Введение
Дисциплина «Проведение расчетов
с бюджетом и внебюджетными фондами» занимает
важное местов сфере налогообложения.
Федеральные налоги составляют большую
часть налогового кодекса РФ.
Основной нормативный акт, регулирующий
отношения, возникающие в сфере использования объектов
животного мира, - ФЗ "О животном мире"
от 24 апреля 1995 г. Он определил основные
начала и принципы охраны и использования
животного мира, в том числе и объектов
животного мира, отнесенных к объектам
охоты на территории РФ.
Законодатель, наряду с платностью,
закрепил еще ряд условий пользования животным
миром. Так, оно осуществляется с соблюдением
федеральных и территориальных стандартов,
правил, лимитов и нормативов, разрабатываемых
в соответствии с ФЗ "О животном мире",
иными законами и другими нормативными
правовыми актами РФ, а также законами
и другими нормативными правовыми актами
субъектов РФ. ФЗ "О животном мире"
регулирует охоту только в общих чертах.
Однако даже немногочисленные положения российского законодательства,
посвященные правовому регулированию использования объектов
животного мира и охоты, достаточно четко,
на наш взгляд, определяют основополагающие
принципы такого использования. Например,
Закон относит пользование дикими животными
к лицензируемой деятельности. Решение
о предоставлении объектов животного мира
в пользование на территории РФ принимает
собственник. На основании решения специально
уполномоченный орган по охране, контролю
и регулированию использования объектов
животного мира и среды их обитания выдает
лицензию. Между тем некоторые охотники
отрицают этот принцип, односторонне воспринимая
лицензирование пользования животным
миром лишь как средство налогообложения.
Введение платежей за использование
природных ресурсов – прямое следствие
преобразований природоресурсных отношений,
проводимых на базе рыночных реформ. Установление
такой оплаты стало возможным после отмены
исключительной государственной монополии
на землю и другие природные ресурсы, превращения
земель и других ресурсов в объект купли-продажи
и гражданско-правовых сделок. При установлении
платности за пользование природными
ресурсами ставились следующие задачи:
- Повышение заинтересованности
производителя в эффективном использовании
природных ресурсов и земель.
- Повышение заинтересованности
в сохранении и воспроизводстве материальных
ресурсов.
- Получение дополнительных средств
на восстановление и воспроизводство
природных ресурсов.
Экономическая оценка природных
ресурсов – это денежное выражение их
общественной полезности, народнохозяйственной
значимости в виде экономического эффекта,
получаемого от их эксплуатации. Отсутствие
экономическо (денежной) оценки природных
ресурсов стало одной из причин экстенсивного
характера природопользования, отрицательно
сказывающего как на эффективности производства,
так и на состоянии природных богатств.
Устранение бесплатного использования
природных ресурсов позволит в полной
мере и правильно оценить с экономической
точки зрения деятельности предприятия.
Цель написания данной курсовой
работы – это дать представление об элементах
сборов за пользование объектами животного
мира и водных биологических ресурсов.
Задачи:
- Дать представление об элементах
сборов за пользование объектами животного
мира и водных биологических ресурсов.
- Раскрыть назначение и роль
сбора за пользование объектами животного
мира и водных биологических ресурсов.
Об этом свидетельствуют разгоревшиеся в последнее время
споры о необходимости получения именных разовых лицензий
на добычу объектов животного мира, не
указанных в перечне ст. 333.3 Налогового
кодекса РФ. Инициатором спора обычно
выступают общественные организации (такие, как
"Общество охотников и рыболовов"),
у которых есть долгосрочные лицензии на пользование объектами
животного мира. В соответствии со ст. 2
НК РФ законодательство о налогах и сборах
регулирует отношения по установлению,
введению и взиманию налогов и сборов
в РФ. Правоотношения по лицензированию
пользования объектами животного мира
налоговым законодательством не регулируются
и определяются специальными законами,
в частности ФЗ "О животном мире".
Этим Законом предусмотрено общее правило
- пользование животным миром осуществляется
на основании лицензии. Именная разовая лицензия
- специальное разрешение, которое не только
обусловливает уплату платежа - сбора за
пользование объектами животного мира,
но и конкретизирует условия использования
определенных объектов.Законом предусмотрено
два вида сбора: ст. 52 - сбор за пользование
объектами животного мира, а ст. 53 - сбор
за выдачу лицензии на пользование животным
миром. По правовой природе указанный
в ст. 52 сбор - налоговый платеж, который
поступает в бюджет. Вопросы уплаты сбора
за пользование объектами животного мира
регулируются гл. 25.1 Налогового кодекса
РФ. А сбор, указанный в ст. 53 ФЗ "О животном
мире", по сути - платеж за оказание услуги
по выдаче лицензии (с учетом понесенных
расходов), поступающий на счет органа
по охране, контролю и регулированию использования
объектов животного мира и среды их обитания.
Характеризуя степень научной
разработанности проблематики Сборы за
пользование объектами животного мира
и за пользование объектами водных биологических
ресурсов, следует учесть, что данная тема
уже анализировалась у различных авторов
в различных изданиях: учебниках, монографиях,
периодических изданиях и в интернете.
Тем не менее, при изучении литературы
и источников отмечается недостаточное
количество полных и явных исследований
тематики Сборы за пользование объектами
животного мира и за пользование объектами
водных биологических ресурсов.
Глава 1 Сборы, за пользования
объектами животного мира
- Плательщики сборов и объекты
обложения
Плательщиками сборов за пользование
объектами животного мира и за пользование
объектами водных биологических ресурсов
являются организации и физические лица,
в том числе индивидуальные предприниматели
, получающие соответствующие лицензию(разрешение)
на пользование объектами животного мира
на территории Российской Федерации и
разрешение на добычу (вылов) на пользование
объектами водных биологических ресурсов
во внутренних водах, в территориальном
море, на континентальном щельфе Российской
Федерации и в исключительной экономической
зоне Российской Федерации, а также в Азовском,
Каспийском,Баренцевом морях и в районе
архипелага Шпицбергена(ст.333.1 НК РФ)
Плательщиками сбора за пользование объектами животного мира,за исключением объектов животного мира,относящихся к объектам водных биологических ресурсов(далее в настоящей главе -плательщики),признаются организации
и физические лица, в том числе индивидуальные
предприниматели, получающие в установленном
порядке лицензию (разрешение) на пользование
объектами животного мира на территории
Российской Федерации.
Объектами обложения являются
объекты животного мира и объекты водных
биологических ресурсов в соответствии
с перечнем, установленным п.1 ст.333.3 НК
РФ, изъятие которых из среды их обитания
осуществляется на основании лицензий(разрешений)
на пользование объектами животного мира
и разрешений на добычу (вылов) водных
биологических ресурсов, на пользование
объектами водных биологических ресурсов.
Освобождаются от налогообложения
объекты животного мира и объекты водных
биологических ресурсов, пользование
которыми осуществляются для удовлетворения
личных нужд:
- представителями коренных малочисленных народов
Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской
Федерации (по перечню. Утверждаемому
Правительством Российской Федерации);
- лицами, не относящимися к коренным
малочисленным народам, для которых охота
и рыболовство являются основой существования.
Такое право распространяются только
на количество (объем) объектов животного мира и объектов водных биологических ресурсов, добываемых для удовлетворения
личных нужд в соответствии с квотами
и лимитами.
1.2. Сборы за использование объектов
водных биологических ресурсов
Ставки сбора за каждый объект
водных биологических ресурсов – морское
млекопитающее устанавливаются в рублях
за одно млекопитающее.
Ставки сбора за каждый объект
водных биологических ресурсов устанавливаются
в размере 0 руб. в случаях, если пользование
такими объектами водных биологических
ресурсов осуществляется в целях:
(1)охраны здоровья населения,
устранения угрозы для жизни человека,
предохранения от заболеваний сельскохозяйственных
и домашних животных, регулирования видового
состава объектов водных биологических
ресурсов,предотвращения нанесения ущерба
экономике, животному миру и среде его
обитания, а также в целях воспроизводства
объектов водных биологических ресурсов,
осуществляемого в соответствии с разрешением
уполномоченного органа исполнительной
власти;
(2)изучения запасов и промышленной
экспертизы, а также в научных целях в
соответствии с законодательством Российской
Федерации.Ставки сбора за каждый объект
водных биологических ресурсов для градо-
и поселкообразующих российских рыбохозяйственных
организаций, включенных в перечень, утверждаемый
Правительством РФ, устанавливаются в
размере 15% ставок сбора.
Уплата сборов может быть произведена
двумя способами:
(1)сумму сбора за пользование
объектами животного мира уплачивают
при получении лицензии (разрешения) на
пользование объектами животного мира;
(2)сумма сбора за пользование
объектами водных биологических ресурсов
может быть уплачена в виде разового и
регулярных взносов. Сумма разового взноса
определяется как доля исчисленной суммы
сбора, размер которой равен 10%. Уплата
разового взноса производится при получении
лицензии (разрешения) на пользование
объектами водных биологических ресурсов.
Оставшаяся сумма сбора, определяемая
как разность между исчисленной суммой
сбора и суммой разового взноса, уплачивается
равными долями в виде регулярных взносов
в течение всего срока действия лицензии(разрешения)
на пользование объектами водных биологических
ресурсов ежемесячно не позднее 20-го числа.
Уплата сборов производится по месту нахождения
органа, выдавшего лицензию.
Объекты водных биологических ресурсов, изъятие которых из среды их
обитания осуществляется на основании
лицензии (разрешения) на пользование
объектами водных биологических ресурсов.
Не признаются объектами обложения объекты животного мира и
объекты водных биологических ресурсов, пользование которыми осуществляется
для удовлетворения личных нужд представителями
коренных малочисленных народов Севера,
Сибири и Дальнего Востока и лицами, не
относящимися к коренным малочисленным
народам, но постоянно проживающими в
местах их традиционного проживания и
традиционной хозяйственной деятельности,
для которых охота и рыболовство являются
основой существования.
Ставки за объекты животного мира, за
объекты водных биологических ресурсов
(кроме морских млекопитающих), ставки
за объекты водных биологических ресурсов
- морское млекопитающее, указаны в приложении.
Ставки сбора за объекты водных биологических
ресурсов устанавливаются в размере 0 рублей, когда
их использование осуществляется в целях:
охраны здоровья населения,
устранения угрозы для жизни человека,
предохранения от заболеваний сельскохозяйственных
и домашних животных,
регулирования видового состава биологических
ресурсов,
предотвращения нанесения ущерба экономике,
животному миру и среде его обитания,
а также в целях воспроизводства объектов
водных биологических ресурсов; изучения
запасов и промышленной экспертизы, а
также в научных целях в соответствии
с законодательством РФ.
Ставки сбора за объекты водных биологических
ресурсов для градо- и поселкообразующих
российских рыбохозяйственных организаций
устанавливаются в размере 15% от установленных ставок.
Порядок исчисления сборов (ст. 333.4 НК
РФ).
Плательщики уплачивают сумму сбора
за пользование объектами водных биологических
ресурсов в виде разового и регулярных
взносов. Сумма разового взноса определяется
как доля исчисленной суммы сбора, размер
которой равен 10 %. Уплата разового взноса
производится при получении лицензии
(разрешения). Оставшаяся сумма сбора уплачивается
равными долями в виде регулярных взносов
в течение всего срока действия лицензии
(разрешения) ежемесячно не позднее 20-го
числа. Уплата сбора за пользование объектами
водных биологических ресурсов производится:
плательщиками - физическими лицами, за
исключением, индивидуальных предпринимателей,
- по месту нахождения органа, выдавшего
лицензию (разрешение); плательщиками
- организациями и индивидуальными предпринимателями
- по месту своего учета.
Зачет или возврат сумм сбора (ст. 333.7
НК РФ) По истечении срока действия лицензии
(разрешения) на пользование объектами
животного мира организации и индивидуальные
предприниматели вправе обратиться в
налоговый орган за зачетом или возвратом
сумм сбора по нереализованным лицензиям
(разрешениям). Зачет или возврат сумм
сбора осуществляется при условии представления
документов, перечень которых утверждается
федеральным налоговым органом.
1.3. Порядок и сроки уплаты сборов.
Порядок зачисления сборов
Плательщики сбора за пользование
объектами животного мира уплачивают
сумму сбора при получении лицензии (разрешения)
на пользование объектами животного мира.