с концернами другая ассоциативная форма организации деятельности предприятий, известная под названием консорциума.
В России одной из форм частно-государственного предпринимательства является финансово-промышленная группа (ФПГ) – как совокупность юридических лиц, действующих как основные или дочерние общества либо полностью объединивших свои материальные и нематериальные активы на основе договора с целью технологической и экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов, направленных на повышение эффективности деятельности в больших масштабах (повышение конкурентоспособности, научно-техническое развитие). Участниками ФПГ выступают: производственные организации; банки и иные кредитные учреждения.
«Консорциум – это временное добровольное объединение предприятий, организаций, образуемое для решения конкретных задач и проблем, осуществления крупных инвестиционных, научно – технических, социальных, экологических проектов».11 В консорциум могут объединяться как крупные, так и мелкие предприятия, желающие принять участие в осуществлении проектного или иного предпринимательского замысла, но не обладающие самостоятельными возможностями его осуществления. Консорциум представляет собой эффективный организационно – структурный способ временной интеграции кадров, мощностей, материальных и финансовых ресурсов. Предприятия могут объединяться в консорциум для осуществления заманчивого, сулящего высокую прибыль проекта, но требующего для своей реализации крупных капиталовложений, отвлекаемых на длительный срок при высокой степени риска.
К некоммерческим организациям так же относятся:
Заключение
Цель написания курсовой работы заключалась в рассмотрении вопросов связанных с организационно-правовыми формами хозяйствования и изучении их сущности и особенностей. Поставленные цели и задачи были полностью достигнуты.
В данной курсовой работе были рассмотрены следующие вопросы:
Основные понятия и классификация предприятий; правовая форма предприятий; хозяйственные товарищества, общества, артель, а также диверсифицированные объединения.
В
России в соответствии с действующим
законодательством под
Юридическое лицо – это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном введении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязанностям этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;
Различают следующие организационно-правовые формы собственности предприятий, существование которых допускает Гражданский кодекс Российской Федерации: хозяйственные товарищества, производственные кооперативы, государственные муниципальные и унитарные предприятия, некоммерческие предприятия (потребительский кооператив, общественные и религиозные организации, фонды, учреждения, ассоциации и союзы).
Многообразие
организационно-правовых форм собственности
дает шанс вести предпринимательскую
деятельность с учетом особенностей региона,
материальных возможностей предпринимателя
или группы людей, подчеркивает индивидуальность
предпринимателя его неповторимость и,
в конце концов, дает право выбора.
Библиографический список
1. Гражданский Кодекс РФ, часть 1, 2002. и часть 2, 2004.
2. Федеральный закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства»
3. Архипова А.И. «Экономика». Учебник – М.: «ПРОСПЕКТ», 2001.
4.. Булатова А.С. Экономика: Уч-к. 3-е изд., М.:Юристъ, 2002.
5. Бусыгин А.В. «Предпринимательство». Основной курс: Учебник для вузов.- М.:ИНФРА-М, 2001.
6. Власова Е.С. Основы предпринимательской деятельности. Экономическая теория. «Финансы и статистика». М, 2002.
7. Гуев А.Н. Постатейный комментарий к части первой Гражданского кодекса Российской Федерации-М.:ИНФРА-М, 2000.
8. Добрынин А.И., Салов А.И. Экономика: Учебное пособие для вузов-М.: Юрайт-М,2002.
9. Мамедов О.Ю. Современная экономика: Общедоступный учебный курс -Ростов-на Дону: Изд-во «Феникс», 2000.
10. Менар К. Экономика организаций. М.: Инфра-М, 2001.
11. Райзбенг Б.Л. Курс экономики. Уч-к.3-е изд. -М.:ИНФРА-М, 2001.
12. Сажина М.Л., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Уч-к для вузов-М.: Изд-во НОРМА М, 2001.
13. Чепурин М.Н., Киселева Е.А. Курс экономической теории: Учебное пособие - Киров, 2003.