Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2014 в 22:29, реферат
Мною была выбрана именно эта тема для написания реферата потому, что актуальной проблемой социально-экономического развития нашего общества на современном этапе является обеспечение сохранности хозяйственных ресурсов, их рационального и экономического использования, предотвращение непроизводственных расходов сырьевых, топливных и других материальных ценностей. А одним из наиболее важных средств контроля над сохранностью хозяйственных средств является инвентаризация, в процессе которой проверяется сохранность ценностей и сверяется фактическое их наличие с данными бухгалтерского учета.
Одной из основных задач бухгалтерского учета в соответствии с Федеральным Законом "О бухгалтерском учете" является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внешним и внутренним пользователям бухгалтерской отчетности.
Введение………………………………………………………………………………..3
1. Нормативно-правовое регулирование учета инвентаризации…………………...4
1.1 Подготовка к проведению инвентаризации…………….…………………..…...5
1.2 Проведение инвентаризации……………………………………………………..9
1.3 Проверка фактического наличия имущества и сверка с данными бухгалтерского учета………………………………………………………………………………..…10
1.4 Особенности проверки фактического наличия имущества…………………...11
1.5 Проверка документальной обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета………………………………………………………………...14
1.6 Принятие решений по результатам инвентаризации и их отражение в бухгалтерском учете…………………………………………………………………15
2. Инвентаризация по объектам учета…………………………………………...…19
2.1 Инвентаризация основных средств……………………………………………..19
2.2 Инвентаризация материально-производственных запасов…………………...23
2.3 Инвентаризация финансовых вложений……………………………………….26
3. Совершенствование учета инвентаризации…………………………………….29
3.1 Создание резерва по сомнительным долгам…………………………………...30
3.2 Использование резерва по сомнительным долгам……………………………..31
Заключение…………………………………………………………………………...32
Используемая литература…………………………………………………………....33
· по документарным ценным бумагам, хранящимся в депозитариях и банках, а также по бездокументарным ценным бумагам – выписки, подтверждающие наименования, количество и реквизиты (номер, номинал, эмитент) принадлежащих организации ценных бумаг. Выписки необходимо заранее затребовать у организаций, осуществляющих хранение и учет прав на ценные бумаги (банков, депозитариев, регистров).
Также необходимо подобрать подтверждающие первичные документы и регистры аналитического учета по следующим объектам инвентаризации:
· запасам, не находящимся в период проведения инвентаризации под отчетом материально ответственных лиц (переданным на ответственное хранение, материалам и товарам в пути, товарам отгруженным);
· расходам на НИОКР;
· расходам будущих периодов;
· объектам незавершенного строительства;
· незавершенному производству;
· резервам предстоящих расходов.
На практике подготовка первичной документации и учетных регистров, внесение необходимых исправлений в бухгалтерский учет перед инвентаризацией производится далеко не в каждой организации, а ведь осуществление этих мероприятий значительно снижает объем работ при проведении инвентаризации и подведении ее итогов.
Бланки инвентаризационных описей и активов инвентаризации составляются по унифицированным формам до начала инвентаризации и выдаются на руки членам инвентаризационной комиссии.
Альбом унифицированных форм не содержит форм для отражения результатов инвентаризации некоторых категорий имущества: незавершенного строительства, незавершенного производства, расходов на НИОКР, резервов предстоящих расходов. Эти формы должны быть разработаны организацией самостоятельно и утверждены организацией самостоятельно и утверждены в составе учетной политики.
Если последующая обработка результатов инвентаризации будет производиться автоматизировано, то еще на стадии подготовки могут быть частично заполнены графы в следующих описях:
· инвентаризационной описи основных средств;
· инвентаризационной описи нематериальных активов;
· инвентаризационной описи товарно-материальных ценностей;
· инвентаризационной описи товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение.
До начала инвентаризации могут быть заполнены графы, в которых указываются наименование и основные характеристики каждой инвентаризуемой единицы имущества. Перечень заполняемых до проведения инвентаризации граф каждой из описей содержится в Указаниях по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету результатов инвентаризации .
Акты сверки взаиморасчетов с контрагентами (поставщиками, покупателями, подрядчиками, комитентами, комиссионерами и т.п.) составляются на 1 января года, следующего за отчетным, и рассылаются.
Для инвентаризации расчетов
с бюджетом организация должна составить
и направить запрос во все инспекции МНС
РФ, в которых она зарегистрирована как
налогоплательщик, о предоставлении актов
сверки по всем видам налогов, уплачиваемых
организацией.
1.2 Проведение инвентаризации
В отношении различных объектов инвентаризации применяются три различных регламента ее проведения.
I. Проверка фактического
наличия имущества сверка
Применяется в отношении следующего имущества, хранящегося и используемого в организациях: основных средств, нематериальных активов (в части наличия правоустанавливающих документов), незавершенного строительства, оборудования к установке, производственных запасов (материалов, товаров, готовой продукции), незавершенного производства, наличных денежных средств, денежных документов и бланков строгой отчетности, документарных ценных бумаг.
II. Документальная сверка
расчетов с бюджетом, кредитными
организациями и другими
Применяется при инвентаризации всех видов расчетов, в том числе расчетов с бюджетом, а также при инвентаризации финансовых вложений в части выданных займов и вкладов в договоры простого товарищества.
III. Проверка документальной обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета, на основании имеющихся у организации документов.
Таким способом осуществляется инвентаризация нематериальных активов (в части правильности формирования балансовой стоимости); запасов, не находящихся в период проведения инвентаризации под отчетом материально ответственных лиц (переданных на ответственное хранение, материалов и товаров в пути, товаров отгруженных);
1.3 Проверка фактического
наличия имущества и сверка
с данными бухгалтерского
До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационная комиссия должна получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы, отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств. Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к отчетам, записью "до инвентаризации" и указывает ее дату. Данная отметка служит бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.
Проверка фактического наличия имущества производится инвентаризационной комиссией в присутствии материально ответственного лица, а в части нематериальных активов – лица, ответственного за сохранность правоустанавливающих документов. До начала инвентаризации от каждого материально ответственного лица берется расписка о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, приняты к учету, а выбывшие списаны в расход. Расписка материально ответственного лица включена в заголовочную часть инвентаризационных описей.
Результаты проверки фиксируются в инвентаризационных описях и актах, составляемых по унифицированным формам:
· инвентаризационной описи основных средств;
· инвентаризационной описи нематериальных активов;
· инвентаризационной описи товарно-материальных ценностей;
· инвентаризационной описи товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение
· акте инвентаризации наличных денежных средств;
· инвентаризационной описи ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности
Эти документы составляются не менее чем в двух экземплярах, а опись по ф. № ИНВ – 5 – в трех экземплярах. Также в трех экземплярах составляется инвентаризационная опись арендованных основных средств, составляемая по ф. № ИНВ – 1.
По окончании проверки и выведения итоговых показателей описи подписываются всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами. При этом материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение. Один экземпляр описи остается у материально ответственного лица, второй – передается в бухгалтерию. Третий экземпляр инвентаризационной описи товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение (ф. № ИНВ – 5), передается организации-собственнику этих ТМЦ. Третий экземпляр инвентаризационной описи арендованных основных средств передается арендодателю.
Достаточно распространенной ошибкой является отсутствие в описи подписи одного или нескольких членов инвентаризационной комиссии, что приводит к признанию результатов инвентаризации недействительными.
По основным средствам, нематериальным активам, производственным запасам и оборудованию к установке (не сданному в монтаж), при проверке фактического наличия которого были выявлены отклонения от учетных данных, бухгалтером составляются сличительные ведомости. В них отражаются расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей. Суммы излишков и недостач имущества указываются в соответствии с его оценкой в бухгалтерском учете. Сличительные ведомости оформляются в двух экземплярах, а затем подписываются бухгалтером и материально ответственным лицом. Один экземпляр передается материально ответственному лицу, другой хранится в бухгалтерии.
В акт инвентаризации наличных денежных средств и инвентаризационную опись ценных бумаг включаются показатели как собственно инвентаризационных описей, так и сличительных ведомостей.
1.4 Особенности проверки фактического наличия имущества
При инвентаризации основных средств (ОС) инвентаризационная комиссия осуществляет осмотр объектов и заносит в инвентаризационную опись основных средств следующую информацию:
· при автоматизированной обработке результатов инвентаризации, если инвентаризационной комиссии выдана частично заполненная опись, - данные о фактическом наличии объектов, их стоимость;
· если описи не были заполнены – полное наименование объектов, их назначение, инвентарные номера, основные технические или эксплуатационные показатели.
При выявлении объектов, которые не отражены в учете, а также объектов, по которым отсутствуют данные, характеризующие их, инвентаризационная комиссия должна включить в инвентаризационную опись недостающие сведения и технические показатели по этим объектам.
Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов должна быть произведена по рыночной цене, а амортизация по действительному техническому состоянию объектов с оформлением сведений об оценке и степени амортизации соответствующими актами.
В бухгалтерском учете выявленные инвентаризацией неучтенные объекты ОС отражаются на основании сличительной ведомости результатов инвентаризации основных средств .
Производится запись:
Дебет счета 08 Кредит счета 91 – отражается рыночная оценка ОС, приведенная в сличительной ведомости и акте оценки объекта.
В соответствии со сличительной ведомостью и актом оценки объекта составляется акт приема-передачи объекта основных средств. Принятие к учету здания (сооружения) оформляется актом о приеме-передаче здания (сооружения) по ф. № ОС – 1а только при наличии документов о государственной регистрации прав на недвижимость. Указанные акты составляются не инвентаризационной комиссией, а комиссией по приему-передаче основных средств. При этом определяется срок полезного использования объекта информации об амортизации. Производится бухгалтерская запись:
Дебет счета 01 Кредит счета 08 – отражено принятие к учету объекта основных средств
Более подробно инвентаризация ОС будет рассмотрена в п. 2.1 данной курсовой работы.
Инвентаризация нематериальных активов (НА) заключается в проверке:
· наличия документов, подтверждающих права организации на его использование;
· правильности и своевременности отражения нематериальных активов в бухгалтерском балансе.
Инвентаризационная комиссия должна убедиться о регистрации прав и указать в инвентаризационной описи нематериальных активов (ф. № ИНВ – 1а) его реквизиты (дату и номер), сличить дату получения организацией прав на интеллектуальную собственность, зафиксированную в регистрирующем права документе, и дату принятия объекта к учету, которая указана в карточке по ф. № НМА – 1.
По незавершенному капитальному строительству в описях указывается наименование объекта и объем выполненных работ по этому объекту, по каждому отдельному виду работ, конструктивным элементам, оборудованию и т.п. При инвентаризации незавершенного капитального строительства следует проверить:
· числиться ли в составе незавершенного капитального строительства оборудование, переданное в монтаж, но фактически не начатое монтажом;
· состояние законсервированных и временно прекращенных строительством объектов. Необходимо выявить причины и основание для консервации этих объектов.
На законченные строительством объекты, полностью или частично введенные в эксплуатацию, приемка и ввод в действие которых не оформлены надлежащими документами, составляются особые описи. Отдельные описи составляются также на законченные, но не введенные в эксплуатацию объекты. В описях необходимо указать причины задержки оформления сдачи в эксплуатацию указанных объектов.
На прекращенные строительством объекты, а также на проектно-изыскательские работы по неосуществленному строительству составляются описи, в которых приводятся данные о характере выполненных работ и их стоимости с указанием причин прекращения строительства. Для этого должны использоваться соответствующая техническая документация (чертежи, сметы, сметно-финансовые расчеты), акты сдачи работ, этапов, журналы учета выполненных работ на объектах строительства и другая документация.
Инвентаризация оборудования к установке, не сданного в монтаж, осуществляется в том же порядке, что и инвентаризация производственных запасов (материалов, товаров, готовой продукции).
При инвентаризации производственных запасов проверяется их фактическое наличие путем обязательного пересчета, перевешивания или перемеривания. Данные проверки заносятся в выданную инвентаризационной комиссии инвентаризационную опись товарно-материальных ценностей
Товарно-материальные ценности, поступающие под отчет материально ответственного лица во время проведения инвентаризации, принимаются им в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуются по реестру или товарному отчету после инвентаризации. Эти ТМЦ заносятся в отдельную опись "Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации", где указывается дата поступления, наименование поставщика, дата и номер приходного документа, наименование товара, количество, цена и сумма. Одновременно на приходном документе за подписью председателя инвентаризационной комиссии (или по его поручению члена комиссии) делается отметка "после инвентаризации" со ссылкой на дату описи, в которую записаны эти ценности.
Методика инвентаризации незавершенного производства в значительной степени зависит от специфики деятельности организации. Инвентаризация незавершенного производства заключается в проверке заделов незавершенного производства (деталей, узлов, агрегатов) посредством фактического их подсчета, взвешивания, перемеривания. При этом необходимо:
Информация о работе Организация, техника и методика проведения инвентаризации и отражение её в учете