Органы государственной власти РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 19:52, курсовая работа

Краткое описание

В процессе законотворчества реализуются следующие функции: обновление законодательства, т.е. издание новых нормативных правовых актов; устранение устаревших юридических норм; восполнение пробелов в праве. Реализация этих функций позволяет решить задачу совершенствования российского законодательства.

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение законотворчества, его принципов, форм и этапов в современной России.

Содержание

Введение………………………………………………………………. ………..2
1.Общая характеристика органов государственной власти…………3
2.1 Понятие законотворчества……………………….......................5
2.2 Подготовка проекта закона в органах государственной власти РФ……………………………………………………………...5
2.3 Утверждение законопроекта…………………………………….8
Заключение…………………………………………………………..18
Список литературы…………………………………………………20

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 42.05 Кб (Скачать файл)

                                               Содержание

Введение………………………………………………………………. ………..2

    1. Общая характеристика органов  государственной  власти…………3

2.1 Понятие законотворчества……………………….......................5

2.2  Подготовка проекта закона в органах государственной власти РФ……………………………………………………………...5

2.3 Утверждение законопроекта…………………………………….8

Заключение…………………………………………………………..18

Список  литературы…………………………………………………20

                                                Введение

Законотворчество  – это деятельность государственных  органов (в случае референдума –  всего народа) и должностных лиц  по изданию, переработке и отмене нормативных правовых актов.

В законотворческой деятельности, наряду с принятием  новых юридических норм, относятся  также отмена и изменение устаревших нормативных правовых предписаний. Законотворчество представляет собой  деятельность активную, государственную  по своему характеру. Она была, есть и всегда будет важнейшим средством  управления обществом и непосредственно  связана с типом государства, его формой, механизмом и функциями.

Уровень и культура законотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных  правовых актов – это показатель цивилизованности и демократизма общества. Посредством правотворчества нормы  естественного права облекаются в форму нормативных правовых актов и становятся положительным  правом, т.е. правом, существующим в  виде законодательства.

Процедура возведения норм и принципов естественного  права, социальных потребностей и интересов  граждан в закон составляет содержание законотворчества. Законотворческий процесс  основывается на определенных принципах  – основополагающих идеях, реализация которых обеспечивает его качество и эффективность.

В процессе законотворчества реализуются следующие  функции: обновление законодательства, т.е. издание новых нормативных  правовых актов; устранение устаревших юридических норм; восполнение пробелов в праве. Реализация этих функций  позволяет решить задачу совершенствования  российского законодательства.

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение законотворчества, его  принципов, форм и этапов в современной  России.

1.1. Общая характеристика  органов государственной  власти

 

  Деятельность  любого государства реализуется  прежде всего через систему его  государственных органов.   Орган государства — это обособленное звено механизма государства, которое имеет собственную структуру, строго определенные функции и необходимые для этого государственно-властные полномочия.1

  Структура государственных органов может  быть различна. Чем выше место органа в вертикальной иерархии, тем, как  правило, сложнее его структура. Каждый орган государственной власти создается в соответствии с конституцией, законами или другими нормативно-правовыми  актами.

  Орган государственной власти наделен  властными полномочиями. Его решения  обязательны для исполнения всеми  гражданами, должностными лицами и  организациями, на которых распространяется компетенция данного органа государства.

  Согласно  Конституции РФ государственная  власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Эти ветви  власти самостоятельны и не вмешиваются  в оперативную деятельность друг друга. Реализация принципа разделения их взаимоотношений гарантирует  общество от опасной концентрации

  власти  в руках какого-либо одного органа или должностного лица, способного привести к диктатуре и установлению тоталитарного режима.

  Органы  законодательной власти России включают Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственную Думу) и законодательные (представительные) органы субъектов РФ.

    Главная задача этих органов состоит в принятии законов, регулирующих наиболее важные общественные отношения. Все органы законодательной власти являются выборными, т. е. избираются непосредственно населением на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

  Органы  исполнительной власти России осуществляют государственную власть в форме  организации исполнения законов. К  ним относятся Правительство  РФ, федеральные министерства, государственные  комитеты, федеральные службы, федеральные  комиссии, российские агентства, главы  администраций субъектов РФ.

  Органы  судебной власти России - это Конституционный  Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и суды в  субъектах РФ. Судебная власть является независимой и самостоятельной  ветвью и действует посредством  конституционного, уголовного, гражданского и административного судопроизводства.2 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                      

                   2.1 Понятие законотворчества. 

    "Как известно, воля законодателя, как бы широко ни трактовалось это понятие, формируется под воздействием объективных закономерностей. Поэтому осознание объективной необходимости того или иного явления или процесса, его оценка в субъективном сознании, соотнесение с отдаленными и близкими целями, выявление возможности воздействия права на проявление объективных законов, применение соответствующих - правовых форм для реализации принятого решения - все это основные этапы принятия правотворческого решения".3

Принятие  решения о подготовке законопроекта  знаменует собой начало законотворческого  процесса. С принятием такого решения  определяется тема будущего акта, его  общая направленность. Очень много  зависит от того, каков законопроект изначально, как подана его основная идея и насколько он соответствует  реальным общественным потребностям.

2.2 Подготовка проекта закона в органах государственной власти РФ.

    Законотворчество  — сложный, неоднородный процесс, включающий в себя следующие стадии:

    1) законодательная инициатива — закрепленное в Конституции РФ право определенных субъектов внести предложение об издании закона и соответствующий законопроект в законодательный орган. Право законодательной инициативы порождает у законодательного органа обязанность рассмотреть предложение и законопроект, но принять или отклонить его — право законодателя. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения;4

    2) обсуждение законопроекта — важная стадия, которая начинается в Государственной Думе с заслушивания доклада представителя субъекта, внесшего законопроект. Данная стадия необходима для того, чтобы довести документ до высокого уровня качества: устранить противоречия, пробелы, неточности и прочие дефекты. Наиболее существенные законопроекты выносятся на всенародное обсуждение;5

    3) принятие закона, что достигается с помощью двух механизмов голосования (простым большинством и квалифицированным). Принятие закона — главная стадия, которая, в свою очередь, распадается на три подстадии:

    а) принятие закона Государственной Думой (федеральные законы принимаются  простым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, т.е. 50% + 1 голос; федеральные же конституционные законы считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы);

    б) одобрение закона Советом Федерации «федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации,6 «федеральный конституционный закон считается Принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации»);7

    в) подписание закона Президентом РФ. Президент в течение четырнадцати дней подписывает одобренный закон и обнародует его;

    4) опубликование закона (как правило, федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ; неопубликованные законы не применяются)8

                   

                 2.3 Утверждение законопроекта.

Утверждение законопроекта является центральной  стадией законотворческого процесса, т.к. именно на этом этапе происходит придание юридического значения правилам, находящимся в тексте законопроекта.

Можно выделить четыре основные стадии официального прохождения закона: внесение проекта  на обсуждение законотворческого органа, непосредственное обсуждение проекта, принятие закона, его обнародование (опубликование).

Стадия  официального внесения законопроекта  в законотворческий орган сводится к направлению полностью готового проекта в законотворческий орган.

В юридической  литературе принято выделять два  вида официального вынесения проекта  на рассмотрение.

Первый - кооперативное внесение, когда  законотворческий орган обязан рассмотреть  поставленный вопрос, т.к. связан волеизъявлением  инициатора проекта. Второй - факультативное внесение, когда от руководства законотворческого  органа зависит, поставить ли в повестку дня внесенный проект или оставить его без рассмотрения, направить  ли для доработки или редактирования.9

Такая градация необходима для характеристики права законодательной инициативы. В содержании права законодательной  инициативы входят следующие элементы: действие, совершать которое оно  предоставляет возможным, правомочные осуществлять его субъекты, последствия реализации этих действий.

По  первому элементу права законодательной  инициативы в специальной литературе высказываются две точки зрения:

согласно  одной из них, под "правом законодательной  инициативы следует понимать возможность  вносить проект на рассмотрение представительного  органа власти". Представители другой точки зрения дают более широкое толкование. Они включают сюда "право вносить готовые законопроекты и предложения о разработке и принятии новых законов, отмене и изменении действующих". По сути, широкая трактовка права законодательной инициативы вытекает из Конституции РФ.

Определяющим  элементом содержания права законодательной  инициативы является субъектный состав. Установить носителя права законодательной  инициативы несложно. Таковым может  быть любое лицо, орган или организация, наделенная правом вносить законопроекты  в высшей представительный орган  власти и реализующие это право. Согласно ст.104 Конституции РФ правом законодательной инициативы обладают: Президент РФ, Совет Федерации, члены  Совета Федерации, депутаты Государственной  Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ, Конституционный Суд, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд. Сложнее установить, кто является субъектом в отношении права законодательной инициативы. Правоотношение законодательной инициативы как субъективное право и корреспондирующая ему обязанность возникает лишь в том случае, когда внесен законопроект и если к нему приложена, требуемая законодателем документация.

Право законодательной инициативы возникает  только с момента внесения законопроекта. Этому праву соответствует обязанность  законотворческого органа принять  внесенный проект и включить его  рассмотрение в повестку дня ближайшего заседания, рассмотреть его и  принять решение.

Необходимо  учитывать, что законодательная  инициатива не предполагает обязанности  законотворческого органа принять  предложенный проект, тем более в  том виде, в котором он представлен. Наличие такой обязанности было бы посягательством на верховенство представительной власти. Но при использовании  права законодательной инициативы законотворческий орган связан волеизъявлением  субъекта, имеющего такое право, следовательно, должен рассмотреть проект и принять  по нему решение. Этим законодательная  инициатива отличается от других видов  законотворческих предложений.10

Информация о работе Органы государственной власти РФ