Предмет и метод бухгалтерского учета. Счета и двойная запись. Балансовое обобщение, документация и документооборот, калькуляция и оценка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 16:14, курсовая работа

Краткое описание

Для бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций нормативно установлены определенные способы и приемы ведения бухгалтерского учета, которые являются едиными для всех организаций независимо от их организационно-правовой формы.
Предметом бухгалтерского учета являются наличие и движение активов, источники его формирования и использования, а также возникшие обязательства и полученные результаты деятельности экономического субъекта. Соответственно, бухгалтерский учет, будучи одной из экономических наук, общим предметом которых является познание производственных отношений, определяет границы своего применения содержанием его предмета.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач б.у.docx

— 84.72 Кб (Скачать файл)

 

В теории и методологии бухгалтерского учета  системе счетов бухгалтерского учета  принадлежит особая роль, так как  с их применением реализуется  проблема двойственного отражения  информации, ее накапливания и обобщения. Запись по счетам производится с использованием метода двойной записи.

Счет бухгалтерского учета – это способ группировки, текущего контроля и отражения хозяйственных операций, которые происходят с имуществом, источниками его формирования, хозяйственными процессами. Счет – это также накопитель информации, которая затем обобщается и используется для составления различных сводных показателей и отчетности.

По внешнему виду счет представляет собой таблицу, состоящую из двух частей. В начале таблицы дается название счета –  наименование объекта учета. Например, счет «Материалы», счет «Уставный капитал», счет «Основное производство» и т.д.

На счетах отражают хозяйственные операции, как в количественном, так и в стоимостном выражении.

Левая часть  счета называется дебетом (Дт), а правая часть - кредитом (Кт). Следовательно, «дебет» и «кредит» счета соответствуют его сторонам.

Для обозначения  остатков на счетах бухгалтерского учета  пользуются термином «сальдо» (остаток счета). Обычно сальдо на начало проведения операции (на начало отчетного периода) обозначается как Сн, а остаток на конец проведения операции (на конец отчетного периода) – Ск.

Для отражения  операций на счетах необходимо документальное подтверждение, в качестве которого могут быть первичные бумажные документы, машинные носители, дискеты и т.п., причем любой из них должен иметь  юридическую силу.

В зависимости  от характера отражаемых объектов счета  делятся на активные и пассивные. Активные счета предназначены для  учёта средств предприятия по их составу и размещению, показываемых в активе баланса, а пассивные  – для учёта источников и целевого назначения средств, приводимых в пассиве  баланса.

Структура активного счета

 

Д

Название счета

К

1. Сн – остаток на начало периода

 

2. Операция по увеличению средств, (+)

3. Операция по уменьшению средств, (-)

4. Од – дебетовый оборот (сумма всех хозяйственных операций за период по дебету)

5. Ок – кредитовый оборот (сумма  всех хозяйственных операций  за период по кредиту)

6. Ск – остаток на конец периода

    Ск = Сн + Од - Ок

 

 

Структура пассивного счета

 

Д

Название счета

К

3. Операции по уменьшению источников, (-)

1. Сн – остаток на начало периода

 

2. Операции по увеличению источников, (+)

5. Од – дебетовый оборот

4. Ок – кредитовый оборот

 

6. Ск – остаток на конец периода

     Ск = Сн + Ок - Од


 

Наряду  с активными и пассивными счетами  в учёте применяются также  активно-пассивные счета. На них  преимущественно отражаются расчёты  предприятия со сторонними организациями, учредителями, своими работниками.

Счета бухгалтерского учёта бывают синтетическими и аналитическими. На синтетических счетах бухгалтерского учёта отражаются данные экономических  группировок имущества организации, источников его формирования и хозяйственные  операции в обобщённом виде в денежном выражении. К таким счетам, например, относятся счета «Основные средства», «Материалы», «Расчёты с персоналом по оплате труда», «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» и.т.п.

Аналитический счет – открывается в дополнение к синтетическому счету для детализированной группировки средств и источников, используются денежные и натуральные  измерители.

Аналитические и синтетические счета взаимосвязаны, т.к. на аналитических счетах отражаются те же виды имущества и источники  их формирования, хозяйственные операции, что и на синтетических счетах, но по более дробным экономическим  группировкам. Это означает, что  общие итоговые данные аналитических  счетов должны быть равны итоговым данным соответствующего синтетического счёта.

По своей  экономической природе любая  хозяйственная операция обязательно  обладает двойственностью и взаимностью. Для сохранения этих свойств и  контроля над хозяйственными операциями на счетах в бухгалтерском учете  используется способ двойной записи.

 

Двойная запись представляет собой запись, в результате которой каждая хозяйственная  операция отражается на счетах бухгалтерского учета дважды: в дебет одного счет и одновременно в кредит другого  взаимосвязанного с ним счета  на одинаковую сумму.

Двойная запись:

  • отражает изменения в составе хозяйственных средств или их источниках или одновременно в составе средств и их источниках в процессе
  • совершения хозяйственных операций (по дебету одних и кредиту, других взаимосвязанных счетов) в равной сумме;
  • обеспечивает контроль движения хозяйственных средств и источниками их образования;
  • дает возможность определить источник поступления и направление использования;
  • позволяет проконтролировать экономическое содержание операций и их правомерность, а также отражение в балансе;
  • позволяет выявить ошибки в счетных записях. Каждая сумма в результате хозяйственной операции отражается по дебету и кредиту разных счетов, поэтому оборот дебетовый (по дебету) всех счетов должен быть равен обороту кредитовому (по кредиту) всех счетов. Отсутствие равенства свидетельствует о наличии ошибок в записях, требующих исправления.

Метод двойной  записи обуславливает существование  таких понятий, как корреспонденция  счетов и бухгалтерская проводка. Корреспонденция счетов это взаимосвязь  между счетами, возникающая при  методе двойной записи, например между  счетами 70 "Расчет с персоналом по оплате труда" и 50 "Касса", 10 "Материалы" и 60 "Расчеты с поставщиками" и т.д.

Корреспонденция счетов – взаимосвязь между дебетом  одного и кредита другого счета, возникающая в результате двойной  записи на них хозяйственных операций.

Бухгалтерская проводка, есть ни что иное, как оформление корреспонденции счетов, когда одновременно делается запись и по дебету и по кредиту счетов на сумму хозяйственной операции подлежащей регистрации.

Пример. С расчетного счета в кассу поступило 500 тыс. рублей на текущие расходы. Для отражения этой операции на счетах бухгалтерского учета последовательно уточняются счета, участвующие в операции.

По содержанию видно, что здесь принимает участие  два счета - 50 "Касса" - активный, отражает наличие денежных средств  в кассе и 51 "Расчетные счета" на одинаковую сумму 500 тыс. рублей.

Следует знать, что в зависимости от формы  бухгалтерского учета двойная запись отражается по-разному. При мемориально-ордерной форме каждая операция записывается дважды в разных регистрах: по кредиту  и по дебету счета. Такую запись называют разобщенной. При журнально-ордерной форме учета используется совмещенная  запись. В этом случае регистры построены  таким образом, что, записывается операция 1 раз, отражают её как по дебету, так  и по кредиту соответствующих  счетов.

Тем самым  достигается экономия учетного труда  и наглядно видна корреспонденция  счетов.

В практике бухгалтерского учета кроме простых, применяются сложные проводки, которые  бывают двоякого рода.

В первом случае, когда один счет дебетуется и одновременно кредитуется несколько  счетов. При этом сумма кредитуемых счетов равна сумме дебетого счета.

Шер вывел  два формальных правила двойной  записи:

- активные счета дебетуются при увеличении и кредитуются при уменьшении учитываемой массы;

- пассивные счета дебетуются при её уменьшении и кредитуются при её увеличении.

Эти два правила хорошо объясняют  записи по счетам источников собственных  средств и не могут объяснить  записи по счетам расчётов.

Метод двойной записи имеет большое  контрольное значение, поскольку  одна и та же хозяйственная операция в равной сумме отражается дважды – по дебету одного и кредиту  другого счёта. Поэтому в случае расхождения сумм по данной операции выявляется допущенная ошибка и устанавливается  ответственный за неё.

Таким образом, двойная запись –  это отражение в бухгалтерском  учёте принципа целостности, существует минимум восемь причин, почему двойная  запись называется двойной. Благодаря  двойной записи факты хозяйственной  жизни трансформируются в проводки. Двойная запись – плод коллективного  творчества нескольких поколений бухгалтеров, она была изобретена ими, но не открыта.

 

 

 

 

 

1.3 Балансовое обобщение, документация и документооборот, калькуляция и оценка капитала

 

 

Бухгалтерский баланс - важнейшая форма бухгалтерской отчетности. Он представляет собой систему показателей, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность предприятия состояние его средств и их источников на определенную дату в единой денежной оценке.

Бухгалтерский баланс применяется  для обобщения показателей о  состоянии, размещении, использовании  средств предприятия, и об источниках их образования в стоимостном  измерителе на определенную дату.

Структура баланса представляет собой  двухстороннюю таблицу. Левая сторона, в которой сгруппированы хозяйственные  средства по составу и размещению, называется активом. Правая сторона, отражающая средства по источникам их образования  и целевому назначению, называется пассивом. Актив и пассив баланса  имеют несколько разделов, которые  объединяют экономически однородные по своему составу группы средств и  состоят из отдельных статей, отражаемых по определенным строкам в балансе. Общий итог баланса называется его валютой.

Особенностью баланса является равенство итогов актива и пассива. Это объясняется тем, что в  активе показаны средства по их составу  в определенной денежной оценке, а  в пассиве - их же источники образования.

Актив включает в себя разделы:

1. Внеоборотные активы;

2. Оборотные активы.

Пассив:

3. капитал и обязательства;

4. долгосрочные обязательства;

5. Краткосрочные обязательства.

Существуют различные виды бухгалтерских балансов.

По времени составления они  подразделяются на:

  • текущий - составляется периодически;
  • годовой - составляется за год;
  • вступительный баланс - составляется при создании нового или при преобразовании ранее действовавшего предприятия;
  • ликвидационный - составляется при ликвидации организации;
  • разделительный - составляется при разделении организации на несколько более мелких;
  • объединительный - формируется при объединении нескольких организаций в одну.

По объему информации:

  • единичный;
  • сводный баланс - составляется путем объединения определенных заключительных балансов (применяется министерствами, концернами);
  • сводно-консолидированный баланс - составляется посредством объединения балансов самостоятельных, но взаимосвязанных между собой предприятий (используют, например, холдинговые компании).

По способу очистки:

  • баланс-брутто - бухгалтерский баланс, содержащий регулирующие статьи (02 "Амортизация основных средств", 05 "Амортизация нематериальных активов");
  • баланс-нетто - бухгалтерский баланс, не включающий регулирующих статей.

По характеру деятельности:

  • по основной деятельности,
  • по неосновной деятельности.

 Бухгалтерский баланс является важнейшим источником информации о финансовом положении предприятия за некоторый период. Он позволяет определять:

  • состав и структуру имущества предприятия;
  • мобильность и оборачиваемость оборотных средств;
  • состояние и динамику дебиторской и кредиторской задолженности;
  • конечный финансовый результат (прибыль или убыток).

Бухгалтерский баланс знакомит учредителей, менеджеров и других лиц, связанных  с управлением имуществом, с состоянием предприятия; показывает, чем владеет  собственник, каков в количественном и качественном отношении запас  материальных средств, как он используется и кто принимал участие в создании этого запаса.

По бухгалтерскому балансу можно  определить взятые предприятием на себя обязательства перед акционерами, инвесторами, кредиторами, покупателями, продавцами и другими субъектами; угрожают ли предприятию финансовые затруднения. Данные бухгалтерского баланса  широко используются налоговыми инспекцией и полицией, кредитными учреждениями, органами статистики и другими пользователями.

Возникающие в процессе деятельности предприятия хозяйственные операции не нарушают равенства итогов актива и пассива баланса, в то время  как суммы статей, а также валюта баланса, могут меняться. Это происходит вследствие того, что всякая операция отражается на двух счетах учета записью, то есть затрагивает две статьи баланса, которые могут находиться как  одновременно в активе и пассиве, так обе - в активе или обе - в  пассиве. С этой точки зрения все  изменения в бухгалтерском балансе  можно разделить на четыре типа.

Информация о работе Предмет и метод бухгалтерского учета. Счета и двойная запись. Балансовое обобщение, документация и документооборот, калькуляция и оценка