Совершенствование налогового администрирования в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 12:07, курсовая работа

Краткое описание

Впервые вопрос о налоговом администрировании,как основной цели налоговой политики на ближайшуюперспективу встал в бюджетном послании на2004 г., где говорится о совершенствовании налогового
администрирования как первоочередной цели налоговой политики РФ. К 2004 г. период глобальных изменений пoдходилк зaвершению. Первоочередной целью являлось сохранение стабильности налоговой системы как фактора легализации бизнеса и увеличениямассы налоговых платежей. Усилия по реформированиюналоговой системы должны быть направлены на повышение ясности законодательства. «Важным направлением налоговой политики станут меры по повышениюуровня налогового администрирования, в том числе наоснове внедрения информационных технологий.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие налогового администрирования 4
1.1. Цели налогового администрирования 6
1.2. Признаки и методы налогового администрирования 7
Глава 2. Проблемы налогового администрирования 10
2.1. Мероприятия налогового администрирования 11
2.2. Улучшение качества налогового администрирования 13
Глава 3. Совершенствование налогового администрирования в РФ 16
3.1. Система представления налоговых деклараций в электронном виде16
3.2 Автоматизированная информационная система «Налог»20
Заключение 24
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Яковлев М.А. 10 01 12.docx

— 62.88 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное Образовательное Учреждение

Высшего Профессионального Образования

Санкт-петербургский государственный университет

сервиса и экономики

Юридический Институт

Кафедра «Налогообложение»

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По дисциплине: ____________ Налоговое администрирование _______________

На тему:__________________ «Налоговое администрирование»_______________

 

 

Специальность _____________ Налоги и налогообложение ___________________

код,  наименование

Автор работы _________ Яковлев М.А. ___________  ________________

Фамилия, инициалы     подпись, дата

Группа___3512___ Курс____3____ Форма обучения ___________Очная_________

 

Руководитель работы ___Александрова М.Г._____  ________________

Фамилия, инициалы   подпись, дата

Работа защищена _______________ с оценкой ___________________

дата

 

Члены комиссии: ________________ ________________________

подпись, дата    Фамилия, инициалы

________________ ________________________

подпись, дата    Фамилия, инициалы

________________ ________________________

подпись, дата    Фамилия, инициалы

 

 

 

Санкт-Петербург

2012г.

Содержание

 

Введение            3

Глава 1. Понятие налогового администрирования      4

1.1. Цели налогового администрирования      6

1.2. Признаки и методы  налогового администрирования     7

Глава 2. Проблемы налогового администрирования                     10

2.1. Мероприятия налогового  администрирования            11

2.2. Улучшение качества  налогового администрирования          13

Глава 3. Совершенствование налогового администрирования в РФ         16

3.1. Система представления  налоговых деклараций в электронном  виде    16

3.2 Автоматизированная  информационная система «Налог»                       20

Заключение                                            24

Литература                   26          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В последние годы налоговая система РФ проходит очередной этап реформирования, и этот этап ставит уже новые цели, задачи по сравнению с предыдущими. Если в первые годы становления и функционирования налоговой системы на первом месте стояло становление упорядоченного налогового законодательства и снижение нaлоговой нагрузки, то на современном этапе происходит изменение целевых ориентиров в сторону качественного улучшения, пoвышения эффективнoсти налоговой системы.

Впервые вопрос о налоговом администрировании, как основной цели налоговой политики на ближайшую перспективу встал в бюджетном послании на 2004 г., где говорится о совершенствовании налогового

администрирования как первоочередной цели налоговой политики РФ. К 2004 г. период глобальных изменений пoдходил к зaвершению. Первоочередной целью являлось сохранение стабильности налоговой системы как фактора легализации бизнеса и увеличения массы налоговых платежей. Усилия по реформированию налоговой системы должны быть направлены на повышение ясности законодательства. «Важным направлением налоговой политики станут меры по повышению уровня налогового администрирования, в том числе на основе внедрения информационных технологий. Совершенствование налогового администрирования не только является потенциальным резервом для дальнейшего снижения налогового бремени, но и необходимо в целях

обеспечения равенства конкурентного режима для налогоплательщиков».

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие налогового администрирования

 

Налоговое администрирование является одним из основных элементов эффективного функционирования налоговой системы и экономики государства. Эффективность налоговой системы понимается под выявлением источников доходов в целях обложения их налогами и снижение расходов по их мобилизации и обязанности к уплате.

Понятие налогового администрирования отражено в работах ученых-экономистов Дадашева, Красницкого, Лобанова, Перонко, считают, что "налоговое администрирование, как организационно-управленческая система реализации налоговых отношений, включает совокупность форм и методов, использование которых призвано обеспечить налоговые поступления в бюджетную систему России.

Экономисты и различные специалисты в области налогообложения до сих пор сходятся во мнении, что общего, точного определения понятию «налоговое администрирование» нет. Угрюмова пишет: «В настоящее

время термин “налоговое администрирование” применяется бессистемно, отсутствует единое понимание его содержания». Термин «налоговое администрирование» не прописан ни в одном законодательном акте. Более того, долгое время законодатель пытался избегать использования в федеральных законах данного термина, однако в 2006 г. Правительство РФ внесло в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проект Федерального закона «О внесении изменений в часть первую Налогово-

го кодекса Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования». Кроме того, данное понятие широко используется в направлениях налоговой и таможенно-тарифной политики, начиная с 2007 г.

Вместе с тем, исходя из документов, в которых встречается данный термин, многие авторы определяют налоговое администрирование как деятельность налоговых органов. В связи с этим некоторые авторы налоговое администрирование подменяют понятием «налоговый контроль». По мнению Абрамчик, налоговое администрирование можно понимать как своеобразный механизм управления в налоговой сфере. В некотором смысле налоговое администрирование автор определяет как повседневную деятельность налоговых органов и их должностных лиц, обеспечивающую своевременную и полную уплату налогоплательщиками в бюджеты налогов, сборов и иных обязательных платежей.

Налоговое администрирование можно разделить на 3 вида:

а) юридический.

б) управленческий.

в) финансовый.

Юридический вид есть деятельность органов власти по поводу контроля, за исполнение налогового законодательства и привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.

Налоговый вид представляет собой процесс управления, связанный с осуществлением налогового контроля.

Финансовый вид – это деятельность государственных органов власти по обеспечению полноты сбора налоговых платежей в государственный бюджет.

Т.е. сложив все виды в единое целое можно определить, что налоговое администрирование - есть целенаправленные действия государственных уполномоченных органов по управлению налоговым процессом. В рамках существующей государственной финансово-экономической политики между участниками налоговых правоотношений, включающими функции по сбору налогов, налоговому контролю и привлечению к ответственности за налоговые правонарушения физических либо юридических лиц, учета и работы с налогоплательщиком(далее - НП).

Налоговое администрирование – установленная законом, практикой или обычаями система управления налоговым процессом со стороны государства и его органов.

Под налоговым администрированием также понимается динамическая развивающаяся система управления налоговыми отношениями, координирующая деятельность налоговых органов в условиях рыночной экономики.

"Налоговое администрирование" и "налоговый контроль" это не одно и тоже понятие - в первое понятие, по мнению автора, включается несколько элементов:

- планирование (постановка целей, задач); 

- руководство - оперативное принятие решений (издание приказов и распоряжений);

-учет (учет налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, а также учет поступлений);

- контроль (контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, включая механизм привлечения к налоговой ответственности и обжалования);

-анализ.

  А во второе понятие «налоговый контроль» входит лишь часть из выше перечисленного.

 

    1. Цели налогового администрирования

 

- упорядочение налоговых  отношений.

- исполнение налогоплательщиком  налоговой обязанности;

- укрепление налоговой  дисциплины;

- выполнение налоговой  политики, тех задач, которые стоят  перед государством на настоящем этапе;

Налоговая политика - часть государственной политики, основанная на существующей политической идеологии, анализе экономики и возможностях развития и совершенствования государства.

Частью механизма правового регулирования и средством реализации налоговой политики является администрирование налогов.

Целью налогового администрирования является обеспечение налоговых поступлений в бюджетную систему в сочетании с методами налогового регулирования и контроля" <1>. По мнению Перонко и Красницкого, "налоговое администрирование - это система управления государством налоговыми отношениями, налоговые отношения являются предметом налогового администрирования" <2>.

Понятие "налоговое администрирование" раскрывается с двух сторон. Во-первых, это система органов управления законодательные и административные налоговые органы круг их обязанностей:  процедурное обеспечение прохождения налоговой концепции на очередной плановый период, рассмотрение и обсуждение, утверждение в законодательном порядке. Смотря не только на это, они должны составлять отчеты об исполнении налогового бюджета подвергать их всестороннему анализу. Во-вторых, это совокупность норм и правил, регламентирующих налоговые действия и конкретную налоговую технику, а также определяющих меры ответственности за нарушение налогового законодательства" <3>.

 

    1. Основные признаки, принципы и методы налогового администрирования

 

Основными признаками администрирования налогов являются:

- подзаконность, осуществляемая во исполнение и на основании закона, направленная на достижение целей в рамках существующего правопорядка;

 


- процессуальный характер  деятельности;

- возможность самостоятельно  осуществлять меры принуждения  в административном порядке, а  также меры налоговой ответственности;

- вторичность по отношению  к законодательной деятельности;

- юридическое неравенство  субъектов;

- упорядоченность и постоянно  осуществляемый контроль.

 Изложенное позволяет  сделать вывод, что администрирование  налогов - деятельность исполнительно-распорядительного  типа, осуществляемая органами государственного  управления на основании и  во исполнение закона.

Принципы налогового администрирования (далее - НА):

- п-п достижения целей и решение задач налоговой политики;

- п-п неизменности правовых основ налогового администрирования;

- п-п единства юридической теории и практики;

- налоговая нагрузка, а  также формы и методы налогового  администрирования должны иметь  правовое основание;

- при осуществлении налогового  администрирования необходимо обеспечение  соблюдения прав и интересов  налогоплательщиков, установленных  Конституцией Российской Федерации  и законодательством о налогах  и сборах;

Функции НА:

- ф-я организации системы налогообложения на основе конституционных правовых принципов и норм налогового права;

- ф-ей налогового администрирования является регулятивность, т.е. управляемость и организованность налоговых отношений, равновесие в интересах граждан и публичных интересах;

- ф-ия обеспечения законных интересов и прав НП предусмотренных налоговым законодательством, обеспечение соц.  защиты человека, его прав и свобод, которые гарантированы ему Конституцией и Законами Российской Федерации;

- поддержание социального  равновесия путем уменьшения  неравенства между реальными  доходами социальных групп населения;

- обеспечение сохранности  общества, формой которого выступает  государство.<4>

Методы НА:

- нормативно-правовое регулирование;

- регистрационные действия;

- учет и контроль;

- обеспечение исполнения  обязанностей по уплате налогов;

- применение санкций;

- разрешение споров.<5>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Глава 2. Проблемы налогового администрирования

 

Слабые места налогового администрирования и контроля, проблемы налогового законодательства часто обсуждаемые авторами и специалистами в области налогообложения, органами власти и НП. Проблемы НА можно разделить на группы<6>:

  1. Проблемы правого характера.

Налоговое администрирование прежде всего нацелено на соблюдение

налогового законодательства всеми участниками налогового процесса. Налоговое законодательство РФ, слишком неустойчиво и запутанно. Налоговое законодательством РФ, точнее, вносимые изменения часто подвержены субъективным причинам. Врублевская и Романовский, считают, «принятие каждого налогового закона в Государственной Думе сопровождается серьезной закулисной борьбой и лоббированием интересов отдельных отраслевых комплексов и социальных групп».

  1. Проблемы организационного характера.

Налоговое администрирование по своей сути есть практическая деятельность налоговых органов. Для качественного исполнения функции администрирования налогов необходимо сочетание нескольких факторов:

– наличие высококвалифицированных специалистов в налоговых органах;

– наличие новых технологий для осуществления ряда функций в электронном виде для упрощения взаимоотношений НП с государством.

– четкая и слаженная работа ведомств по обмену данными с налоговыми органами.

Последнии два фактора пока еще сильно страдают хотя в последнее время мы и делаем успехи.

Информация о работе Совершенствование налогового администрирования в РФ