Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 18:25, контрольная работа
Античные страны, как и древневосточные, традиционно называют рабовладельческими, однако типы производства в этих государствах значительно различались. На Древнем Востоке существовал так называемый азиатский способ производства, основанный на патриархальном рабстве (от слова патриарх — глава семьи) — сравнительно мягком типе рабства, возникающем на первых этапах развития древних государств. В древневосточных странах рабы не являлись основными производителями материальных благ, эта роль принадлежала преимущественно различным категориям крестьян-общинников, находившихся в той или иной степени зависимости от государства, которому принадлежала большая часть земельного фонда.
Введение ………………………………………………………………………....
Особенности экономического развития Древней Греции…………………….
Кризис греческого рабовладения……………………………………………….
Особенности экономического развития Древнего Рима………………………
Социально–экономическое и политическое развитие Италии на I стадии формирования хозяйственного механизма античности……………………….
Экономика и социальная структура римско–итальянского общества на II стадии развития хозяйственного механизма античности……………………..
Общий кризис рабовладельческого способа производства……………………
Заключение…………………………………………………………………….....
Список использованных источников………………………………………
Классическое рабство как структурообразующее начало всей классической стадии рабовладельческой формации сложилось в Риме в начале II в. до н.э. - II в. н.э., т.е. до конца классической стадии. Классическое рабство в Древнем Риме прошло две основные стадии.
Рим в III в. был буквально потрясен сильнейшим кризисом, охватившим экономику, общественные отношения, государственность и даже культуру. Рабовладельческое общество и государство буквально стояли грани гибели. Однако рабовладельческая система еще не изжила всех своих внутренних возможностей. Поэтому на рубеже III - IV вв. римское общество и государство восстанавливаются на прежней, хотя и трансформированной основе и переживает процветание в течение всего IV в. Кризис товарно-денежных отношений, трудности с пополнением рабских рынков, губительные для товарных вилл, лишь укрепляли латифундиальное хозяйство с мелким землепользованием колонов. Это экстенсивное хозяйство, обеспечивавшее себя всей необходимой сельскохозяйственной и ремесленной продукцией а также рабочей силой, укреплявшееся благодаря политическому влиянию господина, набирало силу.
Распространение мало зависимых от соседних городов латифундий и деградация рабовладельческих товарных вилл, производственно тесно связанных с городом приводили к изменению общего соотношения города и деревни в период поздней античности.
Общий кризис рабовладельческого способа производства.
В классической стадии рабовладельческой формации древнеримского общества (поскольку только там античное рабство достигло наибольшего раскрытия), можно заметить, что крупнейшие рабские восстания — первое и второе сицилийские восстания, движение Спартака — вспыхнули именно в период функционирования самых зрелых форм рабства, в эпоху кризиса этих форм и их отмирания. И вряд ли то было случайностью.
Именно в период функционирования наиболее зрелых форм данной формации, классической стадии рабства формируется основное классовое противоречие, но и оно находится не в статическом состоянии, а выступает как необходимое проявление всей классовой структуры, т.е. выражает главный антагонизм, несмотря на все попытки государственных институтов локализировать и обезвредить его разрушительные воздействия.
Вот почему, сколь бы ни были сильны и многочисленны восстания, и сколько бы ни наносили они чувствительных ударов по социально-политической системе, они не только не могут ее опрокинуть, но и как бы совершенствуют эту систему, показывая господствующему классу ее слабые места.
Классическое рабство как структурообразующее начало всей классической стадии рабовладельческой формации сложилось в Риме в начале II в. до н.э. - II в. н.э., т.е. до конца классической стадии. Классическое рабство в Древнем Риме прошло две основные стадии.
Если в период классического рабства город доминировал над сельской округой и античную цивилизацию в целом определить как городскую, то натурализация хозяйства, сокращение товарно-денежных отношений в связи с распространением латифундий привели к разрыву связей между городом и поместным хозяйством, к захирению городов, перемещению центра тяжести экономической жизни в деревню, в латифундии магнатов.
Упадок античных городов, который вызвали наряду с другими причинами разорение товарных вилл, распространение латифундий, разрыв производственных связей, между городским и поместным хозяйством, укрепление автономного положения латифундий, вел к сокращению городского населения, в частности его паразитических прослоек, создавал условия для возвращения городских жителей в деревню к производительному труду земледельца.
Таким образом, господство латифундий с децентрализованным колонатным земледелием по всей империи подготавливало замену рабовладельческих отношений, базировавшихся на экономическом единстве товарных вилл и городского центра, новыми производственными отношениями, основой которых было автономное существование крупного по территории поместья с мелким землепользованием производителей, зависимых от господина, как правило, наделенного политической властью над ними.
Приходило в упадок и ремесленное производство, затухала городская жизнь. Но в этом упадке античной цивилизации нельзя видеть только гибель и разрушение. Гибнет античное общество, рушится его экономика, его цивилизация и культура, расчищается место для выхода на историческую арену другой цивилизации.
Упадок античных городов, который вызвали наряду с другими причинами разорение товарных вилл, распространение латифундий, разрыв производственных связей, между городским и поместным хозяйством, укрепление автономного положения латифундий, вел к сокращению городского населения, в частности его паразитических прослоек, создавал условия для возвращения городских жителей в деревню к производительному труду земледельца. Ослабление авторитета императорской власти, политическая анархия, произвол армии и бюрократии, т.е. тяжелые последствия политического кризиса, охватившие Империю, сами, в свою очередь были проявлением серьезных социально-экономических изменений в римском обществе. В конечном итоге они были вызваны кризисом рабовладельческого способа производства, исчерпанием заложенных в нем потенциальных возможностей для развития хозяйства и культуры.
Конкретным проявлением экономического кризиса III в. были сокращение рабочей силы, запустение посевных площадей, падение урожайности, отказ от интенсивных культур винограда и оливок в пользу экстенсивного хлебопашества, ухудшение качества ремесленных изделий, разорение ремесленных мастерских и общее сокращение их продукции. Хозяйственные неурядицы, нестабильность политической обстановки вели к упадку торговли, что дополняло расстройство денежного обращения, выразившееся в порче монеты и ее обесценение.
Оскуднение городов и разорение их жителей, несущих тяжелое бремя налогов, вызвали массовое бегство в сельскую местность, где к III в. господствующим типом производства стало огромное поместье — латифундия, обрабатываемая колонами, располагающая собственными ремесленными мастерскими с натуральным хозяйством, слабо связанным с городским рынком.
В структуре господствующего класса начинает терять свое значение его основа — муниципальное рабовладение, а на первый план выходит прослойка крупных латифундистов, земельных магнатов, контролирующих обширные территории и многочисленное население, располагающих значительными запасами продукции и мало связанных с соседними муниципиями.
Всеобщий кризис рабовладения охватил и прежнюю структуру культурных ценностей, подготовил основу для формирования нового мировоззрения.
Однако рабовладельческая система еще не изжила всех своих внутренних возможностей. Поэтому на рубеже III - IV вв. римское общество и государство восстанавливаются на прежней, хотя и трансформированной основе и переживает процветание в течение всего IV в.
Вывод
Экономическая система античности строилась на применении труда рабов. Первоначально раб не считался вещью, он был почти членом семьи. Наравне со свободными он работал в поле и с ними же вместе садился за стол. Глава семейства — патриарх — распоряжался жизнью всех домочадцев. Личность раба защищал обычай — никто не имел права обращаться с ним жестоко. Отец семейства мог предоставить рабу свободу и участок земли. Тогда раб становился вольно отпущенником и членом общины.
Иная система рабства утвердилась в Греции в V—IV вв. до н. э. К этому времени родственные связи уже не соединяли людей так прочно. Возник новый общественный организм — античный полис, экономика которого была немыслима без труда рабов. Их стали ввозить из Скифии, Фракии и других местностей. Чтобы не возникло впечатление, что свободные люди вовсе перестали трудиться, не стоит забывать, что вольные крестьяне и рабы всегда сосуществовали. В это время на раба перестали смотреть как на члена семьи: отныне он был вещью, собственностью господина и потерял права личности. Такое рабство называют классическим. Оно окончательно оформилось в Древнем Риме. Господин мог дать рабу любую работу, продать, жестоко наказать и даже убить — никто не был ему судьёй, так как остальные владельцы рабов поступали точно так же.
Большинство рабов не имели собственности: они трудились на земле хозяина, работали в его мастерской; орудия труда тоже принадлежали господину. Всё, что производил раб, забирал хозяин. Однако он же брал на себя и заботу о невольнике, кормил его, одевал, давал крышу над головой; если это было необходимо — лечил. Чтобы раб лучше работал, владелец стремился поощрять трудолюбивых и добросовестных.
Рабы стоили дорого. В Афинах их цена в зависимости от пола, возраста, способностей и физического состояния колебалась от 120 до 220 драхм. Во-первых, это означало, что раба берегли. Уморить его голодом или убить было крайне невыгодно для владельца. Во-вторых, содержать большое количество рабов — до 1000 — могли только очень богатые люди.
Были и рабы, принадлежавшие государству. Они работали на строительстве храмов, охраняли порядок на улицах, сторожили государственные склады и заведовали архивами. Их положение считалось привилегированным. Они могли иметь жену и дом. Государство платило им жалованье. Наиболее расторопные делали головокружительную карьеру.
Греки обосновали разделение людей на свободных и рабов. «Очевидно, что одни люди по природе свободны, другие — рабы, и этим последним быть рабами полезно и справедливо», — писал великий философ Греции Аристотель. Римляне как люди практического склада разработали целую методику «выжимания» прибыли из рабов. В трактате Катона Старшего «О сельском хозяйстве» приводится заповедь рабовладельца: «Рабам не должно быть плохо: они не должны мёрзнуть и голодать».
Почему в эпоху распространения рабства в Римской империи не появилось сложных устройств, облегчающих физический труд? Может быть, незаинтересованному в своём труде и недобросовестному рабу нельзя было доверить механизм? Отчасти это верно, но причины такого положения вещей следует искать глубже. Можно сказать, что до введения техники дела просто не дошло. Хозяйство с применением рабского труда было выгодно до тех пор, пока оставалось небольшим поместьем. Его владелец никогда особенно не стремился вводить технические новшества — если бы он поступил так, его хозяйство перестало бы окупаться.
В первые века новой эры на смену небольшим рабовладельческим поместьям пришли огромные хозяйства-латифундии. Здесь рабский труд стал малопроизводителен. Раб не оправдывал даже расходов на его содержание. Способ повышения производительности рабского труда заключался в том, что хозяин латифундии выделял рабу дом, участок земли, необходимый инвентарь, позволял иметь семью. За это раб ежегодно расплачивался частью урожая. Свободные крестьяне, потерявшие землю, становились арендаторами. Таким образом, разница между крестьянами и рабами стиралась. Они превращались в зависимых земледельцев и называли их колонами. Это было начало протофеодальных отношений.
В это время законы о рабстве в Римской империи становятся гуманнее. Господин не мог убить непокорного раба. Он мог наказать его только через суд, а чрезмерно жестокое и оскорбительное обращение с рабами даже каралось. Государство запрещало разъединять семьи paбов, а со временем признало законными браки свободных с рабами.
Римская республика знала драматические восстания рабов, эпицентром которых был о. Сицилия. Здесь в силу природных условий стало возможным создание крупных плантации, которых трудились целые армии рабов. Жестокие условия существования с большей легкостью могли вызвать бунт, заставить рабов взять в руки то оружие, которое было им доступно. Однако «лицо» этих восстаний определяла отнюдь не рабы, пусть их было и множеств свободные крестьяне, ущемлённые в свою земельных правах. В то время как рабы были движимы в первую очередь чувством мести, мелкие землевладельцы проявляли недовольство существующим порядком. Именно под их влиянием Спартак — предводитель наиболее известного восстания 73—71 гг. до н. э. — принял решение идти на Рим, чтобы захватить власть и поровну наделить землёй всех нуждающихся. Но не только восстания сокрушили рабство, - оно выродилось как экономическая система.
Список использованных источников
1. Авдиев В. И. История Древнего Рима. М., 1971.
2. Андреев Ю. В. Древнегреческий полис. Л., 1976.
3. Андреев Ю. В. Истоия Древней Греции. М., 1996.
4. Блаватский В. Д. Античная цивилизация. М., 1973.
5. Валлон А. Исторя рабства в античном мире. М., 1941.
6. Кузищин В. И. Античное классическое рабство как экономическая система. М., 1990.
7. Кузищин В. И. История Древнего Рима. М., 1994.
8. Кузищин В. И. Римско-рабосдладельческое поместье II в. до н. э. — I в. н. э. М., 1973.
Информация о работе Особенности экономического развития Древней Греции