Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 22:58, контрольная работа
Цель данной работы – изучить особенности нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. Рассмотреть систему нормативного регулирования бухгалтерского учета и место в ней Федерального закона «О бухгалтерском учете»;
2. Охарактеризовать Положения по бухгалтерскому учету;
3. Рассмотреть особенности формирования учетной политики предприятия как составной части нормативного регулирования бухгалтерского учета.
Введение
Во всем мире бухгалтерский
учет понимают как деловой язык бизнеса,
но на любом предприятии он испытывает
на себе влияние специфических
Законодательство России
о бухгалтерском учете
Основными целями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете являются:
Система нормативного регулирования
бухгалтерского учета, разработанная
Департаментом методологии
Цель данной работы –
изучить особенности
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. Рассмотреть систему
нормативного регулирования
2. Охарактеризовать Положения по бухгалтерскому учету;
3. Рассмотреть особенности
формирования учетной политики
предприятия как составной
Объектом практического исследования является система нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета в РФ.
1. Регулирование бухгалтерского учета в России.
В соответствии со ст. 71 Конституции
РФ бухгалтерский учет находится
в ведении Российской Федерации,
т.е. государства. Государство в лице
Правительства РФ осуществляет общее
методологическое руководство бухгалтерским
учетом в целях его упорядоченности,
обеспечения единообразия и сопоставимости.
В свою очередь Правительство
предоставляет право своим
Всю систему нормативного
регулирования можно
Документы первого уровня
закрепляют обязательность единообразного
ведения учета всеми
Основным законодательным актом, регулирующим бухгалтерский учет, является принятый 21 ноября 1996 г. Федеральный закон «О бухгалтерском учете». В законе определены понятия бухгалтерского учета, его объекты, основные требования и правила, порядок регулирования и организации бухгалтерского учета, правила организации аналитического и синтетического учета, его регистров, порядок оценки имущества и обязательств, их инвентаризации, правила составления и представления бухгалтерской отчетности.
К этой же группе документов
относятся федеральные законы «Об
акционерных обществах», «Об обществах
с ограниченной ответственностью»,
«О государственных и
Документы второго уровня
включают Положения по отдельным
участкам бухгалтерского учета (ПБУ), которые
разрабатывает Министерство финансов
РФ по поручению Правительства РФ.
В положениях перечислены общие
требования государственного регулирования
бухгалтерского учета, основанные на международной
практике и национальных традициях.
Эти документы содержат основные
понятия, базовые правила и приемы
бухгалтерского учета. Действующие
в настоящее время ПБУ
Третий уровень нормативного
регулирования формируют
Действующий План счетов бухгалтерского учета применяется с 2001 года как переходный к рыночной экономике. В нем раскрыты посредством организации системы бухгалтерских счетов принципы и правила, содержащиеся в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. План счетов бухгалтерского учета содержит перечень счетов и субсчетов синтетического учета, применяемых для текущего бухгалтерского учета хозяйственных операций. Счета являются обязательными для применения, а субсчета используются по мере надобности. Предприятия имеют право уточнять содержание отдельных из них, исключать или объединять, а также вводить новые субсчета. Поскольку субсчета в Главную книгу предприятия можно вводить в виде отдельных рубрик, они могут выступать самостоятельными счетами. Это правило делает систему счетов гибкой, способной адаптироваться к любым новым объектам бухгалтерского учета.
Инструкция к Плану счетов бухгалтерского учета определяет основные методические принципы и порядок ведения бухгалтерского учета. В ней раскрыты экономическая характеристика, структура и назначение отдельных счетов и субсчетов, отражаемые на них хозяйственные операции.2
К документам четвертого уровня относятся положения, инструкции, приказы и иные документы по ведению бухгалтерского учета, которые создаются непосредственно в конкретной организации и являются внутренними рабочими стандартами хозяйствующего субъекта. К ним следует отнести приказ об учетной политике организации, рабочий план счетов бухгалтерского учета, положение об оплате труда и его стимулировании, должностные инструкции, инструкции по инвентаризации и т.д., разрабатываемые на основе действующего законодательства и нормативных документов.
Приведенный выше перечень документов, регламентирующих бухгалтерский учет в Российской Федерации, основан на их юридической значимости для формирования системы бухгалтерского учета. При разрешении различных хозяйственных споров приоритет отдается документам более высокого уровня.3
Рассмотрим требования, предъявляемые к ведению бухгалтерского учета в соответствии с законом «О бухгалтерском учете».
Закон «О бухгалтерском учете» определяет на самом высоком государственном уровне нормы, которыми обязаны руководствоваться во всех вопросах бухгалтерского учета и отчетности руководители организаций, бухгалтеры и иные должностные лица.
Закон вобрал в себя существующий
опыт бухгалтерского учета в рыночной
экономике, раскрытый применительно
к российским традициям и действующему
в России гражданскому, трудовому
и хозяйственному праву. В нем
определены концептуальные положения
и общие принципы организации
и ведения бухгалтерского учета;
права, обязанности и ответственность
юридических и физических лиц; меры,
обеспечивающие достоверность бухгалтерской
информации, порядок публикации бухгалтерской
отчетности и государственного регулирования
всей системы бухгалтерского учета.
Закон является надежной правовой базой
для совершенствования
К основным задачам бухгалтерского учета Закон относит, во-первых, формирование полной и достоверной информации о деятельности организации, ее имущественном положении для внутренних и внешних пользователей - руководителей, акционеров, других собственников, кредиторов, инвесторов и т.п.
Во-вторых, бухгалтерский учет и отчетность должны обеспечить необходимую информацию для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении хозяйственных операций, их целесообразностью и эффективностью, наличием и движением имущества и обязательств, а также за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными сметами.
Третья задача предполагает предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявление внутрихозяйственных резервов, обеспечивающих финансовую устойчивость организации.
Содержание и
Бухгалтерский учет и бухгалтерская
отчетность призваны удовлетворять
потребность управляющих и
Налоговая отчетность, составленная с целью контроля за соблюдением налогового законодательства, является вторичной (производной) задачей бухгалтерского учета. Она формируется на основе данных бухгалтерского и налогового учета как самостоятельная, специально составляемая для этой цели и, следовательно, отличающаяся от обобщенной информации бухгалтерской отчетности. Задачи, которые решают бухгалтерская и налоговая отчетность, существенно отличаются: бухгалтерская отчетность формируется на базе обобщенной информации бухгалтерских данных; налоговая отчетность - из данных, зафиксированных на счетах бухгалтерского учета и в регистрах налогового учета.
В Законе не сказано о том, что бухгалтерский учет содержит информацию, используемую для расчета налогов, а бухгалтерская отчетность в интересах налогообложения должна представляться соответствующим налоговым органам.
Федеральный закон «О бухгалтерском
учете» распространяется на все организации,
находящиеся на территории России,
включая филиалы и
Основные требования, предъявляемые к ведению бухгалтерского учета, в соответствии с законом «О бухгалтерском учете» выглядят следующим образом:
1. Бухгалтерский учет
имущества, обязательств и
Если же для оценки имущества или обязательств использовалась иностранная валюта, то в бухгалтерском учете ее необходимо перевести в национальную валюту по курсу на момент совершения операции или составления отчетности.
2. Имущество, являющееся
собственностью организации,
3. Бухгалтерский учет
ведется организацией
Организация ведет бухгалтерский
учет имущества, обязательств и хозяйственных
операций путем двойной записи на
взаимосвязанных счетах бухгалтерского
учета, включенных в ее рабочий план
счетов. Данные аналитического учета
должны соответствовать оборотам и
остаткам по счетам синтетического учета.
Для группировки, систематизации и
обобщения информации о фактах хозяйственной
деятельности организации используются
специфические элементы метода бухгалтерского
учета — способ двойной записи
в системе бухгалтерских
Информация о работе Регулирование бухгалтерского учета в России