Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 09:40, курсовая работа
Развитие современной цивилизации, переход к рыночной экономике привели к необходимости усовершенствования бюджета Российской Федерации и к созданию специальных фондов для обеспечения социальной защиты людей. Из бюджета постепенно выделились внебюджетные фонды, среди которых основное место заняли социальные фонды.
Пенсионный фонд Российской Федерации как самостоятельный внебюджетный фонд начал свое функционирование в 1991 г.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава 1. Пенсионный фонд РФ, его цели, задачи и системы организации…..6
1.1 История возникновения и развития Пенсионного фонда РФ……………..6
1.2 Сущность, роль и основные задачи Пенсионного фонда РФ…………….12
Глава 2.Особенности доходов и расходов пенсионного фонда Российской Федерации………………………………………………………………………..17
2.1 Формирование доходов и расходования средств………………………….17
2.2 Бюджет Пенсионного фонда РФ на 2014год и плановые 2015 и 2016 года………………………………………………………………………………..23
Глава 3. Перспективы развития пенсионного фонда РФ……………………...29
3.1 Направления по дальнейшему развитию Пенсионного фонда РФ……….29
3.2 Долгосрочное планирование развития пенсионной системы на основе актуарных расчетов……………………………………………………………...31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………
Тариф страхового взноса на обязательное пенсионное страхование в 2014 году остается на уровне 22%, в т. ч. сохранятся льготы для отдельных категорий страхователей. Предельный годовой заработок, с которого уплачиваются страховые взносы в систему обязательного пенсионного страхования, в 2014 году составит 624 тыс. рублей (плюс 10% сверх этой суммы).
При этом с 2014 года в зависимости от результатов специальной оценки условий труда для работодателей, имеющих рабочие места на вредных и опасных производствах, устанавливаются дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Важно отметить, что с 2014 года снижается ставка страховых взносов для ряда плательщиков страховых взносов из числа самозанятого населения (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, главы крестьянских (фермерских) хозяйств и другие физические лица, уплачивающие страховые взносы в фиксированном размере). Размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для самозанятого населения, чья величина дохода за расчетный период не превышает 300 тыс. рублей, будет рассчитываться исходя не из двух, а одного МРОТ. При этом представители самозанятого населения по-прежнему будут освобождены от представления отчетности в Пенсионный фонд. Страховая и накопительная части пенсии Гражданам 1967 года рождения и моложе, формирующим пенсионные накопления в системе ОПС, в 2014 и 2015 годах предоставлена возможность выбрать вариант пенсионного обеспечения в системе ОПС: либо оставить 6% тарифа страховых взносов на накопительную часть пенсии, как сегодня, либо отказаться от дальнейшего формирования накопительной части пенсии, тем самым направив все страховые взносы, которые за них уплачивают работодатели, на формирование страховой части пенсии.
Таким образом, если гражданин отказывается от формирования пенсионных накоплений, страховые взносы его работодателя в Пенсионный фонд России – в размере индивидуального тарифа 16% – будут направляться на формирование страховой части его будущей пенсии.
Важно отметить, что в любом случае все ранее сформированные пенсионные накопления граждан будут по-прежнему инвестироваться. Они будут выплачены в полном объеме, когда граждане получат право выйти на пенсию и обратятся за ее назначением.
Если граждане, которые никогда не подавали заявление о выборе управляющей компании (УК), включая «Внешэкономбанк», или негосударственного пенсионного фонда (НПФ), так называемые «молчуны», желают, чтобы и в последующие годы по-прежнему направлялись на формирование накопительной части трудовой пенсии страховые взносы в размере 6% тарифа, им следует подать заявление о выборе УК либо НПФ. При этом, как и раньше, при переводе пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд гражданину необходимо заключить с выбранным НПФ соответствующий договор об обязательном пенсионном страховании.
Таким образом, выбор 6% тарифа накопительной части пенсии в любом случае сопряжен с выбором управляющей компании или негосударственного пенсионного фонда. У тех, кто не подаст заявление до 31 декабря 2015 года и останется так называемым «молчуном», новые пенсионные накопления перестают формироваться и все страховые взносы будут направляться на формирование страховой части пенсии. Важно отметить, что в настоящий момент все негосударственные пенсионные фонды проходят процедуру акционирования, что является одной из мер по повышению уровня эффективности системы гарантирования сохранности пенсионных накоплений. До перехода НПФ к новой форме организации, 6% процентов от зарплаты, которые ранее направлялись на формирование накопительной части пенсии, будут переводиться в страховую часть. При этом все пенсионные права граждан в денежном выражении будут учтены на лицевых счетах.
Выплата средств пенсионных накоплений
В 2014 году Пенсионный фонд продолжит выплачивать средства пенсионных накоплений. Если гражданин уже является пенсионером или имеет право на назначение трудовой пенсии и при этом имеет средства пенсионных накоплений, то ему следует обратиться в ПФР за соответствующей выплатой. Если гражданин формирует свои пенсионные накопления через негосударственный пенсионный фонд, то с заявлением следует обратиться в соответствующий НПФ.
Программа государственного софинансирования пенсии
Все участники Программы, делавшие личный взнос в течение 2013 года не менее 2 тыс. рублей, получат государственное софинансирование во II квартале 2014 года (в пределах от 2 000 до 12 000 рублей, в зависимости от размера взноса).[4]
Выдержка из ФЗ № 320:
- Утвердить основные характеристики бюджета Фонда на плановый период 2015 и 2016 годов: прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда на 2015 год в сумме 7 090 566 663,5 тыс. рублей, из них 6 769 461 612,4 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 2 924 054 728,3 тыс. рублей и бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 4 931 636,6 тыс. рублей, и на 2016 год в сумме 7 731 034 627,6 тыс. рублей, из них 7 364 408 523,8 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 3 187 933 029,3 тыс. рублей и бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 5 448 395,2 тыс. рублей;
- Общий объем расходов бюджета Фонда на 2015 год в сумме 6 963 530 804,0 тыс. рублей, из них 6 936 524 463,3 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам субъектов Российской Федерации в сумме 73 400,0 тыс. рублей, и на 2016 год в сумме 7 413 488 037,9 тыс. рублей, из них 7 382 525 969,1 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам субъектов Российской Федерации в сумме 72 800,0 тыс. рублей;
- Объем профицита бюджета Фонда на 2015 год в сумме 127 035 859,5 тыс. рублей, в том числе объем дефицита бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в сумме 167 062 850,9 тыс. рублей и объем профицита бюджета Фонда в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в сумме 294 098 710,4 тыс. рублей, и объем профицита бюджета Фонда на 2016 год в сумме 317 546 589,7 тыс. рублей, в том числе объем дефицита бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в сумме 18 117 445,3 тыс. рублей и объем профицита бюджета Фонда.[25]
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ
3.1 Направления по дальнейшему развитию Пенсионного фонда РФ
С 1 января 2010 года трудовая пенсия по старости состоит из двух частей - страховой и накопительной.
1. Страховая часть формируется за счет страховых взносов, поступивших после 1 января 2002 года, а также путем преобразования в расчетный пенсионный капитал пенсионных прав, приобретенных гражданином до 2002 года. В состав страховой части входит фиксированный базовый размер. С 1 апреля 2012 года фиксированный базовый размер пенсии по старости составил 3 278 рублей 59 копеек. Средства страховой части будущей пенсии гражданина фиксируются на его индивидуальном лицевом счете. Физически эти деньги направляются на выплату пенсий нынешним пенсионерам. Пенсионный капитал до дня назначения пенсии регулярно индексируется в зависимости от роста цен и роста среднемесячной заработной платы по стране.
2. Накопительная часть трудовой пенсии формируется в обязательном порядке у работающих граждан 1967 года рождения и моложе за счет уплаты работодателем в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов (в 2013 году - 6% от фонда оплаты труда гражданина, но не более 568 тысяч рублей в год).
Федеральный Закон «О негосударственных пенсионных фондах» устанавливает право любого человека, в пользу которого отчисляются или отчислялись ранее такие взносы, подать заявление в Пенсионный фонд РФ о переводе накопительной части своей пенсии в Негосударственный пенсионный фонд или управляющую компанию. Также предусмотрены схемы перевода накоплений из одного НПФ в другой. Таким образом, человек имеет возможность осуществлять разумный выбор и контроль за формированием своих пенсионных накоплений.
В 2014 и 2015 годах россиянам (1967 года рождения и моложе) необходимо выбрать тариф страхового взноса на накопительную часть пенсии: либо оставить 6% (автоматически для тех, кто доверил свои накопления частной управляющей компании или негосударственному пенсионному фонду), либо снизить его до 0% (для «молчунов»). Сейчас работодатель перечисляет в ПФР 22% от зарплаты: 6% направляется в солидарную часть (для всех), 16% — на страховую и накопительную часть (10% и 6% — для тех, кто перевел средства из ПФР; 16% и 0% — для «молчунов»). То есть для «молчунов» обнуляется накопительная часть пенсии, если за 2014-2015 гг. они не предпримут каких-либо действий. А значит, они лишаются основного инструмента инвестирования для приумножению будущей пенсии.
Минфин РФ предлагает с 2015 года отказаться от перерасчета размера страховой части пенсии работающим пенсионерам, а также изучает возможность не платить им фиксированный базовый размер пенсии. Об этом говорится в материалах, подготовленных Минфином к заседанию правительственной комиссии по бюджетным проектировкам, которые имеются в распоряжении РИА Новости.
Перерасчет трудовой пенсии — это увеличение размера страховой части трудовой пенсии по старости в связи с наличием у пенсионера дополнительного заработка, с которого уплачены страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии. Увеличение размера страховой части трудовой пенсии работающих пенсионеров производится ежегодно с 1 августа с учетом сумм страховых взносов, уплаченных их работодателями за предыдущий отчетному год.
По расчетам Минфина, отмена перерасчета размера страховой пенсии работающим пенсионерам принесет бюджету 18,5 миллиарда рублей в 2015 году и 61,5 миллиарда рублей — в 2016 году.
При этом, как видно из документа, Минфин и Минтруд уже согласовали отмену перерасчета страховой части пенсии работающим пенсионерам, которым пенсия будет назначена после 1 января 2015 года. По сути это означает, что работодатель будет уплачивать за сотрудника страховые взносы, как и раньше, но они уже никак не повлияют на размер его пенсии. Для пополнения федерального бюджета Минфин также рассматривает возможность отмены выплаты фиксированной базовой пенсии (ФБР) работающим пенсионерам. По оценкам финансового ведомства, экономия от невыплаты ФБР работающим пенсионерам может составить в 2015 году — 31 миллиард рублей, в 2016 году — 97,6 миллиарда
3.2 Долгосрочное планирование
Принятие правительственного решения о дополнительных мерах по совершенствованию пенсионной системы опирается на всесторонний анализ показателей долгосрочного планирования развития пенсионной системы РФ.
В Бюджетном послании Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике указано на ключевую задачу стабилизации пенсионной системы как главного рискового фактора развития отечественной экономики в долгосрочной перспективе. Для этого предложено ускорить реализацию пенсионной реформы в части обеспечения сбалансированности Пенсионного фонда РФ (ПФР). Дальнейшие действия в пенсионной сфере должны быть основаны на долгосрочных расчетах сбалансированности пенсионной системы, а также учитывать целевые ориентиры ее развития: уровень коэффициента замещения и контролируемую налоговую нагрузку на фонд оплаты труда, расширение накопительных элементов пенсионной системы, в первую очередь стимулирование добровольных пенсионных накоплений.[11] В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 23 нюня 2008 г. данная задача была конкретизирована части необходимости формирования устойчивого экономического механизма пенсионного обеспечения на долгосрочную перспективу, создающего условия для получения достойной пенсии как тем, кто уже вышел на пенсию, так и тем, кому это предстоит в будущем. Эти меры должны предусматривать, в том числе упорядочение источников финансирования пенсий, более эффективное управление пенсионными накоплениями.
Сложность поставленных задач адекватна сложности и глубине накопленных за годы перестройки экономических проблем пенсионной системы, которые усугубляются воздействием общемировых тенденции и факторов:
- углубляющимся демографическим и финансовым кризисами.
Чтобы реализовать эффективные инструменты государственного регулирования пенсионной системы необходимо опираться на факторы, которые определяют ее развитие. Это:
-макроэкономические факторы, в частности: темпы роста и структура ВВП, доля в нем фонда оплаты труда, индексы роста потребительских цен (инфляции), количественные характеристики состояния рынка труда и др.;
-демографические факторы: рождаемость, смертность, продолжительность жизни, возрастно-половая структура населения:
Таблица 1 Прогноз основных макроэкономических показателей до 2025г.
Показатели |
2010 |
2015 |
2020 |
2025 |
ВВП (факт, иен), млрд. руб. |
44 800 |
81 253 |
139 614 |
222 475 |
Фонд оплаты труда (в факт, ценах), млрд. руб. |
11 771 |
21 857 |
36 858 |
57 176 |
Индекс потреб, цен, в среднем за год, в разах к пред. Году |
1,06 |
1,05 |
1,03 |
1,03 |
Среднегодовая численность населения в трудоспособном возрасте, млн. чел. |
87,4 |
82,1 |
77,7 |
76,5 |
Числен, наемных работников, млн.чел. |
47,13 |
45,72 |
43,52 |
42,42 |
Доля в ВВП, в % |
0,5% |
0,8% |
1,2% |
1,4% |
Таблица 2 Прогноз демографических характеристик страны до 2025г.
Показатели |
2010 |
2015 |
2020 |
2025 |
Население моложе трудоспособного |
22,9 |
24,6 |
25,8 |
25,5 |
Население старше трудоспособного |
31,1 |
33,9 |
36,7 |
38,9 |
Нагрузка пенсионеров на 1000 наемных работников |
777 |
869 |
961 |
1035 |
Продолжительность жизни, лет |
69,16 |
69,85 |
72,51 |
75,09 |
Период выплаты пенсии |
21,22 |
21,46 |
23,15 |
24,90 |
Коэффициент рождаемости |
1,50 |
1,69 |
1,88 |
2,02 |
Информация о работе Пенсионный фонд РФ и его роль в финансировании социальной сферы