Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 13:30, контрольная работа
Песковская СБ самостоятельного библиографического отдела нет. Библиографическую работу ведет библиотекарь библиотеки-филиала. Библиотекарь ведет и направляет всю библиографическую работу, планирует ее в годовом плане. Отвечает за качественные и количественные показатели библиографической работы. Работает с пользователями. Пополняет алфавитный каталог каталожными карточками на поступившие в фонд издания.
Большинство тематических запросов удовлетворяется с помощью краеведческого каталога, различных картотек, тематических указателей литературы близких по содержанию к теме запроса. Широко используются прикнижные списки литературы, а также непосредственный просмотр книг и статей, особенно тогда, когда нужно рекомендовать материалы по новым темам или, проблемам. При выполнении узких тематических запросов главная трудность заключается в том, что в библиотеке может не быть книг, специально посвященных данному вопросу.
Запросы читателей, связанные с поиском литературы, о жизни и творчестве каких-либо деятелей, выполняются, на основе алфавитного каталога, соответствующих разделов систематического каталога, с помощью персональных указателей и картотек, биобиблиографических указателем и справочников. Используются энциклопедии, биографические справочники, словари, литература более общего характера, воспоминания.
Справки на уточнение библиографических данных (уточняющие). Методика разыскания зависит от того, какие сведения о произведении уже известны и насколько они полны и точны. Уточнять библиографические данные приходится, из-за следующих наиболее распространенных ошибок, допускаемых читателями: искажена фамилия автора, неправильно указаны его инициалы; произведения одного автора «приписаны» другому; редактора, подготовившего книгу к печати, читатель принял за автора; неправильно названо заглавие произведения; вместо заглавия указаны подзаголовочные или надзаголовочные данные; неизданную работу читатель спрашивает как уже вышедшую в свет, а статью из журнала или сборника — как отдельное издание. Выполнение справок на уточнение библиографических данных о произведениях печати начинается с установления тех недостающих элементов библиографического описания, по которым библиотекарь, по его мнению, сможет быстро решить задачу. С учетом этого и намечают круг источников — от каталогов и картотек библиотеки, прикнижных списков до периодических и справочных изданий.
Справки о наличии определенного произведения в библиотеке (адресные) выполняются, как правило, оперативно и не требуют сложных разысканий. Зная точные и полные сведения о книге, библиотекарь обращается к алфавитному каталогу или отсылает к нему читателя.
Фактографические справки. Выполнение фактографических справок основано в первую очередь на справочных изданиях всех разновидностей. Главное условие успешного поиска — знание особенностей, содержания и структуры справочных изданий, их вспомогательного аппарата, быстрое и точное определение кратчайшего пути.
В условиях устаревшей литературы, бывает сложно дать ответ, но на помощь приходит интернет.
Формирование
Следует обращать внимание читателей на то обстоятельство, что библиографические пособия являются источниками информации о книгах, статьях и других материалах, представленных не только в данной библиотеке, но и в других фондах.
Система работы по формированию библиографической культуры и пропаганде библиотечно-библиографических знаний предусматривает использование различных методов и форм охватывает всех читателей.
Основными формами наглядной пропаганды библиографических знаний являются: библиографические ссылки и отсылки в фонде, выставки и просмотры справочных и библиографических изданий.
Наглядные формы – показ изданий или раскрытие их содержания в зрительно воспринимаемых формах. Действенность наглядных форм усиливается сочетанием их с устными и печатными средствами пропаганды. Так, книжные выставки или открытый просмотр литературы организуется в комплексе с библиографическим обзором, массовыми и групповыми консультациями, индивидуальными беседами.
Библиографические ссылки и отсылки связывают отраслевые отделы фонда между собой, а также с соответствующими разделами каталогов и картотек, помогают в поиске и выборе книг. Они помещены на внутриполочных выставках или отдельно, с помощью специальных держателей.
Тематические выставки посвящены актуальным вопросам политической жизни, экономики, науки, техники, культуры, искусства. Могут быть в виде цикла из нескольких экспозиций с единым названием.
Жанровые выставки близки к тематическим. На них экспонируется литература по отдельным жанрам (роман, поэзия, мемуары и др.), раскрывающая ту или иную тему или исторический период жизни страны, те или иные виды изданий (альбомы, открытки и др.).
Выставки-просмотры
Альбомы, папки материалов пропагандируются публикации в газетах и журналах, по вопросам представляющих интерес для читателей: о деятельности издательств, серийных изданиях, крупнейших библиотеках страны и мира, по истории данной библиотеки и другое. Материалы, собираемые в альбомы и папки, используются и работниками библиотеки.
Основными формами устной
пропаганды библиографических
К печатным формам пропаганды относятся буклет по библиотеке , памятки, листовки. Эти издания подготавливаются в библиотекой специально для читателей.
Персональная памятка составляется в большинстве случаев к знаменательным и памятным датам, в связи с присуждением литературных премий, к юбилею выдающегося учёного, писателя, художника. Цель памятки – ознакомить с основными произведениями определённого лица и помочь в изучении его жизни и творчества. Для памятки отбирают наиболее ценные работы данного деятеля. Затем выявляют издания его произведения, имеющихся в библиотеке, литературу о жизни и творчестве.
Планы и отчеты
Библиограф Песковской СБ в обязательном
порядке составляет годовой план работы,
который входит в состав годового плана
работы библиотеки в раздел: Информационно-
В плане подробно раскрыты основные
направления информационно-
библиографические пособия: количество, наименование, тираж, основные тенденции в обслуживании коллективных и индивидуальных абонентов информирования:
категории, тематика, формы предоставления информации;
фонд электронных ресурсов,
собственных баз данных,
задействование ресурсов Интернета,
электронная доставка документов,
обеспечение самостоятельного доступа пользователям к ресурсам Интернета.
В обязательном порядке ежеквартально составляет 2 информационных отчетов о массовой работе. Один отчет раскрывает массовую работу, проведенную с взрослыми читателями, другой — с детьми.
Будущее библиографической работы в библиотеке видится в освоении новых информационных технологий, расширении и внедрении новых библиографических услуг с использованием мировых информационных ресурсов, повышении качества обслуживания каждого конкретного пользователя.
Для привлечения детей в библиотеку в летний период проводится конкурс летних чтений "Забавные волшебники", дети заполняют летний читательский формуляр, участвуют в мероприятиях, чинят книги, посещают кружки.
Кружок детского творчества "Мастерилка" про водит мастерклассы по изготовлению "вытинанки" "Птица", "Бабочка". Прошёл конкурс "Я малюю кнiгy" - детям предлагаются нарисовать иллюстрации к белорусским книгам: Янка Купала "Юрачка", Якуб Колас "Савось - проказник", Максим Танк "Журавель i чапля".
В марте, как обычно, проходит неделя детской и юношеской книги, на которой ребята играют в литературные игры, отвечали на вопросы викторины, ремонтировали книги и просто интересно проводили своё свободное время в библиотеке. Стартовала акция «Мы читаем детям», где вслух читаются книги детских писателей юбиляров 2013 года - А. С. Серафимович – 150 лет, П. Л. Проскурин – 85 лет, В. С. Высоцкий – 75 лет, М. М. Пришвин – 140 лет. Также объявлен конкурс: «Я читаю! А ты.. .». На стенде обратной связи «Хочу сказать...» вывешиваются самые читающие ребята прошлого месяца, итоги конкурса подведены в конце года. Благодаря этому конкурсу родилась папка «Книги, которые любят наши читатели» и выставка «Книга - лучший друг ребят».
В библиотеке были созданы: памятки читателю о библиотеке и о книгах, памятка родителям "Читайте детям вслух", папки - по творчеству Я. Купалы "Явар i калiна"; "Книга рекордов библиотеки"; "Книги, которые нравятся нашим читателям", видиоролики "Мгновения с книгой", "Я. Купала".
Массовые мероприятия за 4кв.+(за год)
Количество мероприятий В т. ч. детских |
58 52 |
Количество присутствующих В т. ч. детей |
964 781 |
Праздники, презентации, премьеры книги |
2 (54) |
Вечера поэзии, часы поэзии |
|
Вид и название клубов |
20 занятий(144) 4 мастер-класса (97) |
Заседание клубов |
|
Выступление кукольных театров |
|
Выступление Фланелеграфа |
4 (78) |
Выступление театра слова |
3 (57) |
ЛПГ |
|
Литературные гостиные |
|
Бенефис читателя |
|
Конкурсы |
4 (21) |
Выставки читательского |
2 (43) |
Диспуты, круглые столы |
|
Здоровый образ жизни: СПИД Табакокурение Алкоголизм Наркомания |
9 (104) 2 (30) 1(9) 1(13) 2(35) |
Патриотическое воспитание |
8(111) |
Для пожилых людей |
|
Для инвалидов |
1(12) |
Для молодёжи |
6 (96) |
Краеведение В т. ч. в ноябре |
4 (64) 2 (46) |
Экология |
3 (55) |
Для трудных подростков и детей инвалидов |
1(12) |
Популяризация белорусской литературы и языка |
14 (165) |
На белорусском языке |
10 (141) |
Православная и духовная направленность |
3 (29) |
Обзоры |
2(43) |
Правовая тематика |
3 (54) |
Мультемедийные презентации |
19 (319) |
К году книги |
13 (186) |
Посвящённые Я. Коласу и Я. Купале |
4 (34) |
Подытоживая сказанное, хочется еще раз отметить общее стремление библиотеки к развитию и укреплению статуса библиотеки как информационного центра, дальнейшему развитию и совершенствованию традиционных и инновационных видов услуг, необходимых для расширения доступа к информации.
Исходя из вышеперечисленного, хочется пожелать Песковской сельской библиотеке интенсивного пополнения фонда отраслевыми и художественными изданиями.
Литература:
Информация о работе Система обслуживания и пользователи библиотеки