Регулирование бухгалтерского учета в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 22:58, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучить особенности нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. Рассмотреть систему нормативного регулирования бухгалтерского учета и место в ней Федерального закона «О бухгалтерском учете»;
2. Охарактеризовать Положения по бухгалтерскому учету;
3. Рассмотреть особенности формирования учетной политики предприятия как составной части нормативного регулирования бухгалтерского учета.

Вложенные файлы: 1 файл

кр.docx

— 41.01 Кб (Скачать файл)

Введение

Во всем мире бухгалтерский  учет понимают как деловой язык бизнеса, но на любом предприятии он испытывает на себе влияние специфических социально-экономических, политических и культурных особенностей каждой страны.

Законодательство России о бухгалтерском учете устанавливает  единые правовые и методологические основы организации и ведения  бухгалтерского учета в Российской Федерации.

Основными целями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском  учете являются:

  • обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями;
  • составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

Система нормативного регулирования  бухгалтерского учета, разработанная  Департаментом методологии бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов РФ, состоит из документов четырех уровней: законодательных, нормативных, методических и организационных.

Цель данной работы –  изучить особенности нормативно-правового  регулирования бухгалтерского учета  в Российской Федерации.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

1. Рассмотреть систему  нормативного регулирования бухгалтерского  учета и место в ней Федерального  закона «О бухгалтерском учете»;

2. Охарактеризовать Положения  по бухгалтерскому учету;

3. Рассмотреть особенности  формирования учетной политики  предприятия как составной части  нормативного регулирования бухгалтерского  учета.

Объектом практического  исследования является система нормативно-правового  регулирования бухгалтерского учета  в РФ.

 

1. Регулирование  бухгалтерского учета в России.

 

В соответствии со ст. 71 Конституции  РФ бухгалтерский учет находится  в ведении Российской Федерации, т.е. государства. Государство в лице Правительства РФ осуществляет общее  методологическое руководство бухгалтерским  учетом в целях его упорядоченности, обеспечения единообразия и сопоставимости. В свою очередь Правительство  предоставляет право своим отдельным  органам разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции  и на основании законодательства РФ нормативные акты, обязательные для исполнения всеми организациями. Таким образом, складывается система  законодательных и нормативных  актов, которые прямо или косвенно регулируют бухгалтерский учет.

Всю систему нормативного регулирования можно подразделить на четыре уровня документов:

    • законы и иные акты законодательства РФ;
    • положения по бухгалтерскому учету;
    • методические указания по ведению бухгалтерского учета;
    • рабочие документы организации, формирующие ее систему бухгалтерского учета.

Документы первого уровня закрепляют обязательность единообразного ведения учета всеми хозяйствующими субъектами, основные требования по его  организации, правила и процедуры  ведения учета. К этому уровню нормативного регулирования относятся  следующие законодательные акты: федеральные законы, утвержденные ими  кодексы (Гражданский, Налоговый, Трудовой и др.), указы Президента РФ, постановления  Правительства РФ.

Основным законодательным  актом, регулирующим бухгалтерский  учет, является принятый 21 ноября 1996 г. Федеральный закон «О бухгалтерском учете». В законе определены понятия бухгалтерского учета, его объекты, основные требования и правила, порядок регулирования и организации бухгалтерского учета, правила организации аналитического и синтетического учета, его регистров, порядок оценки имущества и обязательств, их инвентаризации, правила составления и представления бухгалтерской отчетности.

К этой же группе документов относятся федеральные законы «Об  акционерных обществах», «Об обществах  с ограниченной ответственностью», «О государственных и муниципальных  унитарных предприятиях», «О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации» и др., в  которых законодательно закреплены отдельные особенности ведения  бухгалтерского учета в зависимости  от организационно-правовых форм юридического лица.

Документы второго уровня включают Положения по отдельным  участкам бухгалтерского учета (ПБУ), которые  разрабатывает Министерство финансов РФ по поручению Правительства РФ. В положениях перечислены общие  требования государственного регулирования  бухгалтерского учета, основанные на международной  практике и национальных традициях. Эти документы содержат основные понятия, базовые правила и приемы бухгалтерского учета. Действующие  в настоящее время ПБУ раскрывают различные вопросы бухгалтерского учета: формирование учетной политики, оценку и учет активов и обязательств, определение доходов и расходов, раскрытие бухгалтерской информации в отчетности и т.д. В процессе становления системы бухгалтерского учета в России многие положения  были изменены, дополнены и уточнены.

Третий уровень нормативного регулирования формируют методические рекомендации, инструкции, письма и  другие нормативные документы, разъясняющие применение отдельных положений  по бухгалтерскому учету. Они разрабатываются  и утверждаются в федеральных  и отраслевых органах управления. Документы этого уровня содержат конкретные указания по отражению в бухгалтерском учете различных фактов хозяйственной деятельности. Среди них - методические указания: по бухгалтерскому учету основных средств; по инвентаризации имущества и финансовых обязательств; по планированию, учету и калькулированию себестоимости в строительстве и т.д. К числу важнейших документов этого уровня нормативного регулирования относятся План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению.1

Действующий План счетов бухгалтерского учета применяется с 2001 года как  переходный к рыночной экономике. В  нем раскрыты посредством организации  системы бухгалтерских счетов принципы и правила, содержащиеся в Положении  по ведению бухгалтерского учета  и бухгалтерской отчетности в  Российской Федерации. План счетов бухгалтерского учета содержит перечень счетов и  субсчетов синтетического учета, применяемых  для текущего бухгалтерского учета  хозяйственных операций. Счета являются обязательными для применения, а  субсчета используются по мере надобности. Предприятия имеют право уточнять содержание отдельных из них, исключать или объединять, а также вводить новые субсчета. Поскольку субсчета в Главную книгу предприятия можно вводить в виде отдельных рубрик, они могут выступать самостоятельными счетами. Это правило делает систему счетов гибкой, способной адаптироваться к любым новым объектам бухгалтерского учета.

Инструкция к Плану  счетов бухгалтерского учета определяет основные методические принципы и порядок  ведения бухгалтерского учета. В  ней раскрыты экономическая характеристика, структура и назначение отдельных  счетов и субсчетов, отражаемые на них  хозяйственные операции.2

К документам четвертого уровня относятся положения, инструкции, приказы  и иные документы по ведению бухгалтерского учета, которые создаются непосредственно в конкретной организации и являются внутренними рабочими стандартами хозяйствующего субъекта. К ним следует отнести приказ об учетной политике организации, рабочий план счетов бухгалтерского учета, положение об оплате труда и его стимулировании, должностные инструкции, инструкции по инвентаризации и т.д., разрабатываемые на основе действующего законодательства и нормативных документов.

Приведенный выше перечень документов, регламентирующих бухгалтерский  учет в Российской Федерации, основан  на их юридической значимости для  формирования системы бухгалтерского учета. При разрешении различных  хозяйственных споров приоритет  отдается документам более высокого уровня.3

Рассмотрим требования, предъявляемые  к ведению бухгалтерского учета  в соответствии с законом «О бухгалтерском  учете».

Закон «О бухгалтерском учете» определяет на самом высоком государственном  уровне нормы, которыми обязаны руководствоваться  во всех вопросах бухгалтерского учета  и отчетности руководители организаций, бухгалтеры и иные должностные лица.

Закон вобрал в себя существующий опыт бухгалтерского учета в рыночной экономике, раскрытый применительно  к российским традициям и действующему в России гражданскому, трудовому  и хозяйственному праву. В нем  определены концептуальные положения  и общие принципы организации  и ведения бухгалтерского учета; права, обязанности и ответственность  юридических и физических лиц; меры, обеспечивающие достоверность бухгалтерской  информации, порядок публикации бухгалтерской  отчетности и государственного регулирования  всей системы бухгалтерского учета. Закон является надежной правовой базой  для совершенствования бухгалтерского учета в России в соответствии с потребностями развития рыночных отношений, международных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

К основным задачам бухгалтерского учета Закон относит, во-первых, формирование полной и достоверной информации о деятельности организации, ее имущественном  положении для внутренних и внешних  пользователей - руководителей, акционеров, других собственников, кредиторов, инвесторов и т.п.

Во-вторых, бухгалтерский  учет и отчетность должны обеспечить необходимую информацию для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении хозяйственных операций, их целесообразностью и эффективностью, наличием и движением имущества и обязательств, а также за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными сметами.

Третья задача предполагает предотвращение отрицательных результатов  хозяйственной деятельности и выявление  внутрихозяйственных резервов, обеспечивающих финансовую устойчивость организации.

Содержание и последовательность изложения основных задач бухгалтерского учета совершенно определенно указывает  приоритеты и назначение информации, формируемой в системе бухгалтерского учета.4

Бухгалтерский учет и бухгалтерская  отчетность призваны удовлетворять  потребность управляющих и собственников, а также инвесторов и кредиторов в необходимой для них финансовой информации.

Налоговая отчетность, составленная с целью контроля за соблюдением налогового законодательства, является вторичной (производной) задачей бухгалтерского учета. Она формируется на основе данных бухгалтерского и налогового учета как самостоятельная, специально составляемая для этой цели и, следовательно, отличающаяся от обобщенной информации бухгалтерской отчетности. Задачи, которые решают бухгалтерская и налоговая отчетность, существенно отличаются: бухгалтерская отчетность формируется на базе обобщенной информации бухгалтерских данных; налоговая отчетность - из данных, зафиксированных на счетах бухгалтерского учета и в регистрах налогового учета.

В Законе не сказано о  том, что бухгалтерский учет содержит информацию, используемую для расчета  налогов, а бухгалтерская отчетность в интересах налогообложения  должна представляться соответствующим  налоговым органам.

Федеральный закон «О бухгалтерском  учете» распространяется на все организации, находящиеся на территории России, включая филиалы и представительства  иностранных организаций, если это  не противоречит договорам России с  другими государствами. Все юридические  лица, зарегистрированные по российскому  законодательству, унитарные предприятия, бюджетные учреждения обязаны вести  бухгалтерский учет в полном соответствии с Законом.

Основные требования, предъявляемые  к ведению бухгалтерского учета, в соответствии с законом «О бухгалтерском  учете» выглядят следующим образом:

1. Бухгалтерский учет  имущества, обязательств и хозяйственных  операций ведется в валюте  Российской Федерации – в рублях. Именно с помощью денежного  измерителя можно оценить различные  факты хозяйственной деятельности  организации.

Если же для оценки имущества  или обязательств использовалась иностранная  валюта, то в бухгалтерском учете  ее необходимо перевести в национальную валюту по курсу на момент совершения операции или составления отчетности.

2. Имущество, являющееся  собственностью организации, учитывается  обособленно от имущества других  юридических лиц, находящегося  у данной организации. Это требование  означает, что имущество и обязательства  организации существуют обособленно  от активов и обязательств  ее собственников или других юридических лиц. Все имущество и обязательства, не принадлежащие организации, учитываются на забалансовых счетах, т.е. за балансом организации.

3. Бухгалтерский учет  ведется организацией непрерывно  с момента ее регистрации в  качестве юридического лица до  реорганизации или ликвидации. Это  требование означает, что организация  будет продолжать свою деятельность  в обозримом будущем и у  нее отсутствуют намерения существенного  сокращения деятельности или  ликвидации.

Организация ведет бухгалтерский  учет имущества, обязательств и хозяйственных  операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в ее рабочий план счетов. Данные аналитического учета  должны соответствовать оборотам и  остаткам по счетам синтетического учета. Для группировки, систематизации и  обобщения информации о фактах хозяйственной  деятельности организации используются специфические элементы метода бухгалтерского учета — способ двойной записи в системе бухгалтерских счетов. Такой подход позволяет одновременно отражать изменения структуры имущества  и обязательств, а также оценивать  их движение во взаимосвязи.

Информация о работе Регулирование бухгалтерского учета в России