Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 10:23, реферат
Очевидным преимуществом является введение обязательной правовой экспертизы документов в сделках с недвижимостью. Ранее проверка законности полностью зависела от порядочности нотариуса, чью функцию теперь взяло на себя государство. С другой стороны полнота власти чиновника в решении таких вопросов создает дополнительные возможности для злоупотребления служебным положением.
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. Правовое регулирование сделок с недвижимым имуществом.
1.1. Понятие недвижимого имущества.
1.2. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок
с ним.
1.3. Правила государственной регистрации прав и сделок с недвижимостью.
1.4. Требования к документам, представляемым для государственной
регистрации прав на недвижимое имущество.
1.5. Государственная регистрация прав на некоторые объекты недвижимого
имущества.
1.6. Правовое значение государственной регистрации сделок с недвижимым
имуществом.
1.7. Некоторые вопросы рассмотрения в судах дел по государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
ГЛАВА 2. Ипотека как способ обеспечения обязательств по договору о залоге
недвижимого имущества.
2.1. Понятие ипотеки.
2.2. Предметы ипотеки по закону «Об ипотеке».
2.3. Особенности ипотеки предприятий, зданий, сооружений.
2.4. Особенности ипотеки земельных участков.
2.5. Особенности ипотеки жилых домов и квартир.
ГЛАВА 3. Гражданско-правовые сделки с жильем..
3.1. Договор купли-продажи жилого дома (квартиры).
3.2. Договор найма жилого помещения.
3.3. Договор пожизненного содержания с иждивением.
3.4. Виды мошеннических сделок с жильем.
3.5. Виды сделок с жильем, признаваемые недействительными.
3.6. Ответственность за незаконные операции с жильем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Регистрация договоров аренды, в том числе и аренды земельного участка, имеет свои особенности (ст.26 Закона № 122-ФЗ). С заявлением о государственной регистрации договора аренды земли вправе обратиться одна из сторон договора аренды. Во многих субъектах федерации такое право предоставлено арендатору (например, в Москве). В отношении договора субаренды земли заявление о регистрации должно исходить от всех участников сделки. При регистрации сделок с арендными правами, которые не требуют нотариального удостоверения, заявление о регистрации прав должны подавать все стороны договора.
Правовой режим земельного участка является существенным условием договора купли-продажи земли. При отчуждении или приобретении земельного участка стороны не вправе изменить по своему желанию его целевое назначение.
Договор аренды является договором, ограничивающим право собственности на земельный участок в части пользования. Стороной по договору аренды может выступать как собственник, так и несобственник земельного участка, уполномоченный собственником заключать такие сделки. Арендатором может выступать любое лицо, обладающее земельной правоспособностью. По договору аренды также не может быть изменено целевое назначение земельного участка.
Для регистрации договоров аренды земельных участков необходимо представить следующие документы:
- заявление правообладателя о регистрации договора аренды земельного участка;
- нотариально заверенные копии свидетельства о регистрации юридического лица, учредительных документов со всеми зарегистрированными изменениями к ним. Указанные документы также могут быть заверены органами, зарегистрировавшими субъектов в реестре юридических лиц;
- решение полномочного органа
о назначении (избрании) руководителя
либо доверенность о
- доверенность представителей юридического лица на совершение действия по регистрации договора и получение документа с отметкой о государственной регистрации;
- документ, удостоверяющий личность представителя;
- распорядительный акт на землю
(копия постановления или
- план земельного участка,
- копию платежного поручения
или квитанции об оплате
- справку Госкомстата России о присвоении кодов.
Перечисленные документы землепользователь представляет в учреждение юстиции на регистрацию после того, как регистрирующим органом оформлены права на землю и заключен договор аренды.
Важно отметить, что договор аренды земельного участка подлежит государственной регистрации независимо от срока, на который он заключен (ст.609 ГК РФ).
В связи с этим возникает вопрос о необходимости “повторной” регистрации договора, если договор заключен до вступления в силу Закона №122-ФЗ или до создания учреждений юстиции на интересующей территории и действует после 31 января 1998 г. В данном случае регистрация договора аренды в Комитете по земельным ресурсам и землеустройству (орган, регистрировавший договоры аренды до создания учреждений юстиции) достаточна и договор аренды признается действительным и заключенным.
Аналогичные документы представляются для регистрации иных прав на землю и сделок с ней с учетом специфики и сущности регистрируемого права.
При регистрации договора субаренды земли следует учитывать нормативные акты, устанавливающие обязательное получение согласия арендодателя.
В Федеральном законе от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ “Об ипотеке (залоге недвижимости)” (далее - Закон “Об ипотеке”) законодателем предусмотрен ряд норм, регламентирующих основные положения государственной регистрации ипотеки (залога недвижимого имущества).
Перечень документов, необходимых
для государственной
Таким образом, заявителю при регистрации залога земельного участка необходимо представить в орган регистрации прав:
- заявление залогодателя;
- нотариально удостоверенный
- документы, названные в
- доказательства уплаты
- документ, подтверждающий возникновение
обеспеченного ипотекой
В результате государственной регистрации договоров аренды земли, временного (срочного) безвозмездного пользования землей, субаренды земли, иных сделок с арендными правами учреждение юстиции производит их удостоверение посредством совершения специальной регистрационной надписи на указанных договорах, представленных на регистрацию (ст.131 ГК РФ).
В соответствии со ст.567 ГК РФ обмен имущества, принадлежащего на праве собственности, производится по договору мены (п.2 ст.567 ГК РФ). К договору мены применяются статьи ГК РФ, регулирующие сделки купли-продажи. Таким образом, переход права собственности на землю по договору мены подлежит государственной регистрации.
Регистрация прав на вновь создаваемый объект.
Специальное правило для приобретения права собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество закреплено в ст.219 ГК РФ, согласно которой право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Обязательность
Право собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество возникает после государственной регистрации этого права, а не в момент создания объекта.
Следует иметь в виду, что момент
создания нового объекта недвижимости,
как правило, определяется моментом
окончания строительства
Основанием для регистрации вновь создаваемого объекта являются документы, подтверждающие факт его создания.
В соответствии с п.2 ст.25 Закона № 122-ФЗ государственная регистрация права на вновь создаваемый объект недвижимого имущества производится на основании документов, подтверждающих право пользования земельным участком для создания объекта недвижимого имущества, в установленных случаях – на основании проектно-сметной документации, а также документов, содержащих описание объекта.
Право собственности на не завершенный строительством объект может быть зарегистрировано только в случае окончания договора на строительство и подписания акта приема-передачи вышеназванного объекта.
Для регистрации права на не завершенный строительством объект в дополнение к основному перечню документов представляются следующие документы:
- документ, подтверждающий отвод
земельного участка под
- разрешение соответствующих
- описание объекта, не
- проектно-сметная документация. Указанный
документ представляется
документы, подтверждающие отсутствие прав третьих лиц на не завершенный строительством объект (инвестора, подрядчика и т.д.).
В ст.7 Закона о государственной регистрации закреплен один из принципов государственной регистрации прав на недвижимость – открытость сведений о регистрации.
В силу этого орган, осуществляющий государственную регистрацию прав обязан предоставлять информацию о произведенной регистрации и зарегистрированных правах (т.е. информацию из Единого реестра прав) любому лицу (п. 4 ст. 131 ГК РФ, п. 1 ст. 7 Закона). В ст. 131 ГК РФ также предусмотрено, что информация должна предоставляться в любом органе, осуществляющем регистрацию недвижимости, независимо от места совершения регистрации.
Условия получения указанной информации установлены в ст. 8 Закона. Следует отметить, что использование сведений, содержащихся в Едином реестре прав, способами или в форме, которые наносят ущерб правам и законным интересам правообладателей, влечет ответственность, предусмотренную законодательством РФ (п. 5 ст. 7 Закона). Неправомерное использование полученных сведений может, например, привести к возникновению убытков у правообладателя, которые нарушитель обязан будет возместить в полном объеме на основании ст. 15 ГК РФ
Из положений Гражданского кодекса не ясно, какую именно информацию и каким конкретно лицам предоставляет регистрирующий орган. Поэтому данную норму можно рассматривать как принцип. Детализирует же данные положения Закон о государственной регистрации (ст.7,8).
В соответствии с общим правилом, составившим ч.2 п.1 ст.7 Закона о государственной регистрации, любое лицо может получить следующую информацию:
- описание объекта недвижимости;
- зарегистрированные права на него;
- ограничения (обременения)
Данная информация предоставляется в форме выписки из ЕГРП. Краткое описание объекта недвижимости – это сведения о кадастровом и (или) условном номере объекта, местонахождении (адресе), виде (названии) объекта, его площади.
Сообщение сведений о зарегистрированных правах предполагает предоставление информации об имени (наименовании) обладателя права, виде права (собственности, хозяйственного ведения и т.п.), размера доли в праве (если объект недвижимости принадлежит кому-либо на праве общей собственности), дате регистрации. Хотя в реестре эти сведения даются в достаточно детализированном виде, вряд ли нужно сообщать их в полном объеме любому лицу.
Сведения об ограничениях (обременениях) включают в себя наименование ограничения (обременения) (сервитут, ипотека и т.п.), сроки его действия, сведения о лицах, в пользу которых ограничиваются права.
Порядок предоставления информации о
государственной регистрации
Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, предоставляет запрошенную информацию в течение пяти дней со дня подачи заявления. Заявление считается поданным при условии соблюдения всех вышеперечисленных условий (предъявления документа, удостоверяющего личность, подтверждающего оплату и т.п.) В ином случае в приеме заявления может быть отказано.
Хотя в законе не указано оснований для отказа в предоставлении информации о зарегистрированных правах, можно все-таки выделить ряд таких оснований.
Так, отказать в предоставлении сведений о государственной регистрации следует, если лицо запрашивает информацию, не подлежащую сообщению любому лицу (например, если подано заявление о предоставлении обобщенных сведений о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости). Отказ должен также последовать на обращение малолетнего гражданина (не достигшего 14 лет) или гражданина, признанного недееспособным. В предоставлении информации должно быть отказано, если достоверно известно, что заявитель предполагает использовать ее способом или в форме, которые нанесут ущерб правам и законным интересам правообладателя (п.5 ст.7 Закона о государственной регистрации). Отказ должен последовать, если установлено, что информация запрашивается исключительно с намерением причинить вред другому лицу или в целях ограничения конкуренции и т.д. (ст.10 ГК РФ). Также может быть отказано, если права на недвижимое имущество возникли до вступления в силу Закона о государственной регистрации и государственная регистрация таких прав не проводилась.7
По общему правилу запрещено предоставление сведений о содержании правоустанавливающих документов (за исключением сведений об ограничениях (обременениях)), обобщенных сведений о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости, а также выписок, содержащих сведения о переходе прав на объект недвижимости. Исключение из этого правила содержится в п.3 ст.7 Закона о государственной регистрации, в котором говорится, что такая информация может быть предоставлена только самим правообладателям, физическим и юридическим лицам, получившим доверенность от правообладателя, руководителям органам местного самоуправления и руководителям органов государственной власти субъектов РФ, налоговым органам в пределах территорий, находящихся под их юрисдикцией, судам и правоохранительным органам, имеющим в производстве дела, связанные с объектами недвижимости и (или) их правообладателями, а также лицам, имеющим право на наследование имущества правообладателя по завещанию или по закону. Данный перечень является закрытым и исчерпывающим.
Информация о работе Правовое регулирование сделок с недвижимым имуществом