Принципы организации и формы бухгалтерского учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 15:30, курсовая работа

Краткое описание

Под организацией бухгалтерского учета понимают систему условий и элементов (слагаемых) построения учетного процесса с целью получения достоверной и своевременной информации о хозяйственной деятельности предприятия и осуществления контроля за рациональным использованием имущества предприятия. Основными слагаемыми системы организации бухгалтерского учета являются первичный учет и документооборот, инвентаризация, План счетов бухгалтерского учета, формы бухгалтерского учета, формы организации учетно-вычислительных работ, объем и содержание отчетности, организация материальной ответственности, учетная политика предприятия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Принципы организации бухгалтерского учета……………………………..4
1.1. Основные принципы бухгалтерского учета…………………….........4
1.2. Основные правила организации бухгалтерского учета……………10
2.Формы бухгалтерского учета…………………………………….................16
2.1 Журнально-ордерная форма……………………………………………16
2.2 Мемориально-ордерная форма…………………………………………19
2.3 Форма «Журнал-главная»………………………………………………23
2.4 Автоматизированная форма учета……………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………26
Список литературы…………………………………………………………..27

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая БУ.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

Журналы-ордера, как правило, построены таким образом, что  в них отражаются однородные по экономическому содержанию операции, а также операции, счетно связанные между собой. Поэтому некоторые журналы-ордера предназначены для отражения операций по кредиту нескольких синтетических счетов, одинаковых по своему экономическому содержанию. В этом случае для каждого из них в регистре отведен раздел или графа.

Записи в регистрах  производятся по мере поступления документов, либо итогами за месяц, в зависимости от характера и содержания операции.

Данные журналов-ордеров  в конце месяца аккумулируются в Главной книге.

В Главной книге показывается вступительное сальдо, текущие обороты и исходящее сальдо по каждому синтетическому счету. Запись текущих оборотов в Главную книгу является одновременно и регистрацией учетных данных, отраженных в журналах-ордерах.

В Главной книге текущие  обороты производятся только по счетам первого порядка. Обороты по кредиту  каждого синтетического счета отражаются одной записью, а обороты по дебету — в корреспонденции с кредитуемыми счетами.

Проверка правильности записей, произведенных в Главной книге, осуществляется подсчетом сумм оборотов и сальдо по всем счетам. Суммы дебетовых и кредитовых оборотов, а также дебетовых и кредитовых сальдо должны быть соответственно равны.

Главная книга открывается на год. На каждый счет отводится один или два листа. Если открываются два листа, то второй лист используется как вкладной к основному.

Журнал-ордер №       по кредиту счета             за                  200    г.


Дата

В дебет счетов:

№ счета

№ счета

И т. д.

Итого

         

Итого

       

 

 

Мемориально-ордерная форма. Мемориально-ордерная форма счетоводства в коммерческих организациях в настоящее время применяется сравнительно редко. Это обусловлено тем, что, по сравнению с журнально-ордерной формой, она предполагает большее количество документов. Кроме того, группировка данных в журнально-ордерной форме более удобна для их использования в целях финансового анализа и выработки управленческих решений.

Мемориально-ордерная форма  используется во всех бюджетных учреждениях, использующих План счетов для бюджетных учреждений.

При использовании этой формы проверенные и принятые к учету первичные учетные  документы систематизируются по датам совершения операций (в хронологическом порядке) и оформляются раздельными мемориальными ордерами — накопительными ведомостями, которым присваиваются следующие постоянные номера. Для бюджетных учреждений используется следующая нумерация мемориальных ордеров:

  • мемориальный ордер 1 (накопительная ведомость по кассовым операциям) ф. 381;
  • мемориальный ордер 2 (накопительная ведомость по движению бюджетных средств на субсчетах 090, 091, 097, 100, 101, 102) ф. 381;
  • мемориальный ордер 3 (накопительная ведомость по движению средств, полученных за счет внебюджетных источников, на субсчетах 110, 111, 114, 115, 118) ф. 381;
  • мемориальный ордер 4 (накопительная ведомость по расчетам чеками из лимитированных книжек) ф. 323;
  • мемориальный ордер 5 (свод расчетных ведомостей по заработной плате и стипендиям) ф. 405;
  • мемориальный ордер 6 (накопительная ведомость по расчетам с прочими дебиторами и кредиторами) ф. 408;
  • мемориальный ордер 8 (накопительная ведомость по расчетам с подотчетными лицами) ф. 386;
  • мемориальный ордер 9 (накопительная ведомость по выбытию и перемещению основных средств) ф. 438;
  • мемориальный ордер 10 (накопительная ведомость по выбытию и перемещению малоценных предметов) ф. 438;
  • мемориальный ордер 11 (свод накопительных ведомостей по приходу продуктов питания) ф. 398;
  • мемориальный ордер 12 (свод накопительных ведомостей по расходу продуктов питания) ф. 411;
  • мемориальный ордер 13 (накопительная ведомость по расходу материалов) ф. 396;
  • мемориальный ордер 14 (накопительная ведомость по доходам, прибылям (убыткам) ф. 409;
  • мемориальный ордер 15 (свод ведомостей по расчетам с родителями за содержание детей в детских учреждениях) ф. 406.

По остальным операциям  и по операциям «сторно» в бюджетных учреждениях составляются отдельные мемориальные ордера ф. 274, которые нумеруются, начиная с номера 16 за каждый месяц.

В том случае, когда принято решение использовать мемориально-ордерную форму бухгалтерского учета в организациях сферы торговли или материального производства, следует проверить наличие отраслевых нормативных документов, регулирующих учет по этой форме, так как в настоящее время нет нормативного документа, принятого на федеральном уровне, в котором бы регулировалось использование такой формы в организациях сферы материального производства и торговли. Если такого нормативного документа нет, организация должна сама определить номера мемориальных ордеров, оформляемых по каждому счету или группе однородных счетов, и закрепить номера и формы мемориальных ордеров в учетной политике организации.

Записи в мемориальные ордера осуществляются по мере совершения операций, но не позднее следующего дня (по получении первичного учетного документа) как на основании отдельных документов, так и на основании группы однородных документов. Корреспонденция счетов в мемориальном ордере записывается в зависимости от характера операций по дебету одного счета и кредиту другого счета или дебету одного счета и кредиту нескольких счетов (кредиту одного счета и дебету нескольких счетов).

Для контроля за правильностью  бухгалтерских записей по счетам синтетического и аналитического учета составляются оборотные ведомости по каждой группе аналитических счетов и материально ответственным лицам, объединяемым соответствующим синтетическим счетом. Оборотные ведомости составляются ежемесячно, кроме основных средств, по которым оборотные ведомости составляются ежеквартально. Итоги оборотов и остатки по каждому субсчету оборотных ведомостей сверяются с итогами оборотов и остатками этих счетов книги «Журнал-главная». Записи в оборотных ведомостях могут производиться при необходимости в течение нескольких лет.

Мемориальные ордера записываются в хронологическом  порядке в регистрационный журнал. После записи в регистрационных журналах хозяйственные операции, на которые выписан мемориальный ордер, заносятся в книгу «Журнал-главная». Книга «Журнал-главная» открывается записями сумм остатков на начало года в соответствии с заключительным балансом за истекший год-Учет в книге «Журнал-главная» ведется по счетам, определенным рабочим Планом счетов.

 

Главная книга. Счет


Дебет

Кредит

Дата

№ мемориального ордера

С кредита счетов

Итого по дебету

Дата

№ мемориального ордера

В дебет счетов

Итого по кредиту

                       
                       

 

Недостатками  мемориально-ордерной формы учета  являются:

 

  • трудоемкость учета, вызываемая прежде всего многократным дублированием одних и тех же записей (в мемориальном ордере, регистрационном журнале, аналитических и синтетических регистрах);
  • отрыв аналитического учета от синтетического, громоздкость аналитического учета, нередкое отставание его от синтетического учета;
  • формы аналитического учета зачастую не содержат показателей, необходимых для контроля, анализа хозяйственной деятельности и составления отчетности.

 

Форма «Журнал-главная». Форма «Журнал-главная» является разновидностью мемориально-ордерной формы учета. Применяется, как правило, в организациях с ограниченным количеством счетов синтетического учета, применяемых в организации. Аналитический учет ведется в книгах. На развороте книги (при необходимости — на двух-трех разворотах) в каждой графе указывается номер синтетического счета с разбивкой по дебету и кредиту. Записи делаются в хронологическом порядке по каждому мемориальному ордеру. При этом по строке в соответствующих графах отражается сумма по дебету и кредиту корреспондирующих счетов. Сальдо по каждому счету выводится ежемесячно. Сравнительными достоинствами этой формы учета является его наглядность и исключение составления оборотных ведомостей. Недостаток — ограниченность (практически невозможность) использования формы в организациях с большим количеством синтетических счетов в рабочем плане счетов и большой номенклатурой хозяйственных операций, так как трудоемкость процесса обработки данных при этом возрастает в геометрической прогрессии.

Книга Журнал-Главная.

Число месяца

№ мемори-ального  ордера

Документ и  содержание операции

 

Сумма по ордеру

Обороты по синтетическим  счетам

Счет

Счет

И т.д.

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

 

01.01

               

Итого

               

 

 

Автоматизированная  форма учета. Автоматизированная форма учета в последнее время получает все большее распространение в связи с расширением использования в организациях различных форм собственности средств вычислительной техники. Каких-либо жестких форм учета, по которым ведется учет, в данном случае не установлено — формы определяются исходя из потребностей заказчика компьютерной бухгалтерской программы и возможностей средств вычислительной техники, которой располагает организация, внедряющая автоматизированную форму учета.

Как правило, за основу при разработке экранных форм учета принимаются соответствующие формы, оформляемые на бумажных носителях, — чаше всего журналы-ордера. При этом часть несущественных реквизитов может опускаться при введении данных с клавиатуры компьютера, но при выводе данных на бумажные носители учитываются все требования нормативных документов.

В практике чаше всего  используется программное обеспечение общего назначения адаптированное под потребности конкретной организации. Однако нередко используется и создание программ по индивидуальным заказам. В последнем случае программа не является функционально перегруженной. Кроме того, в этом случае могут быть учтены пожелания конкретных работников, занятых на отдельных рабочих местах» а также традиционная схема обработки учетной информации.

Преимуществом автоматизированной формы является существенно более низкая трудоемкость учетных процессов и возможность многократного использования однажды введенных данных (причем не только для целей бухгалтерского учета, но и для целей анализа, менеджмента и т.п.). Основным недостатком является необходимость осуществления дополнительных расходов по переподготовке бухгалтерских работников и по содержанию дополнительного сотрудника (или оплате услуг сторонних организаций) по адаптации и поддержке программного обеспечения. Кроме того, возможность неоднократного использования одних и тех же данных может послужить причиной для допущения ошибок — при ручном ведении регистров бухгалтерского учета дублирование механической ошибки даже в двух корреспондирующих счетах маловероятно, а при компьютерной обработке ошибка, совершенная по невнимательности (например, перепутан порядок цифр), дублируется автоматически.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключении можно сказать, что в настоящее время практически  на всех предприятиях ведётся автоматизированный учёт хозяйственных операций, что приводит к облегчению труда бухгалтеров, уменьшению трудозатрат при разнесении операций по счетам, сокращению человеческого фактора при совершении ошибок в ведении учёта.

Автоматизированный учёт ведёт к высвобождению времени для более глубокого анализа хозяйственной деятельности предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

 

  1. Бухгалтерский учет: Учеб. Изд. 5-е, перераб. и доп / Под ред. П.С. Безруких. М.: «Бухгалтерский учет», 2004.
  2. Бухгалтерский учет: Учеб. / Под ред. Я.В. Соколова. М., 2004.
  3. Вещунова Н.Л., Фомина Л.Ф. Бухгалтерский учет: Учеб. 2-е изд. М.: Финансы и статистика, 2003.
  4. Захарьин В.Р. Теория бухгалтерского учета: Учеб.: М.: ИНФРА–М, 2003.
  5. Кондраков Н.П., Иванова М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА–М, 2003.
  6. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации: Утв. Пр. МФ РФ №9461 от 31.10.2000.
  7. Козлова Е.П., Бабченко Т.Н., Галанина Е.Н. Бухгалтерский учет в организациях. М.: Финансы и статистика, 2000.

Информация о работе Принципы организации и формы бухгалтерского учета