Основные понятия и принципы бухгалтерского учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 19:39, курсовая работа

Краткое описание

Во всем мире бухгалтерский учет понимают как деловой язык бизнеса, но на любом предприятии он испытывает на себе влияние специфических социально-экономических, политических и культурных особенностей каждой страны.
Законодательство России о бухгалтерском учете устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Основные понятия бухгалтерского учета…………………………………….6
1.1. Сущность и значение бухгалтерского учета…………………………….6
1.2. Особенности и задачи бухгалтерского учета……………………………9
2. Принципы бухгалтерского учета…………………………………………….15
2.1. Нормативное регулирование бухгалтерского учета…………………...15
2.2. Принципы бухгалтерского учета………………………………………..20
3. Практическая часть…………………………………………………………...30
Заключение……………………………………………………………………….64
Список использованной литературы…………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

Основные понятия и принципы бухгалтерского учета.docx

— 59.87 Кб (Скачать файл)

Проводки составляются на основании содержимого документа  и инструкций Министерства финансов (МФ) или Государственной налоговой  службы (ГНС). Общие правила составления проводок следующие: [18. С.77].

- если увеличиваются средства, то это дебет операции;

- если средства уменьшаются,  то это кредит операции;

- если увеличиваются источники,  то это кредит операции;

- если источники уменьшаются,  то это дебет операции.

Существует два основных принципа, которыми руководствуются все бухгалтеры.

Принцип бухгалтерской сбалансированности. В основе этого принципа лежит  учет активов, которыми владеет предприятие, и учет своих обязательств, то есть того, что предприятие должно другим.

Активы - это все материальные предметы и нематериальные права, которые  предприятие эксплуатирует для  получения прибыли.

Обязательства - это задолженность  предприятия перед другими лицами, организациями или государством.

Та часть, которая остается после вычитания из активов обязательств, называется собственным капиталом. Это правило является основой  принципа бухгалтерской сбалансированности:

АКТИВЫ = ОБЯЗАТЕЛЬСТВА + СОБСТВЕННЫЙ  КАПИТАЛ.

В этом уравнении обязательства  стоят на первом месте потому, что  обязательства перед внешними инвесторами  должны погашаться в первую очередь  по отношению к владельцам или  акционерам .

Система двойной записи. Появление системы двойной записи в 1494 году связано с именем Фра Лука Пачоли, итальянского монаха. Он объяснил, что у любой сделки есть две зачетные стороны. И поэтому по системе двойной записи каждая операция должна быть двусторонне и взаимосвязано зарегистрирована. Если сделка зарегистрирована таким образом, то какие бы операции не совершались, сохраняется принцип бухгалтерской сбалансированности.

В ходе проверки аудитор должен составить  мнение о финансовой отчетности клиента, следовательно, он должен прежде всего понимать, по каким принципам эта отчетность составлена, какие методологические приемы лежат в ее основе.

Следует отметить, что регулирующие органы — в нашей стране Минфин России — четко определили те бухгалтерские  принципы , которым должны следовать все бухгалтеры.

В практике бухгалтерской деятельности можно выделить три сферы функционирования бухгалтерских принципов.

Первая сфера, в которой функционируют  факты хозяйственной жизни, изучаемые  аудитором, представлена первичными документами. Информационный фонд последних формируется на основе денежного измерителя. Все объекты, не получившие стоимостного выражения, выпадают из внимания бухгалтеров и аудиторов. Такой подход характерен для зарубежных стран. В отличие от отечественных взглядов, признающих и денежный, и натуральный измерители, в США подчеркивают исключительную роль измерителя денежного. Это не случайно. Ведь если объект не получил денежного выражения, то он не может быть включен в учетную совокупность. Знаменитый французский ученый Б. Коласс, отмечая положительные моменты применения указанного принципа, писал, что он позволяет «иметь валюту баланса в качестве способа оценки, ... соединять в целое различные значения и дает возможность сглаживать различия любого разнородного предприятия».

Вместе с тем это обстоятельство должно насторожить аудитора, ибо  он не может предоставить всей необходимой  информации для того, чтобы составить  полную картину о состоянии дел  в организации и политике ее руководства. Бухгалтерские записи ничего не могут  дать аудитору для анализа деятельности руководства предприятия и других факторов. Пытаясь оценить успешность хозяйственной деятельности предприятия, аудитор должен всегда помнить, что  денежный измеритель является неустойчивым во времени и поэтому требует  «периодических внесений поправок в  цены, по которым в различные периоды  времени осуществлялся обмен».

Ко второй сфере относится информационная, в которой все факты хозяйственной жизни вот уже пять веков регистрируются методом двойной записи. Со времен Л. Пачоли (1145-1517) это стало непреложным правилом, согласно которому каждый факт хозяйственной жизни должен быть отражен дважды в одинаковой сумме — по дебету одного и кредиту другого счета. Отсюда вытекает решающее правило аудиторской проверки: изменения по одному счету должны автоматически приводить к изменениям по другим счетам. Например, аудитор видит, что по счету 01 «Основные средства» наблюдается рост дебетовых оборотов, естественно, что и по учетному полю Главной книги должно было бы наблюдаться увеличение кредитовых оборотов по счету 02 «Амортизация основных средств». Если этого нет, то у аудитора сразу же возникает вывод о сознательном искажении клиентом финансового положения и финансовых результатов деятельности фирмы. Аналогичные примеры можно привести по счетам 41 «Товары» и 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и др. Двойная запись организует учетное поле и сразу же указывает аудитору на то, что следует проверить в первую очередь.

К третьей сфере может быть отнесена значимость (существенность) изучаемых  положений. Двойная запись лишь организует поле стоимостных оценок и подсказывает аудитору то, где у клиента допущены вольные или невольные ошибки. Аудитор должен оценить их согласно их значимости. Только значимость ошибки ориентирует администрацию, как  учили Эндерс, Уатфилд, Мор, на «горячие точки». Значимость ошибки с легкой руки Р. Ан-тони аудиторы предпочитают называть принципом материальности (существенности). Он означает, что бухгалтер пренебрегает незначительными обстоятельствами, но в тоже время отражает все существенные моменты. Аудитор должен понимать, что отнесение объекта к той или иной бухгалтерской категории зависит от того, какое значение придает ему собственник. Так, на одном предприятии объект может быть отнесен к основным средствам, на другом - к материалам, а на третьем -сразу же списан на затраты данного отчетного периода. Отечественные аудиторы часто самым значимым счетом считают счет 50 «Касса». Это дань старой традиции наших ревизоров. В новых условиях обороты по кассе часто играют ничтожную роль, и не здесь следует искать ответы на главные вопросы проверки. Рассматриваемые сферы ограничивают принципы, и их не следует менять. Если они выбраны и их разделяют все заинтересованные лица, то это придает работе всех хозяйствующих субъектов необходимую стабильность, а аудитору позволяет принимать решения и быть уверенным в правильности того, что он делает [10. С.214].

На практике иногда говорят «бухгалтерская», а иногда «финансовая» отчетность. И среди аудиторов часто идут споры по поводу того, что же правильно. Отечественная наука использует понятие «бухгалтерская отчетность», а те, кто обогащен знанием МСФО, говорят об отчетности «финансовой». Когда аудитор сталкивается с  отчетностью клиента, то он должен добросовестно  составить мнение об ее достоверности. Однако это легче сказать, чем  сделать. За отчетностью стоят разные группы пользователей, у которых  разные интересы. Это всегда хорошо понимали за рубежом, а теперь стали понимать и у нас.

Все принципы (допущения  и требования) сформулированы в ПБУ  1/2008

«Учетная политика», утвержденном Приказом Минфина России от 6 октября 2008г. № 106н. Причем данное 27 октября 2008 года было зарегистрировано Минюстом России (регистрационный N 12522), что придает принципам бухгалтерского учета всю необходимую юридическую силу. И значит, одной из задач аудиторов становится проверка документации клиентов на соответствие их отчетности бухгалтерским принципам, или иначе — допущениям и требованиям [19. С.54].

Термин «допущение» означает базовый  принцип, отражающий определенные условия, создаваемые организацией при постановке бухгалтерского учета. Термин «требования» - это основной принцип, который предписывает соблюдение принятых правил организации  и ведения бухгалтерского учета  и предполагает обязательное условие  их выполнения.

Допущение, в отличие от требования, допускает возможность (т.е. необязательность) применения. Однако моменты отступления от допущений должны быть раскрыты в пояснительной записке к годовому отчету с указанием причин. Допущение представляет собой объективную реальность, а требование осознанную необходимость. Выделяют два их основных отличия. Во-первых, предположения, указанные в допущениях, означают независимость от положений закрепленных учетной политикой предприятия. Они даны извне и априори входят в бухгалтерскую информационную систему. Бухгалтер должен их подтвердить, хотя теоретически допускается, что он может их и опровергнуть. Во-вторых, допущение предполагает двоякий характер отражения фактов хозяйственной жизни, которые могут соответствовать реальной действительности, а могут и нет. Требование, напротив, не допускает вариантность применения и указывает на единственно возможный способ отражения фактов хозяйственной жизни.

Выполнение допущений и требований -непременное условие системы нормативного регулирования бухгалтерского учета.

В пп. 6 и 7 ПБУ 1/2008 сформулированы четыре допущения (имущественная обособленность, непрерывность деятельности, последовательность применения учетной политики, временная определенность фактов хозяйственной жизни) и шесть требований (полнота, своевременность, осмотрительность, приоритет содержания перед формой, непротиворечивость, рациональность). Таким образом, можно говорить о десяти принципах бухгалтерского учета [10. С.281].

В заключение отметим, что работа аудитора связана с рисками, главный из которых -претензии клиента. Только опираясь на юридически санкционированные принципы, аудитор может работать эффективно, спать спокойно и жить с чистой совестью.

 

 

Заключение

 

Итак, принципы бухгалтерского учета 

а) принцип двусторонности (формула бухгалтерского баланса: Активы = Обязательства + Капитал);

б) принцип денежного измерения: в бухгалтерском учете оперируют только с величинами, имеющими денежное выражение;

в) принцип автономности предприятия: счета предприятия должны быть отделены от счетов его совладельцев или работников;

г) принцип непрерывности: предполагается, что предприятие будет функционировать неопределенный период времени и что владельцы не намереваются его продать;

д) принцип себестоимости: в бухгалтерском учете оперируют с себестоимостью средств, а не с их рыночной стоимостью;

е) принцип консерватизма: доходы учитываются тогда, когда возможность их получения становится вполне определенным событием, а расходы - тогда, когда их возможность является вполне вероятным событием;

ж) принцип материальности: в бухгалтерском учете пренебрегают незначительными событиями и в то же время учитывают все важные события;

з) принцип соответствия: расходы отчетного периода должны соответствовать доходам отчетного периода.

Денежные расчеты, а следовательно и расчетные операции, - важнейший фактор обеспечения кругооборота средств. Правильное и своевременное их проведение служит необходимым условием процесса производства. Эффективность расчетных операций зависит от состояния бухгалтерского учета на предприятии. Таким образом, бухгалтерия предприятия должна придерживаться определенных принципов учета и существующей законодательной базы и нормативных документов.

Не менее важен вопрос контроля правильности и законности проведения расчетных операций. Рациональная организация контроля за состоянием расчетов способствует улучшению финансового состояния предприятия.

В ХХI веке реальностью стал процесс перехода значительной части стран Европы и США на МСФО ближайшие 5-7 лет. В нашей стране осуществляется приведение учета в соответствие с МСФО, и также поднимается вопрос о переходе России на МСФО. По крайней мере, планируется разрешить публичным компаниям составлять отчетность только в формате МСФО. Знание МСФО стало необходимым условием для эффективности работы бухгалтера, экономиста, руководителя предприятия, аналитика.

Цель реформирования системы бухгалтерского учета: «приведение национальной системы  бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики  и международными стандартами финансовой отчетности».

Целью составления финансовой отчетности является предоставление информации о  финансовом положении, результатах  деятельности и изменениях в финансовом положении компании.

В результате реформы должны быть созданы условия для формирования хозяйствующими субъектами полезной информации об их финансовом положении и результатах  деятельности, а также обеспечены достоверность и надежность бухгалтерской  отчетности как важнейшего источника  информации для принятия решений  широким кругом заинтересованных пользователей. Если подходить к реформе, таким  образом, то применение МСФО является не целью, а средством рыночных преобразований, весьма важным и эффективным, но лишь одним из целого ряда средств. Сведение же всей реформы исключительно к  использованию международных стандартов ограничивает поле деятельности специалистов и вводит в заблуждение пользователей бухгалтерской отчетности. 

Список использованной литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации.//Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. - "Российская газета", № 237, 25.12.1993 г.
  2. Федеральный закон Российской Федерации «О бухгалтерском учете» от  21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ (в ред. от 28.11.2011).
  3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (в ред. от 24.12.2010).
  4. Андросов А. М., Викулова Е. В., «Бухгалтерский учет», М., ИНФРА – М: Инфра М, 2010. – 358 с.
  5. Бакаев А. С., Безруких П. С., Врублевский Н. Д. и др. «Бухгалтерский учет», М., «Бухгалтерский учет», 2008. – 214 с.
  6. Бакаев А. С. «Бухгалтерские термины и определения», Библиотека журнала «Бухгалтерский учет», 2009. – 185 с.
  7. Бакаев А. С. Бухгалтерский учет в России: основные направления развития // Финансовая газета. - №3. - 2011 – С. 12-18
  8. Бакшинскас В. Ю. «Правовое регулирование хозяйственной деятельности», М., «Информационное агентство ИПБ-БИНФА», 2010. – 412 с.
  9. Бабаев Ю.А. Бухгалтерский учет: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 524 с.
  10. Бухгалтерский учет/А.И. Балдинова, Т.Н. Дементей, Е.И. Завидова и жр.; Под общ. ред. И.Е. Тишкова.-5-е изд., перераб и доп.-Мн.:Выш.шк., 2011.-685с.
  11. Вахрушина М.А. Бухгалтерский учет. М.: Финстатинформ, 2009. – 441 с.
  12. Воронцов Л.Д. Как сделать равными «бухгалтерскую» и «налоговую» стоимость основных средств. //Главбух .- 2012.- №18.- С. 58-65
  13. Волков Н. Г. «Практическое пособие по бухгалтерскому учету», М., Библиотека журнала «Бухгалтерский учет», 2010. – 220 с.
  14. Гиндзбург Л.М., Крутякова Т.Л. Новое в учете основных средств: бухгалтерский учет, налог на прибыль, НДС, налог на имущество. // Экономика и жизнь, 2012. - № 5-79 – С.79-82
  15. Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский учет: Учеб. для вузов. – М.: Экономистъ, 2008. – 441 с.
  16. Керимов В.Э. Бухгалтерский финансовый учет. Гриф МО РФ, 2009. – 302 с.
  17. Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет. - М., Информационное агенство «ИПБ-БИНФА», 2010. – 312 с.
  18. Карпова Т.П. Бухгалтерский учет. – М.: ЮНИТИ, 2009. - 344 c.
  19. Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет. - М.:Инфра-М, 2010. - 640с.
  20. Козин Е.Б. Бухгалтерский учет .– М.: Колос, 2008. – 457 c.
  21. Ладутько Н.И. Бухгалтерский учет в промышленности: Учеб. пособие/ Н.И.Ладутько. – Мн.:Книжный дом, 2009. – 688с.
  22. Николаева С.А. Управленческий учет: реальность и тенденции развития. //  Финансовая газета.  – 2012. -№ 31 – С.74-77.
  23. Николаева С.А. Учет: какой и для каких целей. // Экономика и жизнь. – 2012. - 47 – C.51-55.
  24. Нормативная база бухгалтерского учета: Сборник официальных материалов, / Предисл. И сост. А. С. Бакаев, М., Бухгалтерский учет, 2011. – 285 с.
  25. Новикова Т.А. Особенности налогового учета основных учета основных средств в соответствии с главой 25 «Налог на прибыль организаций».   //Финансы.- 2012.- № 1.- С. 34-37
  26. Новодворский В.Д., Гараев Д.Р. Модели сосуществования и взаимодействия систем бухгалтерского учета и налогообложения//Финансы .- 2012. - № 11.- С. 25-31
  27. Островский О. М. Проблемы регулирования бухгалтерского учета в России в условиях его реформирования и перехода на МСФО // Бухгалтерский учет. - 2012. - N 14. – С. 15-19
  28. Орлова Е. В. « бухгалтерской и налоговой учетной политике// Налоговый вестник. - № 12. – 2012. – С. 18-26.
  29. Правовые основы бухгалтерского и налогового учета, аудита в Российской Федерации / Отв. ред. Е.М. Ашмарина. М.: Юристъ, 2011. – 296 с.
  30. Сухов М.В. Налоговый учет основных средств и нематериальных активов. //Главбух .- 2012.- № 4.- С. 51-56 
  31. Смирнова С.А.  Новое в учете основных средств. - М.: 2009. - 151 с.
  32. Терехова В.А. Международные и национальные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности. СПБ.: Питер, 2009. – 315 с.
  33. Чеботарева А.Л. Организация списывает изношенные основные средства. //Главбух .- 2012. - №6. - С. 10-13
  34. Шеремет А.Д. Управленческий учет. – М.: ФБК ПРЕСС, 2009. – 635 с.
  35. Эрзин Д. Г. Учетная политика в целях налогообложения на 2012 год.// Российский налоговый курьер.-2012.-№1.-С.2

Информация о работе Основные понятия и принципы бухгалтерского учета