Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 18:38, курсовая работа
Основной целью данной курсовой работы является получение знаний об организации контроля затрат и анализа деятельности организации по данным бухгалтерского управленческого учета. Для этого в теоретической части рассмотрим следующие вопросы:
- понятие затрат и их классификация для целей контроля;
- учёт затрат по местам хранения и центрам ответственности;
- анализ отклонений как средство контроля затрат.
Введение ………………………………………………………………….……….3
1.Понятие затрат и их классификация………………………….…………..……5
2. Управление затратами по центрам ответственности……………………….20
3. Этапы разработки системы управления затратами……………….………...25
4. Анализ отклонений как средство контроля затрат………………………….27
Практическая часть. Задание 3………………………………………………….32
Заключение……………………………………………………………………….38
Список использованной литературы…………………………………………...40
Содержание
Введение ………………………………………………………………….……….
1.Понятие затрат и их классификация………………………….…………..
2. Управление затратами по центрам ответственности……………………….20
3. Этапы разработки системы управления затратами……………….………...25
4. Анализ отклонений как средство контроля затрат………………………….27
Практическая часть. Задание 3………………………………………………….32
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Введение
В последнее время многие компании приходят к выводу, что период получения сверхприбыли без должного контроля затрат завершился. Конкуренция усиливается, все больше предприятий применяют современные технологии и оборудование, совершенствуют качество управления. Получать прибыль, просто увеличивая цены, стало невозможно. На первый план выходят неценовые факторы завоевания рынка: улучшение качества продукции, развитие гарантийного и послегарантийного обслуживания, предоставление дополнительных услуг. Именно снижение затрат при сохранении качества выпускаемой продукции дает предприятию возможность удержать или даже усилить свои позиции на рынке.
Для принятия оптимальных управленческих решений и финансовых решений необходимо знать свои затраты и в первую очередь разбираться в информации о производственных расходах. Контроль затрат занимает доминирующее место в общей системе бухгалтерского управленческого учета. Анализ затрат помогает определить эффективность расходов, уточнить, не будут ли они чрезмерными, подскажет, как установить цены, как применять сведения о затратах на ближнюю и дальнюю перспективу, как регулировать и контролировать расходы, как спланировать реальный уровень прибыли.
Предложенная к рассмотрению тема не является абсолютно новой, хотя большинство учебников не дают подробной информации о ней, а содержат лишь ее части. Тем не менее, она, на мой взгляд, является одной из самых актуальных тем к рассмотрению, связанных с деятельностью предприятий, на сегодняшний день.
Основной целью данной курсовой работы является получение знаний об организации контроля затрат и анализа деятельности организации по данным бухгалтерского управленческого учета. Для этого в теоретической части рассмотрим следующие вопросы:
- понятие затрат и их классификация для целей контроля;
- учёт затрат по местам хранения и центрам ответственности;
- анализ отклонений как средство контроля затрат.
В практической части
работы представлено решение предложенной
задачи по составлению калькуляции
на изделия производственного
Базой исследования послужили, в основном, учебные пособия и практикумы ведения учета затрат, набор нормативных документов и рекомендаций, а также ряд журнальных статей из основных экономических периодических изданий по бухгалтерскому учету.
1.Понятие затрат и их классификация
В экономической литературе и нормативных документах часто применяются такие термины, как "издержки", "затраты", "расходы". Неправильное определение этих понятий, на мой взгляд, может исказить их экономический смысл.
Внимательное ознакомление с сущностью перечисленных выше терминов позволяет сделать вывод о том, что в своей основе все эти понятия означают одно и то же — затраты предприятия, связанные с выполнением определенных операций.
Так, в знаменитом словаре русского языка С.И. Ожегова для обозначения этих терминов приводятся следующие определения: "...издержки — израсходованная на что-нибудь сумма, затраты"; "...затрата — то, что истрачено, израсходовано" ; "... расход — 1) затрата, издержки; 2) потребление, затрата чего-нибудь для определенной цели". [7]
Термин "издержки" применяется, как правило, в экономической теории. Это суммарные жертвы предприятия, связанные с выполнением определенных операций. Они включают в себя как явные (бухгалтерские, расчетные), так и вмененные (альтернативные) издержки.
Явные (расчетные) издержки — это выраженные в денежной форме фактические затраты, обусловленные приобретением и расходованием разных видов экономических ресурсов в процессе производства и обращения продукции, товаров или услуг.
Альтернативные (вмененные) издержки означают упущенную выгоду предприятия, которую оно получило бы при выборе производства альтернативного товара, по альтернативной цене, на альтернативном рынке и т.д.
Под затратами мы будем понимать явные (фактические, расчетные) издержки предприятия, а под расходами - уменьшение средств предприятия или увеличение его долговых обязательств в процессе хозяйственной деятельности. Расходы означают факт использования сырья, материалов, услуг. Лишь в момент реализации предприятие признает свои доходы и связанную с ним часть затрат — расходы.
На такое понимание вышеуказанных терминов нас ориентирует стандарт 18 МСФО "Выручка", а также отечественные ПБУ 9/99 "Доходы организации" и 10/99 "Расходы организации". В соответствии с указанными документами расходы, как правило, принимают форму оттока или уменьшения актива. Расходы признаются в отчете о прибылях и убытках на основании непосредственной связи между понесенными затратами и поступлениями по определенным статьям дохода. Такой подход называется соответствием расходов и доходов. Исходя из этого в бухгалтерском учете все доходы должны соотноситься с затратами на их получение, называемыми расходами.
В настоящее время состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, регламентируется соответствующими нормативными актами, прежде всего, положением "О составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли" (утверждено постановлением Правительства РФ 5 августа 1992 г. №552 с последующими изменениями и дополнениями).
Даже из простого перечисления слагаемых затрат, образующих себестоимость продукции (работ, услуг), видно, что они не одинаковы не только по своему составу, но и по значению в изготовлении продукта, выполнении работ и услуг. Одни затраты непосредственно связаны с производством продукции (затраты сырья, материалов, оплата труда рабочих и др.), другие — с управлением и обслуживанием производства (расходы на содержание аппарата управления, на обеспечение производственного процесса необходимыми ресурсами, на содержание основных средств в рабочем состоянии и т.д.), а третьи, не имея непосредственного отношения к производству, все-таки по действующему законодательству включаются в издержки производства (отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, социальные нужды населения и др.). Кроме того, часть затрат прямо включается в себестоимость конкретных видов готовых изделий, а другая часть, в связи с производством нескольких видов продукции, — косвенно. Поэтому для эффективной организации управленческого учета необходимо применять экономически обоснованную классификацию затрат по определенным признакам. Это поможет не только лучше планировать и учитывать затраты, но и точнее их анализировать, а также выявлять определенные соотношения между отдельными видами затрат и исчислять степень их влияния на уровень себестоимости и рентабельности производства.
В управленческом учете
целью любой классификации
В этой связи заслуживает
внимания классификация затрат, предложенная
К. Друри. По его мнению, прежде всего,
в учете накапливается
1) для калькулирования
и оценки себестоимости
2) для планирования
и принятия управленческих
3) для осуществления процесса контроля и регулирования.
Кроме того, в каждом из перечисленных выше трех направлений, в свою очередь, происходит дальнейшая детализация затрат в зависимости от целей управления [2].
Нисколько не умаляя достоинства предложенной классификации затрат, считаю, что сужение возможностей управленческого учета рамками только этих направлений не совсем отвечает требованиям нынешнего времени. Как известно, управленческий учет призван достигать намеченной цели через свои функции. У каждой функции имеется свое назначение, цель, задачи, а также методы, приемы и способы их достижения. В связи с этим предлагаем расширить направления классификации затрат, подчинив их возможностям каждой функции управленческого учета.
Обобщенно классификацию затрат предприятия применительно для управленческого учета можно представить в следующем виде таблицы 1.
Таблица 1.
Классификация затрат в управленческом учете
Классификационные признаки с учетом функций управления |
Виды затрат |
1. Процесс принятия управленческих решений |
Явные и альтернативные; релевантные и нерелевантные; эффективные и неэффективные |
2. Процесс прогнозирования |
Краткосрочные и долгосрочные |
3. Процесс планирования |
Планируемые и непланируемые |
4. Процесс нормирования |
Стандарты, нормы и нормативы и отклонение от них |
5. Процесс организации |
По местам и сферам возникновения; функциям деятельности и центрам ответственности |
6. Процесс учета |
Одноэлементные и комплексные;
по статьям калькуляции и |
7. Процесс контроля |
Контролируемые и |
8. Процесс регулирования |
Регулируемые и нерегулируемые |
9. Процесс стимулирования |
Обязательные и поощрительные |
10. Процесс анализа |
Фактические; прогнозные, плановые; сметные; стандартные; общие и структурные; полные и частичные |
Важным моментом в управленческой деятельности является процесс принятия решений, в ходе которого определяются тактика и стратегия развития предприятия. В этих целях затраты предприятия подразделяются на явные и альтернативные, релевантные и нерелевантные, эффективные и неэффективные.
Для принятия управленческих решений важное значение имеет их подразделение на явные и неявные (альтернативные).
Явные — это предполагаемые затраты, которые должно нести предприятие при выполнении производственной и коммерческой деятельности.
Затраты же, обусловленные отказом от одного товара в пользу другого, называют альтернативными (вмененными) затратами. Они означают упущенную выгоду, когда выбор одного действия исключает появление другого действия. Альтернативные затраты возникают в случае ограниченности ресурсов. Если ресурсы не ограничены, вмененные издержки равны нулю. Альтернативные затраты иногда называют дополнительными.
В зависимости от специфики принимаемых решений затраты подразделяются на релевантные и нерелевантные.
Релевантными (т.е. существенными, значительными) затратами можно считать только те затраты, которые зависят от рассматриваемого управленческого решения. В частности, затраты прошлых периодов не могут быть релевантными, поскольку повлиять на них уже нельзя. В то же время, вмененные затраты (упущенная выгода) релевантны для принятия управленческих решений.
На результаты принимаемых решений существенное влияние может оказать деление затрат на эффективные и неэффективные.
Эффективные — это производительные затраты, в результате которых получают доходы от реализации тех видов продукции, на выпуск которых были произведены эти затраты.
Неэффективные — это затраты непроизводительного характера, в результате которых не будут получены доходы, так как не будет произведен продукт. Неэффективные затраты — это потери на производстве. К ним относятся потери от брака, простоев, недостачи и порча товарно-материальных ценностей и др. Обязательность выделения неэффективных затрат трактуется тем, чтобы не допустить проникновения потерь в планирование и нормирование.
Любое предприятие, стремящееся максимизировать свою прибыль, должно так организовать свое производство, чтобы затраты на единицу выпускаемой продукции были минимальны. Значит, и принимаемые решения должны ориентироваться на задачу минимизации затрат. Для выполнения этой задачи важное значение нужно придать процессу прогнозирования, в ходе которого затраты предприятия рассматриваются как в краткосрочном, так и долгосрочном периодах.