Система обслуживания и пользователи библиотеки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 13:30, контрольная работа

Краткое описание

Песковская СБ самостоятельного библиографического отдела нет. Библиографическую работу ведет библиотекарь библиотеки-филиала. Библиотекарь ведет и направляет всю библиографическую работу, планирует ее в годовом плане. Отвечает за качественные и количественные показатели библиографической работы. Работает с пользователями. Пополняет алфавитный каталог каталожными карточками на поступившие в фонд издания.

Вложенные файлы: 1 файл

обслуживание библиотекиd.oc.doc

— 155.50 Кб (Скачать файл)

Большинство тематических запросов удовлетворяется  с помощью краеведческого каталога, различных картотек, тематических указателей литературы близких по содержанию к теме запроса. Широко используются прикнижные списки литературы, а также непосредственный просмотр книг и статей, особенно тогда, когда нужно рекомендовать материалы по новым темам или, проблемам. При выполнении узких тематических запросов главная трудность заключается в том, что в библиотеке может не быть книг, специально посвященных данному вопросу.

Запросы читателей, связанные с  поиском литературы, о жизни и творчестве каких-либо деятелей, выполняются, на основе алфавитного каталога, соответствующих разделов систематического каталога, с помощью персональных указателей и картотек, биобиблиографических указателем и справочников. Используются энциклопедии, биографические справочники, словари, литература более общего характера, воспоминания.

Справки на уточнение библиографических  данных (уточняющие). Методика разыскания зависит от того, какие сведения о произведении уже известны и насколько они полны и точны. Уточнять библиографические данные приходится, из-за следующих наиболее распространенных ошибок, допускаемых читателями: искажена фамилия автора, неправильно указаны его инициалы; произведения одного автора «приписаны» другому; редактора, подготовившего книгу к печати, читатель принял за автора; неправильно названо заглавие произведения; вместо заглавия указаны подзаголовочные или надзаголовочные данные; неизданную работу читатель спрашивает как уже вышедшую в свет, а статью из журнала или сборника — как отдельное издание. Выполнение справок на уточнение библиографических данных о произведениях печати начинается с установления тех недостающих элементов библиографического описания, по которым библиотекарь, по его мнению, сможет быстро решить задачу. С учетом этого и намечают круг источников — от каталогов и картотек библиотеки, прикнижных списков до периодических и справочных изданий.

Справки о наличии определенного  произведения в библиотеке (адресные) выполняются, как правило, оперативно и не требуют сложных разысканий. Зная точные и полные сведения о книге, библиотекарь обращается к алфавитному каталогу или отсылает к нему читателя.

Фактографические справки. Выполнение фактографических справок основано в первую очередь на справочных изданиях всех разновидностей. Главное условие успешного поиска — знание особенностей, содержания и структуры справочных изданий, их вспомогательного аппарата, быстрое и точное определение кратчайшего пути.

В условиях устаревшей литературы, бывает сложно дать ответ, но на помощь приходит интернет.

Формирование библиографической  культуры пользователей

Следует обращать внимание читателей  на то обстоятельство, что библиографические  пособия являются источниками информации о книгах, статьях и других материалах, представленных не только в данной библиотеке, но и в других фондах.

Система работы по формированию библиографической  культуры и пропаганде библиотечно-библиографических  знаний предусматривает использование  различных методов и форм охватывает всех читателей.

  Основными формами наглядной пропаганды библиографических знаний являются: библиографические ссылки и отсылки в фонде, выставки и просмотры справочных и библиографических изданий.

Наглядные формы – показ изданий  или раскрытие их содержания в  зрительно воспринимаемых формах. Действенность наглядных форм усиливается сочетанием их с устными и печатными средствами пропаганды. Так, книжные выставки или открытый просмотр литературы организуется в комплексе с библиографическим обзором, массовыми и групповыми консультациями, индивидуальными беседами.

Библиографические ссылки и отсылки  связывают отраслевые отделы фонда  между собой, а также с соответствующими разделами каталогов и картотек, помогают в поиске и выборе книг. Они помещены на внутриполочных выставках или отдельно, с помощью специальных держателей.

Тематические выставки посвящены  актуальным вопросам политической жизни, экономики, науки, техники, культуры, искусства. Могут быть в виде цикла из нескольких экспозиций с единым названием.

 Жанровые выставки близки  к тематическим. На них экспонируется литература по отдельным жанрам (роман, поэзия, мемуары и др.), раскрывающая ту или иную тему или исторический период жизни страны, те или иные виды изданий (альбомы, открытки и др.).

 Выставки-просмотры литературы  по определённой теме или отрасли знания включают литературу всех видов за ряд лет. Они предназначаются в помощь профессиональному чтению и адресованы специалистам (промышленного, сельскохозяйственного производства и др.), организуются как часть комплекса мероприятий (День информации, неделя специалиста и др.), включающих кроме выставки библиографические обзоры, лекции, консультации, встречи.

Альбомы, папки материалов пропагандируются публикации в газетах и журналах, по вопросам представляющих интерес для читателей: о деятельности издательств, серийных изданиях, крупнейших библиотеках страны и мира, по истории данной библиотеки и другое. Материалы, собираемые в альбомы и папки, используются и работниками библиотеки.

 Основными формами устной  пропаганды библиографических знаний  являются: беседы, обзоры библиографических пособий, лекции, семинары и призентации.

К печатным формам пропаганды относятся буклет  по библиотеке , памятки, листовки. Эти издания подготавливаются  в библиотекой специально для читателей.

Персональная памятка составляется в большинстве случаев к знаменательным и памятным датам, в связи с присуждением литературных премий, к юбилею выдающегося учёного, писателя, художника. Цель памятки – ознакомить с основными произведениями определённого лица и помочь в изучении его жизни и творчества. Для памятки отбирают наиболее ценные работы данного деятеля. Затем выявляют издания его произведения, имеющихся в библиотеке, литературу о жизни и творчестве.

Планы  и отчеты

Библиограф  Песковской СБ в обязательном порядке составляет годовой план работы, который входит в состав годового плана работы библиотеки в раздел: Информационно-библиографическое обслуживание.

  В плане подробно раскрыты основные направления информационно-библиографической деятельности на год, цели  и задачи.

библиографические пособия: количество, наименование, тираж, основные тенденции в обслуживании коллективных и индивидуальных абонентов информирования:

категории, тематика, формы предоставления информации;

фонд электронных ресурсов,

собственных баз данных,

задействование ресурсов Интернета,

электронная доставка документов,

обеспечение самостоятельного доступа  пользователям к ресурсам Интернета.

В  обязательном порядке ежеквартально составляет 2 информационных  отчетов о массовой работе. Один отчет раскрывает массовую работу, проведенную с взрослыми читателями, другой — с детьми.

Будущее библиографической работы в библиотеке видится  в освоении новых информационных технологий, расширении и внедрении новых библиографических услуг с использованием мировых информационных ресурсов, повышении качества обслуживания каждого конкретного пользователя.

Для привлечения детей в библиотеку в летний период проводится конкурс летних чтений "Забавные волшебники", дети заполняют летний читательский формуляр, участвуют в мероприятиях, чинят книги, посещают кружки.

Кружок детского творчества "Мастерилка" про водит мастерклассы по изготовлению "вытинанки" "Птица", "Бабочка". Прошёл конкурс "Я малюю кнiгy" - детям предлагаются нарисовать иллюстрации к белорусским книгам: Янка Купала "Юрачка", Якуб Колас "Савось - проказник", Максим Танк "Журавель i чапля".

В марте, как обычно, проходит неделя детской и юношеской книги, на которой ребята играют в литературные игры, отвечали на вопросы викторины, ремонтировали книги и просто интересно проводили своё свободное время в библиотеке. Стартовала акция «Мы читаем детям», где вслух читаются книги детских писателей юбиляров 2013 года - А. С. Серафимович – 150 лет, П. Л. Проскурин – 85 лет, В. С. Высоцкий – 75 лет, М. М. Пришвин – 140 лет. Также  объявлен конкурс: «Я читаю! А ты.. .». На стенде обратной связи «Хочу сказать...» вывешиваются самые читающие ребята прошлого месяца, итоги конкурса подведены в конце года. Благодаря этому конкурсу родилась папка «Книги, которые любят наши читатели» и выставка «Книга - лучший друг ребят».

В библиотеке были созданы: памятки  читателю о библиотеке и о книгах, памятка родителям "Читайте детям вслух", папки - по творчеству Я. Купалы "Явар i калiна"; "Книга рекордов библиотеки"; "Книги, которые нравятся нашим читателям", видиоролики "Мгновения с книгой", "Я. Купала".

 

 

Массовые мероприятия за 4кв.+(за год)

Количество мероприятий

В т. ч. детских

58

52

Количество присутствующих

В т. ч. детей

964

781

Праздники, презентации, премьеры книги

2 (54)

Вечера поэзии, часы поэзии

 

Вид и название клубов

20 занятий(144)

4 мастер-класса (97)

Заседание клубов

 

Выступление кукольных театров

 

Выступление Фланелеграфа

4 (78)

Выступление театра слова

3 (57)

ЛПГ

 

Литературные гостиные

 

Бенефис читателя

 

Конкурсы 

4 (21)

Выставки читательского творчества

2 (43)

Диспуты, круглые столы

 

Здоровый образ жизни:

СПИД

Табакокурение

Алкоголизм 

Наркомания

9 (104)

2 (30)

1(9)

1(13)

2(35)

Патриотическое воспитание

8(111)

Для пожилых людей

 

Для инвалидов

1(12)

Для молодёжи

6 (96)

Краеведение

В т. ч. в ноябре

4 (64)

2 (46)

Экология 

3 (55)

Для трудных подростков и детей  инвалидов

1(12)

Популяризация белорусской литературы и языка

14 (165)

На белорусском языке

10 (141)

Православная и духовная направленность

3 (29)

Обзоры

2(43)

Правовая тематика

3 (54)

Мультемедийные презентации

19 (319)

К году книги

13 (186)

Посвящённые Я. Коласу и Я. Купале

4 (34)


 

 

 

 

 

 

Подытоживая сказанное, хочется еще раз отметить общее стремление библиотеки  к развитию и укреплению статуса библиотеки как информационного центра, дальнейшему развитию и совершенствованию традиционных и инновационных видов услуг, необходимых для расширения доступа к информации.

Исходя из вышеперечисленного, хочется  пожелать Песковской сельской библиотеке интенсивного пополнения фонда отраслевыми  и художественными изданиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

  1. Библиографическая    работа в библиотеке: организация и методика [Текст]: учебник / под ред. О.П. Коршунова. - М.: Книжная палата, 1990. - 254 с.
  2. Зыгмантович, С.В. Подготовка библиографической продукции библиотеками [Текст]: науч.-практ. пособие /С.В. Зыгмантович. – Минск:  Новое знание, 2009. – 229 с.
  3. Зыгмантовіч,  С.В.   Кіраванне  бібліяграфічнай дзейнасцю бібліятэкі [Тэкст]: вучэб. дапам. /С.В.Зыгмантовіч – Мн.: БДУ культуры і мастацтваў, 2007. -   109 с.
  4. Зыгмантовіч, С.В. Арганізацыя і тэхналогія бібліяграфічнай дзейнасці[Тэкст]: вучэб. дапам. – Мн.:БДУ культуры і мастацтваў, 2006. – 325с.
  5. Справочник библиотекаря [Текст] / под ред. А.Н. Ванеева, В.А. Минкиной. - СПб.:  Профессия, 2000. - 432 с. - (Серия «Библиотека»).

Информация о работе Система обслуживания и пользователи библиотеки