Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 23:57, контрольная работа
В целом бухгалтерский учет представляет систему записей, классификации и суммирования определенным образом в денежном выражении тех взаимодействий и событий, которые имеют отношения к финансам, а также преобразование их результатов. Эта система контроля за хозяйственной деятельностью предприятий с целью получения о них текущих и итоговых данных.
Введение………………………………………………………………………..3
1. Сущность, задачи и функции бухгалтерского учета………………….….4
2. Предмет и метод бухгалтерского учета…………………………………..8
3. Принципы бухгалтерского учета……………………………………...…19
Заключение…………………………………………………………………...22
Список используемой литературы………………………………………..…23
Заемные средства — суммы выпущенных и проданных предприятием акций трудового коллектива, акций предприятия и облигаций, краткосрочные и долгосрочные займы и др.
Расчеты
и прочая кредиторская задолженность
— суммы задолженности
Понятно, что стоимостный и натурально-вещественный состав хозяйственных средств определяется спецификой производственной (хозяйственной) деятельности предприятия, основу которой составляют три хозяйственных процесса:
В результате учета процесса заготовления и производства, путем сопоставления плановых (сметных) и отчетных показателей выявляется экономия или перерасход, а в учете процесса реализации — прибыль (доход) или убытки. Отсюда вытекает, что самыми главными задачами бухгалтерского учета являются: обеспечение контроля за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с установленными нормами, нормативами и сметами; формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятия, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для использования инвесторами (учредителями, собственниками и лицами, вложившими средства, капитал), поставщиками, покупателями, кредиторами, налоговыми и банковскими органами; выявление внутрипроизводственных резервов, их мобилизация и эффективное использование.
Указанные
задачи решаются при ведении бухгалтерского
учета посредством
Кратко рассмотрим перечисленные выше элементы метода бухгалтерского учета.
Документация — письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции, придающее юридическую силу данным бухгалтерского учета. Первичные документы, в том числе на бумажных машиночитаемых носителях информации, обеспечивают бухгалтерскому учету сплошное и непрерывное отражение хозяйственной деятельности предприятия. К учету принимается только правильно оформленный документ, а именно тот, в котором имеются все реквизиты, предусмотренные стандартами. Установлено, что такими реквизитами являются: наименование предприятия, наименование документа, его номер, дата, краткое содержание хозяйственной операции, ее количественное и денежное выражение, подписи лиц, отвечающих за данную хозяйственную операцию. Первоочередное требование к документам — своевременность составления, полнота и достоверность информации, обеспечивающие возможность предварительного и текущего контроля за хозяйственной деятельностью предприятия и активного воздействия на результаты его работы [5].
Работники
предприятия, на которых возложена
обязанность составления
Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учета позволяет через проверку в натуре материальных ценностей, денежных средств и финансовых обязательств выявить их фактическое состояние. Она или подтверждает данные бухгалтерского учета, или выявляет неучтенные ценности или допущенные потери, хищения, недостачи. Поэтому при помощи инвентаризации контролируется сохранность материальных ценностей и денежных средств, проверяется полнота и достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности [9].
Счета и двойная запись. Счета бухгалтерского учета предназначены для группировки и текущего учета однородных хозяйственных операций. Счета представлены в Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций. На данный момент в бухгалтерском учете применяется План счетов, утвержденный приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н [1]. На каждый вид хозяйственных средств и их источников открывается отдельный счет. Различают три вида счетов: активные, пассивные и активно-пассивные. Активные счета предназначены для учета имущества по наличию, составу и размещению и имеют дебетовое сальдо. Пассивные счета отражают учет имущества по источникам его образования и имеют кредитовое сальдо. Активно-пассивные счета могут иметь дебетовое или кредитовое сальдо одновременно.
Любая хозяйственная операция обязательно обладает двойственностью и взаимностью. Для сохранения этих свойств и контроля за записями хозяйственных операций на счетах в бухгалтерском учете используется способ двойной записи.
Двойная запись представляет собой запись, в результате которой каждая хозяйственная операция отражается на счетах бухгалтерского учета дважды: в дебет одного счета и одновременно в кредит другого взаимосвязанного с ним счета на одинаковую сумму.
Метод двойной записи обусловливает существование таких понятий, как корреспонденция счетов и бухгалтерская проводка. Корреспонденция счетов — это взаимосвязь между счетами, возникающая при методе двойной записи, например, между счетами 50 «Касса» и 51 «Расчетные счета», или 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и 50 «Касса», или 10 «Материалы» и 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и т. д.
Бухгалтерская проводка есть не что иное, как оформление корреспонденции счетов, когда одновременно делается запись по дебету и кредиту счетов на сумму хозяйственной операции, подлежащий регистрации.
Приведем
примеры бухгалтерских
Дт 50 Кт 51 - С расчетного счета в кассу поступили денежные средства на текущие расходы 500 тыс. руб.;
Дт 51 Кт 60 - Получены денежные средства от покупателей и заказчиков на в сумме 100 тыс. руб.;
Дт 91.2 Кт 10.1 – Отпущены материалы на сторону на сумму 93 тыс. руб.;
Дт 20 Кт 70 – Начислена заработная плата работникам основного производства 74325 руб.;
Дт 70 Кт 50 – Выдана заработная плата из кассы 74325 руб.
и др. [6].
Счета бухгалтерского учета делятся по способу группировки и обобщения учетных данных на синтетические и аналитические.
Синтетические
счета предназначены для
Однако для оперативного управления и руководства работой предприятия, контроля и планирования объема материально-технического снабжения, контроля за сохранностью всех видов собственности, учета затрат на производство, для организации расчетов с рабочими и служащими, с поставщиками, с бюджетом требуются детальные, частные сведения, характеризующие подробно все стороны деятельности предприятия.
Счета, предназначенные для такого вида учета, называются аналитическими. Они открываются в развитие определенного синтетического счета в разрезе его видов, частей, статей, и где это требуется, с оценкой информации в натуральном, трудовом и денежном выражении.
Между синтетическим счетом и относящимися к нему аналитическими счетами существует определенная взаимосвязь: сальдо одного синтетического счета должно быть равно сумме сальдо всех аналитических счетов, к нему относящихся; суммы оборотов по дебету и кредиту одного синтетического счета должны быть равны суммам оборотов (соответственно) по дебету и кредиту всех аналитических счетов, к нему относящихся. Понятно, что если синтетический счет активный, то и относящиеся к нему аналитические счета активные. По способу регистрации хозяйственных операций в бухгалтерском учете различают записи в хронологическом и систематическом порядке.
Хронологическая запись предусматривает отражение хозяйственных операций независимо от содержания в последовательности их совершения во времени и оформления документами. С этой целью разработаны специальные бланки, формы журналов регистрации хозяйственных операций.
Систематическая
запись предусматривает регистрацию
тех же хозяйственных операций, но
согласно их содержанию на счетах бухгалтерского
учета посредством двойной
Для надлежащей организации бухгалтерского учета на предприятии большое значение имеет правильное использование Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия и инструкции по его применению, где даются характеристика каждого счета и типовая корреспонденция счетов по ним. План счетов содержит девять разделов [6].
Раздел 1. Внеоборотные активы (счета 01,02,03,04,05,07,08,09)
Раздел 2. Производственные запасы (счета 10,11,14,15,16,19)
Раздел 3. Затраты на производство (счета 20,21,23,25,26,28,29)
Раздел 4. Готовая продукция и товары (счета 40,41,42,43,44,45,46)
Раздел 5. Денежные средства (счета 50,51,52,55,57,58,59)
Раздел
6. Расчеты (счета 60,62,63,66,67,68,69,
Раздел 7. Капитал (счета 80,81,82,83,84,86)
Раздел 8. Финансовые результаты (счета 90,91,94,96,97,98,99)
Забалансовые
счета: 001,002,003,004,005,006,007,
В каждом разделе указаны: наименование синтетических счетов (счетов первого порядка), их номер, а также номера и наименования субсчетов (счетов второго порядка). Например, синтетическому счету «Материалы» присвоен номер 10, а субсчету «Сырье и материалы» — номер 1. Поэтому субсчет будет иметь номер 10.1. Такая группировка счетов позволяет по их показателям дать всестороннюю характеристику хозяйственной деятельности предприятия, состояния хозяйственных средств и их источников, финансовых результатов.
На
основе типового лана счетов бухгалтерского
учета главный бухгалтер
На небольших (малых) предприятиях может использоваться сокращенный план счетов.
Баланс в бухгалтерском учете рассматривается как способ обобщения и группировки хозяйственных средств предприятия и их источников на определенную дату. Он делится на разделы и статьи и представляется в установленные адреса и сроки. По своему строению он представляет собой двустороннюю таблицу, левая сторона которой — актив — отражает состав и размещение хозяйственных средств, а правая — пассив — отражает источники образования хозяйственных средств и их целевое назначение. Сумма всех статей актива баланса должна быть равна сумме всех статей пассива баланса. Его данные необходимы для контроля за наличием и структурой хозяйственных средств и их источников, для анализа финансового состояния и платежеспособности предприятия, размещения средств, степени изношенности основных средств и пр.
Бухгалтерская отчетность как элемент метода бухгалтерского учета является завершающим этапом учетного процесса. В ней отражаются имущественное и финансовое положение предприятия, результаты хозяйственной деятельности за отчетный период. Информация, содержащаяся в бухгалтерских отчетах и балансах, основывается на данных синтетического и аналитического учета.
Оценка и калькуляция как элементы метода бухгалтерского учета вызваны необходимостью оценки в денежном выражении находящегося в распоряжении предприятия имущества и каждой совершенной хозяйственной операции, вызывающей изменения в составе хозяйственных средств и их источников. Так, установлено, что основные средства предприятия отражаются в бухгалтерском учете и отчетности по первоначальной стоимости, т.е. в сумме затрат на их изготовление, приобретение, сооружение, а все виды оборотных средств — по фактической себестоимости. Под калькулированием себестоимости продукции (работ, услуг) понимается расчет затрат, связанных с ее производством и реализацией, как по предприятию в целом, так и по видам продукции и на ее единицу. По данным бухгалтерского учета рассчитывается фактическая себестоимость выпущенной и реализованной продукции. Состав и содержание калькуляционных статей могут определяться типовыми методическими рекомендациями.