Подготовка и представление финансовой отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 07:22, курсовая работа

Краткое описание

Развитие предпринимательства сопровождается возрастанием роли бухгалтерской информации в сферах управления, контроля и анализа предпринимательской деятельности. Своевременность, качество и достоверность этой информации достигаются высоким уровнем подготовленности и профессионализма бухгалтера. Профессиональный бухгалтер должен иметь соответствующую квалификацию, высокий уровень которой достигается наличием соответствующего образования и опыта практической работы.

Содержание

Введение
1. Значение, принципы и концепции финансовой отчетности
2. МСФО и финансовая отчетность организаций в Республике Казахстан
3. Объем, элементы и формы финансовой отчетности
4. Подготовительные процедуры составления отчетности
5. Взаимосвязь форм и сверка отчетности
6. Представление финансовой отчетности
Заключение
Список использованной литературы
ПриложениЯ

Вложенные файлы: 1 файл

topref.ru-23560.doc

— 287.00 Кб (Скачать файл)

Исходя из этого в качестве цели финансовой отчетности определяется предоставление пользователям информации, которая:

  • была бы полезной для действующих и потенциальных инвесторов и других пользователей при принятии ими решений о вложении средств в компанию, предоставлении ей кредитов;
  • позволяла бы заинтересованным лицам оценить время и вероятность поступления, а также объем причитающихся им процентных выплат, дивидендов и прочих доходов от деятельности компании, долгов, обратного выкупа ценных бумаг и другой информации;
  • адекватно отражала состояние экономических ресурсов компании, включая учет внешних обстоятельств, выполняемых в данный момент [2, с.390].

Отличительным требованием МСФО 1 является то, что организация, которая  представляет отчетность по этому стандарту, обязана обеспечить ее соответствие отчетной информации и при необходимости представить четкие пояснения причин, по которым нельзя применить отдельные положения МСФО. Помимо этого, при каких-либо изменениях в содержании отчетности должно соблюдаться выполнение сравнения всех показателей информации. К примеру, в стандарте подчеркивается, что «сравнительная информация должна раскрываться в отношении предшествующего периода для всей числовой информации в финансовой отчетности», за исключением случаев, которые специально указаны в МСФО.

Характеризуя в целом содержание данного стандарта, его основные особенности обобщенно можно представить в виде таблицы 2.

 

Таблица 2 Отличительные особенности МСФО 1

Аспекты

Краткая интерпретация

1

2

Цель

Представление полезной информации широкому кругу пользователей для принятия решений о разносторонней деятельности компании, о прогнозах дальнейшего ее развития

Сфера применения и условия представления

Все типы организаций, включая банки, страховые компании, согласно порядку  составления финансовой отчетности отдельной организации (компании) и сводной финансовой отчетности группы организаций

Ответственность

Возлагается на совет директоров и (или ) другой руководящий орган

Основа представления

Метод начисления, за исключением  отчета о движении денег, на который  он не распространяется, поскольку в нем находят отражение реальные денежные потоки, включая и потоки денежных эквивалентов, которые имели место в течение отчетного периода

Главный критерий

Соотнесение доходов и расходов, а также недопущение переходящих  остатков по статьям, которые не отвечают критериям определения активов или обязательств. В отсутствии доходов понесенные расходы отражаются на бюджетно-регулирующих статьях как расходы будущих периодов или переходящие на следующий период расходы на незавершенное производство или создание товарных запасов

Разграничения

Отдельно представляется каждая существенная статья (превышающая 5 % общего итога  по данному отчету) финансовой отчетности. При этом несущественные суммы объединяются с суммами аналогичного характера

Отчетный период

Календарный год. Начало отчетного  периода может быть определено с 1-го числа любого месяца года. Внутригодовая  отчетность по месяцам или кварталам (или другим временным интервалам) считается промежуточной


 

Судя по структуре и содержанию МСФО 1, главными критериями отражения отчетной информации являются достоверность, надежность, сопоставимость, уместность и понятность. В частности, учетная политика, обобщая совокупность конкретных принципов, основополагающих условий и практических правил, принятых компанией, должна обеспечить полное включение в отчетность всех существенных показателей и сделок.

Следует отметить и то, что некоторые  положения Международных стандартов напечатаны жирным шрифтом, другие нормальным. Подобное применение предусматривается  и в других официальных публикациях МСФО. Использование жирного и нормального шрифтов вошло в практику в начале девяностых годов после изменения формы представления текста стандартов. Жирный курсив используется для положений, носящих характер общих принципов, а нормальный шрифт - для положений, раскрывающих детали того или иного вопроса. При этом положения, напечатанные любым шрифтом, являются составной частью стандартов, и между ними нет никаких противоречий.

Нурсеитов Э.О. отмечает, что формат финансовой отчетности, составленной по казахстанским стандартам, отличается от формата, предусмотренного МСФО в части распределения активов и обязательств на краткосрочные и долгосрочные, по признаку убывания ликвидности и др. Согласно МСФО 1, компании поощряются к представлению дополнительных отчетов, обзоров и т.п.

Формы отчетности в МСФО не приводятся, но дается обязательный минимальный  перечень показателей, необходимых  для отражения в финансовой отчетности.

МСФО предусматривают разделение активов и обязательств на краткосрочные и долгосрочные как отдельные разделы бухгалтерского баланса. Но компании могут не проводить такое разделение, в таком случае активы и обязательства они представляют в балансе в порядке их ликвидности.

Отмечается, что МСФО применяются  только к финансовой отчетности, но не применяются к прочей информации или приложениям к отчетности.

МСФО 1 применяются ко всем типам  компаний, в т.ч. банкам и страховым  компаниям. Соответствующие дополнительные требования для банков и финансовых организаций приведены в стандарте 1А8 30 [7, с.425].

В настоящее время и в Казахстане система отчетных показателей и  их формирование во многом зависят  от сроков иерархии управления, характера  отчетности и т.п. Далее рассмотрим конкретный состав форм, элементов  и показателей финансовой отчетности, предусмотренный законодательством Казахстана.

3. Объем, элементы и формы финансовой отчетности

 

В Казахстане годовая финансовая отчетность, представляемая в уполномоченный орган  всеми организациями, за исключением  государственных учреждений, включает в себя следующие формы:

1. Бухгалтерский баланс;

2. Отчет о доходах и расходах;

3. Отчет о движении денег;

4. Отчет об изменении в собственном  капитале;

5. Информацию об учетной политике  и пояснительную записку.

Содержание  и форматы бухгалтерского баланса, отчета о доходах и расходах и отчета о движении денег и отчета об изменении капитала регламентируются соответствующими стандартами бухгалтерского учета и применяются из одного отчетного периода к другому, на принципе непрерывности.

Бухгалтерский баланс является основной формой годового финансового отчета предприятия. Он отражает финансовое положение предприятия на начало и конец отчетного года. Баланс составляегся на основании остатков по счетам, отраженных в Главной книге или машинограмме (" Главная книга").

Баланс  делится на "актив", т.е. " имущество, имущественные и личные неимущественные  блага и права предприятия, имеющие  стоимостную оценку" и пассив т.е. капитал, резервы и обязательства. Актив и пассив сбалансированы.

Кроме того, в балансе приводится справка о наличии ценностей учитываемых на забалансовых счетах. Баланс отражает три элемента финансовой отчетности: активы; капитал и обязательства, остальные два элемента - доходы и расходы - находят отражение в отчете о доходах и расходах.

Этот отчет является основной формой, раскрывающей обобщенно счета доходов и расходов. Все данные, необходимые для составления отчета, получены непосредственно из регистров и счетов бухгалтерского учета.

Форма №3 "Отчет о движении денег". Он показывает основные каналы поступления и выбытия денежных средств за отчетный период в разрезе операционной, инвестиционной и финансовой деятельности.

Формой финансовой отчетности является и «Отчет об изменениях в собственном  капитале». Отчет об изменениях в  собственном капитале раскрывает информацию о произошедших в отчетном периоде  структурных и количественных изменениях собственного капитала. Он содержит: итоговый доход (убыток) за период, доходы, расходы, зачтенные непосредственно по счету капитала, результаты изменений в учетной политике, результаты исправлений фундаментальных ошибок. А также капитальные операции с собственниками или распределения между собственниками, сверка сальдо накопленного дохода (убытка), сверка балансовой стоимости каждого класса капитала, эмиссионного дохода и каждого фонда на начало и конец года.

Финансовая отчетность также содержит пояснительную записку, дополнительные таблицы и другую информацию. Содержание пояснительной записки зависит от особенностей организации и специфики ее деятельности. Однако большинство требований к составлению остаются общими. Данные, содержащиеся в пояснительной записке, одинаково необходимы как внешним пользователям информации, так и руководству самого предприятия. Предоставление пояснительной записки к финансовым отчетам помогает пользователям в понимании и сопоставлении данных финансовых отчетов.

Элементы финансовой отчетности.

Финансовые отчеты отражают результаты сделок и других событий, группируя их в классы в соответствии с их экономическим содержанием (элементы финансовых отчетов).

Активы - имущество, имущественные  и личные неимущественные блага  и права субъекта, имеющие стоимостную  оценку. В активе воплощена будущая экономическая выгода. Он является результатом прошлых сделок или других событий; последние, ожидаемые в будущем, не приводят сами по себе к появлению активов. Активы используются для производства продукции, работ и услуг, а также для управления производством и других целей. Будущие экономические выгоды, воплощенные в активе, могут быть реализованы в производстве и капитальном строительстве, проданы или обменены на другие активы, использованы для погашения обязательств предприятия, разделены между его собственниками.

Активы могут иметь  физическую форму (здания, сооружения, машины и др.) и не иметь ее (лицензии, "ноу-хау", гудвилл и др.); активами является также дебиторская задолженность.

Хозяйствующий субъект  может иметь права собственности на актив и не иметь их (арендованное имущество, товары, принятые на консигнацию или переработку и др.), однако он обеспечивает сохранность не принадлежащих ему активов и контролирует выгоды, которые могут быть получены от их использования.

Существует прямая связь между расходами и созданием новых активов, которые не всегда могут совпадать во времени (например, незавершенное строительство, затраты на закладку многолетних насаждений и формирование основного стада). Затраты, в таких случаях лишь свидетельствуют о том, что произошел поиск будущих выгод (доход от эксплуатации введенных в эксплуатацию объектов, использования многолетних насаждений и выращенных животных), но это не является подтверждением того, что актив, соответствующий своему окончательному назначению, был получен.

Обязательства - это результат  прошлых сделок, осуществление которых  ведет к появлению обязанности  должника совершить в пользу кредитора  определенное действие: оплатить задолженность, осуществить работы или услуги, передать имущество и др., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязательства. Необходимо разграничивать настоящие и будущие обязательства. Решение субъекта приобрести активы в будущем не может привести к появлению обязательств. Обязательство возникает только тогда, когда актив получен или субъект вступает в договорные отношения о приобретении актива. Обязательство погашают путем его оплаты, передачи других активов, выполнения работ или услуг, замещения данного обязательства другим, обмена на ценные бумаги. Обязательство считается погашенным в случае отказа кредитора от своих прав, когда последний лишается этих прав (истечение сроков исковой давности, но решению суда и др.).

Собственный капитал - это активы субъекта за минусом его обязательств. Собственный капитал в бухгалтерском учете разделяется на подклассы: уставный капитал, дополнительно оплаченный капитал, резервный капитал, нераспределенный доход. Такое деление необходимо для пользователей финансовой отчетности, при анализе хозяйственной деятельности. Более высокий удельный вес собственного капитала в структуре пассива баланса говорит об устойчивом финансовом положении субъекта.

Финансовые результаты - результат финансово-хозяйственной  деятельности предприятия за отчетный год (разница между доходами и расходами). Элементами измерения финансовых результатов являются доходы и расходы.

Доходы - это увеличение активов либо уменьшение обязательств в отчетном периоде; расходы - это  уменьшение активов либо увеличение обязательств в отчетном периоде (вклады владельцев в уставный капитал не являются доходом субъекта, а распределение собственного капитала владельцами субъекта - расходом).

Хозяйствующий субъект в финансовой отчетности может представить доходы и расходы по видам деятельности (производствам). Например, доходы и расходы по промышленному производству, посреднической деятельности, сельскому хозяйству и т.д., а также произвести разделение доходов и расходов по обычной деятельности и чрезвычайным ситуациям.

В соответствии с Законом Республики Казахстан «О бухгалтерском учете  и финансовой отчетности» за №329-II от 24.06.2002 года (с изменениями и дополнениями от 11.06.2004г. за № 562-II), доходы – это увеличение экономических выгод в течение отчетного периода в форме увеличения активов или их стоимости либо уменьшения обязательств, приводящее к увеличению собственного капитала, не связанного со вкладами собственников [1,с.8].

Доход от основной деятельности субъект  получает от реализации продукции, работ  и услуг, а также от реализации товарно-материальных ценностей, аренды, инвестиционной деятельности и др.; от неосновной деятельности - включает следующие статьи: доход от реализации нематериальных активов, основных средств, ценных бумаг, доход по акциям и в виде процентов, от курсовой разницы и др.

Расходы - затраты, связанные с производством  продукции, работ и услуг, управлением  производством, убытки от основной и  неосновной деятельности и от чрезвычайных ситуаций. Расходы обычно принимают  форму оттока или использования активов (денежных средств, материальных запасов, основных средств и др.). Убытки - уменьшение экономической выгоды; по своей природе они не отличаются от других расходов и не являются отдельным элементом.

4. Подготовительные процедуры составления отчетности

финансовая отчетность законодательство

Информация о работе Подготовка и представление финансовой отчетности