Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 11:30, реферат
Целью данной работы является ознакомление с основной законодательной и нормативной базой для ведения бухгалтерского учета в РФ.
Для достижения данной цели поставлена задача:
• определение основных аспектов нормативного и законодательного регулирования финансового (бухгалтерского) учета России.
Для выполнения курсовой работы были изучены и использованы нормативные акты, Постановления Правительства РФ и т.д. использованы материалы Интернет – форумов. Так же использовалась работа Н.П. Кондракова.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что ее можно использовать не только с теоретической, но и практической стороны, как студентами ВУЗа, так и начинающим предпринимателями.
Введение
1. Система законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учета в России.
1.1 Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ.
1.2 Законодательные акты, регламентирующие организацию учета.
2. Основные нормативные документы, определяющие методологические основы, порядок организации и ведения бухгалтерского учета в организациях РФ.
2.1 Федеральные законы.
2.2 Положения по ведению бухгалтерского учета.
2.3 Методические рекомендации.
Заключение
Список использованной литературы
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА
Бухгалтерского учета и аудита
РЕФЕРАТ
Студентки 5 курса 5131 группы
Валетовой Валентины Валерьевны
«Система законодательно-
Научный руководитель
кандидат экономических наук, доцент
Градусова Валентина Николаевна
Санкт-Петербург
2011 г.
Оглавление
Введение
1.1 Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ.
1.2 Законодательные акты, регламентирующие организацию учета.
2.1 Федеральные законы.
2.2 Положения по ведению бухгалтерского учета.
2.3 Методические рекомендации.
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В настоящее время, каждый, кто занят предпринимательской и хозяйственной деятельностью, должен знать необходимые ему основы права. Деятельность организации в хозяйственном обороте невозможна без соблюдения многочисленных норм и правил.
В современных условиях именно от знаний бухгалтера во многом зависит функционирование и благосостояние организации. Благосостояние самого бухгалтера также напрямую зависит от багажа знаний, которыми он располагает.
Для того чтобы продолжать
нормальную работу, бухгалтер обязан
владеть правовой терминологией, знать,
как применяются и действуют
нормативные акты, кто может быть
субъектом хозяйственных
Предметом исследования в данной работе является система нормативного регулирования такого объекта, как бухгалтерский учет.
Целью данной работы является ознакомление с основной законодательной и нормативной базой для ведения бухгалтерского учета в РФ.
Для достижения данной цели поставлена задача:
• определение основных аспектов нормативного и законодательного регулирования финансового (бухгалтерского) учета России.
Для выполнения курсовой работы были изучены и использованы нормативные акты, Постановления Правительства РФ и т.д. использованы материалы Интернет – форумов. Так же использовалась работа Н.П. Кондракова.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что ее можно использовать не только с теоретической, но и практической стороны, как студентами ВУЗа, так и начинающим предпринимателями.
1. Система законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учета в России.
1.1 Система нормативного
регулирования бухгалтерского
Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению, другие тоже носят рекомендательный характер, это не считая того, что в каждой организации есть свои рабочие документы по бухгалтерскому учету.
Вообще, в связи с
осуществлением мероприятий по переходу
на рыночные условия хозяйствования
произошли изменения в
Важную роль в этой деятельности играет бухгалтерский учет. Он впитал в себя лучшие традиции и правила зарубежной практики ведения учета, сохраняя в целом национальную систему организации бухгалтерского учета.
Переход на рыночные условия
экономики потребовал разработки новой
системы нормативных
Реформа системы бухгалтерского
учета подвержена влиянию объективных
факторов и обстоятельств, характерных
для переходного периода
Одна из основных задач процесса реформирования - создание системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности, соответствующей требованиям пользователей финансовой информации в рыночной экономике и представляющей собой результат взаимодействия институтов рыночной экономики по разработке и установлению правил ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.
Нынешняя система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России состоит из документов четырех уровней :
1) Документом первого, наивысшего, уровня является Федеральный Закон «О бухгалтерском учете». Отдельные нормы, регулирующие бухгалтерский учет, содержатся в иных законодательных актах: Гражданском, Трудовом, Бюджетном и Налоговом кодексах Российской Федерации.
В действующем Федеральном Законе «О бухгалтерском учете» определяется роль и место бухгалтерского учета в системе законодательных актов Российской Федерации, его цели и задачи, общие методы ведения и нормативного регулирования, обязанности и ответственность организаций порядок и учреждений за состояние бухгалтерского учета и отчетности.
Очень важным документом первого уровня системы является Гражданский кодекс Российской Федерации. В его первой части законодательно закреплены многие вопросы учетной работы. Среди них: наличие самостоятельного баланса как необходимый признак юридического лица; обязательность утверждения годового бухгалтерского отчета; обязательные случаи аудиторского заключения; понятие чистых активов, дочерних и зависимых обществ (предприятий); порядок реорганизации и ликвидации различных видов юридического лица.1
2) Второй уровень системы
нормативного регулирования
3) Третий уровень, именно в этом уровне системы идет раскрытие механизма применения – это методические указания по ведению бухгалтерского учета, в т. ч. в инструкции, рекомендации и т. п. К этой группе документов относятся методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в строительстве, сельском хозяйстве, науке и проектно-изыскательских работах, методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, инструкции по заполнению форм бухгалтерской отчетности и др. Одним из важнейших документов этого уровня является План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению. К ним также можно причислить многочисленные указания Министерства финансов Российской Федерации по вопросам, возникающим впервые в хозяйственной деятельности организаций (договор о совместной деятельности, векселя и казначейские обязательства); а также методические указаний по бухгалтерскому учету, которые разрабатываются применительно к важнейшим отраслям народного хозяйства и видам деятельности (промышленность, капитальное строительство, наука, торговля, туризм, сельское хозяйство, бытовые услуги, финансовый рынок и др.).
4) Четвертый уровень – это рабочие документы по бухгалтерскому учету самого предприятия.
1.2 Законодательные акты, регламентирующие организацию учета.
Закон — установленный государством свод обязательных правил и норм поведения всех субъектов на территории данной страны, включающий перечень запретов и ограничений. Законы представлены в виде принимаемых законодательными органами государственной власти или президентом страны в установленном конституцией порядке нормативно-правовых актов (законов, указов), обладающих высшей юридической силой по отношению к другим нормативным документам (постановлениям, инструкциям, предписаниям, правилам). Различают федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Федерации.
Законодательство Российской
Федерации о бухгалтерском
состоит из настоящего Федерального закона, устанавливающего
единые правовые и методологические основы организации и ведения
бухгалтерского учета в Российской Федерации, других федеральных
законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений
Правительства Российской Федерации.
Основными целями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете являются:
- обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями;
- составление и
представление сопоставимой и
достоверной информации об
Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ. В настоящее время в России разработано и утверждено 23 положений по бухгалтерскому учету и отчетности.
Министерством финансов
РФ утверждаются Положения по бухгалтерскому
учету (ПБУ), регулирующие отдельные
вопросы, направления ведения
Раскрытие механизма осуществляется в методических рекомендациях и инструкциях. Один из важнейших документов этого уровня – План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные Приказом Минфина России. Следует отметить, что в соответствии со ст. 5 действующего Закона о бухгалтерском учете общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации. От лица Правительства РФ эту функцию выполняет Министерство финансов РФ. В данном Законе также отмечено, что нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету, издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов РФ. В настоящее время федеральными законами право регулирования бухгалтерского учета предоставлено Центральному банку Российской Федерации, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. В качестве примера такого регулирования можно назвать Положение о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ.
Рабочие документы самого предприятия определяют особенности организации и ведения учета в нем. Основными из них являются:
· документ по учетной политике предприятия;
· утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;
· графики документооборота;
· утвержденный руководителем План счетов бухгалтерского учета;
· утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.
Следует отметить, что во многих организациях ограничиваются разработкой приказа по учетной политике. Остальные рабочие документы или отсутствуют (графики документооборота, формы внутренней отчетности), или не утверждены руководителем (формы первичных учетных документов, План счетов). Подобные организации грубо нарушают порядок ведения бухгалтерского учета, установленный Законом «О бухгалтерском учете» и другими нормативными документами.
2.Основные нормативные документы, определяющие методологические основы, порядок организации и ведения бухгалтерского учета в организациях РФ.
2.1 Федеральные законы.
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 года № 129 – ФЗ. В первой главе раскрываются общие положения (объекты, задачи, понятия, сфера деятельности и т.д.). Вторая глава описывает основные требования к ведению бухгалтерского учета, бухгалтерская документация и регистрация. Третья глава затрагивает область бухгалтерской отчетности. Четвертая глава – это заключительные положения.
Однако данный документ утрачивает силу с 1 января 2013 года в связи с принятием Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
22 ноября 2011 года Госдумой был принят во втором и третьем чтении законопроект №385329-5 «О бухгалтерском учете».
Действие нового закона распространяется на коммерческие и некоммерческие организации, государственные органы, ЦБ РФ, ИП, частных адвокатов и нотариусов, филиалы и представительства (а так же иные структурные подразделения), находящиеся на территории РФ.
Новый ФЗ четко обозначил ранее отсутствовавшие требования, которым должны будут отвечать главные бухгалтера (или иные должностные лица, на которых возлагается ведение бухгалтерского учета):
Информация о работе Система законодательно-нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ