Система внутреннего контроля экономического субъекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 23:00, контрольная работа

Краткое описание

Необходимо также отметить такую важную деталь, что внутренний контроль полезен только в том случае, если направлен на достижение конкретных целей и, прежде чем оценивать результаты контроля, необходимо определить эти цели.
Целью данной работы является раскрытие понятия системы внутреннего контроля экономического субъекта.
Задачи: определить цели, задачи, предмет внутреннего контроля; раскрыть информацию о классификации и структуре внутреннего контроля; обозначить эффективность и организацию внутреннего контроля.

Содержание

Введение…………………………………………………………...…..…………..3
1.Система внутреннего контроля экономического субъекта
1.1. Внутренний контроль, его цели, задачи, предмет, методы, субъект и объект исследования………………………..……………………………......…...5
1.2. Классификация внутреннего контроля……………..………………….……………………………....…………8
1.3. Принципы эффективности и основные требования к организации внутреннего контроля..…………………………….…………………………..………………11
1.4. Основные этапы организации системы внутреннего контроля……………………………………………………………………....….15
2. Учетная политика
2.1 Разработка учетной политики………………………………………………18
3. Практическая часть
3.1 Задача……………………………………………………………....................26
Заключение………………………………………………………………………30
Список используемых источников…………………………………….……….31

Вложенные файлы: 1 файл

Бух.дело.docx

— 55.38 Кб (Скачать файл)

Взаимодействие с юридической  службой в вопросах обеспечения  СВК чаще всего касается двух аспектов — разработки и контроля исполнения Положения о договорной работе (совершении сделок) и мониторинга сделок с  акциями компании (применительно  к ОАО). Положение о договорной работе — основной внутренний регламентирующий документ компании, определяющий порядок  и условия совершения сделок, полномочия менеджеров по заключению договоров, их типовые формы, порядок согласования условий и некоторые другие моменты. Во многих компаниях к составлению  данного документа подходят достаточно формально, устанавливая в нем главным  образом порядок внутрифирменного визирования проекта договора. Недостаточное  внимание уделяется и разграничению  юридических полномочий по совершению сделок между менеджерами компании, а также распределению всех сделок между подразделениями — центрами финансовой ответственности.

В регламентирующих документах системы бюджетирования и в Положении о договорной работе эти аспекты должны быть определены однозначно. Это позволит исключить возможность разной трактовки внутрикорпоративных норм менеджерами и исполнителям.

1.3. Принципы эффективности  и основные требования к организации  внутреннего контроля

Ключевым условием эффективности  функционирования СВК организации, достижения ее цели является соблюдение принципов. Следующие принципы являются краеугольным камнем внутреннего контроля организации, основными правилами, охватывающими контрольную деятельность в целом. После наименования каждого принципа раскрывается его содержание.

1. Принцип ответственности. Каждый субъект внутреннего контроля, работающий в организации, за ненадлежащее выполнение контрольных функций должен нести экономическую, административную и дисциплинарную ответственность. Ответственность должна быть формально установлена за выполнение каждой контрольной функции, ясно очерченной и формально закрепленной за конкретным субъектом. В противном случае, субъект не будет в должной мере осуществлять контроль.

2. Принцип сбалансированности. Этот принцип неразрывно связан с предыдущим. Сбалансированность означает, что субъекту нельзя предписывать контрольные функции, не обеспеченные средствами для их выполнения. Точно так же не должно быть средств, не связанных той или иной функцией. Иными словами, при определении обязанностей субъекта контроля должен быть предписан соответствующий объем прав и возможностей, и наоборот.

3. Принцип своевременного сообщения об отклонениях. Информация об отклонениях должна быть представлена лицам, уполномоченным принимать решения по соответствующим отклонениям, в максимально короткие сроки. Если сообщение запаздывает, то нежелательные последствия отклонений усугубляются, кроме того, объект переходит уже в другое состояние (действие), что лишает смысла сам проведенный контроль. При предварительном контроле несвоевременное сообщение о возможности возникновения отклонений также лишает смысла проведенный контроль.

4. Принцип интеграции. Любой элемент управления не может существовать обособленно. Контроль необходимо рассматривать в корреляции с другими элементами в едином контуре процесса управления. Иными словами, при решении задач, связанных с контролем, должны создаваться надлежащие условия для тесного взаимодействия работников различных функциональных направлений.

5. Принцип соответствия контролирующей и контролируемой систем. Степень сложности СВК должна быть соответственной степени сложности подконтрольной системы. Успешно справиться с разнообразием в подконтрольной системе может только такое контролирующее устройство, которое само достаточно разнообразно. Естественно, необходимо, чтобы адекватность была достигнута в главном, в принципиальном, чтобы звенья СВК могли гибко настраиваться на изменения соответственных звеньев системы объектов внутреннего контроля организации.

6. Принцип постоянства. Постоянное адекватное функционирование СВК позволит вовремя предупреждать о возможности возникновения отклонений, а также своевременно их выявлять.

7. Принцип комплексности. Объекты различного типа должны быть охвачены адекватным контролем, нельзя добиться общей эффективности, сосредоточив контроль только над относительно узким кругом объектов.

8. Принцип согласованности пропускных способностей различных звеньев СВК. В различных сопряженных звеньях СВК должно обеспечиваться согласование передачи данных. Так, теряется смысл быстродействия компьютерной программы, например, контролирующей отпуск товаров на предмет соблюдения лимита, если “узким местом” оказывается скорость обмена информацией между отделом сбыта (коммерческим) и бухгалтерией или ввод данных, осуществляемый вручную сотрудником, не имеющим должной подготовки.

9. Принцип разделения обязанностей. Функции между служащими распределяются таким образом, чтобы за одним человеком не были закреплены одновременно следующие функции: санкционирование операций с определенными активами, регистрация данных операций, обеспечение сохранности данных активов, осуществление их инвентаризации. Во избежание злоупотреблений и для эффективности контроля эти функции должны быть распределены между несколькими лицами.

10. Принцип разрешения и одобрения. Должно быть обеспечено формальное разрешение и одобрение всех финансово-хозяйственных операций ответственными официальными лицами в пределах их полномочий. Формальное разрешение – это формальное решение либо относительно общего типа хозяйственных операций, либо относительно какой-либо конкретной операции. Формальное одобрение – это конкретный случай использования общего разрешения, выданного администрацией. Без наличия формально установленных процедур санкционирования невозможно считать СВК организации эффективной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Основные этапы организации  системы внутреннего контроля

          Организация системы внутреннего контроля в общем случае находится под воздействием следующих факторов:

• отношение руководства к внутреннему контролю (т.е. насколько правильно понимает руководство роль внутреннего контроля в управлении организацией);

• внешние условия функционирования организации, ее размеры, организационная структура, масштабы и виды деятельности;

• количество и региональная неоднородность (разветвленность) месторасположения ее обособленных подразделений или дочерних компаний;

• стратегические установки, цели и задачи;

• степень механизации и компьютеризации деятельности;

• ресурсное обеспечение;

• уровень компетентности кадрового состава

         В любом случае организация  эффективно функционирующей системы  внутреннего контроля — это  сложный многоступенчатый процесс,  включающий следующие этапы:

1. Критический анализ  и сопоставление определенных  для прежних условий хозяйствования  целей функционирования организации,  принятого ранее курса действий, стратегии и тактики с видами  деятельности, размерами, организационной  структурой, а также с ее возможностями.

2. Разработка и документальное закрепление новой (соответствующей изменившимся условиям хозяйствования) деловой концепции организации (что собой представляет организация, каковы ее цели, что она может, в какой области имеет конкурентные преимущества, каково желаемое место на рынке), а также комплекса мероприятий, способного привести эту деловую концепцию к развитию и совершенствованию организации, успешной реализации ее целей, укреплению ее позиций на рынке. Такими документами должны быть положения о финансовой, производственно-технологической, инновационной, снабженческой, сбытовой, инвестиционной, учетной и кадровой политике. Данные положения должны разрабатываться на основе глубокого анализа (с проведением необходимых расчетов) каждого элемента политики и выбора из имеющихся альтернатив наиболее приемлемых для данной организации. Документальное закрепление политики организации в различных сферах ее финансово-хозяйственной деятельности позволит осуществлять предварительный, текущий и последующий контроль всех аспектов ее функционирования, отраженных в соответствующих пунктах (элементах) политики.

3. Анализ эффективности  существующей структуры управления, ее корректировка. Необходимо  разработать положение об организационной  структуре, в котором должны  быть описаны все организационные  звенья с указанием административной, функциональной, методической подчиненности,  направления их деятельности, функции,  которые они выполняют, установлен  регламент их взаимоотношений,  права и ответственность, показано  распределение видов продуктов,  ресурсов, функций управления по  этим звеньям. То же самое  относится и к положениям о  различных структурных подразделениях (отделах, бюро, группах и т.д.), к планам организации труда  их работников. Необходимо разработать  (уточнить) план документации и  документооборота, штатное расписание, должностные инструкции с указанием  прав, обязанностей и ответственности  каждой структурной единицы. Без  такого строгого подхода невозможно  осуществлять четкую координацию  функционирования всех звеньев  внутреннего контроля организации.

4. Разработка формальных  типовых процедур контроля конкретных  финансовых и хозяйственных операций. Это позволит упорядочить взаимоотношения  работников по поводу контроля  финансово-хозяйственной деятельности, эффективно управлять ресурсами,  оценивать уровень достоверности  (качества) информации для принятия  управленческих решений.

5. Организация отдела  внутреннего аудита (или другого  специализированного контрольного  подразделения).

6. Определение путей совершенствования  системы внутреннего контроля  с учетом перманентного развития  организации и непрерывно меняющихся  внутренних и внешних условий  ее функционирования.

          При организации системы внутреннего  контроля должны приниматься  во внимание все ее принципы. Значение показателя ее результативности (совокупной результативности отдельных  элементов системы внутреннего  контроля), полученного на основе  экспертных оценок и несложных  расчетов, должно быть больше  ее стоимости с учетом неполученного  альтернативного дохода.

          Подводя итоги, следует сказать,  что организация эффективной  системы внутреннего контроля  позволит:

• обеспечить эффективное функционирование, устойчивость и максимальное (согласно установленным целям) развитие организации в условиях конкуренции;

• сохранить и эффективно использовать ресурсы и возможности организации;

• своевременно выявлять и минимизировать коммерческие, финансовые и внутрифирменные риски в управлении организацией;

• сформировать адекватную современным перманентно меняющимся условиям хозяйствования систему информационного обеспечения всех уровней управления, позволяющую своевременно адаптировать функционирование организации к изменениям во внутренней и внешней среде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Учетная политика

2.1 Разработка учетной  политики

ПРИКАЗ № 1

ОБ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ НА 2013 год

         На основании и в соответствии  с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ, Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина РФ от 29.07.1998г № 34н, начиная с 1 января 2013 года применять следующую учетную политику предприятия:

1. Бухгалтерский учет  вести  в соответствии с  Планом счетов финансово-хозяйственной  деятельности организации и Инструкцией  по его применению, утвержденными  Приказом Минфина РФ от 31 октября  2000г. № 94.

2. Ведение бухгалтерского  учета осуществлять с использованием  специализированной бухгалтерской  компьютерной программы «1 С: Бухгалтерия версия 8.1». Основанием для записей в реестрах бухгалтерского учета считать первичные    документы, акты сверок расчетов, учетные регистры, бухгалтерскую отчетность, фиксирующие факт совершения хозяйственных операций. Применять типовые формы учетных документов, оформленные в соответствии с законодательством РФ

Учетная политика для целей  бухгалтерского учета

Выбор и обоснование элементов  учетной политики

 хозяйствующих субъектов  для целей бухгалтерского учета

Элементы учетной политики

Альтернативные варианты

Вариант, принятый в организации

Основание (законодательные акты и  нормативные документы)

1

2

3

4

Учет  основных средств

При начислении амортизации объектов основных средств в бухгалтерском учете применяется:

линейный способ;

способ уменьшаемого остатка;

способ списания стоимости  по сумме чисел лет срока полезного  использования;

способ списания стоимости  пропорционально объему продукции (работ).

Активы, в отношении  которых выполняются условия, служащие основанием для принятия их к бухгалтерскому учету в качестве объектов основных средств, стоимостью не более 20000 (либо меньшего лимита) рублей за единицу  отражаются в бухгалтерском учете  и отчетности:

в составе материально-производственных запасов;

в составе основных средств.

Затраты по ремонту основных средств:

-    включаются  в себестоимость продукции (работ,  услуг) отчетного периода;

-  покрываются за  счет сформированного резерва  на ремонт основных средств;

-    включаются  в состав расходов будущих  периодов, с последующим равномерным  списанием в себестоимость продукции  (работ, услуг) отчетного периода.

При начислении амортизации объектов основных средств в бухгалтерском учете применяется линейный способ.

 

 

 

 

 

 

Активы, в отношении  которых выполняются условия, служащие основанием для принятия их к бухгалтерскому учету в качестве объектов основных средств, стоимостью не более 20000 (либо меньшего лимита) рублей за единицу  отражаются в бухгалтерском учете  и отчетности в составе материально-производственных запасов.

 

Затраты по ремонту основных средств  включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) отчетного периода.

п. 18  Положения  по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утверждено Приказом Минфина РФ от 30.03.01 № 26н.

 

 

 

 

 

п. 5  Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утверждено Приказом Минфина РФ от 30.03.01 № 26н.

 

 

 

 

 

 

 

п. 5, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утверждено Приказом Минфина РФ от 06.05.99 № 33н;

п. 65, 72  Положения по ведению бухгалтерского учета и  отчетности в РФ, утверждено Приказом Минфина РФ от 29.07.98  № 34н.

Учет  нематериальных активов

Амортизация нематериальных активов производится следующим способом начисления амортизационных  отчислений в бухгалтерском учете:

линейный способ;

способ уменьшаемого остатка;

способ списания стоимости  пропорционально объему продукции (работ, услуг).

 

 

 Амортизационные  отчисления по нематериальным  активам отражаются в бухгалтерском  учете:

 путем накопления  соответствующих сумм на отдельном  счете (05 -  «Амортизация нематериальных  активов»);

отчисления по нематериальным активам отражаются в бухгалтерском учете:

 путем накопления  соответствующих сумм на отдельном  счете (05 -  «Амортизация нематериальных  активов»);

путем уменьшения первоначальной стоимости объекта (счет 04 -  «Нематериальные  активы»).

Амортизация нематериальных активов производится следующим способом начисления амортизационных  отчислений в бухгалтерском учете

линейный способ.

 

 

 

 

 

Амортизационные отчисления по нематериальным активам отражаются в бухгалтерском учете путем  накопления соответствующих сумм на отдельном счете (05 -  «Амортизация нематериальных активов»).

п. 28  Положения  по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007), утверждено Приказом Минфина РФ от 27.12.07 № 153н.

 

 

 

 

 

Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007), утверждено Приказом Минфина  РФ от 27.12.07 № 153н.

Учет  материально-производственных запасов

Приобретение  и заготовление материалов  отражается счета 10 с применением: «Материалы», на котором формируется фактическая  себестоимость материалов и отражается их движение;

счетов 15 «Заготовление  и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» - для определения фактических  затрат по приобретению материально-производственных запасов и отклонений от учетной  цены; счета 10 «Материалы» - для учета  движения материальных запасов по учетным  ценам. При использовании указанных  счетов учетная цена материалов доводится  до фактической по окончании месяца путем списания разницы в этих ценах со счета 15 «Заготовление и  приобретение материальных ценностей» на счет 10 «Материалы».

При отпуске материально - производственных запасов в производство и ином выбытии, их оценка производится организацией (кроме товаров, учитываемых  по продажной (розничной) стоимости):

по себестоимости  каждой единицы;

по средней себестоимости;

по себестоимости  первых по времени приобретения материально-производственных запасов (метод ФИФО).

Приобретение  и заготовление материалов  отражается счета 10 с применением: «Материалы», на котором формируется фактическая  себестоимость материалов и отражается их движение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При отпуске материально - производственных запасов в производство и ином выбытии, их оценка производится организацией (кроме товаров, учитываемых  по продажной (розничной) стоимости):

по себестоимости  первых по времени приобретения материально-производственных запасов (метод ФИФО).

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной  деятельности организаций, утвержден  Приказом Минфина России от 31.10.2000 №94н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п. 16 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01), утверждено Приказом Минфина РФ от 09.07.01 № 44н;

п. 58  Положения по ведению бухгалтерского учета и  отчетности в РФ, утверждено Приказом Минфина РФ от 29.07.98  № 34н.

Учет  готовой продукции

Бухгалтерский учет выпуска готовой продукции (работ, услуг) осуществлять:

 с применением  счета 40 «Выпуск продукции (работ,  услуг);

без применения счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг).

 Готовая продукция  отражается в бухгалтерском балансе:

по фактической производственной себестоимости;

нормативной (плановой) производственной себестоимости;

по прямым статьям  затрат.

Бухгалтерский учет выпуска готовой продукции (работ, услуг) осуществлять без применения счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг).

 

 

 

Готовая продукция отражается в бухгалтерском балансе

по фактической производственной себестоимости.

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной  деятельности организаций, утвержден приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.

п. 59  Положения по ведению бухгалтерского учета и  отчетности в РФ, утверждено Приказом Минфина РФ от 29.07.98  № 34н.

Учет  денежных средств

Пересчет  стоимости денежных знаков в кассе  организации и средств на счетах в кредитных организациях, выраженной в иностранной валюте, в рубли  производится:

на дату совершения операции в иностранной валюте, а также  на отчетную дату составления бухгалтерской  отчетности;

по мере изменения  курсов иностранных валют, котируемых Центральным банком Российской Федерации.

Пересчет  стоимости денежных знаков в кассе  организации и средств на счетах в кредитных организациях, выраженной в иностранной валюте, в рубли  производится

на дату совершения операции в иностранной валюте, а также  на отчетную дату составления бухгалтерской  отчетности;

п. 7 Положения  по бухгалтерскому учету «Учет активов  и обязательств, стоимость которых  выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2000), утверждено Приказом Минфина  РФ от 10.01.00 № 2н.

Учет  текущих расчетов

Перевод долгосрочной задолженности в краткосрочную по полученным займам и кредитам:

осуществлять;

не осуществлять.

 

Перевод долгосрочной задолженности в краткосрочную по полученным займам и кредитам осуществлять.

п. 6 Положения  по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» (ПБУ 15/01), утверждено Приказом Минфина  РФ от 02.08.01 № 60н

Учет  оплаты труда

Резерва на оплату отпусков, на выплату вознаграждений по итогам работы за год и ежегодных  вознаграждений за выслугу лет:

создавать;

 не создавать.

Резерва на оплату отпусков, на выплату вознаграждений по итогам работы за год и ежегодных  вознаграждений за выслугу лет не создавать.

72  Положения  по ведению бухгалтерского учета  и отчетности в РФ, утверждено  Приказом Минфина РФ от 29.07.98  № 34н.

Учет  затрат на производстве

Управленческие  расходы, учитываемые по дебету счета  26 «Общехозяйственные расходы», по окончании  отчетного периода:

распределяются между  объектами калькулирования и списываются в дебет счета 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»;

не распределяются между  объектами калькулирования и в качестве условно - постоянных списываются непосредственно в дебет счета 90 «Реализация продукции (работ, услуг)».

 Распределение общепроизводственных (косвенных) расходов осуществляется  пропорционально:

 прямой заработной  плате, начисленной рабочим по  видам продукции, работ, услуг;

сумме прямых затрат (стоимость  израсходованных материалов, сумма  начисленной заработной платы и  пр.);

выручке от реализации продукции (работ, услуг), товаров;

прямым материальным затратам;

иным способом.

Управленческие  расходы, учитываемые по дебету счета  26 «Общехозяйственные расходы», по окончании  отчетного периода не распределяются между объектами калькулирования и в качестве условно - постоянных списываются непосредственно в дебет счета 90 «Реализация продукции (работ, услуг)».

 

 

 

 

 

 

 

 

Распределение общепроизводственных (косвенных) расходов осуществляется пропорционально

 прямой заработной  плате, начисленной рабочим по  видам продукции, работ, услуг;

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной  деятельности организаций, утвержден  приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.

Учет  финансовых результатов

Для целей  формирования финансового результата деятельности общества определять себестоимость  услуг, которая формируется на базе расходов, признанных как в отчетном году, так и в предыдущие  отчетные периоды, и переходящих расходов, имеющих отношение к получению  доходов в последующие отчетные периоды, с учетом корректировок, зависящих  от особенностей услуг и их продаж.

Для целей  формирования финансового результата деятельности общества определять себестоимость  услуг, которая формируется на базе расходов, признанных как в отчетном году, так и в предыдущие  отчетные периоды, и переходящих расходов, имеющих отношение к получению  доходов в последующие отчетные периоды, с учетом корректировок, зависящих  от особенностей услуг и их продаж.

п. 9 Положения  по бухгалтерскому учету (ПБУ 10/99) «Расходы организации», утверждено Приказом Минфина  РФ от 06.05.99 № 33н

Информация о работе Система внутреннего контроля экономического субъекта