Организация, методика и техника проведения инвентаризации и отражение её результатов в учёте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 12:19, курсовая работа

Краткое описание

Инвентаризация обеспечивает достоверность данных бухгалтерского учета. Именно поэтому предприятия организационно-правовых форм и видов деятельности обязаны в соответствии с “Законом о бухгалтерском учете и отчетности” проводить сплошную инвентаризацию материальных ресурсов перед составлением годового отчета.

Целью курсовой работы является углубленное изучение общей характеристики инвентаризации. Систематизация и закрепление знаний по данной теме, развитие навыков самостоятельного исследования и обобщение выводов.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 114.01 Кб (Скачать файл)

 
Сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией. 
 
Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, по которым обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации./36/ 
 
Налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам. Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода.  
 
Сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется следующим образом/36/:  

  •  
    по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 календарных дней - в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной задолженности; 

  •  
    по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90  календарных дней (включительно) - в сумму резерва включается 50% от суммы задолженности; 

  •  
    по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45  календарных  дней - не увеличивает сумму создаваемого резерва. 

 
Сумма создаваемого резерва не может превышать 10% от выручки отчетного (налогового) периода. Резерв может быть использован лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов. 
 
Сумма резерва, не полностью использованная в отчетном периоде, может быть перенесена на следующий период. При этом сумма вновь создаваемого резерва должна быть скорректирована на сумму остатка резерва предыдущего периода.  
 
В случае если сумма вновь создаваемого резерва меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов, иначе - во внереализационные расходы. 
 
В случае если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, списание долгов, осуществляется за счет суммы резерва. Если сумма резерва меньше суммы безнадежных долгов, подлежащих списанию, то разница (убыток) подлежит включаются в состав внереализационных расходов. 
 
Как известно, в балансе дебиторская задолженность отражается за вычетом резерва по сомнительным долгам. Резерв по сомнительным долгам представляет собой один из видов так называемых оценочных резервов.  
 
Действующее бухгалтерское законодательство предусматривает начисление организациями трех видов оценочных резервов/22/:  
 
1) резервов под снижение стоимости материальных ценностей;  
 
2) резервов под обесценение вложений в ценные бумаги;  
 
3) резервов по сомнительным долгам.  
 
Создание таких оценочных резервов в бухгалтерском учете вытекает из требования осмотрительности, предъявляемого к учетной политике организации, составляемой в целях ведения бухгалтерского учета. Согласно п. 7 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденного Приказом Минфина России от 09.12.1998 N 60н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98", принимаемая организацией учетная политика в целях ведения бухгалтерского учета должна обеспечивать большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов, учитывая требование осмотрительности./37/  
 
Иначе говоря, составляя приказ об учетной политике в целях бухгалтерского учета, налогоплательщик должен предусмотреть методику расчета сумм оценочных резервов.  
 
В п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее - Положение по ведению бухгалтерского учета), являющегося бухгалтерским нормативным документом, сказано, что организация может создавать резервы сомнительных долгов по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации./4/  
 
В Письме Минфина России от 15.10.2003 N 16-00-14/316 "О сомнительном долге организации" указано, что у организации-покупателя, перечислившей в соответствии с договором предварительную оплату за товар, обязательства поставщика по отгрузке продукции не могут рассматриваться задолженностью, по которой образуется резерв по сомнительным долгам. То есть, по мнению Минфина, задолженность, возникшая в результате выплаты аванса поставщику, не может участвовать в создании резерва. Иными словами, резерв создается в бухгалтерском учете только под задолженность покупателей.  
 
Что касается бухгалтерского учета, то здесь законодательство четко не определяет, как часто нужно создавать этот резерв и каким образом рассчитывать его сумму.  
 
В соответствии с п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.  
 
На основании п. 11 ПБУ 10/99 отчисления в резервы по сомнительным долгам, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета, являются для организации прочими расходами./7/  
 
Особенностью резерва по сомнительным долгам является то, что в отличие от остальных видов создаваемых резервов для обобщения информации по данному виду резерва Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению" предусмотрен специальный счет 63 "Резервы по сомнительным долгам". /38/ 
 
В бухгалтерском учете сумма резерва по сомнительным долгам, исчисленная на последний день отчетного (налогового) периода, отражается по кредиту счета 63: Дт 91-2 Кт 63 - сформирован резерв по сомнительным долгам.  
 
Списание суммы резерва по сомнительным долгам на дату погашения покупателем задолженности, ранее признанной организацией сомнительной, отражается следующими проводками:  
 
Дт 51 Кт 62 - получены денежные средства;  
 
Дт 63 Кт 91-1 - отражено списание суммы резерва по сомнительным долгам. 
 
В соответствии с п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва по сомнительным долгам, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам.  
В бухгалтерском учете присоединение неиспользованных сумм резервов по сомнительным долгам к прибыли отчетного периода, следующего за периодом их создания, отражается таким образом:  
 
Дт 63 Кт 91-1 - списаны неиспользованные суммы.  
 
Согласно действующим нормативным актам по ведению бухгалтерского учета основой для создания резервов по сомнительным долгам являются следующие условия/22/:  
 
1) резерв может быть создан только по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги (п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности);  
 
2) резерв создается организациями, применяющими метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) по мере отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов (п. 3.54 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее - Методические указания));  
 
3) резерв создается на основе результатов проведенной инвентаризации дебиторской задолженности организации, в ходе которой инвентаризационная комиссия путем документальной проверки устанавливает правильность и обоснованность сумм дебиторской задолженности, включая те, по которым истекли сроки исковой давности (п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и п. 3.48 Методических указаний), причем дебиторская задолженность организации, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями, признается сомнительным долгом. Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности определен в три года;/39/  
 
4) величина резерва определяется организацией отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично (п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности);  
 
5) создание резерва с указанием общего его размера, суммы по каждому сомнительному долгу и вероятности погашения долга должно быть закреплено в учетной политике организации (на основании норм Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденного Приказом Минфина России от 09.12.1998 N 60н);  
 
Таким образом, в соответствии с тем же п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности сомнительным долгом признается дебиторская задолженность организации, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.  
Специальной методики определения платежеспособности должника для целей п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности не существует. При этом можно опираться на существующие положения, при которых долг может быть признан сомнительным долгом и, соответственно, должник будет являться полностью неплатежеспособным для кредитора:  
 
- должник признан банкротом без возможности удовлетворения претензий кредиторов;  
 
- произведена ликвидация организации-должника в установленном порядке, а кредитор не предъявил претензий в установленный срок;  
 
- вынесено постановление правоохранительных органов о прекращении уголовного дела в связи с невозможностью обнаружения лиц, виновных в хищении имущества организации-дебитора.  
 
Таким же образом и для оценки вероятности погашения долга сомнительная дебиторская задолженность несет риск полного или частичного неполучения причитающейся оплаты.  
 
При этом документальным подтверждением невозможности погашения должником задолженности перед организацией могут служить:  
 
- выписки из единого государственного реестра или справка налогового органа о ликвидации организации-должника;  
 
- уведомление ликвидационной комиссии или решение суда об отказе в удовлетворении требований по взысканию задолженности из-за недостаточности имущества ликвидированной организации-должника и др.  
 
При принятии организацией решения о создании резервов сомнительных долгов должен учитываться принцип осмотрительности в соответствии с п. 7 ПБУ 1/98, запрещающий создание скрытых резервов. В частности, это означает, что должна иметь место оценка реальной вероятности неоплаты задолженности, неполной ее оплаты или оплаты со значительным отклонением от установленных сроков (за пределами того календарного года, на который создается соответствующий резерв)./37/  
 
Так как величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично, то в акте инвентаризации расчетов по сомнительным долгам должны быть отражены мероприятия, проведенные кредитором в рамках претензионной работы:  
 
- рассылка писем должникам о погашении долга;  
 
- подписание актов взаиморасчетов с фирмой-должником;  
 
- обращение в налоговые органы по поводу получения выписки из единого государственного реестра или справки налогового органа о ликвидации фирмы-должника;  
- обращение в суд о взыскании долга с фирмы-должника и др.  
 
Опираясь на данные, полученные в ходе претензионной работы, кредитор обязан определить величину резерва отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.  
 
В соответствии с п. 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся соответственно на счет средств резерва сомнительных долгов либо на финансовые результаты, если в период, предшествующий отчетному, суммы этих долгов не резервировались.  
 
Списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Эта задолженность должна отражаться за бухгалтерским балансом в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника.  
 
Кроме того, Минфин России в Письме от 12.01.2006 N 07-05-06/2 "Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2005 год" указывает, что образовывать резервы по сомнительным долгам можно только в тех случаях, когда организация в достаточно высокой степени уверена в полной или частичной неоплате сомнительной задолженности.  
 
Если на отчетную дату организация уверена в получении в течение 12 месяцев после отчетной даты суммы в оплату какой-либо просроченной дебиторской задолженности, то резерв можно не создавать./41/  
3.2.1 Формирование резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете 
Из требования осмотрительности, которое предъявляется к учетной политике организации, составляемой в целях ведения бухгалтерского учета, вытекает необходимость создавать так называемые оценочные резервы. Один из них - резерв по сомнительным долгам.  
 
Согласно п. 7 ПБУ 1/98 <1> принимаемая организацией в целях ведения бухгалтерского учета учетная политика должна обеспечивать большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов, учитывая требование осмотрительности. Иначе говоря, составляя приказ об учетной политике для целей бухгалтерского учета, налогоплательщик должен предусмотреть методику расчета сумм оценочных резервов. Действующее бухгалтерское законодательство предусматривает создание организациями трех видов оценочных резервов/31/:  
 
- под снижение стоимости материальных ценностей;  
 
- обесценение вложений в ценные бумаги;  
 
- по сомнительным долгам.  
 
<1> Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98 утверждено Приказом Минфина России от 9 декабря 1998 г. N 60н.  
 
В бухгалтерском балансе дебиторская задолженность отражается за вычетом резерва по сомнительным долгам. В п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета <2> (далее - Положение) указано, что организация может создавать резервы сомнительных долгов по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации.  
 
<2> Утверждено Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н.  
 
По мнению Минфина России, у организации-покупателя, перечислившей в соответствии с договором предварительную плату за товар, обязательства поставщика по отгрузке продукции не могут рассматриваться задолженностью, по которой образуется резерв по сомнительным долгам (Письмо от 15 октября 2003 г. N 16-00-14/316). Иными словами, резерв в бухгалтерском учете создается только под задолженность покупателей; задолженность, возникшая в результате выплаты аванса поставщику, не может участвовать в создании резерва.  
 
Что касается бухгалтерского учета, то законодательство четко не определяет, как часто нужно создавать этот резерв и каким образом рассчитывать его сумму. В соответствии с п. 70 Положения величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично. На основании п. 11 ПБУ 10/99 <1> отчисления в резерв по сомнительным долгам, создаваемый в соответствии с правилами бухгалтерского учета, являются для организации прочими расходами.  
 
<1> Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99 утверждено Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н./7/  
 
Особенность резерва по сомнительным долгам в том, что в отличие от остальных видов создаваемых резервов Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций <2> для обобщения информации по данному виду резерва предусмотрен специальный счет 63 "Резервы по сомнительным долгам". В бухгалтерском учете сумма резерва по сомнительным долгам, исчисленная на последний день отчетного (налогового) периода, отражается проводкой Д 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 2 "Прочие расходы" К 63.  
 
<2> Утвержден Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н.  
 
Списание суммы резерва по сомнительным долгам на дату погашения покупателем задолженности, ранее признанной организацией сомнительной, отражается следующими проводками:  
 
Д 51 "Расчетные счета" К 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" - получены денежные средства;  
 
Д 63 К 91, субсчет 1 "Прочие доходы" - списана сумма резерва по сомнительным долгам.  
 
Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва по сомнительным долгам, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам. В бухгалтерском учете присоединение таких сумм к прибыли отчетного периода, следующего за периодом создания резерва, также отражается проводкой:  
 
Д 63 К 91-1 - списаны неиспользованные суммы.  
 
Приведем несколько практических рекомендаций относительно методики определения платежеспособности должника и оценки вероятности погашения долга. Согласно действующим нормативным актам по ведению бухгалтерского учета основой для создания резервов по сомнительным долгам являются следующие условия/22/:  
 
- резерв может быть создан только по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги (п. 70 Положения);  
 
- создать резерв может организация, определяющая выручку от реализации продукции (работ, услуг) по мере отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов (п. 3.54 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств <3>, далее - Методические указания);/10/  
 
- резерв создается по результатам проведенной инвентаризации дебиторской задолженности организации, в ходе которой инвентаризационная комиссия путем документальной проверки устанавливает правильность и обоснованность сумм дебиторской задолженности, включая те, по которым истекли сроки исковой давности <1> (п. 70 Положения и п. 3.48 Методических указаний), причем сомнительным долгом признается дебиторская задолженность организации, не погашенная в сроки, установленные договором, и не обеспеченная соответствующими гарантиями;  
 
- создание резерва с указанием общего его размера, суммы по каждому сомнительному долгу и вероятности погашения долга должно быть закреплено в учетной политике организации (нормы ПБУ 1/98).  
 
<3> Утверждены Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49. 
 
<1> Статьей 196 ГК РФ общий срок исковой давности определен в три года.  
 
Таким образом, в соответствии с тем же п. 70 Положения "сомнительным долгом признается дебиторская задолженность организации, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями". Специальной методики определения платежеспособности должника для целей указанного пункта Положения не существует. Между тем долг может быть признан сомнительным, и, соответственно, должник будет являться полностью неплатежеспособным для кредитора, если:  
 
- должник признан банкротом без возможности удовлетворения претензий кредиторов;  
 
- организация-должник ликвидирована в установленном порядке, а кредитор не предъявил претензий в определенный срок;  
 
- вынесено постановление правоохранительных органов о прекращении уголовного дела в связи с невозможностью обнаружения лиц, виновных в хищении имущества организации-дебитора.  
 
Таким же образом оценивается и вероятность погашения долга. Сомнительная дебиторская задолженность несет риск полного или частичного неполучения причитающейся оплаты. Так, документальным подтверждением невозможности погашения должником задолженности перед организацией могут служить:  
 
- выписка из ЕГРЮЛ или справка налогового органа о ликвидации организации-должника;  
 
- уведомление ликвидационной комиссии или решение суда об отказе в удовлетворении требований по взысканию задолженности из-за недостаточности имущества ликвидированной организации.  
 
При принятии организацией решения о создании резервов сомнительных долгов в соответствии с п. 7 ПБУ 1/98 должен учитываться принцип осмотрительности, запрещающий создание скрытых резервов. В частности, это означает, что должна оцениваться реальная вероятность неоплаты задолженности, неполной ее оплаты или оплаты со значительным отклонением от установленных сроков (за пределами того календарного года, на который создается соответствующий резерв)./37/ Так как величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично, то в акте инвентаризации расчетов по сомнительным долгам должны быть отражены мероприятия, проведенные кредитором в рамках претензионной работы, например:  
 
- рассылка писем должникам о погашении долга;  
 
- подписание актов взаиморасчетов с организацией-должником;  
 
- обращение в налоговые органы по поводу получения выписки из ЕГРЮЛ или справки налогового органа о ликвидации должника;  
 
- обращение в суд по поводу взыскания долга с организации-должника.  
 
В соответствии с п. 77 Положения дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, а также другие долги, нереальные для взыскания, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся соответственно на счет средств резерва сомнительных долгов либо на финансовые результаты, если в период, предшествующий отчетному, суммы этих долгов не резервировались.  
 
Списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Эта задолженность должна отражаться за бухгалтерским балансом в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника.  
 
Кроме того, Минфин России в Письме от 12 января 2006 г. N 07-05-06/2 указывает, что образовывать резервы по сомнительным долгам можно только в тех случаях, когда организация в достаточно высокой степени уверена в полной или частичной неоплате сомнительной задолженности. Если на отчетную дату организация уверена, что получит в течение следующих 12 месяцев сумму в погашение какой-либо просроченной дебиторской задолженности, резерв можно не создавать./41/  

3.2.2 Порядок формирования  резерва по сомнительным долгам

 
Резерв по сомнительным долгам может быть сформирован на последнее число как отчетного, так и налогового периода. 
 
Об этом Письмо Минфина РФ от 23.10.2008 N 03-03-06/1/597. 
 
В соответствии с пп. 2 п. 7 ст. 272 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) для расходов в виде сумм отчислений в резервы, признаваемые расходом в соответствии с гл. 25 НК РФ, датой осуществления внереализационных и прочих расходов признается, если иное не установлено ст. ст. 261 , 262 , 266 и 267 НК РФ, дата начисления в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ. 
 
Согласно п. 3 ст. 266 НК РФ налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном ст. 266 НК РФ. Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода./1/  
 
4. Расчётно-практическая часть 
 
Согласно условиям задачи организация ведет производственную и торговую деятельность. Первоначально сформированы уставный капитал и задолженность учредителей по взносам в уставный капитал. Задолженность погашалась путем поступления материалов и денежных средств на расчетный счет. 
 
Бухгалтерский учет ведется по отгрузке. Учетной политикой в целях бухгалтерского учета предусмотрено списание общехозяйственных расходов в дебет счета 90 ежемесячно в полной сумме. 
 
В целях исчисления налога на прибыль организация использует метод начисления. 
 
Расходы организации были направлены на приобретение основных средств (операции 2, 3 и 4), материалов для производственного процесса (операции 6) и закупку товаров, продаваемых через посредников (операции 15). Производственным рабочим и аппарату управления начислялась заработная плата(операции 7/3 - 7/5 и 8/2 - 8/4). Технологический процесс изготовления продукции предусматривает использование услуг сторонних организаций (операции 7/6 - 7/8). 
 
Фактически производственная деятельность велась в течение IV квартала. Всего за отчетный период произведено 25 000 шт. продукции, себестоимость 1шт. продукции - 20 руб. (операция 12). 
 
Продукция была реализована по цене выше себестоимости (операции 13 и _14), часть товаров продана ниже учетной цены (операция 18/6). Наконец периода организация отгрузила не всю продукцию, под которую были получены авансы (операции 5 и 13). На складе на 31.12.2004 осталось 5000 шт. продукции. 
 
При расчете НДС рассмотрены следующие операции: 

  •  
    отгрузка товара без оплаты (операция 186);

  •  
    частичная оплата отгруженной продукции (операции 14);

  •  
    внесение предварительной оплаты (операции 5);

  •  
    отсутствие счета-фактуры по приобретенным материальным ценностям (операция 6/4);

  •  
    отсутствие на конец периода оплаты за приобретенный объект основного средства 2 (операции  
    3), за приобретенную программу (операции 9); частичной оплаты за приобретенный объект основных средств 3 (операции 4). за полученный товар(операции 15);

 
-получения пени  по расчетам, связанным с реализацией  продукции покупателю (операции  
19); 
 
- передача имущества безвозмездно (операции 20). 
 
Для расчета налога на прибыль взяты две группы расходов - производственные (операции  
7) и управленческие (операции 8). 
 
Расходы, связанные с управлением, включают в себя постоянные и все виды временных разниц. Расходы, связанные с производством, отличаются от данных налогового учета по стоимости материалов (постоянная разница), по сумме амортизации основного средства (погашение временной налогооблагаемой разницы). Постоянная разница также возникает при безвозмездной передаче материальных ценностей (операция 20). 
 
Задание: 

  •  
    отразить корреспонденцию счетов;

  •  
    составить оборотно-сальдовую ведомость;

  •  
    заполнить формы отчетности и учесть суммы налога на прибыль.

 
Таблица №1 – Журнал хозяйственных операций

 
№ операции/строки

 
Содержание операции

 
Отражение на счетах бухгалтерского учета

 
Сумма, тыс.руб.

 
Дебет

 
Кредит

 
1

 
1

 
Сформирован уставный капитал

 
75

 
80

 
4000

 
2

 
В качестве взноса в уставный капитал учредителями внесены денежные средства

 
51

 
75

 
4000

 
2

 
1

 
Оплачен счет на приобретение основного средства 1

 
60

 
51

 
283,2

 
2

 
Приобретено основное средство 1

 
08,1

 
60

 
240

 
3

 
НДС по основному средству 1

 
19

 
60

 
43,2

 
4

 
Основное средство 1 общехозяйственного назначения введено в эксплуатацию в сентябре

 
01,1

 
08,1

 
240

 
5

 
Принят к зачету НДС (основное средство 1 введено в эксплуатацию, оплачено, имеется счет-фактура) в октябре

 
68

 
19

 
43,2

 
3

 
1

 
Приобретено основное средство 2

 
08,2

 
60

 
120

 
2

 
НДС по основному средству 2

 
19

 
60

 
21,6

 
3

 
Основное средство 2 общехозяйственного назначения введено в эксплуатацию в сентябре

 
01,2

 
08,2

 
120

 
4

 
1

 
Приобретено основное средство 3 производственного назначения

 
08,3

 
60

 
150

 
2

 
НДС по основному средству 3

 
19

 
60

 
27

 
3

 
Основное средство 3 (оплачено частично в октябре)

 
60

 
51

 
53,1

 
4

 
Основное средство 3 застраховано на время пути

 
08,3

 
76

 
30

 
5

 
Основное средство 3 производственного назначения введено в эксплуатацию в октябре

 
01,3

 
08,3

 
180

 
6

 
Оплачено страхование основного средства 3

 
76

 
51

 
30

 
7

 
Принят к зачету НДС в оплаченной части

 
68

 
19

 
8,1

 
5

 
1

 
Получена предоплата от покупателя 1

 
51

 
62

 
1170

 
2

 
Исчислен НДС с суммы полученной предоплаты

 
62

 
68

 
178,475

 
6

 
1

 
Поступили материалы от поставщика

 
10

 
60

 
144,068

 
2

 
НДС по материалам

 
19

 
60

 
25,932

 
3

 
Оплачены материалы в октябре

 
60

 
51

 
170

 
4

 
Счет-фактура не выставлен

 
10

 
19

 
25,932

 
7

 
1

 
Осуществлены производственные затраты в том числе:

 
-

 
-

 
500

 
2

 
Сырье

 
20

 
10

 
151,2

 
3

 
Начислена зарплата

 
20

 
70

 
200

 
4

 
ЕСН:

  •  
    в части расчетов с внебюджетными фондами (ФСС РФ, ФОМС)
  •  
    в части расчетов по взносам на обязательное пенсионное страхование, подлежащих перечислению в федеральный бюджет

 
20 
 
20

 
69 
 
69

 
12 
 
12

 
5

 
Пенсионное страхование (14%)

 
20

 
69

 
28

 
6

 
Услуги сторонней организации

 
20

 
60

 
88,8

 
7

 
НДС по услугам

 
19

 
60

 
15,984

 
8

 
Оплачен счет по услугам поставщика в ноябре

 
60

 
51

 
104,784

 
9

 
Принят к зачету НДС по услугам

 
68

 
19

 
15,984

 
10

 
Начислена амортизации по объекту основных средств 3 за два месяца (ноябрь, декабрь) (45 мес. По 4 тыс.руб. в месяц)

 
20

 
02,3

 
8

 
8

 
1

 
Сформированы общехозяйственные расходы, в том числе:

 
-

 
-

 
79,8

 
2

 
Зарплата административно-управленческого персонала

 
26

 
70

 
50

 
3

 
ЕСН:

  •  
    в части расчетов в внебюджетными фондами (ФСС РФ, ФОМС)
  •  
    в части расчетов по взносам на обязательное пенсионное страхование, подлежащих перечислению в федеральный бюджет

 
26 
 
26

 
69 
 
69

 

 
3

 
4

 
Пенсионное страхование (14%)

 
26

 
69

 
7

 
5

 
Начислена амортизация по основному средству 1 за три последующих месяца после ввода его в эксплуатацию (октябрь, ноябрь, декабрь)

 
26

 
02,1

 
3

 
6

 
Начислена амортизация по основному средству 2 за три последующих месяца после ввода его в эксплуатацию (октябрь, ноябрь, декабрь)

 
26

 
02,2

 
9

 
7

 
Приобретены канцелярские товары (без НДС)

 
10

 
60

 
4,8

 
8

 
Отпущены канцелярские товары по требованию-накладной

 
26

 
10

 
4,8

 
9

 
1

 
Приобретена и введена в декабре в эксплуатацию программа (без передачи исключительных прав)

 
97

 
60

 
144

 
2

 
НДС по программе

 
19

 
60

 
25,92

 
10

 
1

 
Списаны расходы будущих периодов за 1 месяц из условия расчета срока списания – 8 месяцев

 
26

 
97

 
18

 
11

 
1

 
Принят к учету авансовый отчет по командировке (сверхнормативные расходы – 24 тыс.руб.)

 
26

 
71

 
35

 
12

 
1

 
Выпущена и сдана на склад готовая продукция (25000 шт.)

 
43

 
20

 
500

 
13

 
1

 
Отгружена продукция покупателю 1 (15000 шт.)

 
62

 
90

 
619,5

 
2

 
В том числе НДС

 
90,3

 
68

 
94,5

 
3

 
Списаны затраты (на 15000 шт.)

 
90,2

 
43

 
300

 
4

 
Финансовый результат по операциям с покупателем 1

 
90,9

 
99

 
225

 
5

 
Закрыта задолженность за реализованную продукцию за счет поступившего ранее аванса

 
62

 
62

 
619,5

 
6

 
Восстановлен НДС по авансу, засчитанному в реализацию

 
68

 
76

 
94,5

 
14

 
1

 
Реализована продукция покупателю 2 (5000 шт.)

 
62

 
90

 
236

 
2

 
НДС по реализации покупателю 2 (5000 шт.)

  •  
    в оплаченной части
  •  
    в неоплаченной части

 
90,3 
 
90,3

 
68 
 
76

 
25,2 
 
10,8

 
3

 
Списана себестоимость реализованной продукции (5000 шт.)

 
90,9

 
43

 
100

 
4

 
Получена частичная оплата товара от покупателя 2

 
51

 
62

 
165,2

 
5

 
Финансовый результат по реализации с покупателю 2 (5000 шт.)

 
90,1

 
99

 
100

 
15

 
1

 
Приобретен товар для продажи (20 шт.)

 
41

 
60

 
250

 
2

 
НДС по приобретенному товару

 
19

 
60

 
45

 
3

 
Произведена частичная оплата товара (30%)

 
60

 
51

 
88,5

 
4

 
НДС взят в зачет в части оплаченного товара (счет-фактура в наличии)

 
68

 
19

 
13,5

 
16

 
1

 
Транспортные расходы по доставке товара на склад организации (НДС не предъявлялся)

 
44

 
60

 
50

 
2

 
Оплачена доставка товара

 
60

 
51

 
50

 
17

 
1

 
Издержки сформированы (услуги посредника)

 
44

 
60

 
30

 
2

 
НДС по неоплаченным издержкам

 
19

 
76

 
5,4

 
18а

 
1

 
Реализовано 10 шт. товара покупателю 1

 
62

 
90

 
200,6

 
2

 
НДС по реализованному товару

 
90

 
68

 
30,6

 
3

 
Списан реализованный товар

 
90

 
41

 
125

 
4

 
Получены денежные средства за отгруженный товар

 
51

 
62

 
200,6

 
18б

 
1

 
Реализовано 3 шт. товар покупателю 2 (по цене ниже учетной)

 
62

 
90

 
42,48

 
2

 
НДС по реализованному товару

 
90

 
68

 
6,48

 
3

 
Списан реализованный товар

 
90

 
41

 
37,5

 
18в

 
1

 
Списаны издержки:

  •  
    услуги посредника
  •  
    транспортные расходы по доставке на реализованный товар ((10шт. + 3шт.) / 20шт. * 50тыс.руб.)

 
90,2 
 
90,2

 
44 
 
44

 
30 
 
32,5

 
2

 
Финансовый результат по операциям торговли

 
99

 
91

 
(19)

 
19

 
1

 
Начислены от покупателя пени за просрочку оплаты товара

 
62

 
91

 
24

 
2

 
Получены от покупателя на расчетный счет пени за просрочку оплаты товара

 
51

 
62

 
15

 
3

 
НДС по сумме пеней по хозяйственному договору:

  •  
    в оплаченной части
  •  
    в неоплаченной части

 
91 
 
91

 
68 
 
76

 
2,288 
 
1,373

 
20

 
1

 
Безвозмездная передача материалов

 
91,2

 
10

 
15

 
2

 
НДС по безвозмездной передаче

 
91,2

 
68

 
2,7

 
21

 
1

 
Списаны общехозяйственные расходы (79,8 тыс.руб. + 18 тыс.руб. + 35 тыс.руб.)

 
90,2

 
26

 
132,8

 
22

 
1

 
Начислен налог на имущество за 9 месяцев 2005 года

 
99

 
68

 
0,198

 
2

 
Начислен налог на имущество за IV квартал 2005 года

 
99

 
68

 
3,092

 
23

 
1

 
Финансовый результат по сч.91

 
99

 
91

 
(0,651)

 
24

 
1

 
Условный расход по налогу на прибыль (налог на бухгалтерскую прибыль)

     

 

Начислен ПНО по безвозмездной передаче Дт 99 Кт 68 – 4,248 т.р. 
 
Начислен ПНО Дт 99 Кт 68 - 5,76 т.р. 
 
Начислен ТПН Дт 99 Кт 68 – 30,09 т.р. 
 
Списан убыток Дт 84 Кт 99 – 121,777т.р.. 

 
 
Заключение 
Инвентаризация имеет большое значение для правильного определения затрат на производство продукции, выполненных работ и оказанных услуг, для сокращения потерь товарно-материальных ценностей, предупреждения хищений имущества и т. п. 
 
Она или подтверждает данные бухгалтерского учета, или выявляет неучтенные ценности и допущенные потери, хищения, недостачи. Поэтому при помощи инвентаризации контролируется не только сохранность материальных ценностей, но и проверяются полнота и достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности. Основная цель инвентаризации – выявление фактического наличия имущества и сопоставление его с данными бухгалтерского учета, проверка полноты отражения обязательств в бухгалтерском учете. 
 
Правила проведения инвентаризации регулируются Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации. В общем, инвентаризация выявляет правильность ведения бухгалтерского учета, материалы и оборудование, пришедшее в негодность, своевременное их списание, ведет к правильности расчета налога на имущество, выявляет излишки материалов. 
 
В ходе данной работы мною был изучен большой объем литературы по правилам проведения инвентаризации на производственных предприятиях, в организациях и на предприятиях торговли. Полученные теоретические основы бухгалтерского учета в этой области были закреплены на примерах. 
 
Инвентаризация актуальна, потому что налаживает бухгалтерский учет, и с ее помощью мы проверяем фактическое наличие имущества у организации или предприятия. 
 
При написании работы мною использовалось много литературы. Было рассмотрено несколько книг по "Теории бухгалтерского учета". Новшества в проведение инвентаризации можно найти в журналах. Но основным источником были Методические указания по проведению инвентаризации. 
Список литературы 

  1.  
    Налоговый Кодекс РФ, часть 2, глава 25.

  1.  
    Федеральный закон от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» в ред. от 23.07.1998

  1.  
    Новый План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденный приказом Минфина России от 31.10.2000 г. № 94 н.

  1.  
    Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, Утверждено приказом Минфина РФ от 26.03.07 № 34н.

  1.  
    Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденных Приказом Минфина России от 28.06.2000 N 60н.

  1.  
    ПБУ 9/99 «Доходы организации» Утверждено приказом Минфина РФ от 6.05.1999г. №32н

  1.  
    ПБУ 10/99 «Расходы организации» Утверждено приказом Минфина РФ от 6.05.1999г. №33н

  1.  
    ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» Утверждено приказом Минфина РФ от 09.06.01 г. № 44

  1.  
    Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28.12.01 № 119н

  1.  
    Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом МФ РФ от 13.06.95 № 49.

  1.  
    Методические рекомендации по применению главы 25 "Налог на прибыль  организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (утв. приказом МНС РФ от 20 декабря 2002 г. N БГ-3-02/729) (с изменениями от 27 октября 2003 г.).

  1.  
    Постановление Госкомстата России от 18.08.1998 № 88 в ред. От 03.05.2000 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации».

  1.  
    Приказ Министерства Финансов РФ №49 от 13.06.95г «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых результатов».

  1.  
    Порядок составления бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках (Финансовая газета № 3 2001 с. 9).

  1.  
    Борисов А. Инвентаризация имущества и финансовых результатов// Финансовая газета - № 6,9 – 2001

Информация о работе Организация, методика и техника проведения инвентаризации и отражение её результатов в учёте