Особенности формирования учетной политики в ОАО «Ростелеком»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 01:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования курсовой работы состоит в изучении порядка формирования учетной политики, анализа ее содержания и соблюдения основных принципов для определения направлений деятельности организации по совершенствованию учетной и налоговой политики в целях повышения финансово-экономической эффективности организации.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:
Выявить сущность учетной политики и основные принципы ее формирования.
Исследовать порядок оформления и раскрытия учетной политики.
Изучить порядок изменений и дополнений в учетную политику.
Исследовать порядок отражения в бухгалтерской отчетности организаций информации об изменениях оценочных значений.
Исследовать организацию учетной работы.

Содержание

Введение………………….....…………….….…..…………………………………..3
1 Теоретические основы учетной политики и ее значение в производственно-хозяйственной деятельности организации ……………….……………………….5
1.1 Понятие учетной политики ………………………………………….….5
1.2 Значимость учетной политики в современных условиях хозяйствования предприятия ……………………………………………………….8
1.3 Нормативное регулирование формирования учетной политики …….12
1.4 Порядок составления учетной политики организации………………..16
2 Учетная политика организации и порядок ее формирования на примере ОАО «Ростелеком»……………………………………………..………..……………….21
2.1 Экономическая характеристика ОАО «Ростелеком» …………………21
2.2 Порядок формирования и утверждения учетной политики ….……..22
2.3 Структура учетной политики и порядок ее раскрытия ……………...23
2.3.1 Основные средства……………………………..……………...23
2.3.2 Нематериальные активы………………………..……………...25
2.3.3 Финансовые вложения………………………..……..………...27
2.3.4 Материально-производственные запасы…………………….29
2.3.5 Расходы будущих периодов…………………………………..30
2.3.6 Порядок учета расчетов………………………………..……..30
2.3.7 Капитал и фонды специального назначения…………………32
2.3.8 Кредиты и займы полученные…………………………………32
2.3.9 Расчеты по налогу на прибыль………………………………..34
2.3.10 Признание доходов…………………………………………..35
2.3.11 Признание расходов…………………………………………..36
2.3.12 Способы оценки имущества и обязательств……………….36
2.3.13 Порядок создания резервов предстоящих расходов………37
2.3.14 Порядок пересчета активов и обязательств, выраженных в иностранной валюте………………………………………………………………37
2.3.15 Изменения в учетной политике на 2012 год по сравнению с 2011 годом……………….…………………………………………………………38
3 Рекомендации по совершенствованию формирования учетной политики ОАО «Ростелеком»……………………………………………………………………….40
Заключение……………………………………………………………....................43
Список использованных источников……..…

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая_учетная политика.docx

— 1.62 Мб (Скачать файл)

Вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня государственной регистрации. Принятая такой организацией учетная политика считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации).

Филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории РФ, могут формировать учетную политику исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности. [14, С.646]

 

1.2 Значимость  учетной политики в современных  условиях хозяйствования предприятия

 

Каждое предприятие, осуществляющее свою деятельность на территории Российской Федерации, обязано отражать все хозяйственные операции в бухгалтерском учете.

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Порядок отражения операций на счетах бухгалтерского учета и, как следствие, - исчисление налогооблагаемой базы во многом определяется содержанием первичных документов, в которых фиксируется факт их совершения.

На сегодняшний день к оформлению первичных документов и регистров бухгалтерского учета предъявляются достаточно четкие требования.

Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Выбор одного из предлагаемых способов или разработка собственной оригинальной системы учета в рамках общей концепции развития бухгалтерского учета в нашей стране - это и есть учетная политика организации.

Организации, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.

В настоящее время в России фактически сложилась четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета:

1 уровень - Федеральный закон  «О бухгалтерском учете», другие  федеральные законы, указы президента  РФ и постановления правительства  РФ по вопросам бухгалтерского  учета;

2 уровень - положения по  бухгалтерскому учету;

3 уровень - методические  указания, инструкции, рекомендации  и иные аналогичные им документы;

4 уровень - внутренние документы  конкретной организации.

Таким образом, учетная политика организации является элементом системы регулирования бухгалтерского учета в РФ.

Система внутренних регламентирующих бухгалтерский учет в организации шире, чем только приказ об учетной политике.

Во-первых, эта система содержит собственно учетную политику организации - документ, являющийся связующим звеном между внешним по отношению к организации законодательством по бухгалтерскому учету, и ее внутренним законодательством. Данный приказ должен быть по возможности краток, содержать четкие, конкретные решения по ряду групп вопросов.

Во-вторых, данная система должна содержать положения и инструкции по бухгалтерскому учету для конкретной организации, носящие в отношении нее обязательный характер.

Название этих документов, их содержание и статус, принципы построения и взаимодействия между собой, а также порядок подготовки, утверждения и актуализации руководство организации определяет самостоятельно. Чем больше организация, тем сложнее ее структура, чем более серьезные задачи она ставит в своем развитии, тем значимее для нее создание четкой системы внутреннего нормативного регулирования (системы ведения бухгалтерского учета).

Например, приказ по учетной политике организации должен содержать конкретную информацию по обоснованию следующих групп вопросов:

  • выбранные организацией способы бухгалтерского учета, вариантность которых предусмотрена нормативными документами по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности более высоких уровней регулирования (как правило, второго уровня системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ);
  • способы бухгалтерского учета, описание которых определены вышестоящими нормативными документами, а организация утверждает особенности их применения, исходя из специфики их условий хозяйствования - отраслевой принадлежности, структуры, размеров и т.д.;
  • способы бухгалтерского учета, установленные нормативными документами по бухгалтерскому учету РФ, но которые не позволяют организации достоверно отразить ее имущественное состояние и финансовые результаты, поэтому она применяет иные способы бухгалтерского учета;
  • способы бухгалтерского учета, вариантность которых обусловлена противоречиями и несовершенством действующего бухгалтерского законодательства, и представляется достаточно сложным определить законодательные приоритеты того или иного способа.

То есть, поясняя приведенные выше положения необходимо отметить: при формировании учетной политики предприятия по конкретному направлению (вопросу) ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами, входящими в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ.

Выбранный организацией способ ведения бухгалтерского учета, отсутствующий в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ на момент принятия учетной политики должен быть всесторонне обоснован, исходя из основополагающих принципов формирования достоверной информации, что должно свидетельствовать о высоком уровне профессионализма бухгалтерской службы. Необоснованные способы бухгалтерского учета не должны подтверждаться аудиторскими организациями как обеспечивающие формирование достоверной информации о финансовом положении и финансовых результатов организаций.

При необходимости организация определяет через механизм учетной политики специфику формирования своих активов - основных средств, нематериальных активов и т.д., или процессов - капитальных ремонтов, модернизации, формирования себестоимости и т.п.

Если организация не может сформировать достоверную информацию об объектах бухгалтерского учета, используя установленные нормативными документами по бухгалтерскому учета правила, она вправе не применять данные правила, раскрыв данную информацию в пояснении к бухгалтерской отчетности.

Применение иных способов бухгалтерского учета по сравнению с общеустановленными должно быть аргументировано и обосновано.

Если действующее законодательство противоречиво излагает норму в отношении одного и того же способа бухгалтерского учета и при этом практически невозможно однозначно определиться с правильностью той или иной трактовки, рекомендуется воспользоваться инструментом учетной политики.

Таким образом, учетная политика организации является уникальным средством, с помощью которого осуществляется процесс реальной либерализации системы бухгалтерского учета, происходит совершенствование нормативной системы по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности и разрешаются противоречия действующего законодательства.

Если организация, используя инструменты учетной политики, сможет обосновать применение того или иного способа бухгалтерского учета, что в свою очередь будет считаться элементом системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, и будет выражаться в разработке институтов, понятий и терминов, то при отсутствии данного способа, трактуемого специально для целей налогообложения в Налоговом кодексе РФ, будет для целей налогообложения действовать бухгалтерский способ. Такая законодательная позиция имеет место в настоящее время

Следовательно, учетная политика организации является в настоящее время также и важным инструментом налогового планирования в организациях.

 

1.3 Нормативное  регулирование формирования учетной  политики

 

Учетная политика является наиважнейшим внутренним документом, включающим в себя методику ведения бухгалтерского и налогового учета на конкретном предприятии.

Организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.

Учетная политика складывается из большого количества методов и способов ведения бухгалтерского учета по всем участкам, а в частности определяет метод отражения поступления и списания основных средств, нематериальных активов, начисления их амортизации, принятия, движения и списания товарно-материальных ценностей, способ распределения накладных расходов, порядок создания резервов и т.д.

Следовательно, в нормативную базу входит большое количество нормативно-правовых документов, регламентирующих порядок формирования учетной политики.

При этом в системах бухгалтерского и налогового учета подходы к формированию учетной политики различны.

Основным нормативным документом, регламентирующим порядок формирования учетной политики является Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98.

В указанном Положении по учетной политике установлены допущения и требования, которые являются основными моментами для организации при принятии учетной политики.

Общие правила и принципы конкретизируются на каждом предприятии исходя из условий деятельности, степени осознания ее особенностей, квалификации персонала, имеющейся технической базы управления.

Определяя учетную политику, необходимо учитывать следующие основные требования:

  1. требование полноты: в бухгалтерском учете должны отражаться все хозяйственные операции;
  2. требование своевременности: каждую операцию необходимо учитывать в том периоде, в котором она совершена (независимо от времени фактического получения или выплаты денег);
  3. требование осмотрительности: организация скорее признает расходы и обязательства, чем возможные доходы;
  4. требование приоритета содержания перед формой: при учете операций следует исходить не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания;
  5. требование непротиворечивости: данные аналитического и синтетического учета должны быть тождественны;
  6. требование рациональности: затраты на ведение бухгалтерского учета должны соответствовать условиям хозяйственной деятельности и величине организации.

При этом при формировании учетной политики предлагается:

  1. что активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств ее учредителей и других организаций (допущение имущественной обособленности);
  2. что организация планирует продолжать свою деятельность в обозримом будущем (допущение непрерывности деятельности);
  3. что учетная политика организации применяется последовательно из года в год (допущение последовательности применения учетной политики);
  4. что факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от времени оплаты (допущение временной определенности факторов хозяйственной деятельности).

В систему регулирования формирования учетной политики также входят нормативные акты, регламентирующие порядок бухгалтерского учета отдельных видов активов и пассивов. А в частности:

  • Положение по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н;
  • ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утвержденное приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. №44н (ред. от 25.10.2010 N132н <consultantplus://offline/ref=A2D566843832BBC96436846045 76FE0842907B67B2EF763DB6F85F8E0C127EB9B55A4AC50662FB4Fx1x7M>);
  • ПБУ 6/01«Учет основных средств», утвержденное приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н (ред. от 24.12.2010 N 186н <consultantplus://offline/ref=5C3F5B5A63079575617B815B811FD2D8C8A2ADC0E63F8A61B4172BA1C247EC2A93B04EE6B57FAA5Ff2y2M>);
  • ПБУ 9/99 «Доходы организации», утвержденное Приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 32н; (ред. от 27.04.2012 N 55н <consultantplus://offline/ref=1D0BD6DE0231B3323FFD2FF6006CE34E8BE3C1B880C3E5D01894ACF437445F282E0FC1A76887957DHDzAM>)
  • ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденное приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № З3н; (ред. от 27.04.2012 N 55н <consultantplus://offline/ref=3A8ACF2087978E010CD451B7EE6EADD1F83808C0ADFD51C13BA188C6C775C63F696470863DC3DCEBzBzBM>)
  • ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов», утвержденное приказом Минфина РФ от 27 декабря 2007 г. N 153н; (ред. от 24.12.2010 N 186н <consultantplus://offline/ref=6B0FAB6CCA54617065C3647DF9F206718F010962415BC2F527DD3A75AC168409AD1453924C2D03D1R703M>)
  • ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам», утвержденное Приказом Минфина России от 06.10.2008 г. № 107н. (ред. от 27.04.2012 N55н)
  • ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений», утвержденное приказом Минфина РФ от 10 января 2002 г. № 126н. (ред. от 27.04.2012 N 55н <consultantplus://offline/ref=95620B2AAE68A59A280B3E167CAD9A5ED786DD0A24B047B1D8452E8CB7EACF56ED2979BBAEAB7483eC1CM>)
  • План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, а также Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н; (ред. от 08.11.2010 N 142н)
  • другие нормативно-правовые документы.

Информация о работе Особенности формирования учетной политики в ОАО «Ростелеком»