Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 13:42, курсовая работа
В ходе своей деятельности любое предприятие в лице его руководителей осуществляет какие-либо хозяйственные операции, принимает те или иные решения. Практически каждое такое действие находит отражение в бухгалтерском учете.
Информация о хозяйственных операциях, произ¬веденных экономическим субъектом за определенный период времени, обобщается в соответствующих учетных регистрах и из них переносится в сгруппированном виде в бухгалтерс¬кую отчетность.
Целью курсовой работы является изучение и оценка годовой бухгалтерской отчетности за 2006 год ООО «Светоч».
Введение 3
Глава 1. Теоретические вопросы бухгалтерской отчетности 5
1.1. Значение, функции и основные элементы бухгалтерской отчетности 5
1.2. Государственное регулирование ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности 10
Глава 2. Организация работы по составлению бухгалтерской отчетности 13
2.1. Этапы подготовительной работы составления отчетности 13
2.2. Состав годового бухгалтерского отчета 19
Глава 3. Основные принципы и техника составления годового бухгалтерского отчета на примере ООО «Светоч» 21
3.1. Краткая характеристика ООО «Светоч» 21
3.2. Содержание и порядок составления бухгалтерского баланса 21
3.3. Оценка порядка составления Отчета о прибылях и убытках 27
3.4. Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках 36
Заключение 48
Список использованной литературы 50
Расходы - это уменьшение экономических выгод за отчетный период в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).
Таким образом, на основе рассмотренных вопросов, можно сделать вывод, что представление об эффективности работы любого предприятия дает именно бухгалтерская отчетность. Бухгалтерскую отчетность следует рассматривать как главный источник информации для расчета показателей, необходимых для принятия обоснованных управленческих решений, которые основываются на фактах, касающихся финансового положения предприятия и результатов его деятельности. Такие факты представляются в виде данных бухгалтерского учета, которые собираются, группируются, подытоживаются и находят свое отражение в отчетности. Финансовая отчетность содержит информацию, позволяющую удовлетворить требованиям различных пользователей. Финансовая отчетность позволяет оценить имущественное состояние, финансовую устойчивость и платежеспособность предприятия и другие результаты, необходимые для обоснования многих решений. По данным отчетности определяют потребности в финансовых ресурсах; оценивают эффективность структуры капитала; прогнозируют финансовые результаты деятельности фирмы, а также решают другие задачи, связанные с управлением финансовыми ресурсами и финансовой деятельностью.
В следующем разделе рассмотрим законодательную основу в области российского бухгалтерского учёта и отчетности.
При ведении бухгалтерского учета и составлении бухгалтерской отчетности необходимы знание и использование следующих нормативных документов, определяющих порядок ведения бухгалтерского учета в организациях:
Федеральный закон “О бухгалтерском учете” от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ (в ред. от 30.06.03г.);
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (приказ Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н);
Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 1/98) “Учетная политика предприятия” (приказ Минфина России от 9 декабря 1998 г. № 60н);
Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 4/99) “Бухгалтерская отчетность организации” (приказ Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н);
Приказ Министерства финансов РФ от 22 июля 2003 г. №67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».
Кроме того, организация должна руководствоваться:
Нормативными документами, определяющими порядок учета себестоимости продукции (работ, услуг);
Другими нормативными документами по бухгалтерскому учету различных сфер деятельности организации (инвестиционная деятельность, совместная деятельность и др.) и видов имущества (основные средства, товарно-материальные ценности, ценные бумаги, нематериальные активы и др.).
Основным же, нормативным документом при формировании организацией бухгалтерской отчетности, является Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 4/99) “Бухгалтерская отчетность организации”.
В данном Положении устанавливается состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, кроме кредитных организаций и бюджетных организаций.
Положение не применяется при формировании отчетности, разрабатываемой организацией для внутренних целей, отчетности, составляемой для государственного статистического наблюдения, отчетной информации, представляемой кредитной организации в соответствии с ее требованиями, и составления отчетной информации для иных специальных целей, если в правилах подготовки такой отчетности и информации не предусматривается использование данного Положения.
Одно из главных требований к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности, достоверность и полнота. Следовательно, служба бухгалтерии на предприятии должна отслеживать изменения в области бухгалтерского учета и отчетности.
За последнее время данная область претерпела множество изменений. Главное из которых, по моему мнению - изменения в Плане счетов. Так, Приказом Минфина РФ от 7 мая 2003 г. № 38н, утверждены дополнения и изменения в План счетов и инструкцию по его применению. Появление этого приказа связано с принятием следующих Положений по бухгалтерскому учету: ПБУ 17/02 «Учет расходов на НИОКР», ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений»; Методических указаний по бухгалтерскому учету специального инструмента, приспособлений, оборудования, одежды. Перечисленные нормативные документы изменили способы ведения бухгалтерского учета отдельных активов, обязательств, финансовых и хозяйственных операций, что потребовало изменений схемы их регистрации и группировки в бухгалтерском учете, которую и устанавливает план счетов. Причем все вновь принятые документы вводятся в действие начиная с бухгалтерской отчетности за 2003 год[3]. В последнее время произошли некоторые изменения в форме № 2. 18.09.06 г. Был утвержден приказ № 116н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету. Изменения коснулись таких понятий как операционные, внереализационные и чрезвычайные доходы и расходы. В настоящее время все доходы и расходы в бухгалтерском учете делятся на следующие виды: от обычных видов деятельности и прочие. Эти изменения коснулись формы 2 и 5. Понятия «операционные» и «внереализационные» заменяются на «прочие».
Подводя итог этому разделу, хочется отметить важность и необходимость использования нормативной базы по бухгалтерскому учету при составлении бухгалтерской отчетности.
В следующей главе рассмотрим организационные вопросы, возникающие при составлении годовой бухгалтерской отчетности.
Для того чтобы бухгалтерская отчетность соответствовала предъявляемым к ней требованиям, при составлении бухгалтерских отчетов должно быть обеспечено, соблюдение следующих условий:
полное отражение за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации всех производственных ресурсов, готовой продукции и расчетов;
полное совпадение данных синтетического и аналитического учета, а также показателей отчетов и балансов с данными синтетического и аналитического учета;
осуществление записи хозяйственных операций в бухгалтерском учете только на основании надлежаще оформленных оправдательных документов или приравненных к ним технических носителей информации; правильная оценка статей баланса.
Составлению отчетности должна предшествовать значительная подготовительная работа, осуществляемая по заранее составленному специальному графику. Важным этапом подготовительной работы составления отчетности является закрытие в конце отчетного периода всех операционных счетов: калькуляционных, собирательно-
Приступая к закрытию счетов, следует иметь в виду, что современные организации являются сложными объектами учета и калькулирования себестоимости продукции. Их продукция используется по различным направлениям. Взаимные услуги оказывают друг другу и основному производству вспомогательные производства.
При взаимном использовании продукции и услуг невозможно во всех случаях отнести на все объекты калькуляции фактические затраты. Какую-то часть затрат по некоторым объектам калькуляции организации вынуждены отражать в плановой оценке. В этих условиях важное значение имеет обоснование последовательности закрытия счетов.
Итак, разберем этот вопрос несколько подробнее на примере составления годового отчета. Этому процессу предшествует проверка правильности ведения бухгалтерского учета в организации, включающая следующие подготовительные работы:
1. Сверка итогов аналитического и синтетического учета. Свидетельством правильности ведения бухгалтерского учета являются:
равенство суммы остатков аналитических счетов, открытых в развитие определенного синтетического счета, и остатков данного синтетического счета;
равенство суммы оборотов по дебету или кредиту этих же аналитических счетов и оборотов по дебету или кредиту синтетического счета.
Если при сверке суммы оборотов и остатков по синтетическому счету не тождественны соответственно итоговой сумме оборотов и остатков аналитических счетов, открытых к нему, то это означает, что есть ошибки и они должны быть исправлены.
При ведении бухгалтерского учета с помощью компьютерной системы учета тождество данных синтетического и аналитического учета должно обеспечиваться бухгалтерской программой автоматически[4].
2. Инвентаризация имущества и финансовых обязательств организации.
Инвентаризация – это установление фактического наличия средств и их источников, произведенных затрат и т.п. путем пересчета остатков в натуре или путем проверки учетных записей.
Количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливает организация, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
В соответствии со ст.12 Федерального закона РФ «О бухгалтерском учете» проведение инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности является обязательным для всех организаций.
3. Исправления в бухгалтерском учете по выявленным в ходе подготовки к отчету ошибкам.
Ошибки в бухгалтерском учете и отчетности могут быть как технические (арифметические, программные), так и методологические (документальное оформление, корреспонденция счетов).
Производимые исправления оформляются справкой бухгалтера, которая должна иметь обязательные реквизиты первичного характера.
В случаях выявления неправильного отражения хозяйственных операций текущего периода до окончания отчетного года исправления производятся записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в том месяце, когда были выявлены искажения.
При выявлении неправильного отражения хозяйственных операций в отчетном году после его завершения, но за который годовая бухгалтерская отчетность не утверждена в установленном порядке, исправления производятся записями за декабрь года, за который подготавливается годовая бухгалтерская отчетность.
В случаях выявления в текущем отчетном периоде неправильного отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета в прошлом году исправления в бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность за прошлый отчетный год (после утверждения в установленном порядке годовой бухгалтерской отчетности) не вносится. Такие ошибки отражаются в текущем году. Если подобные ошибки оказывают влияние на величину финансового результата, то они отражаются на счете 91 «Прочие доходы и расходы» как прибыль (убыток) прошлых лет, выявленный (признанный) в отчетном году.
Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается (п.5 ст.9 ФЗ РФ «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ, ред. от 30.06.03 г.). В остальные первичные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций с указанием даты внесения исправлений[5].
4. Расчет и начисление налогов, причитающихся в бюджет.
5. Закрытие счетов по учету прибыли и ее использования.
Закрытие субсчетов, открытых к счету 90 «Продажи», на субсчет 9 «Прибыль/ убыток от продаж». Доходы и расходы по обычным видам деятельности отражаются на счете 90 «Продажи». В соответствии с Планом счетов записи по субсчетам 1 «Выручка», 2 «Себестоимость», 3 «НДС», 4 «Акцизы», 5 «Экспортные пошлины», 6 «Налог с продаж», 7 «Расходы на продажу» и 8 «Управленческие расходы» производятся накопительно в течение всего отчетного года. Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам со 2 по 8 и кредитового оборота по субсчету «Выручка» определяется финансовый результат (прибыль/ убыток) от продаж за отчетный месяц. Этот финансовый результат ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета «Прибыль/ убыток от продаж» на счет 99 «Прибыли и убытки».
Если при сопоставлении кредитовый оборот по субсчету «Выручка» больше совокупного дебетового оборота по субсчетам со 2 по 8, то финансовым результатом от продаж продукции (работ, услуг) является прибыль, которая отражается следующей записью:
Дебет сч. 99-9 «Прибыль/ убыток от продаж» Кредит сч. 99 «Прибыли и убытки»
Если при сопоставлении кредитовый оборот по субсчету «Выручка» меньше совокупного дебетового оборота по субсчетам со 2 по 8, то финансовым результатом от продаж продукции (работ, услуг) является убыток, который отражается следующей записью:
Синтетический счет 90 «Продажи» сальдо на отчетную дату не имеет.
По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 90 «Продажи» (кроме субсчета «прибыль/ убыток от продаж»), закрываются внутренними записями на субсчет «Прибыль/ убыток от продаж».
Закрытие субсчетов, открытых к счету 91»Прочие доходы и расходы», на субсчет 9 «сальдо прочих доходов и расходов». Доходы и расходы по прочим операциям (кроме чрезвычайных) отражаются на счете 91 «Прочие доходы и расходы». Записи по субсчетам «Прочие доходы» и «Прочие расходы» производятся накопительно в течение отчетного года. Ежемесячное сопоставлением дебетового оборота по субсчету «Прочие расходы» и кредитового оборота по субсчету «Прочие доходы» определяется сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц. Это сальдо ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета «Сальдо прочих доходов и расходов» на счет 99 «Прибыли и убытки».
Информация о работе Порядок составления годовой бухгалтерской отчетности