Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 00:12, контрольная работа
В данной контрольной работе рассмотрены вопросы: система внутреннего контроля и понятие «бизнес-риска», определения величины риска.
Стиль и основные принципы управления выражаются в отношении администрации ко многим элементам деятельности, например в степени готовности администрации идти на риск при осуществлении хозяйственных операций либо стремление избегать любых форм риска, соблюдении высшими руководителями этнических норм поведения либо нарушении финансовой дисциплины.
Схема организации работы бухгалтерии довольно простая - главному бухгалтеру непосредственно подчиняются отделы бухгалтерии. А бухгалтерия проверяет работу соответствующих служб и структурных подразделений. Чем меньше количество уровней управления тем выше эффективность проверок.
Организационная структура определяет существующие формы власти и подчинения на предприятии, регламентирует области полномочий и ответственности сотрудников, порядок составления отчетов.
Отметим, что использовать бухгалтерию в качестве ревизионного органа можно тогда, когда:
1) не пересекаются интересы владельцев бизнеса, руководителей и бухгалтерских работников (то есть работникам бухгалтерии не придется выявлять ошибки других работников предприятия);
2) процедуры проверки довольно стандартны, выполняются планово;
3) высокий уровень доверия к контролю со стороны бухгалтерии.
Распределение полномочий и ответственности между персоналом предприятия призвано гарантировать правильное ведение хозяйственных операций. С этой целью разрабатываются и доводятся до сотрудников в письменном виде должностные инструкции, планы мероприятий, рекомендации и указания.
Для контроля за работой организации администрация использует различные управленческие методы, включая определение квалификации сотрудников, оценку системы обработки информации и составления отчетов, анализ достигнутых результатов финансовой деятельности и сравнение их с запланированными, изучение деятельности отдельных подразделений и др.
Важное значение имеет порядок осуществления внутреннего управленческого учета и подготовки отчетности для внутренних целей.
Целью работы с персоналом является наличие на предприятии необходимого количества сотрудников, обладающих достаточными знаниями и опытом для выполнения своих обязанностей. Система отбора, найма, продвижение по службе, обучения и подготовки кадров должна обеспечивать высокую квалификацию и честность персонала.
Особенностью такой организации внутреннего контроля является то, что ревизоры - это сотрудники предприятия, но не работники бухгалтерии. Ревизионные комиссии собираются по распоряжению руководителя, проводят проверки и после выполнения проверок работники выполняют на предприятиях основную работу.
Работа ревизионной комиссии имеет для руководства и (или) собственников экономического субъекта информационное и консультационное значение; она призвана содействовать оптимизации деятельности экономического субъекта и выполнению обязанностей его руководства.
Обычно формирование контроля за счет ревизионных комиссий происходит в следующих случаях:
1) необходимы единовременные или внеплановые проверки отдельных подразделений, лиц или выполнения работ;
2) загруженность бухгалтерии не позволяет отвлекать работников бухгалтерии на проведение ревизий, а формировать отдельно службу контроля нет необходимости;
3) при проведении ревизии возможны выявления ошибок бухгалтерии, поэтому ревизии необходимо поручить другим лицам (не работникам бухгалтерии).
Объекты ревизии могут быть различными в зависимости от особенностей экономического субъекта и требовании его руководства и (или) собственников.
Так же существует вариант, когда службу внутреннего контроля выполняем служба внутреннего аудита.
В практической работе служба внутреннего аудита руководствуется законодательными и нормативными актами РФ, министерств и ведомств, органов местного самоуправления, правилами (стандартами) аудита, а также учредительными документами, приказами и распоряжениями руководителя предприятия, инструкциями, положениями и т.п.
Практика
аудита свидетельствует, что на тех предприятиях,
где созданы и эффективно функционируют
службы внутреннего аудита, значительно
выше уровень сохранности имущества, использования
ресурсов, организации бухгалтерского
учета и достоверности отчетности.
2. Понятие «бизнес-риск». Определение
величины риска
Бизнес-риск - это риск, в большей степени обусловленный отраслевыми особенностями бизнеса, т.е. структурой активов, в который фирма решила вложить свой капитал. Производственный риск определяется многими факторами: региональные особенности, конъюнктура рынка, национальные традиции, инфраструктура и т.п. Можно привести множество примеров, характеризующих зависимость производственного риска от тех или иных условий.
Система внутреннего контроля связана с риском. Она отражает отношение менеджмента к риску. Было бы трудно описать достоинства системы внутреннего контроля, не рассмотрев риск. Потому что для разработки эффективной системы внутреннего контроля необходимо понять виды и степень риска, с которым сталкивается кредитная организация. Таким образом, устойчивая система внутреннего контроля необходимо для эффективного управления риском. Эти два компонента настолько тесно связаны друг с другом, что игнорирование одного из них сразу же окажет негативное влияние на другой.
Существуют две основные категории риска: гарантированный и негарантированный. Некоторые риски являются негарантированными. Они связаны с неосуществлением превентивных мероприятий. Риск гарантирован, когда он понятен, измерим и контролируем. Банк должен быть в состоянии противостоять неблагоприятной финансовой обстановке, вызванной подобным риском. Гарантированными рисками можно управлять.
Регулирующие органы выделяют различные виды риска. Хотя каждый из этих органов может называть виды риска по-разному, все они сходятся во мнении относительно тех рисков, которые присущи банковской деятельности. Основные виды риска, которые выделяют регулирующие органы, включают:
1. Кредитный риск - риск потери части доходов или капитала банка, возникающий в результате неспособности заемщика или контрагента выполнить условия договора с банком. Кредитный риск присутствует в любой деятельности, где успех зависит от контрагента, эмитента финансовых инструментов или заемщика. Он возникает каждый раз, когда кредитная организация предоставляет, инвестирует денежные средства или принимает обязательства в отношении их предоставления в соответствии с действующими соглашениями или на основании подразумеваемых в них условий независимо от того, отражаются ли они в составе активов на балансе или как условные обязательства за балансом.
2. Процентный риск - Риск потери части доходов и капитала в связи с неблагоприятной динамикой процентных ставок называется процентным риском. В некоторых банках процентный риск включается в состав рыночного риска. В данном разделе особое внимание уделяется цене банка в условиях процентных ставок и чувствительности цены банка к их изменениям.
3. Риск ликвидности - Риск потери части доходов и капитала в связи с неспособностью банка без особых потерь исполнить свои обязательства при наступлении срока платежа называется риском ликвидности. Кроме того, риск ликвидности связан с неспособностью управлять непредвиденным сокращением или изменением источников финансирования. Риск ликвидности также происходит в тех случаях, когда банку не удается быстро отреагировать на изменения рыночной конъюнктуры, что отрицательно сказывается на его возможности своевременно реализовать активы с минимальными потерями.
4. Ценовой риск - это риск потери части доходов или капитала в связи с изменением стоимости портфелей финансовых инструментов. Деятельность в качестве маркет-мейкера, дилера, процентные ставки, валютные операции, операции на фондовых и товарных рынках - все это способствует возникновению ценового риска. Многие банки используют термин «рыночный риск» вместо ценового риска, т. к. ценовой риск заключается в изменениях рыночных факторов, влияющих на стоимость торгуемых инструментов. Среди рыночных факторов, влияющих на ценовой риск, выделяют процентные ставки, рыночную ликвидность и изменчивость конъюнктуры.
5. Валютный риск - Риск потери части доходов или капитала в связи с изменением валютного курса называется валютным риском. Данный вид риска встречается во внешнеэкономической инвестиционной и хозяйственной деятельности, в то время как деятельность в качестве маркет-мейкера по валютам и открытие валютных позиций связаны с ценовым риском. Валютный риск может привести к задержке платежей, неисполнению обязательств, частичному или полному убытку ввиду недостаточной конвертируемости.
6. Операционный риск - это риск потери части доходов или капитала в связи с проблемами при предоставлении продукта или услуги. Этот тип риска выходит на первый план по мере того, как финансовые учреждения начинают обслуживать клиентов, используя электронные средства коммуникации. Операционный риск зависит от системы внутреннего контроля, информационных систем, честности сотрудников и операционных процессов. Так как операционный риск возникает всякий раз, когда происходит сбой автоматизированных систем в процессе обработки, подготовки или анализа данных, этот вид риска присутствует во всех продуктах и услугах.
7. Риск несоответствия нормам - это риск потери части доходов или капитала, возникающий при нарушении или несоблюдении законов, инструкций, положений, предписаний или принятых этических норм. Этот риск также появляется в силу двусмысленности и неапробированности законов или правил, регламентирующих определенные виды деятельности банка или его клиентов. Например, риск несоответствия увеличивается в процессе сделок с такими третьими лицами, как ипотечные брокеры или автодилеры, когда осуществляется кредитование клиентов данных организаций.
8. Риск неверной стратегии - Риск потери части доходов или капитала в связи с неверными решениями или ненадлежащим исполнением этих решений.
9. Риск репутации - это риск потери части доходов или капитала в связи с негативным общественным мнением. Он влияет на способность финансового учреждения привлекать новых клиентов, предоставлять новые услуги или поддерживать взаимоотношения с существующими клиентами. Риск репутации может привести к судебному процессу, финансовым потерям или напряженной ситуации с доходами или отрицательно сказаться при получении лицензии на право ведения банковской деятельности.
Риск аудитора (аудиторский риск) означает вероятность того, что
бухгалтерская отчетность экономического субъекта может содержать не выявленные существенные ошибки и / или искажения после подтверждения ее достоверности или что она содержит существенные искажения, когда на самом деле таких искажений в бухгалтерской отчетности нет.
Аудиторский риск состоит из трех компонентов:
- внутрихозяйственный риск;
- риск средств контроля;
- риск необнаружения.
Для
анализа составляющих представим аудиторский
риск в виде упрощенной предварительной
модели:
ПАР
= ВХР х РК х РН,
где ПАР - приемлемый аудиторский риск (относительная величина). Выражает меру готовности аудитора признать тот факт, что финансовая отчетность может содержать существенные ошибки после того, как уже завершен аудит и дано положительное аудиторское заключение;
ВХР - внутрихозяйственный риск (относительная величина). Выражает вероятность существования ошибки, превышающей допустимую величину, до проверки системы внутрихозяйственного контроля;
РК - риск контроля (относительная величина). Выражает вероятность того, что существующая ошибка, превышающая допустимую величину, не будет ни предотвращена, ни обнаружена в системе внутрихозяйственного контроля;
РН - риск не обнаружения (относительная величина). Выражает вероятность того, что применяемые аудиторские процедуры и подлежащие сбору доказательства не позволят обнаружить ошибки, превышающие допустимую величину.
Применяя модель аудиторского риска при планировании проверки, аудитор может воспользоваться следующими способами.
Первый способ поможет в оценке плана с точки зрения уровня квалификации аудитора.
Для
составления более эффективного плана
можно использовать второй способ вычисления
риска - определить риск не обнаружения
и соответствующее количество подлежащих
сбору свидетельств. В этих целях модель
аудиторского риска преобразуют следующим
образом:
РН
= ПАР/(ВХР*РК).
При этой форме модели риска ключевым фактором становится риск не обнаружения, ибо он предопределяет необходимое количество свидетельств.