Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2015 в 22:33, дипломная работа
Цель работы: рассмотреть на примере конкретного предприятия порядок учета и организации контроля расчетов с подотчетными лицами.
В соответствии с поставленной целью был разработан план работы, отражающий основные задачи, поставленные для реализации данной цели:
- определить сущность и значение расчетов с подотчетными лицами
- рассмотреть основы организации синтетического, аналитического учета расчетов с подотчетными лицами, а также особенности документооборота;
- сделать выводы по данной теме.
Регулярно бухгалтер компании должен производить анализ дебиторской задолженности компании (инвентаризацию счетов) (таблица 1).
Таблица 1 – Типовая таблица для инвентаризации счета 1251 «Краткосрочная дебиторская задолженность работников: расчеты по подотчетным суммам» на 1 апреля 2007 г.
Фамилия, имя, отчество |
Дата возникновения задолженности |
Дебет |
Кредит |
Дата закрытия задолженности |
Инвентаризация расчетов (подтверждение, сверка задолженности) в обязательном порядке производится к составлению финансовой отчетности. Несвоевременно погашенная задолженность влечет к ухудшению финансового состояния компании.
Согласно п. 2 ст. 93 Налогового кодекса к представительским расходам относятся расходы налогоплательщика по приему и обслуживанию лиц, производимые в целях установления или поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседание совета директоров для проведения общего собрания акционеров. К представительским расходам относятся расходы по проведению официальных приемов вышеуказанных лиц:
транспортное обслуживание;
расходы на питание во время переговоров;
оплата услуг переводчика [3].
Предельные нормы установлены постановлением Правительства РК от 24.12.2001 г. №1677 «Об утверждении норм представительских расходов и суточных выплачиваемых за время нахождения в командировке за пределами Республики Казахстан, подлежащих вычету при определении налогооблагаемого дохода» (ред. от 14.03.2005)
Нормы представительских расходов, подлежащих вычету при определении налогооблагаемого дохода, представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Нормы представительских расходов, подлежащих вычету при определении налогооблагаемого дохода
Наименование представительских расходов |
Норма вычета |
Расходы по проведению официального приема лиц (из расчета на одного человека в день) |
до 8 МРП |
Расходы на питание во время переговоров (из расчета на одного человека в день, включая переводчика и сопровождающих лиц) |
до 1,5 МРП |
Оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате организации, принимающей делегацию (в час) |
до 1 МРП |
Транспортное обслуживание (в час) |
до 1 МРП |
Во время проведения официального приема лиц количество участников с принимающей стороны не должно превышать количества участников со стороны принимаемой делегации.
При составе делегации свыше пяти человек количество сопровождающих лиц и переводчиков, обслуживающих делегацию, должно определяться из расчета один переводчик или сопровождающий не менее чем на пять членов делегации.
Для подтверждения данных вычетов необходимо иметь следующие документы:
приказ о проведении приема;
список приглашенных лиц;
список лиц принимающей стороны;
журнал регистрации гостей;
смета расходов на проведение приема;
документы об оплате
и получении фактических услуг
и материалов, относящихся к
Пунктом 2 ст. 93 Налогового кодекса определено, что не относятся к «…представительским расходам и не подлежат вычету расходы по организации банкетов, досуга, развлечений или отдыха. Эти расходы производятся за счет собственных средств предприятия, оставшихся после налогообложения» [3].
Для подтверждения произведенных расходов на предприятии ТОО «Казхром» издается приказ на проведение приема (Приложение 10).
Деньги на оплату расходов по приему делегаций выдаются в подотчет ответственному лицу. В случае превышения фактически понесенных представительских расходов над утвержденными нормами превышение расходов является косвенным доходом подотчетного лица и должно облагаться подоходным налогом по ставке п. 2 ст. 145 Налогового кодекса, социальным налогом, отчислениями в накопительные пенсионные фонды. Однако в данном случае подотчетное лицо тратит денежные средства не на себя, а на гостей. Поэтому для подтверждения того, что понесенные расходы не являются доходом конкретного подотчетного лица, на предприятии ТОО «Казхром» составляется еще один приказ.
Все эти приказы необходимы потому, что денежными средствами ТОО «Казхром» распоряжается руководитель.
2.2 Синтетический и аналитический учет расчетов с подотчетными лицами
Краткосрочная дебиторская задолженность работников ТОО «Казхром» может возникать по расчетам с командировочными и прочими подотчетными лицами, по возмещению материального ущерба, по расчетам за товары, проданные в кредит и по предоставленным займам.
Эти расходы не всегда можно оплатить путем безналичных расчетов через учреждения банков, в силу чего для их оплаты и осуществления других аналогичных расходов работникам выдают в подотчет согласно расчету, утвержденному руководителем предприятия, наличные деньги. [20, с. 293]
Предприятия выдают своим работникам в подотчет суммы, которые используются подотчетными лицами для приобретения в магазинах канцелярских товаров, бланков, оплаты почтовых переводов и других расходов, необходимых для хозяйственной деятельности предприятия, а также эти средства используют для оплаты командировочных расходов.
Авансовые отчеты с приложенными к ним документами сдаются бухгалтеру, который проверяет законность и целесообразность произведенных расходов, их соответствие утвержденным нормам, а также правильность оформления счетов и документов.
Учет расчетов с подотчетными лицами осуществляется на активном счете 1250 «Краткосрочная дебиторская задолженность работников». В Типовом плане счетов ТОО «Казхром» к этому счету открыты следующие субсчета:
- 1251 расчеты с подотчетными лицами;
- 1252 по возмещению материального ущерба.
- 1253 с работающими – за товары, проданные в кредит и по предоставленным займам;
Счет 1250 «Краткосрочная дебиторская задолженность работников» используется бухгалтерской службой ТОО «Казхром» в том случае, если подотчетному лицу выданы суммы в подотчет, после чего предоставлен отчет об использовании этих сумм.
В случае, когда подотчетное лицо сначала предоставляет отчет об использовании своих собственных средств и только после этого предприятие ему возмещает произведенные расходы, используется субсчет 3392 «Краткосрочная кредиторская задолженность по служебным командировкам» счета «Прочая краткосрочная кредиторская задолженность».
Выдача денег из кассы в подотчет отражается корреспонденцией: Дебет счета 1251 «Краткосрочная дебиторская задолженность работников: задолженность по подотчетным суммам» – Кредит счета 1010 «Денежные средства в кассе».
Любой авансовый отчет раскрывает цели использования денежных средств сотрудником компании. Если при выдаче денег из кассы в подотчет счет 1251 «Задолженность по подотчетным суммам» дебетовался, то при рассмотрении авансового отчета счет 1251 будет кредитоваться, т.е. будет отражено, на какие цели были израсходованы подотчетные суммы. В данном случае необходимо указать на дебет какого счета, корреспондирующего с кредитом счета 1251, будут списываться командировочные и другие расходы.
Здесь необходимо помнить, что величина затрат без НДС на проезд, постель, бронь, проживание и суточные, т.е. непосредственные затраты по командировке, могут относиться на следующие счета:
на счет 7210 «Административные
расходы», если это командировка сотрудника, входящего
в состав административно-
на счет 7110 «Расходы
по реализации продукции и
оказанию услуг», если это командировка сотрудни
на счет 8414 «Прочие
накладные расходы», если это
командировка сотрудников
В нашем случае в командировку отправлялся гл. механик компании для подписания договоров с поставщиками. Поэтому расходы по командировке следует отнести на счет 7210 (приложение 8).
Затем подсчитывается общая сумма, списываемая на каждый из счетов. По авансовому отчету Суркова В.А. на счет 7210 списываются:
стоимость проезда без НДС туда и обратно – 9023 тенге (2654 + 6369);
суточные – 61 800 тенге;
Итого на счет 7210 – 70 823 тенге
На счет 1420 будет относиться 1 353 тенге (398 + 955).
Всего на разные счета со счета 1251 списывается 72176 тенге (70823 + 1353).
Эти общие суммы по корреспондирующим счетам отражаются бухгалтером на лицевой стороне авансового отчета в правом верхнем углу, и делается отметка о дате проверки авансового отчета. Затем сумма понесенных расходов утверждается руководителем организации. Общая израсходованная сумма (72176 тенге) сравнивается с величиной ранее полученных денежных средств в подотчет (75000 тенге). В нашем случае сотрудник фактически потратил сумму меньшую, чем было получено, и остаток неиспользованных денег в сумме 2824 тенге внесен в кассу. Сумма 500 тенге, израсходованная Сурковым В.А. за постель, не была подтверждена документами и не была принята бухгалтером.
Если бы имела место обратная ситуация, когда сотрудник фактически потратил сумму большую, чем было получено, в этом случае сумма перерасхода должна быть выдана сотруднику из кассы. В любом случае в авансовом отчете делается соответствующая отметка, подтверждающая завершение всех взаиморасчетов между сотрудником и организацией по данной операции. В том случае, когда материально-ответственное лицо не может отчитаться за полученные из кассы денежные средства (не предоставляет документы о расходовании этих средств), то они должны быть удержаны из его заработной платы. Однако встречаются случаи, когда авансовый отчет не может быть составлен из-за утери подтверждающих документов, хотя определенные расходы сотрудник понес и использовал денежные средства по назначению.
В таком случае следует попытаться восстановить утерянные документы, запросив у поставщиков их копии. Если же это невозможно, сотрудник может написать объяснительную записку о причинах утери документов, указать величину произведенных расходов и обратиться к руководству компании с просьбой возместить понесенные расходы.
К отчету по командировке Сурковым В.А. приложена объяснительная записка о том, что в городе Астана он вел с зарубежным партнером междугородные телефонные переговоры на сумму 5100 тенге, которые не подтверждены первичными документами. Бухгалтер в авансовом отчете на сумму таких неподтвержденных расходов в качестве корреспондирующего счета должен указать счет 3350 «Краткосрочная задолженность по оплате труда».
Корреспонденция счетов: дебет 3350 – кредит 1251 означает, что задолженность сотрудника перед организацией по подотчетным суммам будет погашена за счет удержания из заработной платы. Если руководитель компании не удовлетворит просьбу сотрудника о возмещении понесенных, но не подтвержденных расходов, то на соответствующую сумму будет уменьшена заработная плата, причитающаяся сотруднику к выплате на руки.
Руководством компании было принято решение о том, чтобы возместить неподтвержденные расходы, и был издан приказ о возмещении расходов.
Возмещаемые сотруднику расходы (при отсутствии документов) считаются дополнительным доходом работника, который будет начислен ему в дополнение к основной заработной плате. При этом будет составлена корреспонденция счетов: Дебет 7210 «Административные расходы» – Кредит 3350 «Краткосрочная задолженность по оплате труда». Все полученные работником доходы (заработная плата и возмещаемые расходы) подлежат налогообложению индивидуальным, социальным налогами, социальными отчислениями в ГФСС и отчислениям в накопительный пенсионный фонд.
В этом случае данные расходы относятся на расходы на счет 7210, но не как расходы подотчетных лиц со счета 1251, а как дополнительный доход работника со счета 3350. Превышение командировочных сверх норм в сумме 5 100 тенге вошло в доход Суркова В.А. за февраль 2006 года, включено в расчет по ежемесячному исчислению и удержанию индивидуального подоходного налога и исчислению социального налога, и в расчетную ведомость.
При приобретении каких-либо материальных ценностей их необходимо сначала оприходовать, т.е. показать в учете, что они поступили на склад предприятия, а затем составить акт об их использовании и списать со склада на расходы компании. Поэтому приобретаемые подотчетным лицом канцтовары в случае их сдачи на склад следует отразить на счете 1350 «Прочие запасы». Однако в том случае, когда канцтовары на склад не сдаются, а используются сразу после приобретения, например, в ходе командировки, то их можно списать на расходы на счет 7210.
Все суммы выделенного НДС по полученным от поставщиков счетам-фактурам, билетам, квитанциям отражают на счете 1420 «Налог на добавленную стоимость». Бухгалтер проставляет корреспондирующие счета, проверяя все приложенные первичные документы.
В таблице 3 приведена корреспонденция счетов по учету расчетов с подотчетными лицами.
Таблица 3 – Фрагмент журнала хозяйственных операций ТОО «Казхром» – за январь-февраль 2008 года
№ п/п |
дата |
Документ |
Д-т |
К-т |
Сумма |
Содержание хозяйственной операции |
Аналитика | |
Д-т |
К-т | |||||||
1 |
05.01 |
РКО №1 |
1251 |
1040 |
7 000,00 |
Выдано на хоз. расходы |
Исаев С.А. |
|
2 |
08.01 |
Авансовый отчет №1 |
1350 |
1251 |
6 585,00 |
Приобретены запчасти |
Запчасти |
Исаев С.А. |
3 |
08.01 |
ПКО №2 |
1040 |
1251 |
415,00 |
Возврат подотчетных сумм по авансовому отчету №1 |
Исаев С.А. | |
4 |
17.01 |
РКО №2 |
1251 |
1040 |
15 000,00 |
Выдано на хоз. расходы |
Исаев С.А. |
|
5 |
20.01 |
Авансовый отчет №2 |
1311 |
1251 |
13 043,00 |
Приобретены материалы |
Электроматериалы |
Исаев С.А. |
6 |
20.01 |
Авансовый отчет №2 |
1420 |
1251 |
1 957,00 |
НДС в зачет |
Исаев С.А. | |
7 |
21.01 |
РКО №3 |
1251 |
1040 |
130 000 |
Выдано в подотчет для оплаты счетов |
Исаев С.А. |
|
8 |
04.02 |
РКО №4 |
1251 |
1040 |
44 000 |
Выдано в подотчет на командировочные расходы |
Сурков В.А. |
|
10 |
21.02 |
Авансовый отчет №4 |
7210 |
1251 |
38153 |
Командировочные расходы |
Сурков В.А. | |
11 |
21.02 |
Авансовый отчет №4 |
1420 |
1251 |
1 353 |
НДС в зачет |
Сурков В.А. |
Информация о работе Понятие и бухгалтерский учет расчетов с подотчетными лицами