Совершенствование налогового администрирования в РФ
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 12:07, курсовая работа
Краткое описание
Впервые вопрос о налоговом администрировании,как основной цели налоговой политики на ближайшуюперспективу встал в бюджетном послании на2004 г., где говорится о совершенствовании налогового администрирования как первоочередной цели налоговой политики РФ. К 2004 г. период глобальных изменений пoдходилк зaвершению. Первоочередной целью являлось сохранение стабильности налоговой системы как фактора легализации бизнеса и увеличениямассы налоговых платежей. Усилия по реформированиюналоговой системы должны быть направлены на повышение ясности законодательства. «Важным направлением налоговой политики станут меры по повышениюуровня налогового администрирования, в том числе наоснове внедрения информационных технологий.
Содержание
Введение 3 Глава 1. Понятие налогового администрирования 4 1.1. Цели налогового администрирования 6 1.2. Признаки и методы налогового администрирования 7 Глава 2. Проблемы налогового администрирования 10 2.1. Мероприятия налогового администрирования 11 2.2. Улучшение качества налогового администрирования 13 Глава 3. Совершенствование налогового администрирования в РФ 16 3.1. Система представления налоговых деклараций в электронном виде16 3.2 Автоматизированная информационная система «Налог»20 Заключение 24 Литература
Министерство
образования и науки Российской Федерации
Государственное
Образовательное Учреждение
Высшего Профессионального
Образования
Санкт-петербургский
государственный университет
сервиса
и экономики
Юридический Институт
Кафедра «Налогообложение»
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: ____________
Налоговое администрирование _______________
На тему:__________________
«Налоговое администрирование»_______________
Специальность _____________
Налоги и налогообложение ___________________
код,
наименование
Автор работы _________
Яковлев М.А. ___________ ________________
Фамилия,
инициалы подпись, дата
Группа___3512___ Курс____3____
Форма обучения ___________Очная_________
Руководитель работы
___Александрова М.Г._____ ________________
Фамилия,
инициалы подпись, дата
Работа защищена
_______________ с оценкой ___________________
дата
Члены комиссии: ________________ ________________________
подпись,
дата Фамилия, инициалы
________________ ________________________
подпись,
дата Фамилия, инициалы
________________ ________________________
подпись,
дата Фамилия, инициалы
Санкт-Петербург
2012г.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Понятие налогового
администрирования 4
1.1. Цели налогового администрирования 6
1.2. Признаки и методы
налогового администрирования 7
Глава 2. Проблемы налогового
администрирования
10
2.1. Мероприятия налогового
администрирования
11
2.2. Улучшение качества
налогового администрирования
13
Глава 3. Совершенствование
налогового администрирования в РФ
16
3.1. Система представления
налоговых деклараций в электронном
виде 16
3.2 Автоматизированная
информационная система «Налог»
20
Заключение
24
Литература
26
Введение
В последние годы налоговая
система РФ проходит очередной этап реформирования,
и этот этап ставит уже новые цели, задачи
по сравнению с предыдущими. Если в первые
годы становления и функционирования
налоговой системы на первом месте стояло
становление упорядоченного налогового
законодательства и снижение нaлоговой
нагрузки, то на современном этапе происходит
изменение целевых ориентиров в сторону
качественного улучшения, пoвышения эффективнoсти
налоговой системы.
Впервые вопрос о налоговом
администрировании, как основной цели
налоговой политики на ближайшую перспективу
встал в бюджетном послании на 2004 г., где
говорится о совершенствовании налогового
администрирования как первоочередной
цели налоговой политики РФ. К 2004 г. период
глобальных изменений пoдходил к зaвершению.
Первоочередной целью являлось сохранение
стабильности налоговой системы как фактора
легализации бизнеса и увеличения массы
налоговых платежей. Усилия по реформированию
налоговой системы должны быть направлены
на повышение ясности законодательства.
«Важным направлением налоговой политики
станут меры по повышению уровня налогового
администрирования, в том числе на основе
внедрения информационных технологий.
Совершенствование налогового администрирования
не только является потенциальным резервом
для дальнейшего снижения налогового
бремени, но и необходимо в целях
обеспечения равенства конкурентного
режима для налогоплательщиков».
Глава 1. Понятие налогового
администрирования
Налоговое администрирование
является одним из основных элементов
эффективного функционирования налоговой
системы и экономики государства. Эффективность
налоговой системы понимается под выявлением
источников доходов в целях обложения
их налогами и снижение расходов по их
мобилизации и обязанности к уплате.
Понятие налогового администрирования
отражено в работах ученых-экономистов
Дадашева, Красницкого, Лобанова, Перонко,
считают, что "налоговое администрирование,
как организационно-управленческая система
реализации налоговых отношений, включает
совокупность форм и методов, использование
которых призвано обеспечить налоговые
поступления в бюджетную систему России.
Экономисты и различные специалисты
в области налогообложения до сих пор
сходятся во мнении, что общего, точного
определения понятию «налоговое администрирование»
нет. Угрюмова пишет: «В настоящее
время термин “налоговое администрирование”
применяется бессистемно, отсутствует
единое понимание его содержания». Термин
«налоговое администрирование» не прописан
ни в одном законодательном акте. Более
того, долгое время законодатель пытался
избегать использования в федеральных
законах данного термина, однако в 2006 г.
Правительство РФ внесло в Государственную
Думу Федерального Собрания РФ проект
Федерального закона «О внесении изменений
в часть первую Налогово-
го кодекса Российской Федерации
в связи с осуществлением мер по совершенствованию
налогового администрирования». Кроме
того, данное понятие широко используется
в направлениях налоговой и таможенно-тарифной
политики, начиная с 2007 г.
Вместе с тем, исходя из документов,
в которых встречается данный термин,
многие авторы определяют налоговое администрирование
как деятельность налоговых органов. В
связи с этим некоторые авторы налоговое
администрирование подменяют понятием
«налоговый контроль». По мнению Абрамчик,
налоговое администрирование можно понимать
как своеобразный механизм управления
в налоговой сфере. В некотором смысле
налоговое администрирование автор определяет
как повседневную деятельность налоговых
органов и их должностных лиц, обеспечивающую
своевременную и полную уплату налогоплательщиками
в бюджеты налогов, сборов и иных обязательных
платежей.
Налоговое администрирование
можно разделить на 3 вида:
а) юридический.
б) управленческий.
в) финансовый.
Юридический вид есть деятельность
органов власти по поводу контроля, за
исполнение налогового законодательства
и привлечения к ответственности за налоговые
правонарушения.
Налоговый вид представляет
собой процесс управления, связанный с
осуществлением налогового контроля.
Финансовый вид – это деятельность
государственных органов власти по обеспечению
полноты сбора налоговых платежей в государственный
бюджет.
Т.е. сложив все виды в единое
целое можно определить, что налоговое
администрирование - есть целенаправленные
действия государственных уполномоченных
органов по управлению налоговым процессом.
В рамках существующей государственной
финансово-экономической политики между
участниками налоговых правоотношений,
включающими функции по сбору налогов,
налоговому контролю и привлечению к ответственности
за налоговые правонарушения физических
либо юридических лиц, учета и работы с
налогоплательщиком(далее - НП).
Налоговое администрирование
– установленная законом, практикой или
обычаями система управления налоговым
процессом со стороны государства и его
органов.
Под налоговым администрированием
также понимается динамическая развивающаяся
система управления налоговыми отношениями,
координирующая деятельность налоговых
органов в условиях рыночной экономики.
"Налоговое администрирование"
и "налоговый контроль" это не одно
и тоже понятие - в первое понятие, по мнению
автора, включается несколько элементов:
- планирование (постановка
целей, задач);
- руководство - оперативное
принятие решений (издание приказов и
распоряжений);
-учет (учет налогоплательщиков,
плательщиков сборов и налоговых агентов,
а также учет поступлений);
- контроль (контроль за соблюдением
законодательства о налогах и сборах,
включая механизм привлечения к налоговой
ответственности и обжалования);
-анализ.
А во второе понятие «налоговый
контроль» входит лишь часть из выше перечисленного.
Цели налогового
администрирования
- упорядочение налоговых
отношений.
- исполнение налогоплательщиком
налоговой обязанности;
- укрепление налоговой
дисциплины;
- выполнение налоговой
политики, тех задач, которые стоят
перед государством на настоящем
этапе;
Налоговая политика - часть
государственной политики, основанная
на существующей политической идеологии,
анализе экономики и возможностях развития
и совершенствования государства.
Частью механизма правового
регулирования и средством реализации
налоговой политики является администрирование
налогов.
Целью налогового администрирования
является обеспечение налоговых поступлений
в бюджетную систему в сочетании с методами
налогового регулирования и контроля"
<1>. По мнению Перонко и Красницкого,
"налоговое администрирование - это
система управления государством налоговыми
отношениями, налоговые отношения являются
предметом налогового администрирования"
<2>.
Понятие "налоговое администрирование"
раскрывается с двух сторон. Во-первых,
это система органов управления законодательные
и административные налоговые органы
круг их обязанностей: процедурное
обеспечение прохождения налоговой концепции
на очередной плановый период, рассмотрение
и обсуждение, утверждение в законодательном
порядке. Смотря не только на это, они должны
составлять отчеты об исполнении налогового
бюджета подвергать их всестороннему
анализу. Во-вторых, это совокупность норм
и правил, регламентирующих налоговые
действия и конкретную налоговую технику,
а также определяющих меры ответственности
за нарушение налогового законодательства"
<3>.
Основные
признаки, принципы и методы налогового администрирования
Основными признаками администрирования
налогов являются:
- подзаконность, осуществляемая
во исполнение и на основании закона, направленная
на достижение целей в рамках существующего
правопорядка;
- процессуальный характер
деятельности;
- возможность самостоятельно
осуществлять меры принуждения
в административном порядке, а
также меры налоговой ответственности;
- вторичность по отношению
к законодательной деятельности;
- юридическое неравенство
субъектов;
- упорядоченность и постоянно
осуществляемый контроль.
Изложенное позволяет
сделать вывод, что администрирование
налогов - деятельность исполнительно-распорядительного
типа, осуществляемая органами государственного
управления на основании и
во исполнение закона.
- налоговая нагрузка, а
также формы и методы налогового
администрирования должны иметь
правовое основание;
- при осуществлении налогового
администрирования необходимо обеспечение
соблюдения прав и интересов
налогоплательщиков, установленных
Конституцией Российской Федерации
и законодательством о налогах
и сборах;
Функции НА:
- ф-я организации системы налогообложения
на основе конституционных правовых принципов
и норм налогового права;
- ф-ей налогового администрирования
является регулятивность, т.е. управляемость
и организованность налоговых отношений,
равновесие в интересах граждан и публичных
интересах;
- ф-ия обеспечения законных
интересов и прав НП предусмотренных налоговым
законодательством, обеспечение соц.
защиты человека, его прав и свобод, которые
гарантированы ему Конституцией и Законами
Российской Федерации;
- поддержание социального
равновесия путем уменьшения
неравенства между реальными
доходами социальных групп населения;
- обеспечение сохранности
общества, формой которого выступает
государство.<4>
Методы НА:
- нормативно-правовое регулирование;
- регистрационные действия;
- учет и контроль;
- обеспечение исполнения
обязанностей по уплате налогов;
- применение санкций;
- разрешение споров.<5>
Глава 2. Проблемы
налогового администрирования
Слабые места налогового администрирования
и контроля, проблемы налогового законодательства
часто обсуждаемые авторами и специалистами
в области налогообложения, органами власти
и НП. Проблемы НА можно разделить на группы<6>:
Проблемы правого характера.
Налоговое администрирование
прежде всего нацелено на соблюдение
налогового законодательства
всеми участниками налогового процесса.
Налоговое законодательство РФ, слишком
неустойчиво и запутанно. Налоговое законодательством
РФ, точнее, вносимые изменения часто подвержены
субъективным причинам. Врублевская и
Романовский, считают, «принятие каждого
налогового закона в Государственной
Думе сопровождается серьезной закулисной
борьбой и лоббированием интересов отдельных
отраслевых комплексов и социальных групп».
Проблемы организационного
характера.
Налоговое администрирование
по своей сути есть практическая деятельность
налоговых органов. Для качественного
исполнения функции администрирования
налогов необходимо сочетание нескольких
факторов:
– наличие высококвалифицированных
специалистов в налоговых органах;
– наличие новых технологий
для осуществления ряда функций в электронном
виде для упрощения взаимоотношений НП
с государством.
– четкая и слаженная работа
ведомств по обмену данными с налоговыми
органами.
Последнии два фактора пока
еще сильно страдают хотя в последнее
время мы и делаем успехи.