Позаказный метод учета себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 22:45, контрольная работа

Краткое описание

Затраты на производство являются одним из важнейших показателей, характеризующих деятельность предприятия. Их величина оказывает влияние на конечные результаты деятельности предприятия и его финансовое состояние. Определённый уровень затрат, складывающийся на предприятии, формируется под воздействием процессов, протекающих в его производственной , хозяйственной и финансовой сферах. Так, чем эффективнее использование в производстве материально-технических, трудовых и финансовых ресурсов и рациональнее методы управления, тем более появляется  возможностей для снижения затрат на производство продукции в экономическом  механизме предприятия.

Вложенные файлы: 1 файл

закачать.docx

— 25.97 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

Затраты на производство являются одним  из важнейших показателей, характеризующих  деятельность предприятия. Их величина оказывает влияние на конечные результаты деятельности предприятия и его  финансовое состояние. Определённый уровень  затрат, складывающийся на предприятии, формируется под воздействием процессов, протекающих в его производственной , хозяйственной и финансовой сферах. Так, чем эффективнее использование в производстве материально-технических, трудовых и финансовых ресурсов и рациональнее методы управления, тем более появляется  возможностей для снижения затрат на производство продукции в экономическом  механизме предприятия.

Для   контроля издержек нужна информация о затратах по местам их  использования,  по  видам продукции, по предприятию в целом, и для этого применяют учёт затрат, который может быть осуществлён в различных методах как традиционных, так и современных. Выбор метода производит само предприятие в зависимости от особенностей производственного процесса, его сложности, наличия незавершённого производства, длительность производственного цикла, номенклатуры вырабатываемой продукции.

И чтобы понять какой метод наиболее рационален, прост в обращении  нужно проанализировать все существующие  способы учёта затрат, выявить их сильные и слабые стороны, приспособленность к использованию в различных отраслях промышленности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Позаказный метод  учета затрат и калькулирования  себестоимости

 

Позаказный метод учета  затрат и калькулирования себестоимости (job order cost accounting system) - метод, используемый на предприятиях, производящих единичные, уникальные или выполняемые по специальному заказу изделия [5, с.78].

В промышленности он применяется, как правило, на предприятиях с единичным  типом организации производства. Такие предприятия создадутся для  изготовления изделий ограниченного  потребления. Наиболее типичны заводы тяжелого машиностроения и военно-промышленного  комплекса, где преобладают механические процессы обработки и производится неповторяющаяся или редко повторяющаяся  продукция.

Позаказный метод учета  себестоимости применяется в  производствах, выпускающих опытные  образцы продукции, а также во вспомогательных производствах  – при изготовлении специальных  инструментов, проведении ремонтных  работ.

Сферой применения рассматриваемого метода учета являются также мелкосерийные  промышленные предприятия. Серия –  это некоторое количество одинаковых по конструкции изделий, запускаемых  в производство одновременно или  последовательно. Мелкосерийные производства организуются для выпуска продукции, требующейся потребителю в незначительных количествах. Поэтому мелкосерийные  предприятия загружают относительно большой и довольно разнообразной  номенклатурой изделий. В качестве примера можно привести судо- и  авиастроение, а также полиграфические  предприятия, выпускающие продукцию  сериями, количество которой определяется тиражом [2, с.6].

Позаказный метод применяется  и на предприятиях с физико-химическими  процессами при выпуске отдельных  видов продукции в ограниченном количестве (например, при выполнении заказов на химические реактивы).

Область применения позаказного  метода учета не ограничивается промышленным производством. Он успешно используется в строительстве, научно-исследовательских  институтах, учреждениях здравоохранения, а также в сфере услуг (пошив  одежды на заказ).

Сущность данного метода заключается в следующем: все  прямые затраты (затраты основных материалов и заработная плата основных производственных рабочих с начислениями на нее) учитываются  в разрезе установленных статей калькуляции по отдельным производственным заказам. Остальные затраты учитываются по местам их возникновения и включаются в себестоимость отдельных заказов в соответствии с установленной базой (ставкой) распределения [1, с.156]

Объектом учета затрат и объектом калькулирования при  этом методе является отдельный производственный заказ. При этом под заказом понимается заявка клиента на определенное количество специально созданных или изготовленных  для него изделий. Вид заказа определяется договором с заказчиком. В нем  же оговаривается стоимость, оплачиваемая заказчиком, порядок расчетов, передачи продукции (работ, услуг), срок выполнения заказа. До момента выполнения заказа все относящиеся к нему затраты  считаются незавершенным производством. Другими словами, при этом методе затраты на производственные материалы, оплату труда производственных рабочих  и общезаводские накладные расходы  относят на каждый индивидуальный заказ  или же на производственную партию продукции. Если заказ представлен  единичным изделием, то его себестоимость  рассчитывается путем суммирования всех затрат. Если заказом предусмотрено  производство нескольких изделий или  их партии, то путем суммирования затрат получают себестоимость изготовления всей партии. Для определения себестоимости  одного изделия общие производственные затраты делят на количество единиц продукции в партии [3, с. 103].

Учет расходов по отдельным  заказам начинается с открытия заказа. «Открыть заказ» - значит заполнить  соответствующий бланк. Этот документ находится в бухгалтерии.

В зависимости от потребностей предприятия вид этого бланка может варьироваться. Наряд-заказ в любом случае, как правило, содержит следующую базовую информацию [4, с.117]:

  • тип заказа;
  • номер заказа;
  • характеристика заказа;
  • исполнитель (участок, выполняющий работу);
  • срок исполнения заказа;
  • месяц, в котором учитываются (распределяются) издержки по заказу.

После этого в бухгалтерию  начинают поступать первичные документы  на расход материалов, заработной платы, о потерях от брака, износе специальных  инструментов, связанных с изготовлением  данного заказа, т. е. о прямых издержках. В каждом документе обязательно  проставляется номер заказа.

Бухгалтерия для учета  затрат по заказам для каждого  заказа открывает карточку (ведомость). По мере прохождения заказа в карточке заказа накапливается информация о затратах по прямым материалам, прямым трудозатратам и общезаводским расходам, связанным с его изготовлением. Таким образом, карточка заказа является основным учетным регистром в условиях позаказного метода калькулирования.

Рассмотрим теперь порядок  учетных записей в условиях позаказного  метода калькулирования. В развитие счета 20 «Основное производство»  организуется аналитический учет по каждому заказу, т.е. количество аналитических  счетов к счету 20 должно соответствовать  количеству заказов, размещенных в  данный момент на предприятии. Как отмечалось выше, регистром для организации  аналитического учета являются карточки заказов.

Прямые затраты материалов в соответствии с полученными  первичными документами списываются  на соответствующие заказы и показываются по дебету счета 20 «Основное производство». Прямая заработная плата также прямо  относится на соответствующие заказы.

Возникает проблема с распределением косвенных расходов (амортизация, арендная плата, затраты на освещение, отопление  и т.п.) между отдельными производственными  заказами, выполненными в отчетном периоде, ведь спланировать цену заказа и согласовать ее с заказчиком необходимо в течение отчетного  периода, когда еще не известна общая  сумма косвенных расходов.

Одно из решений данного  вопроса - ждать окончания отчетного  периода и затем, зная общую фактическую  сумму косвенных расходов за отчетный период, распределить ее между отдельными заказами. Однако такое решение вряд ли удовлетворит современного руководителя и самого заказчика. Руководству предприятия необходимы данные об ожидаемой себестоимости заказа для определения цены до того, как будет выполнен заказ. Заказчику также нужна оперативная информация о возможной цене, с тем чтобы выбрать для себя недорогого исполнителя.

На практике обычно идут другим путем: косвенные расходы распределяют между отдельными заказами предварительно, пользуясь бюджетными ставками (предварительными нормативами) распределения ожидаемых косвенных расходов.

Понятие «бюджет» в управленческом учете является синонимом слова  «план». Следовательно, речь идет о  показателях, планируемых самой  бухгалтерией. Они базируются на оценочных  величинах объемов производства (работ, услуг) и косвенных расходов в предстоящем периоде.

Расчет бюджетной ставки распределения косвенных расходов выполняется бухгалтерией накануне наступающего отчетного периода в три этапа [4, с.118-119]:

1. Оцениваются косвенные  расходы предстоящего периода.

В значительной степени точность этого прогноза зависит от опыта, знаний и интуиции бухгалтера-аналитика, так как, давая подобные прогнозы, необходимо учесть многие факторы - как  объективные (не зависящие от деятельности предприятия), так и субъективные (зависящие от него). Например, существенным слагаемым общепроизводственных расходов оказывается оплата коммунальных услуг  и электроэнергии, а ее размер в  свою очередь зависит от установленных  тарифов. Следовательно, повышение  действующих тарифов по оплате коммунальных услуг и электроэнергии является для предприятия объективным  фактором. Бухгалтеру-аналитику, конечно, трудно предсказать влияние этого  фактора в предстоящем периоде.

Вместе с тем именно от предприятия будет зависеть, насколько  производительно используется электроэнергия, допускается ли ее непроизводительное потребление, и если допускается, то в какой мере. Такого рода субъективные факторы также должны быть учтены бухгалтером-аналитиком в его прогнозе косвенных расходов предстоящего периода.

2. Выбирается база для  распределения косвенных расходов  между отдельными производственными  заказами, и прогнозируется ее  величина. При этом под базой  понимается какой-либо технико-экономический  показатель, который, с точки зрения  руководства предприятия, наиболее  точно увязывает общепроизводственные  косвенные расходы с объемом  готовой продукции.

База для распределения  косвенных расходов выбирается предприятием самостоятельно, исходя из специфических  особенностей его деятельности, характера  выполняемых заказов, их размера, количества и т.д., записывается в учетной  политике предприятия и является таковой в течение всего финансового  года.

Так, в промышленном производстве общепринятыми показателями для  распределения косвенных расходов являются отработанные станко-часы, машино-дни, сумма начисленной заработной платы  производственных рабочих. Однако могут  применяться и другие измерители, например, при индивидуальном производстве ковров - квадратные метры, при оказании транспортных услуг - километры пробега  автомобиля, аудиторских услуг - количество часов, отработанных сотрудниками аудиторской  фирмы, и т.д.

Выбрав в качестве базы распределения косвенных расходов какой-либо показатель, бухгалтер-аналитик прогнозирует его размер на предстоящий  период. Здесь он сталкивается с  теми же проблемами, о которых речь шла выше. Необходимо оценить возможный  спрос на продукцию предприятия  в предстоящем периоде с учетом сезонных колебаний, покупательной  способности населения (или предприятий), общей ситуации на рынке с учетом деятельности конкурентов. Правильно  оценить влияние всех этих факторов на ожидаемую величину заказов, а следовательно, и на размер выбранного базового показателя сможет лишь опытный бухгалтер-аналитик.

3. Рассчитывается бюджетная  ставка путем деления суммы  прогнозируемых косвенных расходов  на ожидаемую величину базового  показателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 

Управленческий учет представляет собой систему учета, планирования, контроля, анализа данных о затратах и результатах хозяйственной  деятельности в разрезе необходимых  для управления объектов, оперативного принятия на этой основе различных  управленческих решений в целях  оптимизации финансовых результатов  деятельности предприятия. Определение  себестоимости продукции является одной из основных задач управленческого  учета. В зависимости от вида деятельности предприятия и прочих факторов выделяют несколько способов определения  себестоимости продукции. В данной работе подробно изложено об одном  из них.

Позаказный метод учета затрат и калькулирования себестоимости, как выяснилось ранее, используется на предприятиях, производящих единичные, уникальные или выполняемые по специальному заказу изделия. Основное его достоинство заключается в относительной простоте. Но также были выявлены и недостатки:

- отсутствие оперативного  контроля за затратами;

- несовпадение времени  составления отчетности калькуляции  по заказу и бухгалтерской  отчетности;

- сложная и громоздкая  инвентаризация незавершенного  производства.

Тем не менее это единственный метод, с помощью которого возможно осуществить повышение оперативности  контроля за прямыми затратами при  внедрении основных элементов нормативного метода учета затрат по всем операциям  и работам осуществляемым при  выполнении заказов.

В ходе выполнения данного реферата были изучены вопросы, касающиеся позаказного метода учета затрат и калькуляции себестоимости продукции. В реферате приведены понятие позаказного метода учета затрат, сфера использования, организация учета накладных и прямых расходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Грищенко О.В. Управленческий учет: конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2007г.

2.Маслова И.А. Управленческий  учет: журнал, №4, 2006г.

3. Фролова Т.А.  Экономика  предприятия: конспект лекций / Фролова  Т. А. – Таганрог: ТРТУ, 2005г.

Информация о работе Позаказный метод учета себестоимости продукции