Понятие и сущность сводной отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 18:07, реферат

Краткое описание

Сводная бухгалтерская отчетность составляется путем объединения (свода) данных бухгалтерской отчетности организаций, входящих в состав одной группы. Правила и порядок составления сводной бухгалтерской отчетности группами взаимосвязанных организаций регулируются следующими документами: Методическими рекомендациями по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, порядком ведения сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса финансово - промышленной группы .

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие и сущность сводной отчетности.docx

— 29.54 Кб (Скачать файл)

Сводная бухгалтерская отчетность представляется учредителям (участникам) головной организации. Иным заинтересованным пользователям сводная бухгалтерская отчетность представляется в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, или по решению головной организации. Головной организации целесообразно составлять сводную бухгалтерскую отчетность не позднее 30 июня следующего за отчетным года, если иное не установлено законодательством Российской Федерации или учредительными документами этой организации. Сводная бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) головной организации. Сводная бухгалтерская отчетность организаций, в которых бухгалтерский учет ведется централизованной бухгалтерией, специализированной организацией или бухгалтером - специалистом, подписывается руководителем организации, централизованной бухгалтерии или специализированной организации либо бухгалтером - специалистом, ведущим бухгалтерский учет. По решению участников Группы сводная бухгалтерская отчетность может публиковаться в составе публикуемой бухгалтерской отчетности головной организации.

 

 

 

 

 

 

Принципы составления сводной бухгалтерской отчетности

Основной целью составления сводной бухгалтерской отчетности группы взаимосвязанных организаций является представление ее пользователям информации о группе как о едином хозяйственном субъекте. Для достижения этой цели при подготовке сводной бухгалтерской отчетности должны быть соблюдены определенные требования и применяются особые правила ее составления. В Методических рекомендациях установлены такие требования к составлению сводной бухгалтерской отчетности группы взаимосвязанных организаций, как:

  • требование полноты - "в сводную бухгалтерскую отчетность объединяются все активы и пассивы, доходы и расходы головной организации и дочерних обществ, за исключением случаев, не предусмотренных Методическими рекомендациями" (п.3.1);
  • требование единства методов оценки статей отчетности - "при составлении сводной бухгалтерской отчетности используется единая учетная политика в отношении аналогичных статей имущества и обязательств, доходов и расходов бухгалтерской отчетности головной организации и дочерних обществ" (п.3.3);
  • требование единой отчетной даты и единого отчетного периода - в сводную бухгалтерскую отчетность объединяется бухгалтерская отчетность головной организации и дочерних обществ, составленная за один и тот же отчетный период и на одну и ту же отчетную дату. В случае невозможности составления промежуточной бухгалтерской отчетности дочернего общества в сводную бухгалтерскую отчетность включаются данные бухгалтерской отчетности дочернего общества, составленной на иную отчетную дату, при условии, что расхождение между отчетной датой сводной бухгалтерской отчетности и отчетной датой бухгалтерской отчетности дочернего общества не превышает трех месяцев (п.3.4);
  • требование единой валюты отчетности - для включения в сводную бухгалтерскую отчетность показатели бухгалтерской отчетности дочернего общества, составленной в иностранной валюте, пересчитываются в валюту Российской Федерации - рубли. Пересчет осуществляется по курсу Центрального банка Российской Федерации следующим образом: активы и пассивы - по курсу, последнему по времени котировки в отчетном периоде; доходы и расходы - по курсам, действовавшим на соответствующие даты совершения операций в иностранной валюте, либо с использованием средней величины курсов, исчисленной как результат от деления суммы произведений величин курсов и дней их действия в отчетном периоде на количество дней в отчетном периоде. Курсовые разницы, возникающие в результате пересчета стоимости активов и пассивов, величины доходов и расходов, отражаются в составе добавочного капитала (п.3.5) .

При формировании сводной (консолидированной) бухгалтерской отчетности Группы взаимосвязанных организаций большое значение имеет качество исходной информации, имеющейся в распоряжении для проведения процедур консолидации. Для составления достоверной сводной отчетности, отвечающей требованиям всех заинтересованных пользователей, исходная информация о финансовом положении и хозяйственной деятельности организаций, входящих в состав Группы, должна быть построена на принципах достаточности, необходимости, непротиворечивости, достоверности.

Достаточность. Соблюдение этого принципа необходимо для исключения дополнительных запросов непосредственно в ходе выполнения консолидационных процедур, что существенно сокращает срок составления сводной отчетности и трудозатраты и ведет, в свою очередь, к сокращению финансовых расходов. Обеспечивается это за счет стандартизации самих процедур консолидации с учетом проведенного анализа структуры Группы, экономических связей между отдельными организациями, входящими в ее состав, особенностей деятельности Группы в целом и каждой ее организации. При четкой последовательности выполняемых при составлении сводной отчетности процедур легко выделить показатели, которые должны быть представлены организациями Группы в головную компанию дополнительно к типовой бухгалтерской отчетности.

Необходимость. Информация, представляемая дочерними и зависимыми организациями в материнскую (головную) компанию для целей составления сводной (консолидированной) бухгалтерской отчетности Группы, не должна быть избыточной, чтобы не усложнять и не удлинять процесс сбора, проверки, обобщения и последующей обработки этой информации. Чрезмерная детализация представляемых показателей может затруднить понимание результатов деятельности за отчетный период и выделение данных, подлежащих исключению или переклассификации в целях представления информации о Группе как едином хозяйствующем субъекте.

Непротиворечивость. Не должно возникать искажений отдельных показателей в процессе их детализации (расшифровки). Информация об одной и той же хозяйственной операции должна быть одинаковой независимо от источника информации или ее классификации. Соблюдение этого принципа вызывает определенные сложности в крупных вертикально интегрированных компаниях, имеющих сложную структуру и разветвленную сеть филиалов организаций, входящих в ее состав, поскольку неизбежно влияние субъективного фактора.

Достоверность. Информация, сгруппированная специальным образом для целей составления сводной отчетности, должна основываться исключительно на данных бухгалтерского учета организаций Группы без каких-либо искажений или отклонений. Для этого целесообразно особое построение рабочего плана счетов Группы, который позволит непосредственно в учете организаций группировать информацию, необходимую для проведения процедур консолидирования.

Этапы формирования сводной бухгалтерской отчетности.

1 этап. Сбор бухгалтерских  отчетов. К определенной установленной дате каждое предприятие группы или каждая дочерняя структура, а также головная организация предоставляют главному бухгалтеру головной организации бухгалтерскую отчетность за определенный период.

2 этап. Суммирование бухгалтерского  баланса. На этом этапе по всем статьям бухгалтерского баланса построчно производится суммирование показателей нескольких организаций. В результате должен получиться промежуточный сводный бухгалтерский баланс.

9 этап. Вычет вложений в дочерние структуры (предприятия группы), кредиторской и дебиторской задолженностей. Из промежуточного сводного баланса необходимо вычесть следующие статьи расходов:

  • долгосрочные финансовые вложения в уставные капиталы дочерних структур или предприятия группы;
  • краткосрочные финансовые вложения в уставные капиталы дочерних структур или предприятия группы;
  • те части из уставных капиталов вышеуказанных организаций, которые принадлежат головной компании;
  • кредиторские и дебиторские задолженности, которые будут погашены менее и более чем через год после отчетной даты;
  • займы, ссуды и кредиты, которые будут погашены или получены менее или более чем через год после отчетной даты.

Также из промежуточного отчета исключается ряд других дебиторских и кредиторских задолженностей.

4 этап. Исключение прибыли и убытков. На этом этапе сводный бухгалтерский баланс уже почти готов, из него остается только вычесть те доходы и убытки, которые образовались в результате:

  • хозяйственных операций между дочерними структурами или предприятиями группы;
  • хозяйственных операций между дочерними структурами (или предприятиями группы) и головной организацией

Соответственно, получается, что итоговая сводная бухгалтерская отчетность будет содержать суммы лишь по прибылям, убыткам и дивидендам головной организации с учетом деятельности всей группы предприятий.

 


Информация о работе Понятие и сущность сводной отчетности