Совершенствование институциональных механизмов обеспечения качества аудита: саморегулируемые организации аудиторов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 05:06, курсовая работа

Краткое описание

Данная тематика чрезвычайно актуальна, так как каждый аудитор должен осознавать, что его профессиональные действия, решения, мнения должны соответствовать этическому кодексу — в противном случае его профессионализм, честность и правдивость могут быть подвергнуты сомнению. Российский аудит, как профессиональная деятельность высокой квалификации, нуждается в утвержденном документе, в котором доступно были бы утверждены этические положения, стандарты в теории и практике поведения профессионального аудитора, таким документом стал профессиональный кодекс этики и поведения аудитора.

Содержание

Введение …………………………………………………………………...2
1.Этика поведения и история Кодекса профессиональной этики аудитора ………………………………………………………………………......4
1.1.Общие этические требования, предъявляемые к аудитору ресурс аудитора…………………………………………………………………………...4
1.2.Некоторые проблемы оценки качества аудита: поведенческий аспект ……………………………………………………………………………………..7
1.3.История разработки и принятия Кодексов профессиональной этики аудиторов………………………………………………………………………...12
2.Кодекс профессиональной этики аудиторов России: роль и место в системе регулирования аудиторской деятельности…………..........................17
2.1.Структура Кодекса профессиональной этики от 12.06.20013г…....17
2.2.Роль Кодекса и его место в системе регулирования аудиторской деятельности…………………………………………………………………….23
3.Совершенствование институциональных механизмов обеспечения качества аудита: саморегулируемые организации аудиторов……………….26
3.1.Федеральный закон 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» о Кодексе профессиональной этики аудиторов………………………………....26
3.2.Роль саморегулируемых организаций в совершенствовании качества аудита ………………………………………………………………....28
Заключение……………………………………………………………….33
Список используемой литературы………………

Вложенные файлы: 1 файл

кодекс этики аудитора.doc

— 177.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, хотя действующие кодексы этики, международные и федеральные стандарты аудиторской деятельности и устанавливают требования к качеству работы аудитора, они не способны до конца устранить влияние иррациональных факторов или предубеждений. В результате аудиторские заключения порождают серьезные трудности у конечных пользователей информации: кредиторов, поставщиков, клиентов, инвесторов. Некоторые сотрудники аудиторской фирмы могут привязывать перспективы своего служебного роста скорее к успеху бизнеса конкретного клиента, чем к сохранению репутации фирмы. Такой служащий может легко поддаться давлению со стороны важного клиента, чтобы умолчать о некоторых подозрительных моментах в его бухгалтерском учете. Эта проблема еще более усиливается тем, что современный бухгалтерский учет становится все более сложным, вынуждая независимых аудиторов тратить большее количество времени на работу с одним клиентом.

Даже если аудиторская фирма избегает таких соблазнов, ее отдельные сотрудники могут поддаваться искушению, особенно при давлении со стороны клиента. В своем большинстве такие случаи могут не иметь никаких неблагоприятных последствий, однако являются подозрительным сигналом. К тому же многие аудиторы не согласны выполнять роль «сторожевого пса» и считают, что в компетенцию аудитора не входит выявление и расследование злоупотреблений со стороны руководства проверяемой организации, что само по себе является очень трудоемким и затратным процессом. Во многих случаях аудиторы неосознанно выступают толерантными по отношению к злоупотреблениям. Поэтому заключение аудитора о том, что «финансовая отчетность подготовлена в соответствии с национальными (международными) стандартами бухгалтерского учета и не содержит существенных искажений», не означает, что была произведена полная оценка «финансового здоровья» организации.

Проблема прозрачности аудиторской деятельности и восприятия конечными пользователями отчетов аудиторов вызывает серьезную озабоченность у различных организаций, отвечающих за регулирование бухгалтерского учета и аудита. В августе 2006г была сделана попытка определения степени восприятия аудиторских отчетов инвесторами или иными классами пользователей. Организации-участники полагали, что потребности всех заинтересованных пользователей будут удовлетворяться лучше, если любые расхождения между пониманием пользователя и смыслом, заложенным в отчет аудитора, будут выявлены и устранены.

Итак, оценка качества аудиторских услуг после их оказания является трудной задачей, требующей высокоспециализированной экспертизы и доступа к рабочим документам аудиторской фирмы. «Поведенческие аспекты» дают дополнительные причины сомневаться в качестве и эффективности работы аудитора. Неизвестно, сколько аудиторских ошибок является результатом корыстных предубеждений, а сколько – следствием безразличия. Вместе с тем применение новейших разработок дает мощный инструмент для дальнейших исследований с целью определения степени влияния различных поведенческих факторов на качество аудита.

Контроль аудиторской деятельности, точнее, его научные аспекты

– это еще одна актуальная методологическая проблема аудита, вызывающая сейчас горячие споры, как в России, так и за рубежом, как среди работников органов регулирования аудита, так и среди практикующих аудиторов, научных специалистов и т. д. Поэтому издание новой редакции кодекса профессиональной этики аудитора, призвано сформулировать единые базовые требования, определяющие нормативы по качеству и надежности аудита, и обеспечить определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при соблюдении этих требований.

       

        1.3.История разработки и принятия кодексов профессиональной этики аудиторов

 

Ещё несколько лет тому назад многие вообще не воспринимали этическую проблематику аудита всерьез. Даже некоторые общественные профессиональные аудиторские объединения, которые по логике вещей должны были иметь этические кодексы, игнорировали эти вопросы. При этом высказывались соображения типа: «Ну что вы, в самом деле, нам бы с насущными трудностями справиться, вот закон об аудите нужен, а этика дело десятое». Однако время рассудило по-другому. Как показала практика аудита, без закона длительное время все-таки обходиться удавалось, а вот без урегулирования профессиональных этических обязательств – нет.

Необходимость регулирования этического поведения профессиональных групп возникла в связи с ответственностью ее представителей перед обществом.

К примеру, уже на самом раннем этапе становления российского аудита в числе первоочередных вопросов, обсуждаемых с клиентами, всегда были договорные условия по соблюдению конфиденциальности.

Эти и другие моменты вызвали потребность в особых правилах поведения – кодексе профессиональной этики аудиторов России.

На основе международных этических норм, разработанных Международной федерацией бухгалтеров, Аудиторская палата России 4 декабря 1996г утвердила Кодекс профессиональной этики аудиторов, обобщающий этические нормы профессионального поведения независимых аудиторов, объединенных Аудиторской палатой России.

Кодекс требовал от аудиторов соблюдения общечеловеческих моральных правил и нравственных норм в своих поступках и решениях, жить и работать по совести и действовать в интересах всех пользователей бухгалтерской отчетности.

После введения в действие Федерального закона от 07.08.01 г. № 119_ФЗ «Об аудиторской деятельности»  был разработан новый Кодекс этики аудиторов России, который принят 28 августа 2003г. протоколом № 16 и согласован с Координационным советом российских профессиональных объединений аудиторов и бухгалтеров  и утвержден Советом по аудиторской деятельности при Минфине России. Он подготовлен с учетом требований законодательства Российской Федерации на основе рекомендаций Кодекса этики МФБ с максимальным сохранением его концептуальных подходов и разделов. Этот кодекс приобрел статус национального и  устанавливал правила поведения аудиторов России, определял основные принципы, которые должны соблюдаться аудиторами при осуществлении профессиональной деятельности.

В России аккредитованные профессиональные аудиторские объединения с 2001г. должны были устанавливать требования к профессиональной этике, осуществлять систематический контроль за их соблюдением. Кодекс этики, действующий в профессиональных объединениях, относился к группе внутренних кодексов. В соответствии с правилами преемственности его нормы не должны были противоречить национальному кодексу и содержать требования ниже национального. На тот момент каждое профессиональное общественное объединение получило возможность формулировать и трактовать основополагающие этические принципы аудита, что называется «с чистого листа», руководствуясь собственным пониманием нравственных норм и их практического приложения к сфере аудиторской деятельности. Исключение составляли лишь принципы независимости и конфиденциальности, которым, было уделено внимание в Федеральном законе № 119_ФЗ «Об аудиторской деятельности» (документ утратил силу с 1 января 2011 года в связи с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ).

Эти профобъединения ввели обязательное исполнение Кодекса для всех своих членов в рамках системы проверки качества. Однако в тот момент членство в профессиональных объединениях не являлось, для компаний обязательным и рекомендательный характер документа не мог, заставить принять его к исполнению сотни региональных объединений, средние и мелкие аудиторские компании.

В 2003 году, после принятия национального Кодекса, аккредитованные профессиональные объединения аудиторов и бухгалтеров при Минфине, направили письмо на имя Заместителя Министра финансов РФ, председателя Совета по аудиторской деятельности при Минфине России г-ну Петрову А.Ю., с просьбой оказать содействие в решении вопроса об обязательном членстве аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и аттестованных аудиторов в аккредитованных при Министерстве финансов Российской Федерации профессиональных аудиторских объединениях.

Предложение обосновывалось следующими обстоятельствами:

а) В связи с тем, что в настоящее время большое количество аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и аттестованных аудиторов не входит ни в одно из аккредитованных профессиональных объединений, вопросы проведения контроля качества их работы значительно затруднены.

б) Появятся реальные возможности для устранения причин, способствующих появлению заведомо ложных аудиторских заключений, будет создана единая система внутреннего и внешнего контроля качества аудиторской деятельности и соблюдения требований профессиональной этики по отношению ко всему аудиторскому сообществу, повысится уровень качества российского аудита, будут соблюдены интересы пользователей аудиторских услуг.

в) В условиях проведения реформы системы бухгалтерского учета и отчетности аудиторам особенно необходимы обмен профессиональным опытом в области применения Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) и Международных стандартов аудита (МСА) и доступ к соответствующим информационным ресурсам, которые в настоящее время обеспечивают именно профессиональные аудиторские объединения, аккредитованные при Минфине России.

Поскольку в то время  обязательное членство в профобъединениях противоречило, принципу конституционности данное предложение, было отклонено.

Продолжить  тему с обязательным участием в профобъединениях аудиторов смогли только после принятия нового закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и отмене лицензирования аудиторской деятельности. Новая редакция Закона "Об аудиторской деятельности" передала контроль за аудиторами саморегулируемым организациям (СРО).

31 мая 2007г. состоялось очередное  заседание Совета по аудиторской  деятельности при Министерстве  финансов Российской Федерации, на котором была одобрена новая  редакция Кодекса этики аудиторов  России. Совет рекомендовал аккредитованным при Министерстве финансов России профессиональным аудиторским объединениям принять Кодекс этики аудиторов России, провести мероприятия по его изучению, включить в программы проверки качества аудиторской деятельности членами объединений соблюдение норм профессиональной этики, содержащихся в Кодексе.

Соответствующим комиссиям Совета было поручено на основе Кодекса этики профессиональных бухгалтеров, принятого Международной федерацией бухгалтеров (IFAC), подготовить правила независимости аудиторов и аудиторских организаций.

Следующая редакция Кодекса этики аудиторов России была Одобрена Советом по аудиторской деятельности при Минфине России, протокол №56 от 31 мая 2007г.

Новая и действующая на сегодняшний день редакция Кодекса этики аудиторов России одобрена протоколом заседания Совета по аудиторской деятельности от 27 июня 2013 г. N 9.

Таким образом, Россия предприняла  шаги по снижению избыточного государственного регулирования, сближения законодательного обеспечения аудиторской деятельности с мировыми стандартами. В результате применения нового законодательства повысилась ответственность аудитора перед обществом за выдаваемое заключение, увеличилась прозрачность компаний, подлежащих аудиту, повысилась независимость аудитора и, в целом, возросла полезность деятельности аудиторов.

Теперь уже никто не сомневается в том, что в идее этически грамотного аудита «что-то есть».

 

 

2.КОДЕКС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ  АУДИТОРОВ РОССИИ: РОЛЬ И МЕСТО  В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1.Структура кодекса профессиональной этики аудитора от 12.06.2013г

 

Аудиторы России получили четвертую версию Кодекса этики. Его разработчики потрудились не зря. В документе подробно рассказано, как должен вести себя аудитор, чтобы не опозорить своего звания и достойно выйти из трудных ситуаций.

Кодекс этики аудиторов России (далее – Кодекс), представляет собой свод правил работы аудитора, основные принципы его профессиональной этики. Текст документа можно разбить на две логические части. Первая часть (раздел 1) посвящена основным принципам и концептуальному подходу к их соблюдению. Вторая (разделы 2–9) – вопросам применения данной модели.

Модель поведения аудитора.

Основные принципы поведения аудитора:

Честность. Под честностью понимается открытость, честное ведение дел. Иными словами, аудитор не должен закрывать глаза на факты хозяйственной деятельности организации, если они могут повлечь существенные искажения в отчетности.

Объективность является прямым следствием независимости аудитора. Среди аудиторов не должно быть аффилированных лиц, то есть лиц, которые так или иначе могут быть связаны с проверяемой организацией. Эта норма была сформулирована еще в 2001 году. Аудиторы не должны представлять факты сознательно неточно или предвзято. Оказывая любые профессиональные услуги, они обязаны объективно рассматривать все возникающие ситуации и реальные факты, не допуская того, чтобы личная предвзятость, предрассудки либо давление со стороны воздействовали на объективность их суждений.

Профессиональная компетентность подразумевает постоянную актуализацию знаний аудитора. Аудитор должен идти в ногу с законодательством, быть всегда в курсе последних изменений и нововведений.

Конфиденциальность заключается в неразглашении аудитором информации, полученной в результате профессиональных или деловых отношений. Информация предоставляется по решению суда уполномоченным данным решением лицам или органам государственной власти РФ в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.

Профессиональное поведение включает в себя соблюдение перечисленных выше принципов, для того чтобы не дискредитировать ни саму профессию, ни конкретного аудитора.

Знай угрозы в лицо…

Соблюдению основных принципов этики аудитора может угрожать широкий круг обстоятельств – угроз, которые способны искажать истинное положение вещей. Они влияют на полноту, обоснованность и непредвзятость мнения аудитора. Кодекс выделяет 5 видов угроз:

Информация о работе Совершенствование институциональных механизмов обеспечения качества аудита: саморегулируемые организации аудиторов