Прибыль. Сущность, значение прибыли в условиях реформирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 20:36, контрольная работа

Краткое описание

С переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства усиливается многоаспектное значение прибыли. Акционерное, арендное, частное или другой формы собственности предприятие, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.
Машиностроение – базовая отрасль экономики, производящая основные средства производства. Машиностроительный комплекс является основным фактором развития материально-технической базы всего народного хозяйства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………......…2
I Глава. Прибыль. Сущность, значение прибыли
в условиях реформирования экономики………………………….………........4
II Глава. Экономический анализ прибыли в машиностроении ……….....13
III Глава. Прогнозирование прибыли………………………………………...20
Заключение………………………………………………………………….….…..26
Список литературы………………………………………………………….…......

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 490.50 Кб (Скачать файл)

Являясь оценочным показателем, прибыль характеризует совокупную эффективность использования всех ресурсов предприятия.

Развитие того или иного предприятия возможно при следующих необходимых условиях:

Тп > Тт > Ти > Тф > Тр,

где Тп — темп роста прибыли;

Тт  — темп роста товарооборота;

Ти  — темп роста издержек обращения;

Тф — темп роста фондовооруженности работников;

Тр  — темп роста численности работников.

В экономической практике различают множество видов прибыли - номинальная, минимальная, нормальная, целевая, максимальная, консолидированная, экономическая, бухгалтерская, чистая и т.д.

  • Номинальная прибыль характеризует фактический размер полученной прибыли. Минимальная, нормальная, максимальная прибыли связаны с разными уровнями объема производства и указывают, в какой области находится предприятие (безубыточности, прибыльности, убыточности). Минимальной считается прибыль, которая обеспечивает предприятию минимальный уровень доходности на вложенный капитал. Величина минимального уровня доходности принимается равной среднему проценту ставки банка по депозитам, сложившейся за исследуемый период.
  • Нормальная прибыль - минимальный доход или плата, необходимая для удержания предприятия в определенной отрасли.
  • Максимальная прибыль определяет целевую установку при планировании деятельности предприятия. Ее достижение означает снижение издержек производства и реализации до минимума. Объем производства, обеспечивающий максимум прибыли, устанавливается в точке, в которой достигается равенство предельного дохода и предельных издержек.
  • Консолидированная прибыль - прибыль, свободная от бухгалтерской отчетности о деятельности и финансовых результатах отдельно материнских и дочерних предприятий. Выгодность применения консолидированной прибыли определяется экономией на налоговых платежах и снижении отрицательных последствий от рисковых видов деятельности.
  • Экономическая прибыль представляет собой разность между выручкой (валовой доход) и экономическими издержками (сумма явных и неявных издержек).
  • Бухгалтерская прибыль - разность между полученной выручкой и бухгалтерскими издержками (явными). Ее величина тождественна балансовой прибыли. При этом особое внимание следует уделить выбору стратегии деятельности: либо снижению цены на товары, пользующиеся пониженным спросом в расчёте на увеличения прибыли за счёт увеличения объёмов продаж, либо оставлению цены неизменной, ориентируясь на сохранение стабильности умеренного спроса. В результате использования того или иного метода (стратегии) возможны различные последствия вплоть до банкротства предприятия.
  • Балансовая прибыль – база всех расчетов, основной финансовый показатель производственно-хозяйственной деятельности предприятия машиностроительного комплекса3.

 Так что выбор стратегии подразумевает, что при этом особое внимание следует уделить выбору стратегии деятельности: либо снижению цены на товары, пользующиеся пониженным спросом в расчёте на увеличения прибыли за счёт увеличения объёмов продаж, либо оставлению цены неизменной, ориентируясь на сохранение стабильности умеренного спроса. В результате использования того или иного метода (стратегии) возможны различные последствия вплоть до банкротства предприятия. Так что выбор стратегии подразумевает под собой ещё и глубокое маркетинговое исследование рынка схожих по назначению с продаваемыми данным предприятием товаров.

Итак, рост чистой прибыли, создающий условия хозяйственного развития предприятия, является важнейшим фактором укрепления предпринимательской деятельности.

 Рассматривая сущность прибыли, следует в первую очередь отметить такие ее характеристики:

  •    Прибыль представляет собой форму дохода предпринимателя, осуществляющего определенный вид деятельности. Эта внешностная, наиболее простая форма выражения прибыли является вместе с тем недостаточной для её полной характеристики, так как в ряде случаев активная деятельность в какой либо сфере может и не быть связанной с получением прибыли (например, деятельность политическая , благотворительная и т.п.)
  •    прибыль является формой дохода предпринимателя , вложившего свой капитал с целью достижения определенного коммерческого успеха. Категория прибыли неразрывно связана с категорией капитала - особым фактором производства и в усредненном виде характеризует цену функционирующего капитала.
  •    прибыль не является гарантированным доходом предпринимателя вложившего свой капитал в тот или иной вид бизнеса. Она является результатом только умелого и успешного осуществления этого бизнеса. Но в процессе ведения бизнеса предприниматель вследствие своих неудачных действий или объективных причин внешнего характера может не только лишиться ожидаемой прибыли , но и полностью или частично потерять вложенный капитал. Поэтому прибыль является в определенной мере и платой за риск осуществления предпринимательской.
  •    Прибыль характеризует не весь доход полученный в процессе 
    предпринимательской деятельности, а только ту часть дохода, которая «очищена» от понесенных затрат на осуществление этой деятельности.

 Иными совами в количественном выражении прибыль является остаточным показателем, представляющим собой разность между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе предпринимательской деятельности. Прибыль является стоимостным показателем, выраженным в денежной форме. Такая форма оценки прибыли связана с практикой обобщенного стоимостного учета всех связанных с ней основных показателей - вложенного капитала , полученного дохода, понесенных затрат и т.п., а также с действующим порядком налогового её регулирования.

Основными хозяйствующими субъектами на рынке выступают как  отдельные предприниматели (физические лица),так и предприятия (юридические лица). (см. таблица 2)

Таблица 2.4

7 основной защитный механизм от угрозы банкротства предприятия

1 главная цель предпринимательской деятельности

2 база экономического развития государства

6 важнейший источник удовлетворения социальных потребностей общества

      Прибыль предприятия в условиях рыночной экономики

3 критерий эффективности конкретной производственной деятельности

5 главный источник возрастания рыночной стоимости предприятия

 

4 основной внутренний источник формирования финансовых ресурсов, обеспечивающих развитие предприятия


 

Таким образом, как результативный показатель прибыль характеризует эффективность использования имеющихся ресурсов, успех (неуспех) в бизнесе, рост (снижение) объемов деятельности. А как количественный показатель прибыль представляет собой разницу между ценой и стоимостью товаров, между объемом продаж и себестоимостью (в сфере обращения - между валовой прибылью и расходами на реализацию). Прибыль, являясь конечным результатом деятельности организации, создает условия для ее расширения, развития, самофинансирования и повышения конкурентоспособности.

 

 

 

II Глава.  Экономический анализ прибыли  в машиностроении.

Экономическому анализу  всегда придавалось большое значение. Он позволяет определить эффективность как отдельного предприятия, группы предприятий, так и в конечном счете , всей экономики в целом. Но с переходом на рыночный путь развития, с созданием рыночной экономики, с появлением огромного количества независимых самостоятельных предприятий и организаций, экономический анализ приобретает еще большую важность.

Экономический анализ представляет собой сравнение данных отчётного  периода с нормативными, а также  с данными бывших периодов, которые  позволяют выявить тенденции ухудшения или же улучшения состояния экономики предприятия. Эта информация является полезной как для акционеров, возможных инвесторов, потенциальных покупателей и поставщиков (внешний анализ), так и для управленческого персонала самого предприятия (внутренний анализ).

Экономический анализ, следовательно, является одним из важных слагаемым  научно обоснованного планирования, регулирования, управления.

Принять правильное управленческое решение, выявить его рациональность и эффективность можно лишь на основе экономического анализа .

Экономический анализ финансово - хозяйственной деятельности представляет собой способ накопления, трансформации и использования информации финансового характера, имеющий целью :

-  оценить текущее и перспективное финансовое состояние предприятия ;

- оценить возможные  и целесообразные темпы развития  предприятия с позиции финансового  их обеспечения ;

- выявить доступные  источники средств и оценить  возможность и целесообразность их мобилизации ;

- спрогнозировать положение предприятия на рынке капиталов.

Анализ должен базироваться на использовании системы конкретных показателей, характеризующих финансово - хозяйственную деятельность предприятия  в целом и ее отдельные стороны.

Своевременность анализа, подбор необходимой и достоверной информации, уверенность в сопоставимости данных в динамике позволяет свести к минимуму ошибки в оценке деятельности предприятия.

Кроме того, в процессе анализа необходимо изучить выполнение плана по использованию прибыли, для чего фактические данные об использовании прибыли по всем направлениям сравниваются с данными плана и выясняются причины отклонения от плана по каждому направлению использования прибыли.

Задачи экономического анализа также можно представить  в виде схемы           ( рис.3)

 

 Рис.3. Задачи экономического анализа

 

Далее будет в полной мере рассмотрен экономический анализ прибыли на предприятии ОАО «АЗ «УРАЛ». Почему выбрано именно это предприятие в виде представителя отрасли машиностроения видно из представленной ниже диаграммы.5

Как видно из диаграммы, одно из первых мест по производству и реализации автомобилей занимает ОАО «АЗ «УРАЛ».

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «АЗ «УРАЛ».

Данная работа посвящена анализу экономической деятельности ОАО «АЗ «УРАЛ» по итогам работы за 2005 и 2006 годы.

Оценка финансового  состояния объекта исследования основана на анализе относительных  показателей, которые логично связывают  между собой выходные данные финансовой отчётности: Баланса предприятия, Отчёта о финансовых результатах и т.д.

Показатели  объема производства и реализации продукции  ОАО «АЗ «УРАЛ» за 2006г. представлены в табл. 4

                                                                                                                          

 

 

                                                                                                                                                               Таблица 46

Наименование  показателей

Ед.

2006г.

2005г.

Сравнение фактических показателей 2006г. с

 

изм.

   

показателями 2005г., %

         

Обем производства                    факт

тыс.руб.

9 223

6 041

152,7%

   

562

120

 
         
         

    в  т.ч.   товарная продукция:    факт

тыс.руб.

9 220

6 039

152,7%

   

698

65

 
         
         

                  - автомобили            факт

шт.

9 952

7 681

129,6%

         
         

                                                 факт

тыс.руб.

8 534

5 532

154,3%

   

913

194

 
         
         

                 - запасные части      факт

тыс.руб.

371 138

305 514

121,5%

         
         
         

Обем продаж                            факт

тыс.руб.

9 950

6 504

153,0%

   

818

800

 
         
         

    в  т.ч.  автомобили                 факт

шт.

10 216

7 433

137,4%

         
         
 

тыс.руб.

9 050

5

157,7%

   

966

740 121

 
         
         

                 - запасные части      факт

тыс.руб.

423 341

305 941

138,4%

         

 

Таким образом, выручка  от продажи продукции, товаров и услуг за 2006год составила 9 950,8 млн.руб., в том числе:

  • автомобили – 9 050,9 млн.руб.,
  • запасные части, прочая продукция и услуги, товары – 897,4 млн.руб.

Отклонение выручки  от показателя скорректированного бизнес-плана  составило (+) 759,1 млн.руб. В том числе: по основной профильной продукции – автомобилям (+) 714,9 млн.руб.

Иначе можно представить это таким образом 7:

 

 

 

По сравнению с предыдущим годом объем реализации увеличился на 53,0% или на 3 446,0 млн.руб. За 2006год реализовано 10,216 автомобилей. Вместо 9 549 автомобилей, прогнозированных в прошлом году. Показатель запланированных автомобилей перевыполнен на 7,0 5 или на 667 автомобилей.

По сравнению с предыдущим годом реализация автомобилей увеличилась на 2 783 шт. или на 37,4%. Реализация запасных частей к уровню прошлого года увеличена на 38,4%.

Прибыль предприятия, табличные  значения и расчеты:                                                                                                                                                                    

                                                                                                                                                                                 Таблица 58

Наименование  показателя

2006г.

2005г.

Методика расчета

     

Общая сумма  выручки от продажи

Выручка всего, руб.

9 950 818

6 504 800

товаров, продукции, работ, услуг

       
     

Выручка (выручка  от продаж) –

Валовая прибыль, руб.

1 629 091

891 549

себестоимость проданных

     

товаров, продукции, работ, услуг

     

(кроме коммерческих расходов)

       

Чистая прибыль

   

Прибыль (убыток) от обычной 

(нераспределенная  прибыль

386 487

2 901

деятельности + чрезвычайные

(непокрытый  убыток), руб.

   

доходы - чрезвычайные расходы

       
     

Выручка (выручка  от продаж) /

Производительность  труда,

772

503

среднесписочная численность 

руб./чел.

   

сотрудников (работников) всего

       
     

Выручка (выручка  от продаж) /

Фондоотдача, %

1 018

670

стоимость основных средств

       

Информация о работе Прибыль. Сущность, значение прибыли в условиях реформирования экономики