Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 10:27, курсовая работа
Целью курсовой работы является: выявление актуальных проблем аудита и аудиторской деятельности в Российской Федерации.
Данной цели можно достичь посредством разрешения следующих задач:
рассмотрение понятия и целей аудита, определение правовой базы аудита в Российской Федерации на современном этапе развития;
выявление актуальных проблем аудита и аудиторской деятельности в России
Введение 3
1. Понятие и цели аудита 5
1.2. Правовые основы аудиторской деятельности в России 6
2. Проблемы аудита в России 7
2.1. Методологические проблемы 8
2.2. Технологические проблемы 9
2.3. Прочие проблемы аудита 12
2.4. Актуальные проблемы 2013 года 14
Заключение 18
Список литературы 21
3
Любые процессы, социально-экономические изменения характеризуются объективными причинами. Формирование рыночной экономики в России, сопровождающееся возникновением различных форм хозяйствования и интеграцией страны в мировое сообщество, требует кардинальных изменений в управлении, перестройки системы организации, методологии и функционирования контроля. Контроль становится одним из важнейших элементов рыночной экономики. Становление рыночной инфраструктуры способствовало возникновению в России новой сферы деятельности - аудита.
Признание Российской Федерации страной с развитой рыночной экономикой сдерживается сейчас рядом факторов, среди которых важное место занимает неполное соответствие нашего аудита требованиям такой экономики. Но полноценное развитие отечественного аудита требует системного решения разнообразных его проблем.
Целью курсовой работы является: выявление актуальных проблем аудита и аудиторской деятельности в Российской Федерации.
Данной цели можно достичь посредством разрешения следующих задач:
Объектом исследования в моей курсовой работе является аудит в России. Предмет исследования - проблемы аудита в Российской Федерации
Актуальность рассматриваемой темы очевидна, т.к. аудиторские проверки просто незаменимы в условиях рыночной экономики и на современном этапе развития России. Аудитор не только выявляет ошибки в бухгалтерском учете и налогообложении, не только вскрывает недостатки в системе управления и организационной структуре предприятия, но способен дать самую квалифицированную консультацию по этим вопросам. Будучи независимой, аудиторская деятельность способствует не только улучшению всей работы экономического субъекта, защищает интересы его собственников, но и стоит на страже интересов государства, соблюдения законов и нормативных актов. Отсюда выявление и решение проблем, способных помешать полноценному развитию и становлению аудита в нашей стране, должно уделяться большое внимание. Эту мысль в свое время правильно выразил заместитель председателя Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ Ю.А. Данилевский словами: «Проблемы становления аудита – наше общее дело»1.
В России в соответствии с Федеральным законом № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" аудиторская деятельность (аудиторские услуги) – это деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.
В соответствии с ФЗ №307-ФЗ под аудитом понимают независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность, предусмотренная Федеральным законом от 06 декабря 2011 года №402-ФЗ "О бухгалтерском учете" или изданными в соответствии с ним нормативными правовыми актами, а также аналогичная по составу отчетность, предусмотренная иными федеральными законами или изданными в соответствии с ними нормативными правовыми актами.
Из данных определений следует, что аудит является одной из форм оценки деятельности хозяйствующих субъектов, но осуществляющие его субъекты: индивидуальные аудиторы и аудиторские организации не преследуют тех целей, которые стоят перед государственным контролем, а именно: проверки законности и правильности распределения финансовых средств государства, проверки правильности расчетов и уплаты налогов, выявления и устранения нарушений, привлечения виновных должностных лиц к юридической ответственности. Разницу между ревизией и аудитом наглядно иллюстрирует следующая принадлежащая Р. Адамсу фраза: "Ревизор, прежде сего, стремится к установлению законности, а аудитор - к выяснению истины"2.
Отношения между аудиторской фирмой (аудитором) и ее клиентом основаны на добровольном волеизъявлении сторон и строятся на договорной основе. И в том случае, когда хозяйствующий субъект должен пройти обязательную ежегодную аудиторскую или инициативную проверки, он свободен в выборе аудиторской фирмы и условий проведения такой аудиторской проверки.
Правовую основу аудита в РФ в настоящее время составляет совокупность нормативных документов различных уровней:
В настоящее время выделяют три типа аудиторских проблем:
Однако предложенная классификация носит условный характер. Методологические проблемы связаны с различными аспектами методологии аудиторской науки, взаимоотношениями ее с другими дисциплинами, построением цельного и стройного ее здания. А технологические проблемы аудита касаются тех трудностей, которые испытывают специалисты непосредственно при проведении аудиторской проверки. Но на практике иногда нелегко отделить их от методологических, поскольку многие проблемы расположены на стыке этих двух групп. Например, смысл понятий "существенность" и "уровень существенности", правомерность корректировки последнего в ходе аудиторской проверки и т.п. вопросы тяготеют вроде бы к методологическим проблемам, а построение и применение конкретных алгоритмов нахождения уровня существенности - к технологическим.
Предложенная классификация относится к аудиту как к науке. Но в большой мере она приложима и к аудиту, как к практической деятельности по независимой проверке бухгалтерской отчетности аудируемых лиц.
В качестве основания для изложенной классификации аудиторских проблем выступает место их возникновения. Если это проблемы аудиторской отрасли, то они относятся к группе методологических. Сюда же попадают и проблемы аудита, как науки. Если это проблемы, касающиеся непосредственно аудиторской проверки, то они входят в группу технологических. А если они относятся, так сказать, к инфраструктуре аудита (и как отрасли и как науки и как аудиторской проверки), то это уже будет третья группа в нашей классификации.
1. Отсутствие стройной теории аудита.
Путь развития российского рынка аудита практически повторял все этапы, которые проходили иностранные игроки рынка аудиторско-консалтинговых услуг, но в ускоренном варианте, в связи с этим отечественный рынок имел свои особенности. Наиболее проблематичным в развитии аудиторской деятельности в нашей стране является отсутствие каких-либо концептуальных основ этого развития, не говоря уже о стройной концепции развития аудиторской деятельности.
Если при возникновении российского аудита в 90-ых годах прошлого века еще можно было как-то обходиться при решении его проблем копированием западного опыта, то сейчас чрезмерное следование такому подходу становится существенным тормозом на пути развития отечественного аудита. Актуальность создания концепции аудита и системного решения его проблем особенно возросла в последние годы, в связи с кризисными явлениями стала ясна необходимость серьезного реформирования мирового аудита.
Таким образом, научные проблемы российского аудита родились вместе с ним или даже немного раньше. Но в предыдущем десятилетии им уделялось явно недостаточное внимание. Основные усилия специалистов были направлены на задачи, казавшиеся - справедливо или не совсем - куда более злободневными: создание аудиторских фирм, государственных органов регулирования аудита, различного рода нормативных актов, организации практического проведения аудиторских проверок, системы подготовки кадров и т.д. Таким образом, некоторый дефицит интереса к проблемам аудиторской науки был в какой-то степени оправдан. Однако по мере становления отечественного аудита и выхода в стационарный режим постоянного совершенствования такое положение все больше тормозит его развитие.
2. Совершенствование методологии разработки, использования и обновления правил (стандартов) аудиторской деятельности.
Их рутинное совершенствование и модернизация является одним из самых «главных мероприятий», происходящих сейчас в нашем аудите.
3. Оценка эффективности
Оценка эффективности аудита, т.е. развитие представлений о том, что дают, аудит в целом с позиций как различных участников рынка аудиторских услуг, так и вообще народного хозяйства страны. Ведь многие не понимают цель аудита.
4. Исследование места аудита в системе функционирования экономических субъектов.
Модель системы функционирования экономических субъектов состоит из пяти блоков: первичный учет, бухгалтерский учет, оценка достоверности, анализ информации (в том числе бухгалтерской отчетности), поддержка принятия решений. Для третьего блока оценка достоверности может выполняться независимыми коммерческими организациями, что и составляет главный предмет аудита. Основная задача здесь заключается в исследовании на неформализованном уровне, что дают разнообразные улучшения в аудите для повышения качества функционирования как самого экономического субъекта, так и связанных с ним юридических либо физических лиц, принимающих различные решения на базе проаудированной бухгалтерской отчетности (банков, потенциальных инвесторов и т.д.).
В таблице ниже представлены основные технологические проблемы аудита.
Таблица 1 - Технологические проблемы аудита
№ п/п |
Название проблемы |
Название подпроблем |
1 |
Аудиторские риски и их оценивание |
Выделение круга аудиторских рисков и анализ их последствий. |
Оценка аудиторских рисков. | ||
Влияние этой оценки на различные стороны аудиторской проверки | ||
2 |
Работа с уровнем существенности |
Уровень существенности как инструмент аудиторской проверки. |
Нахождение уровня существенности | ||
3 |
Использование выборочного метода в аудите |
Условия применимости выборочного метода в аудиторской проверке. |
Нахождение объема выборки. | ||
Конструирование выборки и работа с ней. | ||
Распространение результатов выборки | ||
4 |
Заключение договоров с клиентом |
Поиск клиента и переговоры с ним. |
Ценовые вопросы. | ||
Договор и ответственность сторон | ||
5 |
Изучение клиента |
Понимание его деятельности. |
Изучение системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля. | ||
Использование работы внутреннего аудита. | ||
Изучение клиента при оказании ему сопутствующих услуг | ||
6 |
Планирование аудита |
Составление плана и рабочей программы аудита. |
Их коррекция в ходе проверки. | ||
Планирование в сопутствующих услугах | ||
7 |
Сбор аудиторских доказательств |
Методы получения доказательств. |
Профессиональное суждение аудитора и его практическое использование | ||
8 |
Аудит нематериальных активов |
|
9 |
Аудит оценочных значений |
|
10 |
Оценка капитализации экономического субъекта |
Проверка рыночной стоимости акций. |
Прогнозирование курса акций | ||
11 |
Взаимодействие с персоналом аудируемого лица |
Взаимодействие с различными органами и лицами экономического субъекта. |
Действия аудитора в случае обнаружения искажений бухгалтерской отчетности | ||
12 |
Последующие события |
Анализ ситуации между отчетной датой и подписанием аудиторского заключения |
13 |
Использование аудиторских стандартов во время проверки |
Использование федеральных правил (стандартов). |
Применение внутренних стандартов аудиторских организаций и иной внутрифирменной документации | ||
14 |
Консультирование |
|
Наиболее актуальной является проблема повышения качества аудиторских услуг и организации системы контроля качества аудиторской работы. Эти вопросы рассматриваются как на государственном уровне, так и на уровне саморегулируемых аудиторских организаций. В российской системе нормативного регулирования аудиторской деятельности уже заложены определенные механизмы контроля качества аудита. Законодательно установлены требования по организации системы контроля качества аудита на федеральном и профессиональном уровнях, требования по установлению и соблюдению аудиторскими организациями правил внутреннего контроля качества проводимых ими аудиторских проверок, а также требования по обязательному осуществлению внешних проверок качества работы аудиторских организаций и аудиторов. Однако несмотря на установленные законодательством по аудиторской деятельности основы контроля качества аудита, следует отметить, что на сегодняшний день практически отсутствует эффективная методологическая и методическая база контроля качества аудиторской деятельности. В частности, не разработаны критерии оценки качества работы аудиторских организаций, не определены цели, задачи и объекты контроля качества аудита, порядок и методики контроля качества аудиторских услуг. Вопросы методологии и методики контроля качества аудиторских услуг четко не раскрываются ни в официально утвержденных нормативных правовых документах, ни в научных исследованиях в области аудита.
Основными проблемами, относящимися к инфраструктуре аудита являются этические проблемы.
Как показывает опыт, общественное доверие к качеству оказываемых профессиональных услуг возрастает тогда, когда существуют высокие стандарты поведения и профессиональной деятельности. Поэтому в экономически развитых странах большую роль в повышении общественного статуса профессии аудитора играют не только сложные системы стандартизации аудиторской деятельности и квалификационной аттестации, но и кодексы этических профессиональных норм.
По мере становления аудита в России начинают формироваться этические критерии, которым должны отвечать лица, занимающиеся аудиторской деятельностью. Многие аудиторские организации утверждают внутренние этические нормы для своих сотрудников. В настоящее время Советом по аудиторской деятельности одобрен Кодекс этики аудиторов от 22.03.2012г. в нем закреплено, что аудитор должен соблюдать следующие основные принципы этики: