Понятие и классификация материально-производственных запасов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 18:36, контрольная работа

Краткое описание

Методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации о материально-производственных запасах организации установлены Положением по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" (далее ПБУ 5/01), утвержденным приказом Минфина РФ от 9 июня 2001 г. № 44н.
В зависимости от той роли, которую играют производственные запасы в процессе производства продукции, выполнения работ и оказания услуг, их подразделяют на следующие группы:
сырьё ;
материалы;

Вложенные файлы: 1 файл

куева.docx

— 42.60 Кб (Скачать файл)

Практически каждая организация в  процессе осуществления своей хозяйственной  деятельности сталкивается с необходимостью хранения различных видов МПЗ.

Для обеспечения действенного контроля сохранности ценностей в каждой организации должны быть оборудованы  склады или кладовые.

В крупных производственных и торговых организациях, в организациях, выполняющих  работы и оказывающих услуги, для  хранения материальных ценностей создаются  центральные (базисные) склады, находящиеся  в ведении непосредственно руководителя организации или отделов снабжения  и сбыта. Нередко хранящиеся на складах  МПЗ ценности требуют различных условий хранения, поэтому центральные склады, как правило, создаются специализированными. На этих складах должны соблюдаться соответствующие режимы хранения, что позволит не допустить порчи материальных ценностей и потери их свойств. Отдельные склады создаются для хранения готовой продукции. Если же условиями хранения определенного вида запасов допускается их открытое хранение, для этих целей должны использоваться специально приспособленные площадки.

Помимо центральных (базисных) складов  в организациях создаются склады и кладовые в цехах, филиалах и  других подразделениях.

Складские помещения можно подразделить на складские помещения основного  производственного и подсобного назначения.

Складское помещение основного  производственного назначения представляет собой часть складского помещения, предназначенную для приема, сортировки, хранения, комплектации, отпуска и  отгрузки материальных ценностей.

Складское помещение подсобного назначения предназначено для размещения подсобных  служб и выполнения работ по обслуживанию технологического процесса. Складские  помещения подсобного назначения —  это помещения для хранения упаковочных  материалов, технологического оборудования, инвентаря, тары, уборочных машин, отходов  упаковки.

Каждому складу приказом по организации  присваивается постоянный номер, который  в дальнейшем указывается на всех документах, относящихся к операциям  данного склада.

Складское хозяйство следует организовать таким образом, чтобы избежать создания излишних промежуточных складов  и кладовых. Не должно допускаться перемещение материальных ценностей с одних складов в другие.

Целесообразно склады разделять на отдельные секции, внутри которых  размещать запасы по группам, типам, сортам, укладывая их в штабели, на стеллажи, полки, в закрома, мешки, ящики  и другую тару. Такое размещение запасов позволит обеспечить возможность  их быстрой приемки, отпуска и  проверки их наличия.

В местах хранения каждого вида запасов  необходимо прикреплять ярлыки, на которых следует указывать данные о находящемся на хранении запасе: его наименовании, номенклатурном номере, единице измерения, цене и отличительных  признаках, таких как марка, артикул, размер, сорт и других.

Места хранения, склады и кладовые должны быть оснащены необходимым весовым  хозяйством, измерительными приборами, мерной тарой для обеспечения  точного измерения количества запасов, их переосвидетельствования и клеймения.

Немаловажное значение имеет внедрение  централизованной доставки материалов с базисных складов в подразделения  организации по заранее согласованным  графикам.

Для контроля сохранности запасов  большое значение имеет определение  в организации круга лиц, ответственных  за приемку и отпуск запасов по каждому складу, за правильное и  своевременное документальное оформление операций по движению запасов, а также  за сохранностью запасов. С заведующими  складами, кладовщиками, экспедиторами  и другими работниками должны быть заключены в установленном  порядке договора о материальной ответственности. Если в штате организации  не предусмотрена должность заведующего  складом, его обязанности могут  возлагаться на другого работника с обязательным заключением договора о полной материальной ответственности.

Материальная ответственность.

Принимая на работу физическое лицо, работодатель заключает с ним  трудовой договор и отношения, возникающие  между работником и работодателем, регламентируются Трудовым кодексом Российской Федерации (далее — ТК РФ).

Статьей 232 ТК РФ установлено, что одна из сторон трудового договора обязана  возместить другой стороне причиненный  ущерб в порядке, определяемом ТК РФ и иными федеральными законами. Материальная ответственность стороны  трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне  договора в результате ее виновного  противоправного поведения (действия или бездействия).

Работник обязан возместить работодателю только прямой действительный ущерб, под  которым понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества  третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность  за сохранность этого имущества), а также необходимость для  работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение или  восстановление имущества. Кроме того, возмещению подлежит ущерб, возникший у работодателя в результате возмещения им ущерба иным лицам. Не подлежит возмещению упущенная выгода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  5. Учет поступления материально-производственных  запасов

Основанием принятия материалов к  бухгалтерскому учету являются первичные  документы по поступлению и отпуску  материалов.

На материалы, поступающие со стороны, организация получает:

транспортные документы;

счет-фактуру от поставщика;

сертификат и другие документы  согласно условиям договора купли-продажи.

На складе оформляется приходный  ордер (типовая межотраслевая форма  № М-4, утвержденная постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 № 71а). На массовые однородные грузы, несколько  раз в течение дня прибывающие  от одного и того же поставщика, допускается  составление одного приходного ордера в целом за день. В течение этого  дня на обороте ордера делаются записи о каждой приемке материала, которые  подсчитываются в конце дня, и  общий итог записывается в приходный  ордер. Вместо приходного ордера приемка  и оприходование материалов может оформляться проставлением на документе поставщика (накладная, товарно-транспортная накладная) штампа, в оттиске которого содержатся те же реквизиты, что и в приходном ордере. В этом случае заполняются реквизиты указанного штампа и ставится очередной номер приходного ордера. Такой штамп приравнивается к приходному ордеру.

Если количество и качество прибывших  на склад материалов не соответствует  данным поставщика, приемку материалов производит комиссия и составляет акт  о приемке материалов (типовая  межотраслевая форма № М-7), который  служит основанием для предъявления претензии поставщику или транспортной организации. В случае составления  приемного акта приходный ордер  не оформляется.

Материалы, поступающие со своего производства, оформляются накладной  на внутреннее перемещение материалов.

Материалы, полученные после ликвидации основного средства, оформляются  актом об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (типовая межотраслевая форма № М-35).

Если в интересах производства целесообразно направить материалы  непосредственно в подразделение  организации, минуя склад, такие  партии материалов отражаются в учете  как поступившие на склад и  переданные в подразделение организации. При этом в приходных и расходных  документах склада и приходных документах подразделения организации делается отметка о том, что материалы  получены от поставщика и выданы подразделению  без завоза их на склад (транзитом).

Приемные акты и приходные ордера составляются в день поступления  соответствующих материалов на склад  или в другие установленные в  организации сроки, но не позже сроков, установленных нормативными актами для приемки поступающих грузов.

Материалы, поступающие на ответственное  хранение, записываются материально  ответственным лицом в специальную  книгу (карточку), хранятся на складе обособленно  и не расходуются.

Оприходование материалов, закупленных подотчетными лицами организации, производится в общеустановленном порядке на основании оправдательных документов, подтверждающих покупку (счета и чеки магазинов, квитанция к приходному кассовому ордеру – при покупке у другой организации за наличный расчет, акт или справка о покупке на рынке или у населения), которые прикладываются к авансовому отчету подотчетного лица.

На основании первичных документов приобретение материалов отражается в  бухгалтерском учете записью:

Дебет счета 10 «Материалы» – сумма фактических затрат на приобретение материалов;

Дебет счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» – суммы НДС по счетам-фактурам сторонних организаций;

Кредит счетов расчетов: 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.

НДС предъявляется к возмещению из бюджета по оприходованным  материалам производственного назначения и  отражается по дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и кредиту счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».

Материалы, полученные от учредителей  в качестве вклада в уставный капитал, принимаются к учету по согласованной  учредителями стоимости и оформляется бухгалтерской проводкой:

Дебет счета 10 «Материалы»  Кредит счета 75 «Расчеты с учредителями».

Фактические затраты организации  на доставку материально-производственных запасов и приведение их в состояние, пригодное для использования, отражаются по дебету счета 10 «Материалы», НДС – по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» и кредиту счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.

.

Материалы, полученные по договору дарения  или безвозмездно, отражаются в оценке по рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету:

Дебет счета 10 «Материалы»  Кредит счета 98 «Доходы будущих периодов», субсчет 2 «Безвозмездные поступления».

Фактические затраты организации  на доставку материально-производственных запасов и приведение их в состояние, пригодное для использования, отражаются по дебету счета 10, НДС – по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» и кредиту счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.

.

Особенности учета и оценки материалов при использовании счетов 15 и 16. Оценка материалов в текущем учете может производиться по учетной цене, в качестве которой может выступить плановая себестоимость заготовления либо покупная цена материалов. В данном случае бухгалтерский учет организуется с использованием счетов: 10 «Материалы»,15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

Фактическая себестоимость приобретенных  материалов отражается в бухгалтерском  учете по дебету счета 15 и кредиту счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др., НДС – по дебету счета 19 и кредиту счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.

 Учетная стоимость фактически  поступивших материалов списывается  в дебет счета 10 с кредита счета 15.

Таким образом, по дебету счета 15 отражается фактическая себестоимость материалов, а по кредиту – их учетная цена. Разница между фактической себестоимостью поступивших материалов и их учетной  ценой представляет собой отклонения фактической себестоимости от учетной  цены, которые учитываются на счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Отклонения списываются  со счета 15 на счет 16 следующим образом:

Дебет счета 16 Кредит счета 15 – если фактическая себестоимость выше учетной цены;

Дебет счета 15 Кредит счета 16 – если фактическая себестоимость ниже учетной цены.

Дебетовое сальдо  счета 15 показывает фактическую себестоимость материалов в пути.

 

 

  6. Отпуск материально-производственных  запасов 

Согласно ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" отпуск МПЗ в производство и иное их выбытие осуществляются в оценке, определяемой одним из методов:

по себестоимости  каждой единицы;

по средней себестоимости;

по себестоимости  первых по времени приобретения материально-производственных запасов (метод ФИФО).  

 Каждый из способов оказывает  влияние на формирование финансовых  результатов.  

 Метод оценки по себестоимости  каждой единицы используется  для отдельных видов дорогостоящих  или не подлежащих замене материалов.   

 Наиболее распространенным  является метод средней себестоимости.  Средняя себестоимость единицы  материала рассчитывается делением  стоимости всех материалов на  количество единиц данного вида  ценностей. 

 

 

   Пример 1  

 Учетной политикой организации  предусмотрено списание материалов  в производство по методу средней  себестоимости.  

 Данные по остатку материалов, их поступлению и использованию  представлены в таблице:   

 

 

Количество

Цена, руб.

Сумма, руб.

Остаток материалов на 01.05.12

50

23

1150

Поступило:

05.05.12

23

23

529

11.05.12

42

22

924

30.05.12

30

24

720

Итого

145

 

3323

Израсходовано

80

   

Информация о работе Понятие и классификация материально-производственных запасов