Особенности организации внутреннего аудита за рубежом и в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 19:11, реферат

Краткое описание

Еще в ХVI в. в Великобритании существовал порядок проведения детальной проверки расчетов управляющих финансами крупных поместий. В летописях того времени существуют свидетельства о том, что аудитор, являясь членом так называемого Совета управляющих крупного поместья, осуществлял соответствующие проверки доходной и расходной частей управляющего финансами и затем отчитывался как перед Советом, так и перед владельцем этого поместья.

Содержание

1. История становления внутреннего аудита…………………………3-4
2. Понимание сущности внутреннего аудита за рубежом……………4-6
3. Особенности организации внутреннего аудита…………………….7-8
4. Перспективы развития внутреннего аудита в России……………9-12
5. Заключение……………………………………………………………….12
6. Список литературы……………………………………………………...13

Вложенные файлы: 1 файл

реферат(внутренний аудит).docx

— 35.01 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

        Сибирский государственный аэрокосмический университет

имени академика М.Ф. Решетнева

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

на тему: «Особенности организации  внутреннего аудита за рубежом и  в современной России»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

выполнила: ст-ка гр.ФК-02

Горшанева Ю.М.

проверил: Федоренко И.В.

 

 

Железногорск-2012

Содержание:

      1. История становления внутреннего аудита…………………………3-4
      2. Понимание сущности внутреннего аудита за рубежом……………4-6
      3. Особенности организации внутреннего аудита…………………….7-8
      4. Перспективы развития внутреннего аудита в России……………9-12
      5. Заключение……………………………………………………………….12
      6. Список литературы……………………………………………………...13

 

1. История становления  внутреннего аудита  

Представления о сущности и предмете внутреннего аудита менялись в ходе углубления знаний о финансово-хозяйственной  деятельности экономических субъектов  и по мере усложнения самой этой деятельности. 
    Еще в ХVI в. в Великобритании существовал порядок проведения детальной проверки расчетов управляющих финансами крупных поместий. В летописях того времени существуют свидетельства о том, что аудитор, являясь членом так называемого Совета управляющих крупного поместья, осуществлял соответствующие проверки доходной и расходной частей управляющего финансами и затем отчитывался как перед Советом, так и перед владельцем этого поместья. Целью данного вида аудита являлась не проверка качества вышеуказанных счетов, а скорее обеспечение подотчетности должностных лиц в отношении вверенных им средств. Такой подход к аудиту просуществовал практически до XVII столетия. 
    Несмотря на бурное экономическое развитие государств, сопряженное с ростом городов, фабрик и расширением торговли, лишь в конце XIX века профессия внутреннего аудитора стала считаться одной из важнейших составных частей экономики большинства стран. Это связано с возникновением и развитием страховых компаний, банков, акционерных обществ и строительством железных дорог. Именно железнодорожная отрасль стала одной из первых, которая на рубеже XIX в. впервые создала службу внутренних разъездных аудиторов. 
    Внутренние аудиторы, посещая многочисленные транспортные агентства, принадлежащие железнодорожным компаниям Соединенных Штатов Америки и расположенные в различных частях государства, осуществляли оценку меры ответственности управленческого аппарата этих агентств за вверенное им имущество компаний и формируемую ими отчетность. 
    Аналогичные службы в дальнейшем были созданы в странах Западной Европы и Японии. 
    В это же время выходит целый ряд законодательных актов, принятых ведущими государствами мирового сообщества и повышающих значимость не только независимого внешнего, но и внутреннего аудита. Примером может служить принятое в Германии дополнение к закону об акционерных обществах, в котором Наблюдательным Советам этих обществ вменялось осуществлять проверку отчетности и докладывать о ее результатах на собраниях акционеров. 
    Однако на данном этапе развития мировой экономики в целом и аудита в частности еще не существовало единых научно-обоснованных подходов как к пониманию самой сущности внутреннего аудита, так и его предметной области.  
    Разразившийся мировой экономический кризис 1929—1933 гг. привел к пересмотру отношений к аудиту. В этот период резко возросли требования к качеству его проведения. По этой причине уже начиная с 1939 г. Американский институт бухгалтеров-экспертов (в настоящее время Американский институт дипломированных присяжных бухгалтеров — American Institute of Certified Public Accountants — AICPA) стал публиковать свои научные исследования в области аудиторских процедур. 
    В первом опубликованном отчете вышеуказанного института особое место занимали именно научные исследования в области внутреннего контроля, позволяющие обеспечивать достоверность регистрации, классификации и обобщения учетной информации любого экономического субъекта того времени. 
    Несмотря на то что научная общественность в этот период была практически прикована к проблемам, стоящим перед внешним независимым аудитом, существовали, однако, ученые, которые занимались исследованием проблематики внутреннего аудита. 
   Так, в 1941 г. в США относительно небольшой группой единомышленников, увлеченных изучением сущности внутреннего аудита, был основан Институт внутренних аудиторов (Institute of Internal Auditors — IIA), который к настоящему времени превратился в международную профессиональную ассоциацию внутренних аудиторов со своими отделениями и филиалами более чем в 150 странах мира, в том числе и в России. Предпосылками создания указанной организации послужила, прежде всего, осознанная необходимость объединения научной мысли и практического опыта внутренних аудиторов мирового сообщества, а также развитие профессионализма и повышение эффективности их деятельности во всем мире. 
 

2. Понимание сущности  внутреннего аудита за рубежом  

 
    Несмотря на многовековое развитие и выделение внутреннего аудита в особое направление аудиторской  деятельности, до настоящего времени  в экономической литературе само его понятие по-разному трактуется как зарубежными, так и российскими учеными. 
    Так, например, известный английский ученый Р. Додж, представивший в России одну из первых работ, связанных с международным аудитом, дает свое понимание внутреннего аудита. По его мнению, «внутренний аудит является составной частью внутреннего контроля, осуществляется по решению органов управления фирмы для целей контроля и анализа хозяйственной деятельности». 
    Уточняя свое определение в части предметной области контроля и анализа хозяйственной деятельности, автор утверждает, что в функции внутреннего аудита должны входить: наблюдение за системами бухгалтерского учета и внутреннего контроля, изучение финансовой и иной оперативной информации для целей управления, проверка эффективности, результативности и прибыльности сделок, а также некоммерческих операций, знакомство с политикой экономического субъекта, планами и основными методиками анализа. 
  
    Другой английский ученый Р. Адамс определяет внутренний аудит «как элемент системы внутреннего контроля, созданный администрацией для проверки, оценки и представления отчетности о бухгалтерском учете и других составляющих контроля хозяйственной деятельности». При этом он не считает, что для выполнения аудиторских заданий внутренний аудитор должен быть квалифицированным бухгалтером, так как, по его мнению, предметная область внутреннего аудита не охватывает аспекты подготовки финансовой отчетности и организации систем контроля. 
    Р. Адамс также считает, что предметной областью внутреннего аудита является лишь проверка эффективности использования внутренних резервов экономического субъекта, проверка операций на соответствие основополагающим процедурам и нормативным актам, а также экологический аудит.  
    По мнению американских ученых Э.А. Аренса и Дж.К. Лоббека, внутренний аудит — это внутрихозяйственный аудит, обеспечивающий администрацию «ценной информацией для принятия решений, касающихся эффективного функционирования их бизнеса». При этом внутрихозяйственный аудит авторы подразделяют на два типа: операционный аудит и аудит на соответствие. 
    В случае проведения операционного аудита проверяют любую часть процедур и методов функционирования хозяйственной системы для оценки их производительности и эффективности. По результатам этого аудита системе управления экономического субъекта выдаются рекомендации по совершенствованию операций, подвергнутых аудиту. 
    Поскольку операционная эффективность возможна в самых различных областях, то, как следствие, практически невозможно дать точную характеристику типичного для всех операционного аудита. В одном экономическом субъекте внутренний аудитор может оценивать пригодность и достаточность информации для принятия управленческого решения о приобретении новой недвижимости или иного объекта имущества, в другом — оценивать эффективность документооборота при обработке данных по товарообороту. 
    В то же время Э.А. Аренс и Дж.К. Лоббек считают, что в операционном аудите весь объем аудиторских проверок не должен ограничиваться лишь бухгалтерским учетом. По их мнению, они также могут быть направлены на оценку организационной структуры экономического субъекта, компьютерных операций, применяемых методов производства, маркетинга и любой другой области, в которой аудитор имеет соответствующую компетентность. 
   Ученые считают, что выполнение операционного аудита является весьма сложным процессом, требующим особой подготовленности и тщательности, так как объективная оценка эффективности операций гораздо сложнее, чем проверка их соответствия установленным нормативно-правовым актам. 

В том случае, если оценке подвергается информация, в каждом конкретном аудировании  устанавливаются крайне субъективные критерии этой оценки, соответствующие  профессиональному суждению внутреннего  аудитора. В этом смысле операционный аудит больше напоминает консультирование системы управления экономического субъекта, чем то, что обычно считается аудитом.

При проведении аудирования на соответствие внутренний аудитор должен определить, соблюдаются ли в хозяйственной  системе все те специфические процедуры и правила, которые предписаны всему персоналу экономического субъекта высшим звеном его системы управления.

Институт  внутренних аудиторов, обобщив научные  знания и практический опыт внутренних аудиторов мирового сообщества, сформулировал  свое определение сущности внутреннего  аудита. В его трактовке внутренний аудит — это деятельность по представлению  независимых и объективных гарантий и консультаций, направленных на совершенствование  деятельности экономического субъекта.

В качестве предметной области внутреннего  аудита при предоставлении гарантий члены Института внутренних аудиторов  определяют процесс, систему или иной предмет. Такой подход к пониманию сущности и предметной области внутреннего аудита не устанавливает каких-либо ограничений как относительно целевых установок, так и самого предмета аудирования.

При консультировании, по их мнению, предметная область определяется конкретным специальным  заданием, закрепленным в договоре с экономическим субъектом. При  этом сама предметная область консультационных услуг внутренних аудиторов попадает в сферу внешних взаимоотношений, так как реализуется на договорной основе и, как следствие, не затрагивает  процесс оперативной подготовки соответствующей информации для  своевременного принятия эффективных и адаптивных управленческих решений.

Примерно  аналогичного мнения придерживается и  Международный совет по стандартам в области аудиторской деятельности — International Auditing and Assurance Standards Board. В его понимании «внутренний аудит — это оценочная деятельность, осуществляемая внутри субъекта как услуга, предназначенная для субъекта. Среди прочих, в функции внутреннего аудита входит изучение, оценка и мониторинг адекватности и эффективности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля». 
 

 

 

 

 

 

3.Особенности организации внутреннего аудита

 

 

  В то же время для принятия эффективных  управленческих решений необходимо релевантное (относящееся к конкретной ситуации) информационное обеспечение.

Если информация избыточна, то, как  правило, это не приводит к повышению  качества вышеуказанных решений. Поэтому  система управления экономического субъекта постоянно сталкивается с  проблемой выявления релевантной  и нерелевантной информации.

Если информации недостаточно и  при этом существует сомнение в ее точности, то существует вероятность  того, что принятое на ее основе управленческое решение будет неадекватно той ситуации, которая в данный момент времени прямо или косвенно воздействует на экономический субъект.

Исходя из того, что только релевантная  информация служит основой для принятия эффективных управленческих решений, важно, как следствие, добиться ее максимальной точности и соответствия решаемой проблеме.

В странах с развитой рыночной экономикой существует точка зрения, которая  предполагает, что уровень эффективности  развития любого экономического субъекта, независимо от его формы собственности, определяется отлаженным механизмом его управления. Ученые этих стран, исследуя многовековой опыт экономических преобразований, отмечают, что положительная тенденция развития любых экономических субъектов (в том числе и с государственной формой собственности) и обеспечение их устойчивого состояния определяется эффективностью принимаемых управленческих решений. 

В условиях глобальной нестабильности современного мира экономические субъекты вынуждены оперативно реагировать  и непрерывно приспосабливаться  к требованиям постоянно меняющейся внешней среды.

Даже  если бы изменения не были столь  значительны, системе управления все  равно пришлось бы учитывать влияние  внешней среды, так как  экономический субъект, являясь открытой системой, зависит от внешнего мира в отношении поставок различного рода ресурсов, а также потребителей своей продукции, товаров и услуг.

В настоящее время факторы внешней  среды экономического субъекта характеризуются  сложностью, агрессивностью, взаимозависимостью, изменчивостью и непредсказуемостью. В процессе своей деятельности между  структурными звеньями экономического субъекта, причем в рамках прямых и  обратных связей, происходит обмен информацией, служащий основой ситуационного управления и позволяющий адекватно и оперативно реагировать на изменения внешней среды. Взаимодействие экономического субъекта с внешней средой характеризуется возникновением и последующим преодолением противоречий, касающихся сфер их взаимодействия. Неадекватная реакция системы управления экономического субъекта или ее отсутствие ведут к накоплению противоречий. Они могут быть преодолены за счет своевременных и адекватных изменений внутри экономического субъекта посредством совершенствования бизнес-процессов, организационной структуры, механизма управления как решающих факторов обеспечения жизнеспособности в условиях постоянно меняющегося внешнего окружения.

Под понятием «бизнес-процесс» следует  понимать «…последовательность внутренних шагов, осуществляемых в рамках конкретных видов деятельности».

Необходимость решения вышеуказанных  проблем объективна, так как согласно закону Р. Эшби невозможно управлять  какой-либо системой с помощью инструментов и механизмов, которые значительно  проще этой системы. Иными словами, внутреннее разнообразие экономических  субъектов требует соответствующего разнообразия механизмов адаптации.

Под адаптацией следует понимать «…способность  системы обнаружить целенаправленное приспосабливающее поведение в  сложных средах, а также сам процесс такого приспособления».

По мнению Дж. Гарднера, одного из известных  современных исследователей проблем  управления, единственно возможная  стабильность существования экономического субъекта — «это стабильность в движении». А так как движение порождается противоречиями, то их разрешение состоит в поиске «динамического равновесия» между стабильностью системы и ее постоянным совершенствованием, то есть в поиске новых эффективных управленческих решений, когда устаревшие стереотипы неприемлемы для экономического субъекта.

Принятию  управленческих решений предшествуют диагностика сложившейся ситуации и выбор вариантов этих решений, относящихся к той или иной проблеме. В идеальном случае желательно иметь все возможные варианты действий, которые могли бы устранить  причины возникающих проблемных возмущений и, тем самым, обеспечить экономический субъект возможностью достижения своих целевых установок. Однако на практике система  управления чаще всего не располагает достаточной релевантной информацией и, тем более, временем для того, чтобы определить и оценить каждое альтернативное решение. При этом значительное число альтернативных решений скорее мешает, чем помогает системе управления. Поэтому, как правило, система управления ограничивается небольшим числом вариантов этих решений, которые соответствуют лишь определенному минимальному требованию, установленному самой системой. 
 

 

 

 

 

4.Перспективы развития внутреннего аудита в России

 

Одним из наиболее действенных инструментов, позволяющим выявить возможности  повышения эффективности бизнеса, и, следовательно, одним из конкурентных преимуществ компании может стать  внутренний аудит. Еще до недавних пор  внутренний аудит в компании во многих случаях играл роль «золушки», которая  выполняет нелегкую и не всегда чистую работу и которую по большому счету  никто не любит. Но постепенно подобное отношение чудесным образом изменилось. Сегодня внутренний аудит в моде - многие руководители и собственники хотели бы внедрить его у себя в  компаниях, часто не вполне осознавая, насколько огромен его потенциал. Между тем перед внутренним аудитом  ставятся все более масштабные задачи, повышаются требования к нему и, соответственно, растет нагрузка на внутренних аудиторов. В некоторых случаях к внутреннему  аудиту начинают относиться как к  палочке-выручалочке, которая все  сможет исправить.

Информация о работе Особенности организации внутреннего аудита за рубежом и в современной России