Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 00:53, курсовая работа
Производственно – хозяйственная деятельность предприятий обеспечивается не только за счет использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, но и за счет основных фондов. В качестве основных фондов выступают средства труда и материальные условия процесса труда. Средства труда – это станки, рабочие машины, передаточные устройства, инструмент и т. п., а материальные условия процесса труда – производственные здания, транспортные средства и другие. [9, 56]
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................. 2
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА
ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ........................................................................................ 4
1.1. Понятие основных средств ............................................................................. 4
1.2. Учет поступления основных средств............................................................. 9
1.3. Учет выбытия основных средств ................................................................. 11
1.4. Амортизация основных средств................................................................... 12
1.5. Переоценка основных средств и отчетность............................................... 16
1.6. Нормативное – правовое регулирование системы учета основных
средств ................................................................................................................... 18
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ НА
ПРЕДПРИЯТИИ МУП “ХЛЕБОКОМБИНАТ” ................................................ 20
2.1. Характеристика предприятия ...................................................................... 20
2. 2. Учет поступления и выбытия основных средств, их инвентаризация .... 21
2.4. Учет амортизации основных средств .......................................................... 24
2.4. Учет ремонта основных средств .................................................................. 26
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ НА
ПРЕДПРИЯТИИ................................................................................................... 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................... 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............................................. 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ..........................................
Таблица 1
Проводки по поступлению основных средств
Содержание операции |
Схема проводок |
1. Принят объект основных средств к учету по первоначальной стоимости в результате:
- безвозмездно
2. Изменение первоначальной
стоимости в результате |
Д 08 К 60 Д 19 К 60 Д 08 К 75 Д 19 К 75 Д 08 К 98-2 Д 19 К 98-2
Д 01 К 08 |
По дебету счета 08 отражают суммы фактических затрат на приобретение основных средств, их строительство (создание), включаемые в первоначальную стоимость.
Сформированную первоначальную стоимость объектов основных средств, принятых в эксплуатацию и оформленных в установленном порядке, списывают с кредита счета 08 в дебет счета 01, при этом делается запись:
Дебет 01 - Кредит 08/3 (4) - отражены постановка на учет основного средства по первоначальной стоимости и его ввод в эксплуатацию.
При этом для подтверждения поступления основного средства должны быть в наличии следующие документы : [8]
- акты о приеме-передаче
- инвентарные карточки учета объектов основных средств (формы N ОС-6, ОС-6а, ОС-6б);
- счета и счета-фактуры, выставленные поставщиками основных средств;
- счета и счета-фактуры, выставленные
транспортными организациями в
качестве подтверждения расходо
Аналитический учет по счету 08 ведется по затратам, связанным с приобретением или строительством объектов основных средств (отдельно по каждому объекту).
Можно выделить следующие причин выбытия основных средств: [6]
- продажа (реализация) основных средств;
- списание (ликвидация) вследствие морального или физического износа;
- передача по договору мены, дарения, других видов безвозмездной передачи объектов;
- ликвидацию в результате аварий, стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций;
- передача арендатору в связи с переходом права собственности на объекты, ранее сданные в аренду с правом выкупа;
- выбытие по другим причинам.
По общему правилу выбытие объектов основных средств должно быть отражено в бухгалтерском учете на основании решения о списании материальных ценностей, принятого комиссией, состав которой определяет руководитель предприятия. В состав комиссии в обязательном порядке должны входить главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность основных средств. Принятое комиссией решение оформляют актом на списание основных средств (форма № ОС-4), актом на списание автотранспортных средств (форма № ОС-4а). На основании данных актов в инвентарной карточке (инвентарной книге) производится отметка о выбытии объекта.
При выбытии объектов основных средств в бухгалтерском учете используется счет 01 “Основные средства”, субсчет “Выбытие основных средств”. Данный счет дебетуется на первоначальную (либо востановительную) стоимость выбывших обьектов основных средств, а так же на начисленную амортизацию на дату выбытия. Остаточная стоимотсь выбывшего объекта списывается в дебет счета 91 “Прочие доходы и расходы”.
Остаточная стоимость определяется по следующей схеме: (рис.1)
Рис.1. Схема остаточной стоимости
Для целей налогового учета доходы от продажи основного средства признаются в составе доходов от реализации (п. 1 ст. 249 НК РФ).
При реализации амортизируемого имущества доход от такой операции может быть уменьшен на остаточную стоимость этого имущества, а также на расходы, связанные с реализацией (п. 1 ст. 268 НК РФ).
Если остаточная стоимость амортизируемого имущества с учетом всех затрат на реализацию превышает выручку от реализации, то полученная разница признается убытком для целей налогообложения в следующем порядке.
Полученный убыток включается в состав прочих расходов равномерно (равными долями) в течение срока, который рассчитывают как разницу между сроком полезного использования проданного объекта и фактическим сроком его эксплуатации в организации (п. 3 ст. 268 НК РФ).
О том, как признавать убыток от продажи полностью амортизированного имущества, в НК РФ никаких указаний нет. В данной ситуации можно воспользоваться нормой, установленной в п. 7 ст. 3 НК РФ, и признать убыток сразу в полной сумме.
Согласно ст. 323 НК РФ налогоплательщик определяет финансовый результат от реализации (прочего выбытия) амортизируемого имущества на основании аналитического учета по каждому объекту на дату признания дохода (расхода).
Под амортизацией в бухгалтерском учете понимают процесс ежемесячного отнесения части стоимости основного средства на затраты текущего периода. Другими словами, стоимость объектов основных средств через начисление амортизации постепенно переносится на стоимость изготавливаемой продукции или оказываемых услуг (выполняемых работ). [10, 115]
Основные средства амортизируются в течение срока полезного использования, который организация определяет при принятии объекта основных средств к учету. Согласно ПБУ 6/01 срок полезного использования устанавливают на основании информации, имеющейся в технической документации или в справочной литературе. Если такая информация отсутствует, то исходят из следующих критериев: [13]
1) ожидаемого срока полезного использования объекта основных средств в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
2) ожидаемого физического износа,
зависящего от режима
3) нормативно-правовых и других
ограничений использования
Если в результате проведенной модернизации или реконструкции были улучшены первоначально принятые нормативные показатели функционирования основного средства, то срок полезного использования по этому объекту пересматривают.
Амортизация начисляется по тем основным средствам, которые принадлежат организации на правах собственности или находятся в хозяйственном ведении, оперативном управлении (п. 27 ПБУ 6/01).
Объекты жилищного фонда амортизируются в общеустановленном порядке, если они отражаются в составе доходных вложений в материальные ценности.
Не начисляется амортизация по объектам основных средств, законсервированным в соответствии с законодательством РФ о мобилизационной подготовке или мобилизации организации (п. 17 ПБУ 6/01), а также по объектам, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земельным участкам и объектам природопользования, музейным предметам и музейным коллекциям и др.).
Вместе с тем приостанавливается начисление амортизации по следующим объектам:
- переведенным по решению
- направленным на восстановление на срок более 12 месяцев.
Начисление амортизации начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию объекта основных средств, и производится до полного погашения стоимости или до момента списания с учета. Начислять амортизацию необходимо вне зависимости от результатов хозяйственной деятельности.
В соответствии с ПБУ 6/01 в учете применяются следующие способы начисления амортизации:
1) Линейный способ. Годовая сумма начисления амортизационных отчислений определяются исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования данного объекта. Суммы отчислений одинаковы за весь период эксплуатации. Рассчитывается по следующей формуле: [10, 118]
Агод. = ПС x Nа,
где ПС - первоначальная (восстановительная) стоимость объекта основных средств;
Nа - норма амортизации, рассчитанная исходя из срока полезного использования объекта основных средств.
2) Способ уменьшаемого остатка.
Годовая сумма амортизации определяется как произведение остаточной стоимости на начало года и нормы амортизации, а также коэффициента ускорения, который согласно п. 19 ПБУ 6/01 не может быть больше 3. Величина коэффициента ускорения должна быть отражена в учетной политике. [10, 119]
Агод. = ОС x Nа x Куск.,
где ОС - остаточная стоимость объекта основных средств;
Куск. - коэффициент ускорения.
3) Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования. Годовая сумма амортизации определяется как произведение первоначальной (восстановительной) стоимости на отношение числа лет до конца срока полезного использования и суммы чисел лет срока полезного использования: [10, 119]
ПС x ЧЛспи
Агод. = ----------,
СЧЛспи
где ЧЛспи - число лет срока полезного использования;
СЧЛспи - сумма чисел лет срока полезного использования.
Следует отметить, что независимо от того, какой из рассмотренных способов начисления амортизации выбрала организация, сумма амортизации за месяц будет равна 1/12 начисленной годовой суммы:
Амес. = Агод. : 12 мес.
4) Способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ). Сумма амортизации определяется ежемесячно путем произведения фактического выпуска готовой продукции в этом месяце и константы, равной отношению первоначальной стоимости и планируемого объема выпуска готовой продукции за весь срок полезного использования: [10, 119]
Амес. = ОВф x ПС : Овп,
где ОВф - фактический объем выпуска готовой продукции в отчетном месяце;
Овп - планируемый объем выпуска готовой продукции на весь период использования объекта основных средств.
В большинстве организаций, особенно среднего и малого бизнеса, при выборе метода начисления амортизации, как правило, руководствуются необходимостью сближения бухгалтерского и налогового учета.
Таблица 2
Проводки по сч. 02 «Амортизация ОС»
Содержание операции |
Схема проводок |
Начисление амортизации основных средств: - во время эксплуатации;
плата формирует операционные доходы. |
Д20,25,26,44 К 02
Д 91/2 К 02 |
Аналитический учет на счете 02 ведется по отдельным инвентарным объектам основных средств таким образом, чтобы можно было получить информацию об амортизации основных средств, необходимую для управления и составления отчетности. В частности, информация об амортизации используется при расчете налогооблагаемой базы по налогу на имущество для определения остаточной стоимости.
Цель переоценки – показать в учете современную стоимость производства основных средств, находящихся как в запасе, так и в эксплуатации. [15]
Порядок переоценки основных средств установлен в пункте 15 нового Положения (ПБУ 6/01). Согласно этому пункту, переоценку могут проводить только коммерческие организации.
Согласно п. 15 ПБУ 6/01 коммерческая организация может не чаще одного раза в год (на начало отчетного периода) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости.
Если организация решит провести переоценку, то ей придется это делать регулярно (п. 15 ПБУ 6/01).
Результаты проведенной переоценки не отражают в бухгалтерской отчетности предыдущего отчетного года; их отражают во входящем сальдо во вступительном балансе следующего года (т.е. на 1 января следующего года).
Что касается методов проведения переоценки, то они определены в п. 43 Методических указаний. Это - индексный метод и метод прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам.
При определении текущей (восстановительной) стоимости организация может использовать данные на аналогичные объекты, полученные от организаций-изготовителей, сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций, сведения об уровне цен, опубликованные в СМИ и специальной литературе, оценку бюро технической инвентаризации (БТИ), заключения эксперта.
Современная стоимость имущества в составе основных средств рассматривается как рыночная цена и признается достоверной для принятия к учету, если она документально подтверждена, в следующих случаях:
- приведена в соответствующих каталогах (ценниках) предприятий-изготовителей на аналогичную продукцию;
- указана в информации, исходящей из органов государственного управления;
- опубликована в средствах массовой информации;
- определена в установленном порядке экспертами, т. е. лицами, имеющими соответствующий квалификационный аттестат и лицензию на право осуществления лицензионной деятельности.
Рассмотрим порядок отражения в учете уценки и дооценки основных средств (таблица 3). [15]
Таблица 3