Совершенствование институциональных механизмов обеспечения качества аудита: саморегулируемые организации аудиторов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 05:06, курсовая работа

Краткое описание

Данная тематика чрезвычайно актуальна, так как каждый аудитор должен осознавать, что его профессиональные действия, решения, мнения должны соответствовать этическому кодексу — в противном случае его профессионализм, честность и правдивость могут быть подвергнуты сомнению. Российский аудит, как профессиональная деятельность высокой квалификации, нуждается в утвержденном документе, в котором доступно были бы утверждены этические положения, стандарты в теории и практике поведения профессионального аудитора, таким документом стал профессиональный кодекс этики и поведения аудитора.

Содержание

Введение …………………………………………………………………...2
1.Этика поведения и история Кодекса профессиональной этики аудитора ………………………………………………………………………......4
1.1.Общие этические требования, предъявляемые к аудитору ресурс аудитора…………………………………………………………………………...4
1.2.Некоторые проблемы оценки качества аудита: поведенческий аспект ……………………………………………………………………………………..7
1.3.История разработки и принятия Кодексов профессиональной этики аудиторов………………………………………………………………………...12
2.Кодекс профессиональной этики аудиторов России: роль и место в системе регулирования аудиторской деятельности…………..........................17
2.1.Структура Кодекса профессиональной этики от 12.06.20013г…....17
2.2.Роль Кодекса и его место в системе регулирования аудиторской деятельности…………………………………………………………………….23
3.Совершенствование институциональных механизмов обеспечения качества аудита: саморегулируемые организации аудиторов……………….26
3.1.Федеральный закон 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» о Кодексе профессиональной этики аудиторов………………………………....26
3.2.Роль саморегулируемых организаций в совершенствовании качества аудита ………………………………………………………………....28
Заключение……………………………………………………………….33
Список используемой литературы………………

Вложенные файлы: 1 файл

кодекс этики аудитора.doc

— 177.50 Кб (Скачать файл)

Речь идет не о принципиально новом законодательном акте, устанавливающем какую-то иную модель аудиторского рынка, аудиторской деятельности в Российской Федерации. В основе его – модель аудиторского рынка, которая формировалась в правовом поле Федерального закона №119-ФЗ от 07.08.01. Она показала свою жизнеспособность и эффективность. Важнейшие элементы этой модели получили достаточно высокую оценку у практиков и экспертов и поэтому в "новом законе" получили дальнейшее развитие. Аудиторская деятельность — одна из немногих сфер, в которой с самого начала достаточно активно проявляла себя профессиональная общественность. Элементы саморегулирования существовали и работали в российском аудите еще до принятия нового закона. Речь идет в первую очередь о профессиональных аудиторских объединениях и Совете по аудиторской деятельности. Опыт работы профессиональных объединений аудиторов показал, что саморегулирование идет на пользу аудиторской деятельности. Поэтому в новом законе был сделан следующий шаг — на законодательном уровне закреплено обязательное членство аудиторов и аудиторских организаций в саморегулируемых организациях аудиторов (СРО).

Таким образом, новый закон определил эволюционное развитие аудиторской профессии в нашей стране. По существу он стал результатом обобщения правоприменительной практики. При этом Законом № 307-ФЗ предусматривается плавное изменение отдельных элементов организации и регулирования аудиторской деятельности. В нем установлен длительный переходный период и предусмотрены механизмы такого перехода, которые не нарушают нормальную работу аудиторского рынка.

Применение закона ознаменовало начало пути построения прозрачных общественных отношений в сложной и профессиональной сфере подготовки действительно достоверной и необходимой обществу финансовой отчетности организаций.

Закон впервые описывает, что есть Кодекс профессиональной этики аудиторов, вводит этот важный акт в правовое поле. В процессе внешнего контроля качества работы        аудиторских организаций и аудиторов проверяется, в том числе, исполнение кодекса этики. К лицу, нарушившему кодекс, применяются соответствующие меры дисциплинарного воздействия.

В Федеральном законе №119-ФЗ от 07.08.01. «Об аудиторской деятельности» вопрос о Кодексе профессиональной этики аудиторов разрешен не был. Среди его характеристик упоминалось, что компании устанавливают обязательные для своих членов внутренние правила профессиональной этики. Не решался этот вопрос и в изданном на основании данного Закона Положении о Совете по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации. В пункте 6 этого Положения среди функций СпАД при Минфине России указывалось, что Совет определяет этические нормы и правила поведения аудиторов, но непосредственно о кодексе речь не шла.

Тем не менее, Совет по аудиторской деятельности  при Минфине России 28 августа 2003г. (протокол N 16) принял именно Кодекс этики аудиторов России. Как отмечалось во введении данного Кодекса, Совет по аудиторской деятельности при Минфине России в стремлении реализовывать широкомасштабную задачу по выработке и внедрению скоординированных и взаимоувязанных стандартов профессиональной этики аудиторов разработал при активном участии АПАО Кодекс этических норм профессиональной деятельности аудиторов.

В свою очередь Минфин России 27 июня 2013г (протокол N 9) одобрил новую редакцию Кодекса этики аудиторов России. Данный Кодекс, как указано в его предисловии, является сводом норм профессиональной этики аудитора, т.е. сложившихся и широко применяемых при ведении аудиторской деятельности правил поведения аудитора и аудиторской организации, не предусмотренных законодательством; поскольку не представляется возможным определить нормы профессиональной этики для всех ситуаций и обстоятельств, с которыми может столкнуться аудитор при ведении аудиторской деятельности, Кодекс содержит лишь базовые нормы.

Таким образом, этот Закон знаменует новый этап в эволюционном пути развития аудита в Российской Федерации. Это никак не революция в аудите, это последовательное, поступательное движение, развитие аудиторского рынка, аудиторской профессии, аудиторского дела в России. Именно с такой точки зрения следует рассматривать данный федеральный закон.

 

3.2. Роль саморегулируемых организаций  в совершенствовании аудита 

 

Анализ российского и зарубежного опыта регулирования аудита показывает, что контроль со стороны СРО аудиторов в настоящий момент превращается в действенное средство обеспечения качества аудита. Но это становится возможным только тогда, когда:

  • контроль качества становится неотвратимым (каждая аудиторская организация и каждый индивидуальный аудитор в обязательном порядке и с установленной периодичностью будут проходить внешний контроль качества);
  • результаты контроля качества являются объективными (то есть сформируется положительная обратная связь, и результаты внешнего контроля качества не будут «покупаться», в противном случае задействованные институциональные механизмы не заработают, а сложится неформальный институт подкупа представителей саморегулируемых организаций аудиторов).

В этой связи представляется необходимым формирование на уровне каждой саморегулируемой организации аудиторов внутренней системы информационно-методического и технического обеспечения внешнего контроля качества, где должны быть четко и недвусмысленно определены критерии оценки качества аудиторских проверок.

Саморегулируемые объединения аудиторов в свою очередь как раз призваны стабилизировать работу аудиторских структур, "отсеять" недобросовестных аудиторов, способствовать разрешению спорных вопросов в этой сфере. В каждом аудиторском объединении обязательно должен присутствовать комитет по этике, который представлен на региональном уровне. Сейчас законодательство определило существование в каждом объединении специализированных отделов по вопросам качества и дисциплинарной ответственности. Кроме того, должны быть установлены жесткие правила формирования состава проверяющих, определяющие этические нормы их профессионального поведения, порядок ротации участников групп контроля качества, признаки недопустимой аффилированности между проверяющими и проверяемыми и т.д. То есть, если клиент жалуется на какого-либо аудитора и обращается в саморегулируемую организацию, есть ряд документов, определяющих процесс работы с этой жалобой. Вначале идет проверка качества работы аудитора коллегами, и при нахождении какого-либо несоответствия эта жалоба автоматически передается в дисциплинарный комитет, который может вынести соответствующее решение. При этом информируются все стороны, процесс открытый и полностью прозрачный. Вышеперечисленные положения целесообразно закрепить в системе внутренних стандартов саморегулируемых организаций аудиторов, и особого раздела в кодексе профессиональной  этики аудиторов данной саморегулируемой организации.

С принятием закона «Об аудиторской деятельности» 307-ФЗ, изменилась система квалификации и аттестации аудиторов. Соответственно, изменилась и этика. Теперь законодательно закреплено за аудиторскими компаниями принятие кодекса профессиональной этики. Если аудитор не соблюдает кодекс этики и правила независимости аудиторов, то он не сможет стать членом СРО. Особую важность приобретает разработка системы санкций как к проверяющим, так и проверяемым членам СРО аудиторов за нарушение установленных правил внешнего контроля качества аудита.

Система норм контроля качества аудита в саморегулируемой организации аудиторов может быть представлена наглядно в виде графической схемы (таблица 1.)

Ни для кого не секрет, что в последнее время существенное число нареканий по качеству аудиторской деятельности относилось к недобросовестным аудиторам, пренебрегающими понятиями профессиональной этики и профессиональной ответственности, которые «за умеренную плату» торговали профессиональной репутацией и выдавали ложные аудиторские заключения. Новое законодательство даёт возможность СРО аудиторов самостоятельно исследовать и принимать меры дисциплинарного воздействия к коллегам, нарушающим этические и профессиональные нормы, вплоть до исключения из реестра (фактического «запрета на профессию»).

 

 

 

 

Таблица 1. - система норм контроля качества аудита в саморегулируемой организации аудиторов

Изменился  порядок взаимодействия аудитора с клиентом и потенциальным клиентом. На этапе переговоров о заключении контракта на оказание аудиторских услуг, компании необходимо поинтересоваться и получить доказательства членства аудитора (аудиторской компании) в СРО, ознакомиться с информацией об СРО и информацией, об аудиторе, представляемой СРО как в открытом доступе, так и по запросу. Если в ходе выполнения аудиторских работ, а также по выполнении аудита, у компании, её акционеров или иных лиц возникнут претензии к качеству аудиторской проверки, они могут направить их для рассмотрения в СРО, в котором состоит аудитор.

Согласно Закона № 307-ФЗ и Закона № 315-ФЗ каждая СРО разрабатывает и утверждает, стандарты и правила саморегулируемой организации. Следует подчеркнуть, что, в отличие от разработки и утверждения стандартов СРО аудиторов, принятие КПЭА является обязательным для СРО аудиторов. Наличие принятого КПЭА, является одним из требований данного закона, при условии соответствия которым некоммерческая организация может стать СРО аудиторов. Некоммерческая организация для внесения сведений в госреестр СРО аудиторов наряду с прочим представляет копию решения о принятии КПЭА и копию такого кодекса.

СРО аудиторов вправе включить в принимаемый ею КПЭА дополнительные требования, т.е. требования, дополнительные к установленным в КПЭА, одобренном СпАД. О дополнительных нормах профессиональной этики, включенных в принятый КПЭА, СРО аудиторов обязана сообщать в уполномоченный федеральный орган.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что в  России сложилась система регулирования аудиторской деятельности, во многом отвечающая международно-признанным принципам и моделям.

Гарантом здесь как раз и являются саморегулируемые профессиональные объединения, их контроль за допуском в профессию контроль за ежегодным повышением квалификации аудиторов и их профессиональной деятельностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Сегодня, можно с уверенностью сказать, что активная работа проводимая, современной аудиторской общественностью России поднимает проблемы, связанные с необходимостью повышения контроля качества аудиторских услуг. На сегодняшний день активизировались процессы инновационного развития аудиторской деятельности в России с принятием нового закона "Об аудиторской деятельности" 307-ФЗ от 30.12.2008, который не только изменил отдельные элементы системы нормативно-правого регулирования аудиторской деятельности, но и предопределил коренную перестройку сознания всех субъектов аудиторской деятельности. Основное содержание нововведений закона было направлено на упрочение стабильности рынка аудиторских услуг и повышения его качества, что, безусловно, положительно повлияло на развитие экономики государства.

Следует отметить, что рост интереса к качеству аудита в России во многом совпал с тенденцией, наметившейся во всём мире. В условиях глобализации и международной экономической интеграции повсеместно наблюдается усиление внимания к этой проблеме, что проявляется, прежде всего, в ужесточении профессиональных требований к аудиторской деятельности и возросшей роли контрольных процедур. В настоящий момент этот вопрос является предметом широких дискуссий в мировом бизнес-сообществе, охватывающих самые разнообразные темы, в том числе следующие: совершенствование международных стандартов аудита; повышение требований к системе общественного надзора за деятельностью аудиторов; повышение требований к качеству аудита общественно значимых организаций; совершенствование системы контроля качества деятельности аудиторских организаций; углубление требований к этической составляющей аудиторской профессии.                            

Формально контроль аудиторской деятельности включает в себя

контроль ее качества, контроль за выполнением близкородственных и имущественных ограничений при ее осуществлении, контроль за соблюдением конфиденциальности полученной информации, контроль за

корректностью конкурентной борьбы и т. д. Но, конечно, по большому

счету контроль аудиторской деятельности закручивается вокруг контроля ее качества.

Таким образом, становится совершенно очевидным, что аудит должен проводиться строго в соответствии с принятыми стандартами и нормами аудита, с соблюдением необходимых общепринятых или утвержденных административных методик осуществления проверки, а также Кодекса профессиональной этики аудитора.

          На основании  всего вышесказанного можно сделать  вывод, что об этике аудиторов-профессионалов сегодня не только говорят, но и много делают для воспитания авторитетных высококлассных специалистов. Этические проблемы, повседневно встречающиеся на профессиональном пути аудитора нужно разрешать достойно, а для этого необходимо знать нормы профессионального поведения и готовить себя к их неукоснительному соблюдению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Стандарты аудиторской деятельности саморегулируемой организации аудиторов: (в ред. Федерального закона от 01.07.2010 N 136-ФЗ)

2. Кодекс профессиональной этики аудиторов России  протокол №9 от 12 июня 2013г.

3.Федеральный закон № 119_ФЗ «Об аудиторской деятельности» (документ утратил силу с 1 января 2011 года в связи с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ).

Информация о работе Совершенствование институциональных механизмов обеспечения качества аудита: саморегулируемые организации аудиторов