Организация, техника и методика проведения инвентаризации и отражение её в учете

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2014 в 22:29, реферат

Краткое описание

Мною была выбрана именно эта тема для написания реферата потому, что актуальной проблемой социально-экономического развития нашего общества на современном этапе является обеспечение сохранности хозяйственных ресурсов, их рационального и экономического использования, предотвращение непроизводственных расходов сырьевых, топливных и других материальных ценностей. А одним из наиболее важных средств контроля над сохранностью хозяйственных средств является инвентаризация, в процессе которой проверяется сохранность ценностей и сверяется фактическое их наличие с данными бухгалтерского учета.
Одной из основных задач бухгалтерского учета в соответствии с Федеральным Законом "О бухгалтерском учете" является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внешним и внутренним пользователям бухгалтерской отчетности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..3
1. Нормативно-правовое регулирование учета инвентаризации…………………...4
1.1 Подготовка к проведению инвентаризации…………….…………………..…...5
1.2 Проведение инвентаризации……………………………………………………..9
1.3 Проверка фактического наличия имущества и сверка с данными бухгалтерского учета………………………………………………………………………………..…10
1.4 Особенности проверки фактического наличия имущества…………………...11
1.5 Проверка документальной обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета………………………………………………………………...14
1.6 Принятие решений по результатам инвентаризации и их отражение в бухгалтерском учете…………………………………………………………………15
2. Инвентаризация по объектам учета…………………………………………...…19
2.1 Инвентаризация основных средств……………………………………………..19
2.2 Инвентаризация материально-производственных запасов…………………...23
2.3 Инвентаризация финансовых вложений……………………………………….26
3. Совершенствование учета инвентаризации…………………………………….29
3.1 Создание резерва по сомнительным долгам…………………………………...30
3.2 Использование резерва по сомнительным долгам……………………………..31
Заключение…………………………………………………………………………...32
Используемая литература…………………………………………………………....33

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТксдаче.doc

— 183.50 Кб (Скачать файл)

Дебет счета 10 Кредит счета 91 (субсчет "Прочие доходы") – отражена рыночная стоимость выявленных излишков товарно-материальных ценностей.

В случае выявления недостачи товарно-материальных ценностей результаты инвентаризации отражаются на счетах бухгалтерского учета следующим образом:

1.   Если формирование фактической себестоимости осуществляется непосредственно на счете 10 "Материалы"

Дебет счета 94 Кредит счета 10 – выявлена недостача или порча материальных ценностей;

Дебет счета 94 Кредит счета 19 – отражена сумма НДС, относящаяся к стоимости недостающих и еще не оплаченных ценностей;

Дебет счета 94 Кредит счета 68 – восстановлен НДС, относящийся у стоимости недостающих и уже оплаченных ценностей, ранее возмещенный из бюджета;

Дебет счета 73 Кредит счета 94 – списана сумма ущерба на виновных лиц (если их вина доказана судом);

Дебет счета 91 (субсчет "Прочие расходы") Кредит счета 94 – списана сумма ущерба на внереализационные расходы.

2.   Если формирование фактической себестоимости осуществляется на счете 10 "Материалы" с использованием дополнительных счетов 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей"

Дебет счета 94 Кредит счета 10 – выявлена недостача или порча материальных ценностей;

Дебет счета 94 Кредит счета 16 – списано отклонение от учетной цены по недостающим или испорченным материальным ценностям;

Дебет счета 94 Кредит счета 19 – отражена сумма НДС, относящаяся к стоимости недостающих и еще не оплаченных ценностей;

Дебет счета 94 Кредит счета 68 – восстановлен НДС, относящийся у стоимости недостающих и уже оплаченных ценностей, ранее возмещенный из бюджета;

Дебет счета 73 Кредит счета 94 – списана сумма ущерба на виновных лиц (если их вина доказана судом);

Дебет счета 91 (субсчет "Прочие расходы") Кредит счета 94 – списана сумма ущерба на внереализационные расходы. [11]

 

2.3 Инвентаризация финансовых  вложений

 

При инвентаризации финансовых вложений проверяются фактические затраты по приобретению ценных бумаг и вклады в уставные капиталы других организаций, а также предоставленные другим организациям займы.

Согласно п.2 Положения по бухгалтерскому учету "Учет финансовых вложений", для принятия к бухгалтерскому учету активов в качестве финансовых вложений необходимо единовременное выполнение следующих условий:

· наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование права у организации на финансовые вложения и на получение денежных средств или других активов, вытекающее из этого права;

· переход к организации финансовых рисков, связанных с финансовыми вложениями;

· способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем в форме процентов, дивидендов либо прироста их стоимости.

В соответствии с п.3 ПБУ 19/02 к финансовым вложениям организации относятся:

· государственные и муниципальные ценные бумаги;

· ценные бумаги других организаций, в том числе долговые ценные бумаги, в которых дата и стоимость погашения определена (облигации, векселя);

· вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций (в том числе дочерних и зависимых хозяйственных обществ);

· предоставление другим организациям займы, депозитные вклады в кредитных организациях;

· дебиторская задолженность, приобретенная на основании уступки права требования, и пр.

В составе финансовых вложений учитывается также вклады организации – товарища по договору простого товарищества.

К финансовым вложениям организации относят:

· собственные акции, выкупленные акционерным обществом у акционеров для последующей перепродажи или аннулирования;

· векселя, выданные организацией-векселедателем организации-продавцу при расчетах за проданные товары, продукцию, выполненные работы, оказание услуги;

· вложения организации в недвижимое и иное имущество, имеющее материально-вещественную форму, предоставляемые организацией за оплату во временное пользование (временное владение и пользование) с целью получения дохода;

· драгоценные материалы, ювелирные изделия, произведения искусства и иные аналогичные ценности, приобретенные не для осуществления обычных видов деятельности.

Активы, имеющие материально-вещественную форму, такие как основные средства, материально-производственные запасы, а также нематериальные активы не являются финансовыми вложениями.

Согласно п. 23 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности в бухгалтерском балансе финансовые вложения разделены на долгосрочные и краткосрочные.

Учет финансовых вложений ведется на счете 58 "Финансовые вложения" с обеспечением возможности получения данных о краткосрочных и долгосрочных активах.

При проверке фактического наличия ценных бумаг устанавливается:

· правильность оформления ценных бумаг;

· сохранность ценных бумаг (путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета);

· своевременность и полнота отражения в бухгалтерском учете полученных доходов по ценным бумагам;

· реальность стоимости учтенных на балансе ценных бумаг.

При хранении ценных бумаг в организации их инвентаризация проводится одновременно с инвентаризацией денежных средств в кассе.

Инвентаризация ценных бумаг проводится по отдельным эмитентам с указанием в акте названия, серии, номера, номинальной и фактической стоимости, сроков погашения и общей суммы. Все ценные бумаги, имеющиеся в организации, должны быть описаны в книге учета ценных бумаг, хранящейся в бухгалтерии.

Инвентаризация ценных бумаг, сданных на хранение в специальные организации (банк, депозитарий, специализированное хранилище ценных бумаг и др.), заключается в сверке остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах бухгалтерского учета организации, с данными выписок этих специальных организаций.

Финансовые вложения в уставные капиталы других организаций, а также займы, предоставленные другим организациям, при инвентаризации должны быть подтверждены документально.

При проверке правильности оценки финансовых вложений следует иметь в виду, что согласно п. 19 ПБУ 19/02 они подразделяются на две группы:

· финансовые вложения, по которым можно определить текущую рыночную стоимость;

· финансовые вложения, по которым их текущая рыночная стоимость не определяется.

Финансовые вложения, по которым можно определить в установленном порядке текущую рыночную стоимость, отражаются в бухгалтерской отчетности на конец отчетного года по текущей рыночной стоимости путем корректировки их оценки на предыдущую отчетную дату. Указанную корректировку организация может производить ежемесячно или ежеквартально.

Согласно п. 9 ПБУ 19/02 первоначальной стоимостью вложений, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на их приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах).

Объекты финансовых вложений (кроме займов), не оплаченные полностью, показывается в активе бухгалтерского баланса в полной сумме фактических затрат на их приобретение с отнесением непогашенной суммы по соответствующей статье группы статей "Кредиторская задолженность" в пассиве бухгалтерского баланса в случаях, когда к инвестору перешли права на объект. В остальных случаях суммы, внесенные в счет оплаты подлежащих приобретению объектов финансовых вложений, показываются в активе бухгалтерского баланса по соответствующей статье группы статей "Дебиторская задолженность".

Для отражения результатов инвентаризации фактического наличия ценных бумаг и выявления количественных расхождений их с учетными данными применяется инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности.

Опись составляется в двух экземплярах, подписывается ответственными лицами инвентаризационной комиссии и материально ответственным лицом (лицами). Один экземпляр описи передается в бухгалтерию организации, второй – остается у материально ответственного лица (лиц), который принимает ценные бумаги или бланки документов строгой отчетности на ответственное хранение.

При наличии бланков документов строгой отчетности, нумеруемых одним номером, составляется комплект с указанием количества документов в нем.

При смене материально ответственных лиц опись составляется в трех экземплярах. Один экземпляр передается материально ответственному лицу, принявшему ценные бумаги и бланки документов строгой отчетности; второй экземпляр – материально ответственному лицу, сдавшему ценные бумаги и бланки документов строгой отчетности; третий экземпляр – бухгалтерии.

На последней странице формы перед подписью председателя комиссии даны две свободные строки для записи последних номеров документов в случае движения ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности во время инвентаризации.

При автоматизированной обработке данных по учету результатов инвентаризации форма № ИНВ – 16 выдается комиссии на бумажных и машинных носителях информации с заполненными графами с 1 по 10. В описи комиссия заполняет графы 11 и 12 о фактическом наличии ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности.

Бухгалтерское оформление

Обнаруженные финансовые вложения приходуются с учетом рыночных цен. Рыночная цена определяется:

· для ценных бумаг, допущенных к торговле на фондовой бирже – по биржевым котировкам;

· для ценных бумаг, не имеющих биржевого обращения, и прочих финансовых вложений – экспертным путем.

Бухгалтерская ошибка исправляется проводкой:

Дебет счета 58 Кредит счета 50 (51) – отражена покупка ценных бумаг.

В общем случае (если бухгалтерских ошибок не выявлено) принятие неучтенных финансовых вложений к учету отражается следующей проводкой:

Дебет счета 58 Кредит счета 91 (субсчета "Прочие доходы").

Если по результатам инвентаризации будет выявлено отсутствие необходимых документов, подтверждающих права организации на финансовые вложения, необходимо предпринять все возможные меры к восстановлению этих документов (запросить дубликат или копию у организации, куда были совершены финансовые вложения, или у организации, зарегистрировавшей такую сделку). Если получить необходимые документы не удастся, организация должна будет списать данные финансовые вложения. При этом необходимо сделать следующие проводки:

Дебет счета 94 Кредит счета 58 – отражен убыток, возникший в результате недостачи финансовых вложений;

Дебет счета 73 Кредит счета 94 – взыскание выявленного убытка обращено на виновных лиц;

Дебет счета 50 Кредит счета 73 – виновным лицом в кассу организации внесена сумма убытка или

Дебет счета 70 Кредит счета 73 – из заработной платы работника удержана сумма выявленного убытка или

Дебет счета 91 (субсчет "Прочие расходы") Кредит счета 94 – списан выявленный убыток на финансовые результаты в случае отсутствия виновных лиц либо если во взыскании с них отказано судом.

 

3. Совершенствование учета  инвентаризации.

 
3.1 Создание резерва по сомнительным  долгам

 

После проведения инвентаризации создаются необходимые для покрытия убытков различных резервов.

Каждая организация, заключая договор, рассчитывает, что его условия будут выполнены. Однако по разным причинам партнеры не всегда расплачиваются за полученные ими товары, работы или услуги, а иногда и вообще не выполняют свои обязательства.

Что делать предприятиям, пострадавшим от недобросовестных партнеров? Можно заранее создать резерв по сомнительным долгам и уменьшить на его сумму налогооблагаемую прибыль. За счет этого резерва покрываются убытки от списания безнадежной задолженности.

Резервы по сомнительным долгам позволяет создать и глава 25 Налогового кодекса РФ, и Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ.

Что такое сомнительный долг.

Согласно п. 1 статьи 266 Налогового кодекса РФ, сомнительный долг – это дебиторская задолженность, которая не погашена в сроки, установленные договором, и при этом не обеспечена залогом, поручительством или банковской гарантией. Для целей налогообложения организация вправе создавать резерв по сомнительным долгам по любой просроченной задолженности. Исключение составляют просроченные проценты по кредитам и займам.

Точно такое же определение сомнительного долга используется и в бухгалтерском учете. Оно приведено в п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. В бухучете также разрешено создавать резерв по сомнительным долгам по любой просроченной задолженности за реализованную продукцию.

 

Суммы дебиторской задолженности отражаются в Регистре учета операций по движению дебиторской задолженности. В нем указываются дата возникновения задолженности и установленная договором дата ее погашения. С помощью этого регистра бухгалтер без труда определит, какая задолженность является просроченной, и когда истек срок погашения.

Суммы сомнительных долгов, по которым создается резерв, указываются в Регистре учета сомнительной и безнадежной задолженности по результатам инвентаризации на отчетную дату. В этом регистре отдельно указывается сомнительная задолженность, срок погашения которой истек более чем за 90 дней до начала квартала и от 90 до 45 дней до начала квартала.

Сумма резерва, включаемая во внереализационные расходы, переносится из Расчета резервов по сомнительным долгам текущего отчетного (налогового) периода в Регистр учета внереализационных расходов.

3.2 Использование резерва  по сомнительным долгам

 

П. 4 статьи 266 Налогового кодекса РФ разрешает использовать резерв по сомнительным долгам только для одной цели – на покрытие убытков по безнадежным долгам. Безнадежный долг – это долг, по которому истек срок исковой давности или который невозможно взыскать (например, из-за ликвидации организации-должника). Если общая сумма безнадежных долгов окажется больше суммы резерва, то эта разница включается во внереализационные расходы. Такой же порядок использования резерва по сомнительным долгам применяется и в бухгалтерском учете.

Информация о работе Организация, техника и методика проведения инвентаризации и отражение её в учете