Особенности ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 11:43, курсовая работа

Краткое описание

Малые предприятия все более последовательно выполняют функции накопления капитала, сглаживания острых социальных конфликтов, характерных для переходного состояния российской экономики. Однако в развитии малого предпринимательства сохраняется ряд негативных тенденций. Значительное число прошедших регистрацию предприятий либо не приступают к хозяйственной деятельности, либо быстро ликвидируются. Кроме того, особое беспокойство вызывают недостаточные темпы развития малых предприятий в промышленности, строительстве и инновационной сфере

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3
Критерии отнесения предприятия к категории малых предприятий……...7
Правовые основы функционирования малых предприятий и общие принципы организации бухгалтерского учета………………………………………………………………………………….11
Особенности ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях……18
Заключение………………………………………………………………………........25
Список литературы……………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая бухучет - копия.doc

— 114.00 Кб (Скачать файл)

ПЛАН

Введение…………………………………………………………………………………3

  1. Критерии отнесения предприятия к категории малых предприятий……...7
  2. Правовые основы функционирования малых предприятий и общие принципы организации бухгалтерского учета………………………………………………………………………………….11
  3. Особенности ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях……18

Заключение………………………………………………………………………........25

Список литературы…………………………………………………………………...27

 

  1. Введение.

 

Малый бизнес - одна из наиболее актуальных тем сегодняшних предпринимателей. Объясняется это, прежде всего, тем, что именно малый бизнес во многих областях деятельности может обеспечить реальные условия для подъема экономики и выхода России из экономического кризиса. Необходимо отметить, что малый бизнес в России - это уже состоявшееся явление. Только в Москве в 1997 г. было зарегистрировано более 200 тыс. предприятий малого и среднего предпринимательства с общей занятостью в них более двух миллионов человек, которые устойчиво работают в экономике города.

Несмотря на сложность  общеэкономической ситуации, динамика показателей развития малых предприятий в отдельных регионах свидетельствует о высоком потенциале и жизнеспособности этого сектора экономики.

Малые предприятия все  более последовательно выполняют  функции накопления капитала, сглаживания острых социальных конфликтов, характерных для переходного состояния российской экономики. Однако в развитии малого предпринимательства сохраняется ряд негативных тенденций. Значительное число прошедших регистрацию предприятий либо не приступают к хозяйственной деятельности, либо быстро ликвидируются. Кроме того, особое беспокойство вызывают недостаточные темпы развития малых предприятий в промышленности, строительстве и инновационной сфере. В отдельных регионах не уделяется должного внимания и не оказывается обязательной поддержки развитию малых предприятий.

В условиях нынешней жесткой  конкуренции малому предприятию достаточно трудно функционировать без хорошо проработанной долгосрочной стратегии. Сделать свою продукцию конкурентоспособной - значит сделать ее, с одной стороны, более дешевой, а с другой - более качественной.

Снизить себестоимость  продукции (работ, услуг), сделать производство более эффективным - цель любой хозяйствующей коммерческой организации. А без создания потока экономической информации в целях управления, контроля, анализа и планирования хозяйственной деятельности, другими словами, без правильной организации бухгалтерского учета этого добиться практически невозможно.

На большинстве малых  предприятий руководством не уделяется должного внимания организации бухгалтерского учета. Учетная политика разрабатывается чаще всего непродуманно, без всестороннего анализа, то есть делается это исключительно для налоговой инспекции. Себестоимость продукции не только не планируется, но и в принципе не рассматриваются вопросы о ее снижении. Дело в том, что при действующей системе налогообложения руководство малых предприятий использует большой арсенал способов регулирования себестоимости, направленных на ее увеличение, и таким образом, на уменьшение прибыли.

Эти и многие другие причины  приводят к тому, что бухгалтерский учет на предприятии перестает выполнять свои основные

задачи, а именно:

• формирование полной и  достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятия, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для использования налоговыми и банковскими органами, инвесторами, поставщиками, покупателями и иными заинтересованными организациями и лицами;

• обеспечение контроля за наличием и движением имущества и за рациональным расходованием производственных ресурсов;

• своевременное предупреждение негативных явлений в финансово-хозяйственной деятельности;

• выявление внутрипроизводственных ресурсов, их мобилизация и эффективное использование;

• оценка фактического применения выявленных ресурсов. Множество вопросов возникает  у руководства малого предприятия в связи с выбором системы организации бухгалтерского учета на своем предприятии. С принятием указаний по ведению бухгалтерского учета и отчетности и применению регистров бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства от 22.12.95 г. № 131 малые предприятия получили право самостоятельного выбора формы бухгалтерского учета, исходя из потребностей своего производства и управления, их сложности и численности работников. В этих условиях они сталкиваются с проблемами разработки своего рабочего плана счетов, состава и видов применяемых форм первичных учетных документов, системы документооборота.

Как правило, бухгалтерский учет на малых предприятиях не разделяется на отдельные участки, закрепленные за конкретным бухгалтером, да и численность самой бухгалтерии колеблется от одного до трех человек. Таким образом, бухгалтер должен иметь высокую квалификацию, знать все участки учета, а также уметь анализировать полученные данные и формировать отчетность.

Сам факт, что предприятие относится  к категории малых, а следовательно, имеет ряд льгот как в части налогообложения, так и в части организации и ведения бухгалтерского учета, часто толкает бухгалтеров на санкционированные ошибки. Так, принимая решение о сокращении счетов бухгалтерского учета, необходимых для отражения своих хозяйственных операций, руководство забывает о том, что неприменение отдельных бухгалтерских счетов не освобождает его от знания их функций и порядка использования.

Многие малые предприятия помимо своей основной деятельности выполняют работы, оказывают услуги, прибыль от которых облагается по разным ставкам. Тем не менее на предприятии чаще всего не ведется аналитического учета, а все затраты необоснованно списываются в "общий котел".

При действующей налоговой системе  часть предприятий сознательно искажает учетные данные, влияющие на размеры объема реализации, прибыли, а следовательно, и налогов.

Таким образом, организация бухгалтерского учета на малом предприятии нуждается в дальнейшем совершенствовании, в приближении ее к международным стандартам. И зависит это не только от высокой квалификации и компетентности бухгалтеров, но и от решения методологических, организационных и технических вопросов, а также от совершенствования налоговой системы.

 

 

 

 

 

 

    1. Критерии отнесения предприятия к категории малых предприятий                                                                                                                         

        

         По российскому законодательству от 24 июля 2007г. малыми в разных ситуациях могли считаться предприятия с различными характеристиками.

Окончательное юридическое  определение понятия “малые предприятия” дано в Федеральном законе "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" . В соответствии с этим Законом под субъектами малого предпринимательства (малыми предприятиями) понимаются внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

    1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

      2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) до ста человек  включительно для малых предприятий; среди малых  предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

      3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета .налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

     2. Предусмотренные пунктом 3 части 1 настоящей статьи предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством Российской Федерации один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.

     3. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, установленным пунктами 2 и 3 части 1 настоящей статьи.

     4. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, в течение двух календарных лет, следующих один за другим.

       5. Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельные значения, установленные в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи.

       6. Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия.

      7. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

       8. Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

 Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности, относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

Средняя численность работников малого предприятия определяется по новому Закону с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица. В случае превышения установленной численности малое предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого было допущено превышение численности работников, и на последующие три месяца.

Федеральным законом «О РАЗВИТИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РФ» определено, что порядок налогообложения, отсрочки и рассрочки уплаты налогов устанавливается налоговым законодательством. Тем самым Закон подтверждает налоговые льготы малым предприятиям.

Кроме того. Закон установил, что если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для малых предприятий по сравнению с ранее действовавшими условиями на момент регистрации предприятия, то прежние условия сохраняются в течение первых 4 лет деятельности организации.

В соответствии с Законом  кредитование малых предприятий  осуществляется на льготных условиях с полной или частичной компенсацией кредитным организациям соответствующей разницы за счет фондов поддержки малого предпринимательства.

Законом предусмотрено, что статистическая и бухгалтерская  отчетность представляется малыми предприятиями в утвержденном Правительством Российской Федерации порядке, который предусматривает упрощение процедуры и форм отчетности. Они должны содержать в основном информацию, необходимую для налогообложения.

 

2. Правовые основы функционирования малых предприятий и общие принципы организации бухгалтерского учета.

Малые предприятия - это юридические лица, создаваемые в форме хозяйственного общества (ЗАО, ОАО, 000) или в форме хозяйственного товарищества. Некоммерческая фирма не может иметь статус малого предприятия*.

Под субъектами малого предпринимательства  понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, но особенности ведения учета для них не являются предметом исследования в данной работе.

Информация о работе Особенности ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях