Организационные основы формирования бухгалтерской отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 10:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучить организационные основы формирования бухгалтерской отчетности, а так же выявить различия между бухгалтерской (финансовой) отчетностью и международным стандартом финансовой отчетности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
определить состав, содержание и основные требования, предъявляемые к бухгалтерской (финансовой) отчетности;
изучить формирование показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности;

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 76.08 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Бухгалтерская отчетность представляет собой совокупность данных, характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период, которые получены из данных бухгалтерского и других видов учета. Она представляет собой средство управления предприятием и одновременно метод обобщения и представления информации о хозяйственной деятельности.

Целью анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности является рассмотрение и оценка информации, чтобы получить достоверные выводы о прошлом и настоящем состоянии предприятия с целью предвидения его жизнеспособности в будущем.

В результате анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности определяются также важнейшие характеристики предприятия, которые свидетельствуют о его успехе или угрозе банкротства.

Для разных пользователей анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности зависит от конкретно поставленной цели. При этом характер анализа и направления работы при анализе бухгалтерской (финансовой) отчетности могут быть разными.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что информация, содержащаяся в бухгалтерской (финансовой) отчетности играет очень важную роль, так как она, служит основой для приятия решений по инвестиционной, финансовой и операционной деятельности предприятия. Она позволяет оценить способности предприятия воспроизводить денежные средства и аналогичные им активы, стабильно функционировать за разные периоды времени, чтобы объективно оценивать финансовое положение организации.

Цель данной работы – изучить организационные основы формирования бухгалтерской отчетности, а так же выявить различия между бухгалтерской (финансовой) отчетностью и международным стандартом финансовой отчетности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  1. определить состав, содержание и основные требования, предъявляемые к бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  2. изучить формирование показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  3. рассмотреть какие различия между бухгалтерской (финансовой) отчетностью и международным стандартом финансовой отчетности;
  4. исследовать порядок формирования сегментарной и консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности;

Объект исследования – нормативные документы, регламентирующие

порядок составления и представления бухгалтерской отчетности.

При выполнении настоящей работы были использованы нормативные правовые акты, учебная, научная литература и другие материалы.

§ 1. СОСТАВ, СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К бухгалтерской (финансовой) отчетности

 

Бухгалтерская (финансовая) отчетность является информационной базой финансового анализа, так как финансовый анализ, как часть экономического анализа, представ собой систему определенных знаний, вязанную с исследованием финансового положения организации и ее финансовых результатов, складывающихся под влиянием объективных и субъективных факторов, на основе данных финансовой отчетности.

На основе информации, учитываемой на синтетических счетах, формируется бухгалтерская отчетность, представляющая собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемой по формам, установленным Минфином России.

К внутренним пользователям бухгалтерской отчетности относятся:

  1. руководители среднего и высшего звена, в работе которых необходимо использование информации об имущественном положении отдельных организаций, а так же объединений организаций;
  2. учредители или собственники организации;
  3. собственники имущества организации.

Внешними пользователями являются:

  1. инвесторы;
  2. кредиторы;
  3. контрагенты;
  4. государственные органы.

Для внутренних и внешних пользователей важным источником информации о финансово-хозяйственной деятельности организации является внутренняя отчетность.

Состояние данного элемента учета зависит от уровня его организации и полностью определяется менеджментом предприятия, поскольку внутренние отчеты, докладные и служебные записки, аналитические справки и сводные данные требуются для решения управленческих задач и принятия управленческих решений. Данная документация составляет неотъемлемую часть работы бухгалтерии предприятия, когда помимо упомянутого значения внутренние отчеты имеют также непосредственное отношение к ведению бухгалтерского учета  и формированию отчетности.

Во внутренней отчетности раскрываются отдельные показатели, включаемые в строки баланса или отчета о прибылях и убытках. А объем форм и порядок составления внешней отчетности должны соответствовать требованиям ПБУ 4/99 и приказу Минфина России от 22 июля 2003г. №67н «О формах бухгалтерской отчетности».

Немаловажную роль в формировании экономической информации для конечных пользователей бухгалтерской отчетности играет учетная политика, принятая в организации. Учетная политика составляется в соответствии с принципами российских и международных стандартов финансовой отчетности. В нее включают описание основных учетных позиции, таких как:

  • форма бухгалтерского учета;
  • организация документооборота;
  • система регистров;
  • метод реализации продукции и определения финансового результата;
  • метод начисления амортизации основных средств;
  • система учета приобретения и заготовления материалов;
  • порядок амортизации нематериальных активов;
  • нормы отчислений от прибыли в резервный капитал;
  • подход к оценке товаров в розничной торговле;
  • порядок списания материалов в производство;
  • методы калькулирования различных видов продукции;
  • порядок финансирования ремонтных работ;
  • способы учета выпуска готовой продукции;
  • порядок списания реализуемых товаров на предприятиях торговли;
  • подход к созданию резервов по сомнительным долгам;
  • сроки списания доходов будущих периодов;
  • порядок списания ценных бумаг при их продаже;
  • способы признания доходов и расходов;
  • порядок выплаты дивидендов учредителям;
  • порядок и сроки проведения инвентаризации;
  • применяемый рабочий план счетов предприятия.

Последним, но очень важным аспектом, изучение которого предшествует анализу самой бухгалтерской отчетности, является содержание аудиторского заключения, отражающее достоверность бухгалтерской отчетности.

Аудиторское заключение1 – официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица. Непосредственное содержание и виды аудиторских заключений определены в Федеральном стандарте аудиторской деятельности №6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности», утвержденном постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002г. №696.

Аудиторское заключение должно содержать перечень проверенной финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица с указанием отчетного периода и ее состава. Это связано с тем, что состав бухгалтерской отчетности изменяется в зависимости от требований Минфина России, устанавливаемых ежегодно, а также профиля деятельности организации, в отношении которой проводится аудит.

В аудиторском заключении должно быть указано, что аудит проводится на выборочной основе и включал в себя:

  • изучение на основе тестирования доказательств, подтверждающих числовые показатели и раскрытие в финансовой (бухгалтерской) отчетности информации о финансово хозяйственной деятельности аудируемого лица;
  • оценку формы соблюдения принципов и правил бухгалтерского учета, применяемых при подготовке финансовой (бухгалтерской) отчетности;
  • рассмотрение основных оценочных показателей, полученных руководством аудируемого лица при подготовке финансовой (бухгалтерской) отчетности;
  • оценку представления финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Состав и порядок формирования бухгалтерской отчетности, составляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяется ПБУ 4/99, а также положениями Приказа Минфина №67н. Кроме того, вопросам состава, периодичности и порядка представления и публичности бухгалтерской отчетности посвящена гл. 3 Закона о бухгалтерском учете.

Бухгалтерская отчетность коммерческих организаций состоит:

  1. из Бухгалтерского баланса (форма №1);
  2. Отчета о прибылях и убытках (форма №2);
  3. приложений к формам №1 и №2, предусмотренных нормативными актами;
  4. аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;
  5. пояснительной записки.

Бухгалтерская отчетность, разработанная организацией на основании образцов форм, рекомендованных Минфином России, должна соответствовать требованиям своевременности, полноты, достоверности и нейтральности. С этой точки зрения организация самостоятельно решает вопрос о включении (или не включении) того или иного показателя в состав отчетности. В связи с этим необходимо еще раз подчеркнуть важность заинтересованными пользователями Положения об учетной политике, так как наличие (отсутствие) в состав бухгалтерской отчетности того или иного показателя зависит от содержания данного документа.

Исключением являются:

  • состав и отчетность бюджетных организаций, состав и порядок предоставления которой определяются  Минфином России и вышестоящим по отношению к данным организациям органом власти;
  • бухгалтерская отчетность общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих иных оборотов по реализации товаров (работ, услуг), кроме выбывшего в течении отчетного года имущества. Данные организации (объединения) согласно п.4 ст.15 Закона о бухгалтерском учете представляют бухгалтерскую отчетность только один раз по итогам отчетного года в упрощенном составе, включающем лишь первые 2 формы отчетности, а также Отчет о целевом использовании полученных средств.

Отчетный год для всех организаций, осуществляющих свою деятельность в России (в том числе филиалов и представительств иностранных компаний), соответствует календарному году (с 1 января по 31 декабря включительно). Первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября, - по 31 декабря следующего года.

В отношении иностранных представительств, расположенных в России, а также юридических лиц, собственниками (учредителями или акционерами) которых являются иностранные компании или физические лиц, составляют бухгалтерскую отчетность по российским стандартам, а также представляют отчетность по стандартам, установленных в странах нахождения учредителей. Следовательно, на дату составления (представления) финансовой отчетности по российским стандартам бухгалтерского учета уже имеется отчетность, составленная по международным стандартам.

В отношении состава представляемых форм отчетности и показателей, отражаемых в них, Минфин России выразил позицию, которая изложена в письме от 18 февраля 2004г. №16-00-10/3. Это означат, что например, субъекты малого предпринимательства и некоммерческие организации при отсутствии соответствующих данных в состав бухгалтерской отчетности могут не включать Отчет об изменениях капитала, Отчет о движении денежных средств, Приложение к бухгалтерскому балансу. Коммерческие организации, которые не являются крупными, раскрывают отчетную информацию, пользуясь образцами форм бухгалтерской отчетности, разработанные Минфином России. Это вызвано тем, что общие требования к бухгалтерской отчетности, определенные в нормативных документах по бухгалтерскому учету (достоверности и полноты, существенности, нейтральности, последовательности, сопоставимости и др.), приводят:

  • к необходимости увеличения объема раскрываемой в бухгалтерской отчетности информации указанными организациями;
  • принятию большего количества отчетных показателей, а также форм, включаемых в состав бухгалтерской отчетности.

В соответствии с п.1 с.15 Закона о бухгалтерском учете определены адреса представления организацией бухгалтерской отчетности, включая территориальные органы статистики по месту их регистрации.

Учитывая содержание ст.13 Закона о бухгалтерском учете, организация должна представлять в установленные адреса бухгалтерскую отчетность в составе форм, разработанных и принятых ею. Бухгалтерская отчетность может по решению организаций представляется на бумажном носителе или в электронном виде в брошюрованном виде или в отдельной папке.

Информация о работе Организационные основы формирования бухгалтерской отчетности