Организационные основы формирования бухгалтерской отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 10:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучить организационные основы формирования бухгалтерской отчетности, а так же выявить различия между бухгалтерской (финансовой) отчетностью и международным стандартом финансовой отчетности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
определить состав, содержание и основные требования, предъявляемые к бухгалтерской (финансовой) отчетности;
изучить формирование показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности;

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 76.08 Кб (Скачать файл)

Информация о хозяйственной деятельности организации в обязательном порядке должна содержать в бухгалтерской отчетности организации и на нее в первую очередь обращают внимание при анализе.

При анализе бухгалтерской (финансовой) отчетности используются общенаучные и специальные методы, которые характерны для всех направлений экономического анализа. Использование общенаучного диалектического подхода предполагает проведение анализа отчетности с учетом постоянного изменения и развития организации, последовательного накопления количественных изменений и их перехода в новое качество, единства отчетности и возникновения противоречий между отчетностью разных уровней и направлений.

Все аналитические методы можно сгруппировать следующим образом: качественные (логические) и количественные (формализованные).

К качественным методам относятся аналитические приемы и способы, основанные на логическом мышлении, на использовании профессионального опыта аналитика, на профессиональной интуиции.

Количественные методы – это приемы, использующие математику. Вследствие их применения можно получить довольно точный результат или несколько результатов для дальнейшего выбора верного с помощью уже логических методов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1. Методы анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 2. Формирование показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности

 

Порядок составления бухгалтерской отчетности предшествует значительная подготовительная работа, ее объем гораздо выше объема работы, проводимой промежуточной отчетности.

Процедура закрытия счетов при составлении промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности включает следующие этапы:

  1. Списание себестоимости работ (услуг) со счета 23 «Вспомогательные производства».
  2. Закрытие счетов 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы».
  3. Списание себестоимости готовой продукции.
  4. Определение финансового результата от продаж на счете 90 «Продажи».
  5. Формирование сальдо прочих расходов доходов и расходов на счете 91 «Прочие доходы и расходы».
  6. Определение остатка на счете 99 «Прибыли и убытки».

Формирование годовой бухгалтерской отчетности обязательно предшествует следующие основные этапы подготовительной работы:

  1. уточняется распределение доходов и расходов между смежными отчетными периодами;
  2. проводится переоценка имущественных статей баланса: движимого и недвижимого имущества, материалов, товаров, ценных бумаг, долгов (обязательств) т.п.; заключительными записями декабря образуются оценочные резервы, предусмотренные в учетной политике организации или действующим законодательством;
  3. выявляются окончательный финансовый результат путем суммирования всех частных результатов; закрывается счет 99;
  4. в соответствии со ст.12 Закона о бухгалтерском учете обязательно проводится инвентаризация всех статей баланса, по ее результатам корректируются остатки по счетам Главной книги.

Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности инвентаризацию незавершенного производства и полуфабрикатов собственного производства, готовой продукции и товаров на складах, материалов обычно проводят не ранее 1 октября, капитальных вложений – не ранее 1 декабря, основных средств -  не ранее 1 ноября. При этом инвентаризация основных средств может проводится один раз в 3 года (библиотечных фондов – один раз в 5 лет).2

Для того чтобы бухгалтерская отчетность соответствовала предъявляемым к ней требованиям, должны соблюдаться следующие условия:

  • отражение хозяйственных операций в учете только по надлежаще оформленным первичным документам (накопительным, группировочным ведомостям);
  • отражение за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации;
  • совпадение сведений синтетического и аналитического учета.

В конце отчетного периода по всем счетам Главной книги подсчитываются дебитовые и кредитовые обороты, по подавляющему большинству счетов выводится конечное сальдо.

В настоящее время порядок исправления ошибок в бухгалтерском учете регулируется Приказом Минфина № 67н. согласно п.11 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных данным приказом, ошибки исправляются в том же месяце отчетного периода, в котором они обнаружены. При выявлении неисправленного отражения хозяйственных операций в отчетном году, исправления в бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность за прошлый отчетный год не вносятся.

Не являются ошибками неточности или пропуски в отражении фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности, выявленные в результате получения новой информации, которая не была доступна на момент отражения таких фактов хозяйственной деятельности (п. 2 ПБУ 22/2010).

Ошибка признается существенной, если она в отдельности или в совокупности с другими ошибками за один и тот же отчетный период может повлиять на экономические решения пользователей, принимаемые ими на основе бухгалтерской отчетности, составленный за этот отчетный период. Существенность ошибки организация определяет самостоятельно, исходя как из величины, так и из характера соответствующей статьи (статей) бухгалтерской отчетности (п. 3 ПБУ 22/2010).

Прежде чем анализировать бухгалтерскую отчетность, необходимо убедиться в ее готовности. Для этого проводят предварительную проверку: наличие подписей, соблюдение сроков представления в различные органы, соблюдение  требуемой размерности единиц измерения. Сумма актива баланса должна быть равна сумме пассива как на начало отчетного года, так и на отчетную дату. Итоги по разделам  необходимо проверить не только для того, чтобы убедиться в правильности составления отчета, но и для расчета аналитических коэффициентов.

Отчетным формам присуща как логическая, так и информационная взаимосвязь. Суть логической связи состоит во взаимодополнении и взаимной корреспонденции отчетных форм, из разделов и статей. Некоторые наиболее важные балансовые статьи расшифровываются в сопутствующих формах. Например, балансовая статья «Нематериальные активы» конкретизируется в одноименном разделе приложении я к балансу по форме № 5. Там же расшифровывается статья «Основные средства». Расшифровка других показателей при необходимости можно найти в аналитическом учете.

Логические связи дополняются информационными связями, проявляющимися в прямых и косвенных контрольных соотношениях между отдельными показателями отчетных форм. Прямое контрольное соотношение означает, что один и тот же показатель приведен одновременно в нескольких отчетных формах. Так, величина уставного капитала на начало (конец) года приводится в формах № 1 и № 3, остатки денежных средств – в формах № 1 и № 4. Косвенное контрольное соотношение означает, что несколько показателей одной или ряда отчетных форм связаны между собой несложными арифметическими расчетами. Например, показатели остаточной стоимости нематериальных активов и основных средств, приводимые в Бухгалтерском балансе (форма № 1) общей суммой, увязываются с показателями первоначальной стоимости и амортизации в приложении к балансу (форма № 5).

Знание этих контрольных соотношений, важное не только с позиции анализа, но и контроля, помогает лучше разобраться в структуре отчетности, проверить правильность ее составления путем визуальной проверки отдельных показателей и арифметических соотношений между ними.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 3. рАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ бфо и мсфо

 

Различия между бухгалтерской (финансовой) отчетности и Международными стандартами учета и отчетности проявляется:

  1. в определениях;
  2. в целях;
  3. в отчетном периоде и отчетной дате;
  4. в промежуточной отчетности;
  5. в допущениях (допущениях имущественной обособленности; допущениях непрерывности деятельности и последовательности применения учетной политики; допущениях временной определенности фактов хозяйственной деятельности);
  6. в качественных характеристиках.

 

  1. Различие в определениях между БФО и МСФО

в России бухгалтерская отчетность – это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.3

Согласно МСФО финансовая отчетность представляет собой структурированное представление финансового положения и операций, осуществленных компанией.4

Как следует из сравнения, международные стандарты не содержат условия о жесткой привязке показателей отчетности к данным бухгалтерского учета, выводя порядок отражения конкретных фактов хозяйственной деятельности за рамки регулирования стандартами составления отчетности.

Кроме того, МСФО не указывают на наличие установленных форм отчетности.

 

  1. Различие в целях между БФО и МСФО

Согласно документам российской системы нормативного регулирования бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.5

В МСФО целью финансовой отчетности общего назначения является представление информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств компании, полезной для широкого круга пользователей при принятии экономических решений. Финансовая отчетность также показывает результаты управления ресурсами, доверенными руководству компании.6

Цель бухгалтерской отчетности, сформулированная в РСБУ (Российская система бухгалтерского учета), в целом совпадает с формулировкой цели в МСФО. Правда, российская практика сложилась таким образом, что в большинстве случаев отчетность составляется не в целях удовлетворения интересов широкого круга пользователей в информации, необходимой им для принятия экономических решений, а для формального исполнения требований законодательства в части порядка составления и представления отчетности.

 

  1. Различие в отчетном периоде и отчетной дате между БФО и МСФО

В России бухгалтерская отчетность составляется за отчетный год. Отчетным годом считается период с 1 января по 31 декабря календарного года включительно. Иной отчетный период установлен для вновь созданных организаций.7 Отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода.8

По правилам МСФО финансовая отчетность  должна представляться

как минимум ежегодно. Когда в исключительных обстоятельствах отчетная дата компании изменяется и годовая финансовая отчетность представляется за период продолжительнее или короче, чем один год, компания в дополнение к периоду, охваченному финансовой отчетностью, должна раскрыть9:

  1. причину выбора периода, отличающегося от одного года;
  2. факт того, что сравнительные суммы для отчетов о прибылях и убытках, об изменениях капитала, о движении денежных средств и соответствующих примечаний не в полной мере сопоставимы.

Таким образом, в отличии от российских стандартов, МСФО не фиксируют отчетную дату, а также предусматривает возможность выбора организацией отчетного периода, в том числе  для промежуточной отчетности.

 

  1. Различие в промежуточной отчетности между БФО и МСФО

РСБУ установлено, что месячная и квартальная отчетность является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала отчетного года10. Организация должна сформировать промежуточную бухгалтерскую отчетность не позднее 30 дней по окончании отчетного периода11.

В состав промежуточной бухгалтерской отчетности включаются Бухгалтерский баланс и Отчет о прибылях и убытках, если иное не установлено, в частности учредителями (участниками)12.

В МСФО промежуточный период – отчетный период, продолжительность которого меньше, чем полный финансовый год. Промежуточная финансовая отчетность – это финансовая отчетность, содержащая полный пакет или набор сокращенных финансовых отчетных форм (компонентов) за промежуточный период.

МСФО 3413 устанавливает минимальный состав промежуточной финансовый отчетности (краткий бухгалтерский баланс; краткий отчет о прибылях и убытках; краткий отчет о движении денежных средств; краткий отчет об изменениях капитала; примечание к финансовой отчетности). Однако компания может публиковать полный пакет отчетных форм в своей промежуточной отчетности, а не сокращенную отчетность и некоторые примечания к финансовой отчетности.

Таким образом, требования МСФО в отношении порядка представления и состава промежуточной отчетности существенно менее формализованы, чем требования РСБУ.

Информация о работе Организационные основы формирования бухгалтерской отчетности