Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 11:52, реферат
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" (ПБУ 5/01) товары - это часть материально-производственных запасов организации, приобретенная или полученная от других юридических и физических лиц и предназначенная для продажи или перепродажи без дополнительной обработки.
В данном, определении можно выделить четыре составляющих:
Собственно понятие "товар"
С общеэкономической точки зрения товаром выступает любой предмет обмена. Это могут быть материальные (вещественные) ценности, работы, услуги, нематериальные активы, т.е. все, что в процессе экономического оборота обменивается на деньги либо на иные ценности.
Ненормируемые
потери являются главным образом
результатом
Деление потерь на нормируемые и ненормируемые предопределяет и порядок их списания. Независимо от причины возникновения потерь товаров и последующего их списания, первоначально выявленные недостачи и потери отражаются по учетным ценам на счете 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" в корреспонденции со счетом 41 "Товары":
Дт 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" Кт 41 "Товары"
Но есть и исключения. Так, по недостачам и потерям от порчи ценностей, выявленным при приемке товаров, образовавшимся по вине поставщиков или транспортных организаций, предъявляются претензии (т.е. эти суммы списываются в дебет счета 76 "Расчеты с дебиторами и кредиторами", субсчет "Расчеты по претензиям"), а потери, вызванные чрезвычайными обстоятельствами (стихийные бедствия, пожары и т.п.), относятся непосредственно на дебет счета 99 "Прибыли и убытки".
Потери товаров
в пределах норм, утвержденных в
установленном порядке
Если сумма недостачи товаров при их перевозке находится в пределах норм естественной убыли, то она списывается на издержки обращения, а на счетах бухгалтерского учета делается запись:
Дт сч.44 "Расходы на продажу" (в части издержек обращения) Кт сч.94 "Недостачи и потери от порчи ценностей"
Стоимость недостающих товаров сверх норм естественной убыли взыскивается с виновников. При признании виновным в недостаче поставщика товара или транспортной организации предъявляется претензия и на счетах бухгалтерского учета оформляется запись:
Дт сч.76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет 2 "Расчеты по претензиям" Кт сч.60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
Признание поставщиком предъявленных ему штрафных санкций может быть отражено на общую сумму записью:
Дт сч.76, субсчет 2 "Расчеты по претензиям" Кт сч.91 "Прочие доходы и расходы"
Товарные потери при хранении товаров на складе и продаже вследствие естественной убыли списывают только при инвентаризации. В целях равномерного распределения таких потерь в составе издержек обращения ежемесячно начисляется резерв на списание естественной убыли товаров в пределах норм. Создание такого резерва должно быть отражено в учетной политике торговой организации.
Начисление резерва на списание потерь товаров вследствие естественной убыли ежемесячно отражается записью:
Дт сч.44 "Расходы на продажу" Кт сч.96 "Резервы предстоящих расходов"
После проведения инвентаризации недостачу товаров, образовавшуюся в пределах норм естественной убыли, списывают за счет начисленного резерва и на счетах бухгалтерского учета осуществляется запись:
Дт сч.96 "Резервы предстоящих расходов" Кт сч.94 "Недостачи и потери от порчи ценностей"
Если учет товаров ведется по продажным ценам, то сумма торговой наценки (скидки, накидки), относящаяся к недостоющим товарам вследствие естественной убыли, сторнируется а на счетах бухгалтерского учета оформляется запись:
Дт сч.94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" Кт сч.42 "Торговая наценка" (красное сторно)
Таким образом, за счет резерва будет списана лишь покупная стоимость недостающих товаров вследствие естественной убыли.
Завершающей стадией торговой деятельности является продажа товаров. Общая стоимость проданных товаров представляет собой показатель товарооборота, характеризующий деятельность торговой организации. Учет продажи товаров ведется на счете 90 "Продажи". При этом важное значение имеет определение момента, когда продажа, как состоявшийся процесс, должна быть отражена в бухгалтерском учете торговой организации.
Продажа товаров оптовыми торговыми организациями осуществляется в основном на основе договоров поставки, в которых обычно определяется момент перехода права собственности на товары к покупателю. В соответствии с этим торговой организацией принимается и порядок признания выручки от продажи: товаров. Если по условиям договора право собственности на товары переходит к покупателю при их отпуске и отгрузке, то выручка торговой организацией признается по моменту отгрузки (отпуска) товаров и предъявлению покупателю расчетных документов. В этом случае проданные товары списываются:
Дт сч.90 "Продажи" Кт сч.41 "Товары"
Если условиями передачи права собственности на товары предусматривается их оплата, то товары, отгруженные (отпущенные) покупателю, до момента их оплаты и признания выручки учитываются на счете 45 "Товары отгруженные":
Дт сч.45 "Товары отгруженные" Кт сч.41 "Товары"
В момент поступления денежных средств от покупателя за отгруженные товары и признание выручки от продажи товаров их стоимость списывается:
Дт сч.90 "Продажи" Кт сч.45 "Товары отгруженные"
В розничной торговле сделки по продаже товаров осуществляются на основе договора розничной купли-продажи, отличительной особенностью которого является то, что он считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара.
Организации розничной торговли продают товары в основном за наличный расчет и деньги поступают непосредственно в их кассу. Расчеты с покупателями осуществляются с обязательным применением контрольно-кассовых машин. Выручка определяется по их данным за каждый день работы как разность показаний счетчиков на конец и начало дня. Поступившая в кассу торговая выручка отражается в учете:
Дт сч.50 "Касса" Кт сч.90 "Продажи"
Полученные в виде торговой выручки в кассу денежные средства сдаются торговой организацией в дневные и вечерние кассы банков инкассаторам или на почту для зачисления денежных средств на ее расчетный счет в банке. До зачисления денежных средств на расчетный счет они учитываются на счете 57 "Переводы в пути", что отражается записью:
Дт сч.57 "Переводы в пути" Кт сч.50 "Касса"
Основанием для принятия на учет денежных средств по счету 57 "Переводы в пути" являются квитанции учреждений банка, почтового отделения, копии сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам и т.п. При зачислении денежных средств на расчетный счет осуществляется их списание со счета 57 "Переводы в пути":
Дт сч.51 "Расчетный счет" Кт сч.57 "Переводы в пути"
Продажа товаров в розничных торговых организациях может осуществляться и по безналичному расчету, например посредством расчетных чеков, кредитных карточек (пластиковых карт). При этом торговая организация ведет учет расчетов с эмитентами (банками), выдавшими такие расчетные документы, на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и при продаже товаров оформляется бухгалтерская запись:
Дт сч.76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" Кт сч.90 "Продажи"
На общую сумму выручки от продажи товаров по наличному и безналичному расчету списывают проданные товары:
Дт сч.90 "Продажи" Кт сч.41 "Товары"
Как уже отмечалось,
для организаций розничной
В этом случае по дебету и кредиту счета 90 "Продажи" товары отражаются в одной и той же оценке - по продажным ценам. Однако для определения действительной выручки от продажи товаров производится корректировка оценки товаров по дебету счета 90 "Продажи" до цены их приобретения - покупной цены. С этой целью рассчитывается торговая наценка, относящаяся к проданным товарам, и методом "красное сторно" составляется запись:
Дт сч.90 "Продажи" Кт сч.42 "Торговая наценка"
При этом наиболее распространенным способом определения суммы торговой наценки по проданным товарам является расчет по среднему проценту, который определяется ежемесячно, как частное отделения суммы торговой наценки на остаток товаров на начало отчетного месяца и торговой наценки по товарам, поступившим за отчетный месяц, на сумму остатка товаров на конец отчетного месяца и проданных товаров в отчетном месяце по продажным ценам, умноженное на 100%. Сумма торговой наценки, относящаяся к проданным товарам, определяется умножением продажной цены проданных товаров на полученный средний процент торговой наценки.
Все торговые организации в процессе осуществления своей деятельности несут определенные расходы, называемые издержками обращения. В их состав включают расходы: на перевозку товаров; на оплату труда персонала торговой организации с отчислениями на социальные нужды; на аренду помещений; на содержание зданий, сооружений, торгового оборудования и инвентаря; на хранение, подработку, упаковку товаров; на рекламу; на представительские и другие аналогичные расходы по назначению. В учете издержки обращения собираются по дебету счета 44 "Расходы на продажу" с кредита соответствующих материальных, расчетных и других счетов в зависимости от произведенных расходов.
Издержки обращения присоединяются к стоимости проданных товаров и в конце месяца полностью или частично списываются в дебет счета 90 "Продажи". При частичном списании в торговых организациях только расходы на транспортировку подлежат распределению между проданными товарами и остатком товаров на конец месяца.
Эти расходы распределяются следующим образом:
суммируются транспортные расходы на остаток товаров на начало месяца и произведенные в отчетном месяце;
суммируются стоимость товаров, проданных в отчетном месяце, и остаток товаров на конец месяца;
определяется
средний процент отношением полученной
суммы издержек к общей стоимости
реализованных и
Умножением
стоимости нереализованных
После отражения на счете 90 "Продажи" выручки, себестоимости товаров, расходов на продажу (издержек обращения) и соответствующих налогов (НДС, налога с продаж, акцизов) исчисляется финансовый результат, списываемый по окончании месяца на счет 99 "Прибыли и убытки".
ЗАО "Трейд" получила от ОАО "Инфо" партию материалов, в оплату за которые от своего имени выдала ему простой дисконтный вексель на сумму 153 400 руб. со сроком платежа на определенный день (через 90 дней). Оплата векселя произведена в установленное время.
Ставка рефинансирования
ЦБР в течение срока
Сделать записи по учету расчетов с поставщиками векселями, выданными ЗАО "Трейд", предварительно рассчитав дисконт по векселю, и по учету расчетов с покупателями ОАО "Инфо".
, где
- сумма процентов по векселю,
- номинальная стоимость векселя,
- годовая процентная ставка,
- период обращения векселя.
В данном случае:
= 153 400 руб.,
= 13%,
= 90 дней,
Тогда
бухгалтерские записи у ЗАО "Трейд" (векселедатель):
1. Дт сч 10 Кт сч 60 - стоимость купленных материалов + сумма начисленных процентов по векселю (согласно учетной политике "Трейд") - 158 385,5 руб.
2. Дт 60 субсчет "Расчеты за товары" Кт сч 60 субсчет "Векселя выданные" - 158 385,5 руб.
3. Дт сч 60 Кт сч 51 - оплата вексельных обязательств - 158 385,5 руб
бухгалтерские записи у ОАО "Инфо" (векселедержатель):
1. Дт сч 62 Кт сч 90 - стоимость отгруженной продукции - 153 400 руб.
2. Дт сч 62 Кт сч 91 - сумма процентов по векселю - 4985,5 руб.
3. Дт сч 62 субсчет "Векселя полученные" Кт сч.62 субсчет "Расчеты за проданные товары" - 158 385,5 руб.
4. Дт сч 51 Кт сч 62 субсчет "Векселя полученные" - поступившая от ЗАО "Трейд" оплата векселя - 158 385,5 руб.
Таким образом, для того, чтобы располагать полной, точной, объективной, своевременной и достаточно детальной информацией о совершаемых товарных операций необходимо решить ряд бухгалтерские задач, а именно: обеспечение материальной ответственности за товары; проверка правильности документального оформления, законности и целесообразности товарных операций, своевременное и правильное отражение их в учете; проверка полноты и своевременности оприходования товаров, правильности и своевременности списания реализованных и отпущенных товаров; обеспечение контроля за соблюдением нормативов товарных запасов, выявления неходовых, залежалых и недоброкачественных товаров.
Для того чтобы решить выше перечисленные задачи необходимо соблюдать основные принципы учета товаров, а именно:
единство показателей бухгалтерского учета при реализации товаров;
возможность получения оперативной учетной информации о хозяйственной деятельности предприятия;
организация учета в соответствии с разделением материальной ответственности по каждому лицу или отделу по договору о материальной ответственности. Согласно такой организации учета все потери от недостач и хищении лежат на материально-ответственном лице.
организация выбирает схему учета товаров, которая наиболее подходит для работы данной организации;
единство оценки товаров при их оприходовании и списании в расход.
Недостатки в организации бухгалтерского учета вызывают отставание учета, запаздывание предоставления отчетности и другой информации, что препятствует повышению экономической эффективности деятельности предприятий.