Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 05:06, курсовая работа
Данная тематика чрезвычайно актуальна, так как каждый аудитор должен осознавать, что его профессиональные действия, решения, мнения должны соответствовать этическому кодексу — в противном случае его профессионализм, честность и правдивость могут быть подвергнуты сомнению. Российский аудит, как профессиональная деятельность высокой квалификации, нуждается в утвержденном документе, в котором доступно были бы утверждены этические положения, стандарты в теории и практике поведения профессионального аудитора, таким документом стал профессиональный кодекс этики и поведения аудитора.
Введение …………………………………………………………………...2
1.Этика поведения и история Кодекса профессиональной этики аудитора ………………………………………………………………………......4
1.1.Общие этические требования, предъявляемые к аудитору ресурс аудитора…………………………………………………………………………...4
1.2.Некоторые проблемы оценки качества аудита: поведенческий аспект ……………………………………………………………………………………..7
1.3.История разработки и принятия Кодексов профессиональной этики аудиторов………………………………………………………………………...12
2.Кодекс профессиональной этики аудиторов России: роль и место в системе регулирования аудиторской деятельности…………..........................17
2.1.Структура Кодекса профессиональной этики от 12.06.20013г…....17
2.2.Роль Кодекса и его место в системе регулирования аудиторской деятельности…………………………………………………………………….23
3.Совершенствование институциональных механизмов обеспечения качества аудита: саморегулируемые организации аудиторов……………….26
3.1.Федеральный закон 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» о Кодексе профессиональной этики аудиторов………………………………....26
3.2.Роль саморегулируемых организаций в совершенствовании качества аудита ………………………………………………………………....28
Заключение……………………………………………………………….33
Список используемой литературы………………
угрозы личной заинтересованности, под которыми главным образом понимаются угрозы финансовой или иной привязанности к клиенту;
угрозы самоконтроля, то есть возможность допущения ошибки или принятия искажений при проверке финансовой отчетности клиента;
угрозы заступничества (выражаются в возможности лоббирования аудитором интересов своего клиента перед третьей стороной);
угрозы близкого знакомства. Они появляются при условии существования личных или профессиональных связей между руководителями и лицами, способными оказать непосредственное существенное влияние на предмет задания в организации и стороной, осуществляющей аудит. Виды таких связей тесно корреспондируются с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;
угрозы шантажа. Это угроза давления на аудитора или аудиторскую организацию, способная вызвать увольнение аудитора, возбуждение судебного дела или необоснованное снижение объема выполняемых работ для сокращения оплаты аудиторских услуг.
...и борись с ними
Аудитор должен не только иметь представление об угрозах, подстерегающих основные принципы этики, но и уметь бороться с ними. Пункты 1.35–1.42 раздела 1 Кодекса посвящены методам борьбы с перечисленными выше угрозами. Чтобы минимизировать их вероятность, аудитору следует:
Кроме того, уполномоченным третьим лицам нужно контролировать аудиторские отчеты, документы и иную информацию. В случае возникновения в ходе проверки каких-либо вопросов или жалоб необходимо разрабатывать требования, прописывающие дисциплинарный механизм поведения аудитора и обратной связи.
Среди конкретных мер предосторожности, направленных на устранение вышеописанных угроз, выделяются:
1) привлечение другого аудитора
с целью проверки уже
2) привлечение другой
3) раскрытие руководящим
4) обсуждение этических проблем
с руководящими работниками
5) получение консультаций от
объективно независимой
6) ротация руководящего персонала проверяющей группы.
Здесь стоит обратить внимание на то, что список угроз, способных исказить основные принципы работы аудитора, (как и список, мер, по борьбе с ними) является открытым. Ведь невозможно предусмотреть все ситуации, с которыми может столкнуться аудитор на проверке. Поэтому данный список служит скорее ориентиром, а конечный выбор в любом случае делает сам аудитор.
Клиента нужно изучить
Раздел 2 открывает вторую логическую часть Кодекса. Он посвящен общей информации о порядке и процедурах проведения проверки.
Так, перед началом проверки аудитору нужно ознакомиться с клиентом: со спецификой его деятельности, системой внутреннего контроля, репутацией, фактами, свидетельствующими о привлечении к административной ответственности. Затем оценить степень возможных угроз, определить приемлемость задания. Аудиторская организация не должна осуществлять услуги, на которые у нее не хватает квалификации, сил или опыта.
На практике возможна ситуация, когда по желанию сторон дела могут быть переданы другому аудитору. В этом случае он не должен быть каким-либо образом связан с проверяемой организацией. При передаче задания от одного аудитора к другому передающей стороне нужно получить на это разрешение клиента (как правило, в письменном виде). После процедуры получения дел принимающая сторона должна проделать те же действия, что и предыдущая организация: изучить специфику работы клиента, проанализировать возможные угрозы и попытаться свести их до приемлемого уровня. Если сделать это невозможно, аудитору следует отказаться от задания.
Конфликтов лучше избегать
В разделе 3 речь идет о мерах предосторожности при возможном возникновении конфликта интересов. Например, если аудитор – конкурент клиента, возникают угрозы нарушения основных принципов этики аудитора. Для предупреждения подобных угроз клиента и иных сторон, которых, так или иначе, касается проверка, необходимо уведомить о фактах деятельности, которые могут представлять конфликт интересов.
К дополнительным мерам, способствующим уменьшению угроз нарушения принципов аудиторской этики, относятся:
1. Инструктирование внутри
2. Использование предупреждений
о соблюдении правил
3. Использование нескольких
Избежать конфликтной ситуации поможет и мнение другого аудитора. Этому вопросу посвящен раздел 4 Кодекса. Бывает, что клиент, который уже работает с одним аудитором, обращается к другому аудитору с просьбой высказать мнение по какому-либо вопросу. В данной ситуации аудитору стоит сначала оценить возможный уровень угроз нарушения принципа профессиональной компетентности. Ведь аудитор, предоставляющий второе мнение, может не знать всех фактов, известных первому проверяющему. Поэтому перед выражением второго мнения ему следует оформить письменный запрос клиенту на разрешение получения информации от обслуживающего его аудитора.
Вознаграждение по заслугам
В разделе 5 Кодекса рассмотрена и такая деликатная тема, как вознаграждение аудитора. Чрезмерно низкий или условный гонорар (оплата за аудит по результатам проверки) может вызвать сомнения в соблюдении принципов этики работы аудиторской организации, создав угрозу личной (финансовой) заинтересованности в клиенте. А это может повредить принципу профессиональной компетентности. Для преодоления данной угрозы необходимо предварительно ознакомить клиента с методикой расчета оплаты и объема оказываемых услуг и провести контроль качества работы аудитора объективной третьей стороной.
Также отмечаются угрозы, влияющие на принцип объективности, который связан с получением посреднических или комиссионных вознаграждений. Для минимизации возникшего риска необходимо:
раскрыть перед клиентом содержание соглашений о выплате посреднического вознаграждения за полученное от другого аудитора задание;
раскрыть информацию о соглашениях, о получении посреднического вознаграждения за переданную другому аудитору работу;
получить согласие клиента на оказание аудитором комиссионных услуг, связанных с продажей товаров или услуг третьей стороной.
Нечестная реклама не одобряется, а маленькие знаки внимания не возбраняются
Раздел 6 Кодекса призывает избегать рекламы аудиторских услуг, которая ведется с помощью методов, не совместимых с принципом профессионального поведения. А именно:
не стоит делать заявления, преувеличивающие уровень услуг, которые может предоставить аудиторская организация;
запрещается давать пренебрежительные отзывы о работе других аудиторов.
Поэтому, разрабатывая концепцию рекламы аудиторской деятельности, такие компании должны быть весьма осторожны.
Еще один интересный момент. В ходе проверки аудитору и членам его семьи могут предлагать различного рода подарки и оказывать знаки внимания. Как поступить аудитору, чтобы не повлечь нарушения основных принципов аудиторской этики, в частности принципа объективности?
По мнению авторов Кодекса, аудитор может принять подобное предложение, если «разумное и хорошо информированное стороннее лицо» признает его явно несущественным. В противном случае аудитор не должен принимать предложенный ему подарок или знак внимания.
Объективность невозможна без независимости
В последних разделах Кодекса внимание уделяется таким основным принципам аудиторской деятельности, как объективность и независимость. Объективность невозможна без независимости. Аудитору следует быть максимально независимым от клиента. Ведь при оказании аудиторских услуг требуется объективный и беспристрастный взгляд на вещи. Причем под независимостью понимается независимость, как мышления, так и поведения. При появлении угроз нарушения принципов объективности и независимости необходимо осуществить процедуры надзора, обсудить проблему с клиентом или руководством аудиторской организации, исключить из группы аудитора, степень независимости и объективности которого подвергается сомнению, или прекратить отношения с клиентом.
Итак. Кодекс этики аудиторов России требует от аудиторских организаций максимальной прозрачности и объективности в отношении клиента. В то же время им необходимо придерживаться принципов независимости и профессиональности. При этом клиент должен быть абсолютно уверен, что предоставленные аудитору информация и документы не попадут в чужие руки. Все эти меры призваны улучшить взаимоотношения аудиторских организаций с клиентами для предоставления более детальной, объективной и качественной информации.
2.2. Роль кодекса и его место в системе регулирования аудиторской деятельности
По свидетельству международной практики, работа аудитора должна отвечать двум группам нормативных документов: законодательным актам государства об аудиторской деятельности и специальным аудиторским стандартам.
Под стандартами в теории и практике аудита понимают основные правила и основополагающие принципы аудита, которые используются, например, при подготовке заключения или документировании собранной информации. Новые стандарты предъявляют более жесткие требования к проведению аудиторской проверки и выдаче заключений, что придает аудиторскому заключению большую объективность и достоверность. Появление новых требований объясняется еще и тем, что российские стандарты аудиторской деятельности постепенно приближаются к международной системе.
Регламентированный кодекс профессионального поведения предназначен в первую очередь для поддержания высокой репутации данной профессии, ее морального имиджа.
Необходимость в нем обусловлена также повышенной ответственностью указанных специалистов перед собственниками организации (где они работают или деятельность которой проверяют), государством, инвесторами, кредиторами, персоналом организации и другими третьими лицами.
Потребность в особых правилах поведения аудитора во время проверки и по отношению к другим сторонам его деятельности и профессионального статуса, по мнению специалистов, вызвана рядом обстоятельств:
- роль независимого эксперта, которую
выполняет аудитор, предполагает,
что не должно возникать
- аудитор в проверяемой
- в процессе проверки и вне ее аудитору самому приходится отвечать на многочисленные вопросы бухгалтеров и других работников организации, консультировать их, разъяснять положения новых нормативных документов. Эти ответы и консультации должны быть основаны на глубоком знании предмета. Аудитор не имеет права советовать клиенту, как обойти закон, обмануть партнеров по бизнесу, нарушить налоговые требования.
- аудитору необходимо уметь
защищать свое мнение, свое заключение
не только перед клиентом, но
и перед любой другой
- по итогам проверки аудитор выступает перед собранием акционеров, пайщиков или других собственников, где кроме оглашения своего заключения должен, открыто и честно сказать, о выявленных им нарушениях законодательства, фактах бесхозяйственности, обнаруженных приписках, подлогах и других искажениях отчетности.
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА АУДИТА: САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ АУДИТОРОВ
3.1. Федеральный Закон 307-ФЗ"Об аудиторской деятельности" о Кодексе профессиональной этики аудиторов
Необходимость уточнения Федерального закона "Об аудиторской деятельности" 307-ФЗ от 30.12.2008 обусловлена тем, что за время, прошедшее с 2001г., многое изменилось в экономике России, значительные изменения произошли в самом аудиторском деле. В России сформировался и успешно функционирует рынок аудиторских услуг. Накоплен значительный опыт регулирования аудиторской деятельности, в том числе саморегулирования. Произошли существенные изменения в общепризнанных в мире представлениях об аудиторской профессии и регулировании аудиторской деятельности. Все это предопределило необходимость дальнейшего развития законодательства об аудиторской деятельности.