Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 14:22, контрольная работа
Готовая продукция - это изделия и полуфабрикаты, полностью законченные обработкой, соответствующие действующим стандартам или утвержденным техническим условиям, принятые на склад или заказчиком.
В Методических указаниях по учету МПЗ готовая продукция определена как часть МПЗ, предназначенных для продажи, технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов в случаях, установленных законодательством.
На основании накладных на отпуск готовой продукции и иных аналогичных первичных учетных документов организация (как правило, отдел сбыта) выписывает счета-фактуры по установленной форме в двух экземплярах, первый из которых не позднее 10 дней с даты отгрузки продукции (товара) высылается (передается) покупателю, а второй остается у организации-поставщика для отражения в книге продаж и начисления налога на добавленную стоимость.
Продавцы ведут журнал учета выставленных покупателям счетов-фактур, в котором хранятся в хронологическом порядке их вторые экземпляры, и книгу продаж, предназначенную для регистрации счетов-фактур, составляемых продавцом при совершении операций. Регистрация счетов-фактур производится в хронологическом порядке в том налоговом периоде, в котором возникает налоговое обязательство.
При получении денежных средств в виде авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок продукции (выполнения работ, оказания услуг)' продавцом составляется счет-фактура, которая регистрируется в книге продаж. При этом при отгрузке продукции (выполнении работ, оказании услуг) в счет полученных авансовых или иных платежей в книге продаж производится корректировочная запись, уменьшающая ранее начисленную сумму налога по этим платежам.
В случае частичной оплаты за отгруженную продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) при принятии учетной политики для целей налогообложения по мере поступления денежных средств регистрация продавцом счета-фактуры в книге продаж производится на каждую сумму, поступившую в порядке частичной оплаты, с указанием реквизитов счета-фактуры по этой отгруженной продукции (выполненным работам, оказанным услугам) и пометкой по каждой сумме «частичная оплата».
Регистрация счетов-фактур с одинаковыми реквизитами в книге продаж у продавца допускается только в случаях поступления средств в порядке частичной оплаты, а также отгрузки продукции (выполнения работ, оказания услуг) под полученную сумму авансовых или иных платежей с соответствующей корректировкой (зачетом) ранее начисленных сумм налога по платежу.
В книге продаж регистрируются все счета-фактуры, составляемые продавцом при совершении операций, признаваемых объектами налогообложения (в том числе и по льготируемым операциям).
Книга продаж должна быть прошнурована, а ее страницы пронумерованы и скреплены печатью. Книга продаж хранится у поставщика в течение полных 5 лет с даты последней записи.
Контроль за правильностью ведения книги продаж осуществляется руководителем организации или уполномоченным им лицом.
Не подлежат регистрации в книге покупок и книге продаж счета-фактуры, имеющие подчистки и помарки. Исправления, внесенные в счета-фактуры, должны быть заверены подписью руководителя и печатью продавца с указанием даты внесения исправления.
Транспортно-заготовительные расходы - это затраты организации, непосредственно связанные с процессом заготовления и доставки материалов в организацию.
Транспортно-заготовительные расходы входят в состав фактической себестоимости материалов. К ним относятся все расходы на приобретение материалов, кроме их договорной стоимости. Эти расходы учитываются по видам материалов на тех же счетах и субсчетах.
Ежемесячно бухгалтерия предприятия рассчитывает сумму и процент транспортно-заготовительных расходов ко всему объему ценностей данной группы, которыми располагало предприятие.
В бухгалтерском учете можно поступать
одним из двух способов:
1) сразу включать затраты в стоимость
той продукции, при покупке которой они
образовались (так называемое прямое включение);
2) сначала все затраты учитывать на отдельных
субсчетах, открываемых к счету 10 "Материалы"
или 15 "Транспортно-заготовительные
расходы", а затем распределять их между
видами приобретенных ценностей.
Такой порядок установлен пунктом 83 Методических указаний. Выбрав один из этих способов, его нужно указать в учетной политике для целей бухгалтерского учета.
А как быть с налоговым учетом? В Налоговом кодексе не прописан порядок учета транспортно-заготовительных расходов. Установлено лишь, что они должны включаться в стоимость материалов. Поэтому вы должны сами решить, как вы будете учитывать ТЗР. Мы советуем использовать тот же способ, что и в бухгалтерском учете. Не забудьте, однако, предусмотреть это в учетной политике для целей налогообложения.
Итак, рассмотрим способы, которыми можно отражать транспортно-заготовительные расходы.
Прямое включение расходов в стоимость материалов
Этот метод используют те предприятия, у которых небольшой товарооборот, и которые, соответственно покупают небольшие партии товарно-материальных ценностей. Также его целесообразно применять в том случае, когда предприятию важно как можно точнее знать себестоимость отдельных видов материалов.
Распределение транспортно-заготовительных расходов между видами материалов
Данный метод применяется, когда предприятие регулярно закупает материалы, и нет необходимости подсчитывать себестоимость каждой конкретной партии. Здесь, как мы уже отмечали, все транспортно-заготовительные расходы собираются на отдельном субсчете. В дальнейшем бухгалтер должен распределить их между израсходованными материалами, и теми, что остались на складе.
Как известно, в бухгалтерском учете
фактическую себестоимость приобретенных
материалов можно рассчитывать двумя
способами:
- сразу формировать на счете 10 "Материалы";
- учитывать на счете 10 сырье по плановым
ценам, а фактическую стоимость материалов
и ее отклонение от плановой отражать
на счетах 15 и 16.
В первом случае бухгалтер должен открыть
к счету 10 специальный субсчет "Транспортно-заготовительные
расходы", где и будет учитывать эти
затраты. Договорную же стоимость поступивших
материалов нужно отражать на субсчете
"Сырье и материалы".
Со счета 10 нужно списывать только ту сумму транспортно-заготовительных расходов, которая относится к материалам, истраченным за месяц.*(3) Как же ее рассчитать? Сначала нужно определить средний процент отклонения транспортных затрат по каждому виду материалов. Для этого используют такую формулу:
где
ТЗР% - средний процент отклонения транспортно-заготовительных расходов; ТЗРн - остаток ТЗР на начало месяца; ТЗРп - сумма ТЗР по материалам, поступившим за месяц; Мн - стоимость остатка материалов на начало месяца (без ТЗР); Мп - стоимость материалов, поступивших за месяц (без ТЗР).
Результат умножают на учетную стоимость материалов, израсходованных за месяц. Полученная сумма списывается на те счета, куда были отнесены эти материалы.
Упрощенный способ учета транспортных расходов
На крупных предприятиях, где постоянно закупается и используется различное сырье, рассчитывать расходы по каждому виду материалов - задача очень трудоемкая. Поэтому в методических указаниях предусмотрен порядок, который поможет облегчить бухгалтеру эту работу.
Допустим, бухгалтер увидел, что средний процент отклонения тзр за отчетный период, не превышает 5 процентов от стоимости израсходованных материалов. Тогда всю сумму транспортно-заготовительных расходов в бухгалтерском учете можно включить в стоимость израсходованных материалов.
Продажа продукции, выполнение работ, указание услуг осуществляется в соответствии с заключенными договорами или путем свободной продажи через розничную торговлю.
Под синтетическим учетом реализации готовой продукции понимается отражение в бухгалтерском учете всего объема отгрузки и отпуска в двух оценках – по фактической себестоимости, по отпускным ценам, с целью выявления финансовых результатов деятельности организации за отчетный месяц или период с начала года и за год.
Порядок синтетического учета продажи продукции зависит от выбранного метода определения выручки. Организациям разрешается определять выручку от продажи продукции для целей налогообложения либо по моменту оплаты отгруженной продукции, выполненных работ и оказанных услуг, либо по моменту отгрузки продукции и предъявления платежных документов покупателю (заказчику) или транспортной организации.
Для обобщения информации о процессе реализации готовой продукции, товаров, выполненных работ и оказанных услуг, а также для определения финансовых результатов от реализации этих ценностей (работ, услуг) предназначен счет 90 "Реализация". К счету 90 "Реализация" могут быть открыты субсчета:
90-1 "Выручка от реализации";
90-2 "Себестоимость реализации";
90-3 "Налог на добавленную стоимость";
90-4 "Акцизы";
90-5 "Прочие налоги и сборы из выручки";
90-6 "Экспортные пошлины";
90-9 "Прибыль / убыток от реализации" и другие.
При полной журнально-ордерной форме для обобщения информации о реализации продукции используется аналитическая ведомость N 16-а "Учет реализации продукции (работ, услуг)".
Записи в данной ведомости производятся на основании документов, подтверждающих отгрузку продукции (товарных, товарно-транспортных накладных, актов и др.) в разрезе видов продукции и покупателей (графы 1 - 7) в оценке по продажной стоимости. Затем по каждому документу отмечается сумма его оплаты (зачета или списания), т.е. этим самым в ведомости осуществляется контроль за состоянием расчетов с покупателями за товары отгруженные.
В ведомости N 16-а отражается также стоимость отгруженной продукции (работ, услуг) по учетным ценам (в графах 10 - 18). Для получения таких данных отражаются количественные показатели отгружаемой продукции в графах 1 - 6 в разрезе ее видов по каждому документу в виде дроби: количество/стоимость по цене реализации. Путем умножения количества отгруженной одноименной продукции (работ, услуг) на учетную стоимость (фактическую себестоимость) единицы продукции определяется стоимость отгруженной продукции по учетным ценам. Показатели данной строки используются для записи данных в синтетическом учете по кредиту счета 43 "Готовая продукция" в дебет счета 45 "Товары отгруженные".
В законодательстве Республики Беларусь существует метод определения выручки «по отгрузке». Предприятия, выбравшие данный метод, делают следующие записи в учете:
отражается фактическая себестоимость реализованной продукции в разрезе ее видов путем умножения количества реализованной продукции на фактическую себестоимость единицы продукции, а также коммерческие расходы по ее реализации. В этих же графах в итоговой строке отражаются налоги, входящие в цену продукции.
Отметки об оплате (зачете или списании) отражаются в графах на основании выписок банка из лицевых счетов, актов сверки расчетов и других документов.
В данной ведомости отражается также
результат от реализации за месяц, определяемый
как разница между выручкой, фактической
себестоимостью и налогами, уплачиваемыми
из выручки.
В целях накапливания информации о реализации
отдельных видов продукции в разрезе покупателей
(заказчиков) может использоваться реестр
документов по реализации.
Следует отметить, что метод определения выручки «по отгрузке» пока не получил широкого распространения в нашей стране, хотя повсеместно используется в международной практике.
Основными причинами этого факта являются неплатежеспособность многих организаций, по существу отсутствие вексельного обращения и страховых гарантий оплаты, «несовершенство» форм расчетов и банковского обслуживания и др.
Учет отгрузки и реализации организуется в разрезе субсчетов и синтетических показателей в журнале ордере № 11, предназначенном для отражения оборотов по кредиту счетов 40, 43, 45, 90, 91, 62 и аналитических данных к счетам 45 и 90.
Журнал-ордер № 11 по фактической себестоимости,
в суммах по предъявленным счетам или
заменяющим их документам, и в обороте
не только за отчетный месяц, но и с начала
года, с отражением сумм НДС.
Обороты с начала года в объеме отгруженной
продукции используются для расчета процентного
отношения фактической себестоимости
к сумме по предъявленным счетам. Оно должно
быть меньше 100%, так как показывает долю
фактических затрат организации в суммах
выручки, то есть продажной стоимости
готовой продукции. Оставшаяся часть отражает
долю прибыли.
В случае, когда была реализована продукция
по цене ниже себестоимости, фактическая
себестоимость реализованной продукции
будет превышать отпускную цену. Разница
между отпускной ценой и фактической себестоимостью
буде составлять убыток от реализации.
Сумма прибыли определяется исходя из
реализованной продукции по продажным
ценам минус фактическая себестоимость
реализованной продукции, минус сумма
НДС, минус сумма коммерческих расходов.
На производственных предприятиях целью отражения хозяйственных операций по выпуску и реализации готовых изделий на счетах бухгалтерского учета является выявление финансового результата (прибыль или убыток) от реализации продукции. Расчет финансового результата производится ежемесячно на основании документов, подтверждающих реализацию продукции.
Информация о работе Понятие готовой продукции, состав, оценка и задачи учета готовой продукции