Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 11:18, курсовая работа

Краткое описание

Первые аудиторские фирмы появились в России в 1987 г. В настоящее время на российском рынке аудиторских услуг работают несколько тысяч аудиторских фирм, в том числе иностранных, и независимых аудиторов. Крупнейшими по объему получаемых доходов и численности сотрудников отечественными аудиторско-консультационными компаниями являются "Юникон", "Росэкспертиза", "Руфаудит" и др. По мере развития аудиторского дела, приобретения российскими аудиторами необходимого опыта расширяется спектр предлагаемых ими услуг. Сегодня уже многие фирмы работают с крупными международными клиентами, а некоторые западные корпорации доверяют аудит своих проектов российским специалистам.

Содержание

1. Введение
2. Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ
3. Федеральный закон " Об аудиторской деятельности"
4. Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности
5. Лицензирование аудиторской деятельности
6. Этика аудиторов
7. Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

аудит курс.doc

— 138.50 Кб (Скачать файл)

Основные положения закона получили в них конкретные уточнения и разъяснение, что позволило регулировать аудиторскую деятельности непосредственно, начиная с момента его вступления в действие.

Прошедший период после принятия закона характеризовался динамичным развитием системы российского аудита, чему способствовало значительная работа, проделанная МФ РФ по реализации основных положений закона. В развитии закона были приняты по вопросам аудиторской деятельности Постановления Правительства РФ, изданы приказы и положения Министерства финансов РФ.

 

3. Аттестация на право осуществления  аудиторской деятельности

 

Порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности утвержден Постановлением Правительства РФ от 6 мая 1994 г. № 482 (действует в части, не противоречащей Закону об аудите). Аттестацию проводят Минфин России (по аудиту товарных и фондовых бирж, инвестиционных, пенсионных, общественных и других фондов, по аудиту страховых организаций и обществ взаимного страхования, иных субъектов) и ЦБ РФ (по аудиту банков и других кредитных организаций, их союзов и ассоциаций).

 

Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности ~ это проверка квалификации физических лиц, изъявивших желание заниматься аудиторской деятельностью. Аттестация осуществляется в форме квалификационного экзамена с выдачей кандидатам, успешно его сдавшим, документа - квалификационного аттестата аудитора. Квалификационный аттестат выдается без ограничения срока его действия. Программы проведения квалификационных экзаменов на получение квалификационного аттестата аудиторов утверждаются органами, проводящими аттестацию.

К аттестации допускаются лица, удовлетворяющие изложенным в ст. 15 Закона об аудите требованиям. В частности, претенденты должны иметь высшее экономическое либо юридическое образование, полученное в российских образовательных учреждениях (имеющих государственную аккредитацию) или в образовательном учреждении иностранного государства (при наличии свидетельства об эквивалентности подтверждающего образование документа российскому документу государственного образца); стаж работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет. Дополнительные требования к претендентам могут устанавливаться уполномоченным федеральным органом.

Лица, успешно прошедшие аттестацию, получают квалификационный аттестат аудитора. Аттестат должен быть выдан в месячный срок со дня проведения аттестации. Лицо, не прошедшее аттестацию, может обжаловать отказ квалификационной комиссии в выдаче аттестата в суде в месячный срок с момента уведомления о подобном решении.

Квалификационный аттестат подтверждает соответствие профессиональных навыков будущего аудитора требованиям, изложенным в нормативных актах и предъявляемым квалификационной комиссией, в целях обеспечения в дальнейшем квалифицированного проведения аудита. Каждый аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения аттестата,

проходить обучение по программам повышения квалификации утвержденным в установленном порядке.

Статья 16 Закона об аудите определяет основания и порядок аннулирования квалификационного аттестата. К основаниям аннулирования, в частности, относятся:

установление факта получения аттестата с использованием подложных документов;

вступление в законную силу приговора суда, предусматривающего наказание в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью в течение определенного срока;

несоблюдение правил независимости и аудиторской тайны;

установление факта систематического нарушения аудитором требований, установленных законодательством РФ или стандартами аудиторской деятельности;

установление факта подписания аудитором аудиторского заключения без проведения аудиторской проверки;

неосуществление аудитором деятельности в течение двух лет подряд.

аудиторский лицензирование аттестация финансовый контроль

4. Лицензирование аудиторской деятельности

 

Регулирование деятельности аудиторов в соответствие с Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации осуществлялось в течение более 7 с половиной лет. Однако законодательное обеспечение аудиторской деятельности требовало совершенствования, поскольку Временные правила, сыграв важную роль в становлении аудита в России, полностью уже не отражали современного состояния на рынке, не соответствовали действительности и нуждались в реформировании.

Проект Федерального Закона "Об аудиторской деятельности" был подготовлен на базе четырех ранее разработанных проектов. В нем также были использованы положительные позиции Временных правил, а также

были учтены особенности перехода России к рыночной экономике, практика российских аудиторских компаний и в некоторой степени зарубежный опыт осуществления аудиторской деятельности. Подготовленный законопроект, с учетом поправок в первом чтении, расширил полномочия профессиональных аудиторских объединений в решении отдельных вопросов, определил основные понятия аудита, а также общероссийские правила (стандарты) аудиторской деятельности.

Закон "Об аудиторской деятельности" № 119-ФЗ вступил в силу 9 сентября 2001 года, обозначив новый этап аудиторской деятельности в Российской Федерации. Условия и правила аудиторской деятельности, требования, предъявляемые к аудиторам и аудируемым лицам, приобрели силу закона.

Лицензирование аудиторской деятельности (до исключения данного пункта с 1 января 2006 года) также регулировал Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", который предоставлял уполномоченному федеральному органу государственного регулирования аудиторской деятельности большие полномочия в области лицензирования аудиторской деятельности.

Среди этих правомочий можно выделить:

-предоставление  лицензий;

-переоформление  документов, подтверждающих наличие лицензий;

-приостановление  действия лицензий; возобновление  действия лицензий;

-аннулирование  лицензий без обращения в суд  в случае неуплаты лицензиатом  в течение трех месяцев лицензионного  сбора; ведение реестра лицензий;

-контроль за  соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

 

Законом о лицензировании отдельных видов деятельности установлен стандартный (при подаче документов на лицензирование любого вида деятельности) набор необходимых документов:

-заявление в  произвольной форме (с указанием  наименования и организационно-правовой  формы юридического лица или  фамилии, имени, отчества индивидуального  предпринимателя;

-места нахождения  юридического лица (в заявлении необходимо указывать либо почтовый адрес, либо адреса используемых юридическим лицом для осуществления аудиторской деятельности зданий и помещений) или домашнего адреса по месту регистрации в паспорте предпринимателя и данных документа, удостоверяющего личность предпринимателя);

-нотариально  заверенная копия учредительных  документов (устав и учредительный  договор);

-нотариально  заверенная копия свидетельства  о государственной регистрации  юридического лица (свидетельства  о регистрации гражданина в  качестве индивидуального предпринимателя);

-нотариально  заверенная копия свидетельства  о постановке на учет в налоговом  органе; документ, подтверждающий уплату  лицензионного сбора за рассмотрение  заявления (платежное поручение  с отметкой банка заявителя  об исполнении, оригинал квитанции Сбербанка России с печатью отделения, в котором производилась оплата).

Кроме того, юридические лица - соискатели лицензии должны представить в лицензирующий орган один из документов, касающихся кадрового состава организации, указанных в п. 4 ст. 4 Закона об аудиторской деятельности и подп. "ж", "з" п. 5 Положения о лицензировании аудиторской деятельности

При этом под кадровым составом аудиторской организации понимаются все штатные сотрудники организации, за исключением хозяйственного и обслуживающего персонала.

 

Решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии уполномоченный федеральный орган принимает решение в срок, не превышающий 60 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами. За рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии взимается лицензионный сбор в размере 300 рублей, а за предоставление лицензии - в размере 1000 рублей.

Осуществление аудиторской деятельности без лицензии влечет за собой уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством России.

 

5. Этика аудиторов

 

В ближайшем будущем аудиторам придется изучить положения обновленного профессионального Кодекса этики. Очередная его редакция была одобрена Советом по аудиторской деятельности при Министерстве финансов. Чиновники порекомендовали аккредитованным профессиональным объединениям принять новый кодекс и включить в программы проверки качества аудиторской деятельности соблюдение содержащихся в нем норм.

Надо отметить, что аудиторы обязуются добровольно и добросовестно соблюдать установленные нормы профессионального поведения. Правда, только послушные аудиторы -- ведь кодекс носит рекомендательный характер, а проконтролировать его исполнение практически невозможно. Чтобы наказать аудитора в судебном порядке, нужна нормативная база, которая пока еще только вырабатывается. Так что сегодня единственный ограничитель - Кодекс профессиональной этики аудиторов России.

Положения кодекса используются как обязательные, аудиторскими профобъединениями при предъявлении требований к своим членам. Отметим, что при Минфине в настоящий момент аккредитовано всего 5

профессиональных объединений аудиторов: Аудиторская палата России, Московская аудиторская палата, Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России, Российская коллегия аудиторов и Институт профессиональных аудиторов России. Эти профобъединения действительно ввели обязательное исполнение Кодекса для всех своих членов в рамках системы проверки качества. В настоящий момент членство в профессиональных объединениях не является для компаний обязательным и рекомендательный характер документа не может заставить принять его к исполнению сотни региональных объединений, средние и мелкие аудиторские компании.

После принятия в 2003 году следующей редакции Кодекса от имени аккредитованных профессиональных объединений аудиторов и бухгалтеров при Минфине на имя Заместителя Министра финансов РФ, председателя Совета по аудиторской деятельности при Минфине России г-ну Петрову А.Ю. было направлено письмо с просьбой оказать содействие в решении вопроса об обязательном членстве аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и аттестованных аудиторов в аккредитованных при Министерстве финансов Российской Федерации профессиональных аудиторских объединениях. Предложение обосновывалось следующими обстоятельствами:

а) В связи с тем, что в настоящее время большое количество аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и аттестованных аудиторов не входит ни в одно из аккредитованных профессиональных объединений, вопросы проведения контроля качества их работы значительно затруднены.

б) появятся реальные возможности для устранения причин, способствующих появлению заведомо ложных аудиторских заключений, будет создана единая система внутреннего и внешнего контроля качества аудиторской деятельности и соблюдения требований профессиональной этики по отношению ко всему аудиторскому сообществу, повысится уровень

качества российского аудита, будут соблюдены интересы пользователей аудиторских услуг.

в) в условиях проведения реформы системы бухгалтерского учета и отчетности аудиторам особенно необходимы обмен профессиональным опытом в области применения Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) и Международных стандартов аудита (МСА) и доступ к соответствующим информационным ресурсам, которые в настоящее время обеспечивают именно профессиональные аудиторские объединения, аккредитованные при Минфине России.

Поскольку обязательное членство в профобъединениях противоречит принципу конституционности данное предложение было отклонено.

Продолжить тему с обязательным участием в профобъединениях аудиторов предполагается при отмене лицензирования аудиторской деятельности. Предполагается, что новая редакция Закона "Об аудиторской деятельности" передает контроль за аудиторами саморегулируемым организациям (СРО). При этом вопрос о том, кто и на каких условиях может осуществлять аудиторскую деятельность, будут решать сами объединения, а функцией государства будет только законодательное регулирование. При Минфине России сейчас аккредитовано пять аудиторских объединений. В самом крупном из них состоят свыше 1100 аудиторских организаций. Сегодня аудиторы вступают в аудиторские объединения по желанию. Новая редакция закона сделает это обязательным и тогда же возможно обязательное соблюдение Кодекса этики аудиторов. Госдума продлила лицензирование аудиторской деятельности на год – сроком до 1 июля 2008 года.

Информация о работе Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ