Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2014 в 22:29, реферат
Мною была выбрана именно эта тема для написания реферата потому, что актуальной проблемой социально-экономического развития нашего общества на современном этапе является обеспечение сохранности хозяйственных ресурсов, их рационального и экономического использования, предотвращение непроизводственных расходов сырьевых, топливных и других материальных ценностей. А одним из наиболее важных средств контроля над сохранностью хозяйственных средств является инвентаризация, в процессе которой проверяется сохранность ценностей и сверяется фактическое их наличие с данными бухгалтерского учета.
Одной из основных задач бухгалтерского учета в соответствии с Федеральным Законом "О бухгалтерском учете" является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внешним и внутренним пользователям бухгалтерской отчетности.
Введение………………………………………………………………………………..3
1. Нормативно-правовое регулирование учета инвентаризации…………………...4
1.1 Подготовка к проведению инвентаризации…………….…………………..…...5
1.2 Проведение инвентаризации……………………………………………………..9
1.3 Проверка фактического наличия имущества и сверка с данными бухгалтерского учета………………………………………………………………………………..…10
1.4 Особенности проверки фактического наличия имущества…………………...11
1.5 Проверка документальной обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета………………………………………………………………...14
1.6 Принятие решений по результатам инвентаризации и их отражение в бухгалтерском учете…………………………………………………………………15
2. Инвентаризация по объектам учета…………………………………………...…19
2.1 Инвентаризация основных средств……………………………………………..19
2.2 Инвентаризация материально-производственных запасов…………………...23
2.3 Инвентаризация финансовых вложений……………………………………….26
3. Совершенствование учета инвентаризации…………………………………….29
3.1 Создание резерва по сомнительным долгам…………………………………...30
3.2 Использование резерва по сомнительным долгам……………………………..31
Заключение…………………………………………………………………………...32
Используемая литература…………………………………………………………....33
· определить фактическое наличие заделов (деталей, узлов, агрегатов) и не законченных изготовлением и сборкой изделий, находящихся в производстве;
· определить фактическую комплектность незавершенного производства ;
· выявить остаток незавершенного производства по аннулированным заказам, а также по заказам, выполнение которых приостановлено.
Описи составляются отдельно по каждому обособленному структурному подразделению (цеху, участку) с указанием наименования заделов, стадии или степени их готовности, количества или объема, а по строительно-монтажным работам – с указанием объема работ: по незаконченным объектам, их очередям, пусковым комплексам, конструктивным элементам и видам работ, расчеты по которым осуществляется после полного их окончания.
Материалы (в том числе покупные полуфабрикаты), находящиеся у рабочих мест, не подвергавшиеся обработке, в опись незавершенного производства не включается, а инвентаризируются как производственные запасы и фиксируются в отдельных описях.
Забракованные детали в описи незавершенного производства не включаются, а по ним составляются отдельные описи.
Если незавершенное производство представляет собой неоднородную массу или смесь сырья (например, в кондитерской промышленности), в описях, а также в сличительных ведомостях приводятся два количественных показателя:
· количество массы или смеси;
· количество материалов по отдельным наименованиям, входящих в состав массы или смеси.
Количество материалов определяются расчетами в порядке, установленном отраслевыми нормативами и учетной политикой организации.
Проверка фактического наличия денежных средств в кассе организации и денежных документов проводится одновременно с инвентаризацией документарных ценных бумаг, хранящихся в организации, и бланков строгой отчетности и оформляется актом инвентаризации наличных денежных средств.
Результаты проверки наличия документарных ценных бумаг отражаются в отдельной инвентаризационной описи ценных бумаг и бланков строгой отчетности по ф. № ИНВ – 16. Инвентаризация ценных бумаг проводится по отдельным эмитентам с указанием в акте названия ценной бумаги, ее реквизитов (серии, номера, номинальной стоимости), учетной стоимости, срока погашения. При автоматизированной обработке результатов инвентаризации и выдаче на руки инвентаризационной комиссии ф. № ИНВ – 16 с частично заполненными графами комиссия заполняет графы о фактическом наличии документарных ценных бумаг и их фактической стоимости.
1.5 Проверка документальной обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета
Инвентаризация товарно-материальных ценностей в пути, находящихся на ответственном хранении, переданных в переработку, заключается в проверке сумм, подтвержденных правильно оформленными документами:
· по ТМЦ, находящемся в пути, - расчетными документами поставщиков или другими заменяющими их документами;
· по ТМЦ, находящимся на складах сторонних организаций, - сохранными расписками, переоформленными на дату, близкую к дате проведения инвентаризации; другими документами, подтверждающими сдачу этих ценностей на ответственное хранение;
· по ТМЦ, переданными в переработку, - приемопередаточными документами.
В акте инвентаризации товарно-материальных ценностей, находящихся в пути, по каждой отдельной отправке приводятся следующие данные: наименование, количество и стоимость, дата отгрузки, а также перечень и номера документов, на основании которых эти ценности учтены на счетах бухгалтерского учета.
Для документирования инвентаризации ТМЦ, переданных на ответственное хранение и переработку, унифицированных форм нет, поэтому в случае наличия у организации подобных операций следует разработать формы для оформления инвентаризации этих категорий имущества и утвердить их в составе учетной политики. В акте инвентаризации ТМЦ, переданных на ответственное хранение, должно быть указано их наименование, количество, сорт, стоимость, дата передачи на хранение, место хранения, номера и даты документов.
В акте инвентаризации ТМЦ, переданных в переработку другой организации, указываются наименование перерабатывающей организации, наименование ценностей, количество, фактическая стоимость по данным учета, дата передачи ценностей в переработку, номера и даты документов.
Для документирования инвентаризации расходов будущих периодов применяется унифицированная форма акта инвентаризации расходов будущих периодов (ф. № ИНВ – 11). Для оформления инвентаризации расходов на НИОКР организации самостоятельно разрабатывают и утверждают форму акта инвентаризации.
При инвентаризации резервов предстоящих расходов проверяется правильность и обоснованность создания в организации этих резервов в соответствии с принятой учетной политикой и утвержденным в организации регламентом (методикой) их образования и использования.
1.6 Принятие решений по результатам инвентаризации и их отражение в бухгалтерском учете
Результаты инвентаризации обобщаются в "Ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией", которую подписывает руководитель организации, главный бухгалтер и председатель инвентаризационной комиссии. В ведомости содержится информация о выявленных в результате инвентаризации расхождениях по каждому счету: суммах недостач, излишков и порчи, а также о порядке отнесения сумм выявленных недостач и порчи: зачет по пересортице, списание в пределах норм естественной убыли, отнесение на виновных лиц и списание на внереализационные расходы.
Стоимость недостающего или испорченного имущества, недостача и порча которого были выявлены в результате проведенной инвентаризации, подлежит списанию с кредита счетов учета имущества в дебет счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей". Производятся записи:
Дебет счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей",
Кредит счета 01 "Основные средства", субсчет "Выбытие основных средств"; 04 "Нематериальные активы", субсчет "Выбытие нематериальных активов"; 07 "Оборудование к установке"; 08 "Вложения во внеоборотные активы"; 10 "Материалы"; 41 "Товары"; 43 "Готовая продукция"; 50 "Касса"; 58 "Финансовые вложения".
Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируются в следующем порядке:
1. Осуществляется взаимный зачет излишков и недостач производственных запасов в результате пересортицы.
Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен только в виде исключения за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении ТМЦ одного и того же наименования и в тождественных количествах. О допущенной пересортице материально ответственные лица представляют подробные объяснения инвентаризационной комиссии.
Если при зачете недостач излишками по пересортице стоимость недостающих ценностей выше стоимости ценностей, оказавшихся в излишке, эта разница в стоимости относится на виновных лиц. В случае, когда конкретные виновники пересортицы не установлены, выявленная разница рассматривается как недостача сверх норм убыли и списывается на внереализационные расходы. При этом в протоколах инвентаризационной комиссии должны быть даны исчерпывающие объяснения причин, по которым данная разница не отнесена на виновных лиц.
Предложения о регулировании выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского учета представляются на рассмотрение руководителю организации. Окончательное решение о зачете принимает руководитель организации.
Зачет по пересортице и выявление излишков и недостач после зачета отражается в сличительной ведомости результатов инвентаризации ТМЦ. В бухгалтерском учете операции по зачету пересортицы отражаются записями:
Дебет счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей",
Кредит счета 10 "Материалы"; 41 "Товары"; 43 "Готовая продукция"
- списаны недостающие запасы (по их себестоимости или учетной цене);
Дебет счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей",
Кредит счета 16 "Отклонения в стоимости материальных ценностей"
- списаны транспортно-
Дебет счета 10 "Материалы"; 41 "Товары"; 43 "Готовая продукция",
Кредит счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей"
- приняты к учету излишки при зачете недостач излишками по пересортице (по себестоимости или учетной цене запасов, оказавшихся в излишке);
Дебет счета 16 "Отклонения в стоимости материальных ценностей",
Кредит счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей"
- приняты к учету транспортно-
Если превышение стоимости недостающих ценностей над стоимостью излишних ценностей, зачитываемых в счет недостач, относится на виновных лиц, производится запись:
Дебет счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчет "Расчеты по возмещению материального ущерба",
Кредит счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей"
Если лицо, виновное в пересортице, не выявлено, превышение относится на внереализационные расходы организации. Производится запись:
Дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет "Прочие расходы",
Кредит счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей".
Если стоимость излишних зачитываемых ценностей выше стоимости недостающих, превышение относится на внереализационные доходы, что отражается записью:
Дебет счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей",
Кредит счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет "Прочие доходы";
2. Определяется естественная убыль ценностей в пределах установленных норм.
Если после зачета по пересортице, проведенного в установленном порядке, все же имеется недостача ценностей, то нормы естественной убыли должны применяться только по тому наименованию ценностей, по которому установлена недостача.
Естественная убыль ценностей в пределах норм, утвержденных в установленном порядке, списывается по распоряжению руководителя организации на счета учета и на расходы на продажу. Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявленных фактических недостач. Данная операция отражается в учете записями:
Дебет счета 20 "Основное производство", др. счетов учета затрат, Кредит счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей"
- списана естественная убыль материалов в пределах установленных норм;
Дебет счета 44 "Расходы на продажу",
Кредит счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей"
- списана естественная
убыль товаров и готовой
При отсутствии установленных норм убыль рассматривается как недостача сверх норм.
По материалам и товарам, по которым выявлена недостача сверх норм естественной убыли и по которым ранее был предъявлен НДС к возвращению из бюджета, следует восстановить сумму НДС и также отнести ее в дебет счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей". Производится запись:
Дебет счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей",
Кредит счета 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "Расчеты по НДС"
- отражена восстановленная сумма НДС;
3. Недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также порча производственных запасов сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц.
При этом производится запись:
Дебет счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчет "Расчеты по возмещению материального ущерба",
Кредит счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей"
- сумма недостачи (порчи сверх норм естественной убыли) отнесена на виновных лиц.
В тех случаях, когда виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списываются на внереализационные расходы, что отражается в учете записью:
Дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет "Прочие расходы",
Кредит счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей".
В документах, представляемых для оформления списания недостач ценностей и порчи сверх норм естественной убыли, должны быть решения следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц, либо отказ на взыскание ущерба с виновных лиц, заключение о факте порчи ценностей, полученное от отдела технического контроля или соответствующих специализированных организаций.
4. Имущество, оказавшееся в излишке, принимается к учету в оценке по рыночной стоимости с признанием внереализационных доходов с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц.
2. Инвентаризация по объектам учета
2.1 Инвентаризация основных средств
При инвентаризации основных средств проверяется обоснованность остатков по счетам 01 "Основные средства", 02 "Износ основных средств" и 03 "Доходные вложения в материальные ценности".
Согласно п.4 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств", при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:
а) использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг для управленческих нужд организации;
б) использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
Информация о работе Организация, техника и методика проведения инвентаризации и отражение её в учете