Порядок подготовки аудиторского заключения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 12:28, курсовая работа

Краткое описание

Аудиторское заключение имеет юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов. Аудиторское заключение по своему значению приравнивается к заключению экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации.
В отличие от аудиторского отчета, где заказчику подробно сообщается о результатах проверки, и который представляется ограниченному кругу лиц (например акционерам), аудиторское заключение предусмотрено для всех заинтересованных лиц.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ подготовка аудиторского заключения.docx

— 57.08 Кб (Скачать файл)

 

 

Правовые  и организационные основы аудиторской  деятельности в Российской Федерации

К правовым и законодательным документам по аудиторской деятельности в Российской Федерации относятся:

1. Гражданский кодекс Российской  Федерации.

2. Федеральный закон "Об аудиторской  деятельности" от 30.12.2008 N 307-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 01.07.2010 N 136-ФЗ, от 28.12.2010 N 400-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 11.07.2011 N 200-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 13.12.2010 N 358-ФЗ)

3. Федеральный  закон "О лицензировании отдельных  видов деятельности" от 08.08.2001 N 128-ФЗ, с последними изменениями от 29.12.2010 N 442-ФЗ

4. Налоговый  кодекс Российской Федерации.

5. Уголовный  кодекс Российской Федерации.

6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

7. Федеральный  закон от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (с изменениями от 22 мая, 10 декабря 2003 г., 29 декабря 2004 г., 13 марта, 26 июля 2006 г., 26 апреля 2007 г.)

8. Закон  РФ «О бухгалтерском учете» (Закон  РФ от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ). (в ред. Федеральных законов от 23.07.1998 N 123-ФЗ, от 28.03.2002 N 32-ФЗ, от 31.12.2002 N 187-ФЗ, от 31.12.2002 N 191-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ, Таможенного кодекса РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ, Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 03.11.2006 N 183-ФЗ, от 23.11.2009 N 261-ФЗ,от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 27.07.2010 N 209-ФЗ, от 28.09.2010 N 243-ФЗ)

9. Правила  (стандарты) аудиторской деятельности  в ред. Постановлений Правительства  РФ от 04.07.2003 N 405, от 07.10.2004 N 532, от 16.04.2005 N 228, от 25.08.2006 N 523, от 22.07.2008 N 557, от 19.11.2008 N 863, от 02.08.2010 N 586, от 27.01.2011 N 30

 Внутренние  правила (стандарты) аудиторской  деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Внутренние стандарты (правила) разрабатываются на основании федеральных стандартов и не могут противоречить общим требованиям. При этом требования внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности [15].

Регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации осуществляется на разных уровнях. Четырехуровневая система нормативного регулирования аудиторской деятельности. Эта система включает четыре основных уровня, расположенных сверху вниз. Каждый уровень обладает определенными видами документов, областью регулирования и степенью их разработанности. Первый (верхний) уровень включает закон об аудите (аудиторской деятельности). Закон об аудиторской деятельности в России относится к основным законодательным актам [11, c. 38].

В нем  сформулированы основные понятия, связанные  с аудитом, определены его задачи, место в системе финансового  контроля, принципы аудиторской деятельности.

С принятием  Федерального закона «Об аудиторской  деятельности» в Российской Федерации  начался новый этап развития аудита: впервые на уровне законодательства определено правовое пространство аудита [18].

К документам второго уровня, регулирующим аудиторскую деятельность в РФ, относятся федеральные правила (стандарты). Они определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для исполнения субъектами рынка.

Третий уровень охватывает внутренние стандарты профессиональных аудиторских объединений, а также нормативные акты министерств и ведомств, устанавливающие правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права.

Четвертый уровень включает внутренние стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатывают аудиторские организации, и индивидуальные аудиторы на базе федеральных правил (стандартов) и практики аудита. Содержание и форма таких документов — прерогатива аудиторских фирм, их ноу-хау. Такие стандарты определяют качество работы и престиж аудиторских фирм [11, c. 40].

 

 

 

 

 

 

 

Виды  аудиторского заключения и заведомо ложное аудиторское заключение

В соответствии с Федеральным правилом (стандартом) № 6 определены следующие виды аудиторских заключений: безоговорочно положительное и модифицированное.

Безоговорочно положительное  аудиторское заключение

Безоговорочно положительное заключение готовится, когда аудитор приходит к мнению о том, что финансовая отчетность дает достоверное представление о финансовом положении и результатах финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица в соответствии с установленными принципами и методами ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой отчетности в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Аудитор может отказаться выразить безоговорочно положительное мнение, если существует хотя бы одно из следующих  обстоятельств и в соответствии с мнением аудитора это обстоятельство оказывает или может оказать  существенное влияние на достоверность  финансовой (бухгалтерской) отчетности:

имеется ограничение объема работы аудитора;

имеется разногласие с руководством относительно:

допустимости выбранной учетной  политики;

метода ее применения;

адекватности раскрытия информации в финансовой (бухгалтер-ской) отчетности.

Подобные обстоятельства могут  привести к модификации аудиторского заключения.

Модифицированное  аудиторское заключение

Модифицированное аудиторское  заключение выдается, если возникли факторы:

не влияющие на аудиторское мнение, но описываемые в аудиторском заключении для привлечения внимания пользователей к какой- либо ситуации, сложившейся у аудируемого лица и раскрытой в финансовой отчетности;

влияющие на аудиторское мнение, которые могут привести к мнению с оговоркой, отказу от выражения мнения или отрицательному мнению.

Модифицированное аудиторское  заключение с факторами, влияющими  на мнение аудитора, может быть с  оговоркой, отказом от выражения  мнения, отрицательным мнением. В  любом случае в отдельном параграфе  заключения должны быть раскрыты причины  его выдачи.

Аудитор модифицирует заключение с  факторами, влияющими на мнение аудитора, если имеется хотя бы одно из обстоятельств: ,

ограничение объема аудита — может привести к мнению с оговоркой или отказу от выражения мнения;

разногласие с руководством аудируемого лица относительно допустимости выбранной учетной политики, метода ее применения, адекватности раскрытия информации в финансовой отчетности-влечет за собой выражение мнения с оговоркой или отрицательное мнение.

Модифицированное  аудиторское заключение может быть:

не влияющим на достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности;

с оговоркой;

с отказом от выражения мнения;

отрицательное.

Мнение с оговоркой должно быть выражено в том случае, когда аудитор приходит к выводу о том, что невозможно выразить безоговорочно положительное мнение, но влияние разногласий с руководством аудируемого лица или ограничение объема аудита не настолько существенно и глубоко, чтобы выразить отрицательное мнение или отказаться от выражения мнения. Оно должно содержать формулировку. «За исключением обстоятельств...».

Отказ от выражения мнения имеет место в тех случаях, когда ограничение объема аудита настолько существенно и глубоко, что аудитор не может получить достаточные доказательства и, следовательно, не в состоянии выразить мнение о достоверности финансовой отчетности.

Отрицательное мнение следует выражать только тогда, когда влияние какого-либо разногласия с руководством аудируемого лица настолько существенно для финансовой отчетности, что аудитор приходит к выводу, что внесение оговорки не является адекватным для того, чтобы раскрыть вводящий в заблуждение или неполный характер финансовой отчетности. В этом случае используется следующая формулировка: «По нашему мнению, вследствие влияния указанных обстоятельств финансовая отчетность организации "YYY" недостоверно отражает финансовое положение на 31 декабря 20__ г. и результаты финансово-хозяйственной деятельности за период с 1 января по 31 декабря 20__ г. включительно».

Ложное аудиторское заключение — это аудиторское заключение, составленное без проведения аудиторской проверки или по результатам проверки, но явно противоречащее содержанию документов, представленных для аудиторской проверки и рассмотренных аудитором в ходе проверки. Аудиторское заключение может быть признано заведомо ложным только по решению суда.

 

 

 

 

 

 

 

 

Порядок подготовки аудиторского заключения

В ходе обязательного аудита все действия аудиторов направлены на достижение главной цели аудиторской  проверки – формирование объективного мнения о достоверности бухгалтерской  отчетности экономического субъекта. Это мнение и составляет содержание аудиторского заключения.

В ст. 10 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»  отмечено:

  1. Аудиторское заключение – это официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
  2. Форма, содержание и порядок предоставления аудиторского заключения определяются федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

При составлении аудиторского заключения аудитор руководствуется  положениями: федерального правила (стандарта) «Аудиторское заключение о финансовой (бухгалтерской) отчетности» и российскими  правилами (стандартами) «Порядок составления  аудиторского заключения о бухгалтерской  отчетности», «Прочая информация в  документах, содержащих проаудированную бухгалтерскую отчетность», «Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита, «Заключение аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям». Именно в этих стандартах имеются сведения о форме и видах аудиторского заключения. Аудиторы при подготовке заключения используют и другие правила (стандарты).

Выделяют следующие виды аудита: обязательный, инициативный, аудит  по специальным аудиторским заданиям. Для всех трех видов аудита целесообразно  использовать единую форму аудиторского заключения. Аудиторское заключение должно быть составлено на русском  языке, стоимостные показатели в  нем выражены в валюте РФ, исправления  не допускаются. Аудиторская организация  обязана представить аудиторское  заключение только экономическому субъекту в согласованном количестве экземпляров  и в обусловленные сторонами  сроки. В аудиторской организации аудиторское заключение хранится обычно в специальном файле и представляет точный аналог документации, переданной заказчику

 

 МЕТОДИКА ПРОВЕРКИ СООТВЕТСТВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ТРЕБОВАНИЯМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

      При планировании аудиторской проверки аудитор обязан исходя из особенностей проверяемого экономического субъекта определить требования законодательства, которым должна удовлетворять деятельность этого субъекта, а также получить достоверное представление о том, в какой степени экономическим субъектом выполняются эти требования. 
      Аудитор должен обратить особое внимание на такие нормативные акты, невыполнение которых может стать причиной прекращения или приостановления деятельности экономического субъекта. В этой связи аудитору необходимо: 
      1) изучить имеющуюся информацию и нормативно-правовую базу, касающуюся экономического субъекта; 
      2) получить у руководителей экономического субъекта сведения о приемах и методах, используемых им для обеспечения выполнения требований нормативных актов; 
      3) обсудить спорные вопросы, неоднозначно решенные в нормативных актах, имеющие существенное значение для оценки результатов аудиторской проверки, с руководством экономического субъекта; 
      4) проверить наличие документов о регистрации экономического субъекта, необходимых лицензий и других документов, без которых проверяемый экономический субъект не вправе осуществлять хозяйственную и финансовую деятельность. 
      Как и в других вопросах, касающихся проверки соблюдения экономическим субъектом требований нормативных актов, аудитор должен планировать и проводить аудит с достаточной степенью профессионального скептицизма. 
      Аудитор должен иметь в виду, что при проведении аудиторских проверок существует риск необнаружения, несмотря на то что проверка качественно спланирована и квалифицированно проведена в соответствии с требованиями Правил (Стандартов) аудиторской деятельности. Вероятность этого риска значительно возрастает при наличии следующих факторов: 
      1) значительное количество нормативных актов, имеющих непосредственное отношение к проверяемому экономическому субъекту, но не учитываемых и (или) не используемых им в системах бухгалтерского учета и внутреннего контроля; 
      2) ограниченность систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, которые не могут отразить всю хозяйственную и финансовую деятельность экономического субъекта; 
      3) низкая квалификация персонала, занятого организацией систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля у экономического субъекта; 
      4) получение аудитором большинства сведений от экономического субъекта, которые носят не объективный (доказательный), а информативный характер. 
      При выяснении аудитором того, выполняет ли экономический субъект требования нормативных актов, аудитор при необходимости может использовать в ходе проверки экспертов, владеющих юридическими и другими специальными знаниями в областях, не относящихся к профессиональной компетенции аудитора. При этом необходимо руководствоваться Правилом (Стандартом) аудиторской деятельности «Использование работы эксперта». 
      Аудитор должен добиваться того, чтобы руководство экономического субъекта принимало меры по выявлению, предупреждению и устранению нарушений требований нормативных актов, которые могут исказить бухгалтерскую отчетность.

Информация о работе Порядок подготовки аудиторского заключения