Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 19:00, лекция
Основные средства - это часть имущества, используемая организацией в течение длительного времени (более 12 месяцев) при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг), а также в управленческих целях.
Актив принимается к бухгалтерскому учету в качестве основных средств при единовременном выполнении следующих условий:
объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
объект предназначен для использования в течение длительного времени (более 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев);
кой Д-т 91/9 К-т 99.
Превышение оборота по дебету на счете 91 составляет убыток, и он будет списан со счета 91 проводкой Д-т 99 К-т 91/9.
ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
проводится не реже одного раза в год перед составлением годового отчета.
Цель инвентаризации — выявить фактическое наличие и каче- ственное состояние основных фондов предприятия, проверить тех- ническую документацию, уточнить данные бухгалтерского учета.
Инвентаризацию проводит комиссия, назначаемая приказом ру- ководителя предприятия. В результате проведения инвентаризации составляется инвентаризационная опись (ф. No инв-1) в одном эк- земпляре по каждому местонахождению ценностей и должностно- му лицу, ответственному за сохранность основных средств.
Опись подписывается комиссией, материально ответственным ли- цом и передается в бухгалтерию. В бухгалтерии данные описи сличают с данными учета (их берут из инвентарных карточек) и составляют сли- чительную ведомость, в которой определяют недостачи или излишки.
Излишки приходуют как ранее не учтенные основные средства, бывшие в эксплуатации:
При недостаче, порче основные средства списывают с баланса проводками
Если конкретный виновник недостачи не установлен, тогда ос- таточную стоимость списывают на расходы организации:
УЧЕТ АРЕНДОВАННЫХ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
По продолжительности арендных отношений различают два вида аренды:
краткосрочная (текущая) — на срок до 1 года;
долгосрочная (финансовая) — на срок более года.
Имущество передается в аренду
по соответствующему договору, согласно
которому арендодатель передает в пользование
арендатору имущество и начисляет
арендную плату, при этом право собственности
остается у арендодателя.
Арендодатель начисляет амортизацию,
по переданному имуществу, и производит
его ремонт на условиях, прописанных в
договоре.
Учет объектов основных средств, переданных
в аренду ведется у арендодателя на субсчете
"Основные средства, переданные в аренду"
к счету 01 "Основные средства".
Арендатор учитывает принятые основные
средства на забалансовом счете
001
Ежемесячно арендатор начисляет (субсчет
"Расчеты за арендованное имущество"
к счету 76) и уплачивает арендную
плату.
Суммы арендной платы являются для арендодателя операционными
доходами (либо доходами от основной
деятельности, если таковая прописана
в уставе), для арендатора - расходами
по обычным видам деятельности.
По окончании договора аренды имущество
возвращается арендодателю.
Лизинг.
Лизинг бывает: финансовым
(прямой) и операционным.
Финансовый лизинг предусматривает погашение
договорной стоимости имущества в течение
срока действия договора, а также уплату
процентов за пользование имуществом.
В зависимости от характера операций финансовый
лизинг подразделяется на:
Прямой - после окончания
договора, объект лизинга переходит
в собственность к
Возвратный - организация
продает свое имущество лизингодателю
и сразу же как лизингополучатель
берет его обратно в
Смешанный - основан на долевом
участии лизингодателя и
Операционный лизинг
В обмен на право владения и пользования
лизингополучатель уплачивает в пользу
лизингодателя лизинговые платежи.
Лизинговые платежи - общая сумма платежей
по договору лизинга за весь срок действия
договора, в которую входит:
возмещение затрат лизингодателя по приобретению и передаче предмета лизинга лизингополучателю,
возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором услуг,
доход лизингодателя.
В общую сумму может
включаться выкупная цена предмета лизинга,
если договором предусмотрен переход
права собственности к
В учете лизингодателя сначала отражается
приобретение имущества, предназначенного
для передачи в лизинг. Дальнейшие операции
зависят от того, будет ли объект лизинга
учтен на балансе лизингодателя.
По соглашению сторон предмет лизинга
учитывается на балансе лизингодателя
или лизингополучателя.
Амортизационные отчисления производит
тот, у кого на балансе находится предмет
лизинга, при этом возможно применение
ускоренной амортизации предмета лизинга.
Синтетический учет.
Синтетический учет наличия и движения основных средств,
принадлежащих предприятию, ведут на счете 01 «Основные средства» по первоначальной
стоимости.
Счет активный, сальдовый, инвентарный.
Сальдо дебетовое —
отражает сумму первоначальной стоимости
действующих и находящихся в запасе и
на консервации собственных основных
средств предприятия.
Оборот по дебету —
отражает поступление, оборот по кредиту — выбытие объектов по разным
причинам.
К синтетическому счету 01 могут быть открыты
2 субсчета:
^ 01/1 «Собственные
основные средства»,
01/2 «Арендованные основные
средства».
Поступление основных средств на
предприятие может происходить различными
путями:
создаваться на самом предприятии;
приобретаться за плату у других организаций;
получены безвозмездно, дарение;
поступать от учредителей в виде вклада
в уставный капитал и др.
Все затраты, связанные с
поступлением основных средств, относят
вначале в дебет счета
08 с кредита различных счетов, а при
постановке на учет основных средств эти
затраты списывают со счета 08 на счет 01
на первоначальную стоимость при принятии
к учету
НДС списывается в уменьшение задолженности
бюджету проводкой Д-т 68 К-т 19.
Синтетический учет по
счету 01 ведут в журнале-ордере
№ 13 по кредиту счета 01 на основании актов на списание (ф.
ОС-4) и актов
приемки-передачи основных средств (ф.
ОС-1).
Корреспонденция счетов
При покупке основных средств:
Д 08 К 60, 76, 10, 70, 69, 66, 67 и др.
при постановке на учет
Д 01 К 08
При поступлении основных средств от учредителей в качестве вклада в уставной капитал:
на согласованную стоимость основных средств
Д 08 К 75
на сумму затрат по доставке и установке основных средств
Д 08 К 60, 76, 70, 69 и др.
при постановке на учет
Д 01 К 08
При
поступлении основных средств безвозмездно:
Д 08 К 98-2
затраты по доставке и установке основных средств включаются в их стоимость
Д 08 К 60, 76, 70, 69 и др.
Если организация в предыдущие отчетные периоды производила переоценку основных средств, то возможны следующие варианты:
на сумму дооценки основных средств, равную сумме предыдущей уценки
Д 01 К 84
на сумму дооценки стоимости основных средств, превышающую сумму предшествующей уценки
Д 01 К 83