Основные средства и задачи их учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 19:00, лекция

Краткое описание

Основные средства - это часть имущества, используемая организацией в течение длительного времени (более 12 месяцев) при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг), а также в управленческих целях.
Актив принимается к бухгалтерскому учету в качестве основных средств при единовременном выполнении следующих условий:
объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
объект предназначен для использования в течение длительного времени (более 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев);

Вложенные файлы: 1 файл

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА И ЗАДАЧИ ИХ УЧЕТА.docx

— 123.41 Кб (Скачать файл)

кой Д-т 91/9 К-т 99.

Превышение оборота по дебету на счете 91 составляет убыток, и  он будет списан со счета 91 проводкой Д-т 99 К-т 91/9.

 

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

проводится не реже одного раза в год перед составлением годового отчета.

Цель инвентаризации —  выявить фактическое наличие  и каче- ственное состояние основных фондов предприятия, проверить тех- ническую документацию, уточнить данные бухгалтерского учета.

Инвентаризацию проводит комиссия, назначаемая приказом ру- ководителя предприятия. В результате проведения инвентаризации составляется инвентаризационная опись (ф. No инв-1) в одном эк- земпляре по каждому местонахождению ценностей и должностно- му лицу, ответственному за сохранность основных средств.

Опись подписывается комиссией, материально ответственным ли- цом и передается в бухгалтерию. В бухгалтерии данные описи сличают с данными учета (их берут из инвентарных карточек) и составляют сли- чительную ведомость, в которой определяют недостачи или излишки.

Излишки приходуют как  ранее не учтенные основные средства, бывшие в эксплуатации:

При недостаче, порче основные средства списывают с баланса  проводками

Если конкретный виновник недостачи не установлен, тогда ос- таточную стоимость списывают на расходы организации:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕТ АРЕНДОВАННЫХ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

По продолжительности  арендных отношений различают два  вида аренды:

краткосрочная (текущая) —  на срок до 1 года;

долгосрочная (финансовая) —  на срок более года.


Имущество передается в аренду по соответствующему договору, согласно которому арендодатель передает в пользование  арендатору имущество и начисляет  арендную плату, при этом право собственности  остается у арендодателя. 
Арендодатель начисляет амортизацию, по переданному имуществу, и производит его ремонт на условиях, прописанных в договоре.  
Учет объектов основных средств, переданных в аренду ведется у арендодателя на субсчете "Основные средства, переданные в аренду" к счету 01 "Основные средства".  
Арендатор учитывает принятые основные средства на забалансовом счете 001 
Ежемесячно арендатор начисляет (субсчет "Расчеты за арендованное имущество" к счету 76) и уплачивает арендную плату.  
Суммы арендной платы являются для арендодателя операционными доходами (либо доходами от основной деятельности, если таковая прописана в уставе), для арендатора - расходами по обычным видам деятельности. 
По окончании договора аренды имущество возвращается арендодателю. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лизинг.

Лизинг бывает: финансовым (прямой) и операционным. 
Финансовый лизинг предусматривает погашение договорной стоимости имущества в течение срока действия договора, а также уплату процентов за пользование имуществом. В зависимости от характера операций финансовый лизинг подразделяется на:

Прямой - после окончания  договора, объект лизинга переходит  в собственность к лизингополучателю

Возвратный - организация  продает свое имущество лизингодателю  и сразу же как лизингополучатель  берет его обратно в долгосрочную аренду (удобен в случае, когда необходимо получить свободные денежные средства)

Смешанный - основан на долевом  участии лизингодателя и лизингополучателя  при приобретении объекта лизинга.

Операционный лизинг подразумевает, что после окончания договора, имущество возвращается лизингодателю.  
В обмен на право владения и пользования лизингополучатель уплачивает в пользу лизингодателя лизинговые платежи.  
Лизинговые платежи - общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора, в которую входит:

возмещение затрат лизингодателя  по приобретению и передаче предмета лизинга лизингополучателю,

возмещение затрат, связанных  с оказанием других предусмотренных  договором услуг,

доход лизингодателя.

В общую сумму может  включаться выкупная цена предмета лизинга, если договором предусмотрен переход  права собственности к лизингополучателю. 
В учете лизингодателя сначала отражается приобретение имущества, предназначенного для передачи в лизинг. Дальнейшие операции зависят от того, будет ли объект лизинга учтен на балансе лизингодателя. 
По соглашению сторон предмет лизинга учитывается на балансе лизингодателя или лизингополучателя. 
Амортизационные отчисления производит тот, у кого на балансе находится предмет лизинга, при этом возможно применение ускоренной амортизации предмета лизинга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Синтетический учет.

Синтетический учет наличия и движения основных средств, принадлежащих предприятию, ведут на счете 01 «Основные средства» по первоначальной стоимости. 
Счет активный, сальдовый, инвентарный. 
Сальдо дебетовое — отражает сумму первоначальной стоимости действующих и находящихся в запасе и на консервации собственных основных средств предприятия. 
Оборот по дебету — отражает поступление, оборот по кредиту — выбытие объектов по разным причинам. 
К синтетическому счету 01 могут быть открыты 2 субсчета: 
^ 01/1 «Собственные основные средства», 
01/2 «Арендованные основные средства». 
Поступление основных средств на предприятие может происходить различными путями: 
создаваться на самом предприятии; 
приобретаться за плату у других организаций; 
получены безвозмездно, дарение; 
поступать от учредителей в виде вклада в уставный капитал и др.

Все затраты, связанные с  поступлением основных средств, относят вначале в дебет счета 08 с кредита различных счетов, а при постановке на учет основных средств эти затраты списывают со счета 08 на счет 01 на первоначальную стоимость при принятии к учету 
НДС списывается в уменьшение задолженности бюджету проводкой Д-т 68 К-т 19. 
Синтетический учет по счету 01 ведут в журнале-ордере № 13 по кредиту счета 01 на основании актов на списание (ф. ОС-4) и актов приемки-передачи основных средств (ф. ОС-1). 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Корреспонденция счетов 

При покупке основных средств:

Д 08 К 60, 76, 10, 70, 69, 66, 67 и др.

при постановке на учет

Д 01 К 08

При поступлении основных средств  от учредителей в качестве вклада в уставной капитал:

на согласованную стоимость  основных средств

Д 08 К 75

на сумму затрат по доставке и  установке основных средств

Д 08 К 60, 76, 70, 69 и др.

при постановке на учет

Д 01 К 08 
При поступлении основных средств безвозмездно:

Д 08 К 98-2

затраты по доставке и установке  основных средств включаются в их стоимость

Д 08 К 60, 76, 70, 69 и др.

Если организация в предыдущие отчетные периоды производила переоценку основных средств, то возможны следующие  варианты:

на сумму дооценки основных средств, равную сумме предыдущей уценки

Д 01 К 84

на сумму дооценки стоимости основных средств, превышающую сумму предшествующей уценки

Д 01 К 83

 


Информация о работе Основные средства и задачи их учета