Специфика управления затратами на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 19:26, реферат

Краткое описание

Главный мотив деятельности любой организации в рыночных условиях - максимизация прибыли. Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех случаях ограничены издержками производства и спросом на выпускаемую продукцию. Поскольку издержки это основной ограничитель прибыли и одновременно главный фактор, влияющий на объем предложения, то принятие решений руководством организации невозможно без анализа уже имеющихся издержек производства и их величины на перспективу.
Формирование издержек производства и обращения, их учет имеют важное значение для организаций. Это важно не только во взаимосвязи с действующим в настоящее время налоговым законодательством, но и в соответствии с местом бухгалтерского учета в системе управления организацией.

Вложенные файлы: 1 файл

специфика управления затратами на предприятии.docx

— 93.63 Кб (Скачать файл)

Введение

Главный мотив деятельности любой  организации в рыночных условиях - максимизация прибыли. Реальные возможности  реализации этой стратегической цели во всех случаях ограничены издержками производства и спросом на выпускаемую  продукцию. Поскольку издержки это  основной ограничитель прибыли и  одновременно главный фактор, влияющий на объем предложения, то принятие решений  руководством организации невозможно без анализа уже имеющихся  издержек производства и их величины на перспективу.

Формирование издержек производства и обращения, их учет имеют важное значение для организаций. Это важно не только во взаимосвязи с действующим в настоящее время налоговым законодательством, но и в соответствии с местом бухгалтерского учета в системе управления организацией.

Построение учета производственных затрат и выбор методов калькулирования себестоимости продукции в значительной степени зависят от особенности отрасли, типа и вида производства, характера его организации и технологического процесса, разнообразия вырабатываемой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг, массовости выпуска, объектов калькулирования, структуры организации и других условий. Изложенное определяет порядок документального оформления затрат, группировки и систематизации данных первичных документов, построение аналитического учета, способы исчисления себестоимости конкретных видов продукции. Построение учета издержек зависит также и от того, какая информация необходима для принятия управленческих решений.

Основой для разработки и реализации управленческих решений является соответствующая  информация о состоянии дел в  той или иной области деятельности организации в конкретный момент времени. Так, данные учета издержек производства и калькулирования себестоимости продукции является важным средством выявления производственных резервов, постоянного контроля за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов с целью повышения рентабельности производства. Это определяет, что участок издержек производства и калькулирования себестоимости продукции занимает наиболее важное место в системе организации.

Себестоимость продукции относится  к числу важнейших качественных показателей, отражающих все стороны  хозяйственной деятельности предприятий, их достижения и недостатки. Уровень  себестоимости связан с объемом  и качеством продукции, использованием рабочего времени, сырья, материалов, оборудования, расходованием фонда оплаты труда  и т.д.

Себестоимость является основой определения  цен на продукцию. Ее снижение приводит к увеличению суммы прибыли и  уровня рентабельности. Чтобы добиваться снижения себестоимости надо знать  ее состав, структуру и факторы  ее динамики, методы калькуляции себестоимости. Все это является предметом статистического  изучения при анализе себестоимости.

 

Состав затрат предприятия (организации)

Открытое акционерное общество «Уралсвязьинформ» утверждено в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества от 01.07.92г. № 721 и осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного решением общего собрания акционеров 16 июня 2001г. В соответствиями с требованиями Федерального Закона «Об акционерных обществах».

ОАО «Уралсвязьинформ» является коммерческой организацией, основной целью которой является получение прибыли. Предприятие оказывает услуги связи населению и юридическим лицам.

Деятельность организации связи  связана с определёнными издержками (затратами). Затраты отражают, сколько  и каких ресурсов было использовано организацией.

Затраты на производство являются одним  из важнейших показателей, характеризующих  деятельность организации. Их величина оказывает влияние на конечные результаты деятельности организации и её финансовое состояние. Определённый уровень затрат, складывающийся в организации, формируется под воздействием процессов, протекающих в его производственной, хозяйственной и финансовой сферах. Так, чем эффективнее использование в производстве материально-технических, трудовых и финансовых ресурсов и рациональнее методы управления, тем более появляется возможностей для снижения затрат на производство продукции в экономическом механизме предприятия.

В ОАО «Уралсвязьинформ» ведется раздельный учет затрат. Состав затрат организации связи утвержден приказом «Об обработке первичных документов для обеспечения раздельного учета затрат». В состав затрат входят следующие статьи затрат (Приложение 1):

1. Амортизационные отчисления - отражаются  суммы начисленной за расчетный  период амортизации по основным  средствам. По статьям данной  группы не отражается списание  активов стоимостью не более  20 000 руб.

2. Затраты на оплату труда  - по данной статье отражается  информация о заработной плате  всех категорий персонала за  фактически отработанное время  и другие выплаты, связанные  с количеством или результатом  труда и предусмотренные законодательством.  По данной статье учитываются  взносы на обязательное пенсионное  страхование, обязательное социальное  страхование на случай временной  нетрудоспособности и обязательное  медицинское страхование, а так  же обязательное страхование  от несчастных случаев на производстве. Также по данной статье отражаются  выплаты, предусмотренные в трудовых  договорах (колдоговорах).

3. Материальные затраты - по данной  статье отражается стоимость  всех видов материалов, предназначенных  для использования в производственной  деятельности организации связи.

4. Услуги операторов связи - по  данной статье отражаются расходы  по оплате услуг ОАО «Ростелеком»  по пропуску международного трафика  в сети подвижной радиотелефонной  связи.

5. Услуги сторонних организаций  - по данной статье отражаются  расходы по оплате услуг сторонних  организаций за оказанные услуги  по ремонту, контролю состояния  и техническому обслуживанию  оборудования, зданий, сооружений.

6. Расходы, связанные с управлением  - данная статья предназначена  для учета командировочных расходов, по данной статье отражаются  представительские расходы, отчисления  в централизованные фонды НИОКР  при условии фактического перечисления  или использования данных средств.  Также по данной статье отражаются  расходы по налогам и сборам, включаемых в состав расходов  по обычным видам деятельности (входящим в себестоимость) и  другие расходы.

7. Прочие услуги сторонних организаций  и расходы, связанные с управлением  - по данной статье отражаются  расходы по экологии, расходы  по службе безопасности и прочие  расходы.

Структура затрат ОАО «Уралсвязьинформ» (рис.1) составила:

· 48% - ФОТ,

· 12% - налоги от ФОТ,

· 16% - амортизация,

· 18% - эксплуатационные расходы.

Рис.1 Структура организации связи

Таким образом, видно, что в организации  связи самая затратная часть  это заработная плата и отчисления от ФОТ. Значительное сокращение затрат можно достичь за счет сокращения численности работников.

Планирование затрат предприятия (организации)

В настоящее время все большее  значение придается бизнес-планам, бюджетированию, и в целом стратегическому  планированию. ОАО «Уралсвязьинформ» использует систему планирования, основанную на бюджетировании. Бюджетирование, является основой планирования, это наиболее точное определение всех планируемых показателей и ресурсов организации. Бюджетирование позволяет сопоставить все произведенные затраты и полученные в результате этого финансовые результаты в перспективе в целом по организации и по отдельным направлениям.

Таким образом, бюджетирование обеспечивает возможность составления, корректировки, контроля и оценки исполнения финансовых планов. Исходя из этого, бюджет предприятия - это финансовый план на будущую  перспективу, выраженный в конкретных цифрах и показателях, необходимых  для достижения поставленных целей (Приложение 2). В то же время бюджет предприятия для целей управленческого учета - это план конкретного производственного процесса определенного вида продукции, обеспечивающий возможность максимально оптимизировать осуществляемые затраты на производство с помощью следования заранее рассчитанным показателям и нормам, а в случае отклонений от них - выявить причины таких отклонений и разработать мероприятия по обеспечению соответствия результатов плановым показателям или пересмотреть составленную смету, если ее применения не реально в данных условиях производства.

В ОАО «Уралсвязьинформ» работники отдела экономики ежеквартально составляют прогноз расходов по организации (Приложение 3). Директор утверждает планы расходов. Работники экономических служб доводят плановые задания по бюджету расходов до аналитических центров организации и осуществляют ежемесячный контроль за выполнением плана расходов. Экономисты ведут ежедневный анализ и контроль за бюджетом расходов в целом по организации. Отклонения фактических затрат от плановых показателей не должно превышать 5%. Поэтому работники экономических служб своевременно формирует заявки по изменению сметы движения денежных средств и финансового плана на основании возникающих обоснованных расходов. Ежеквартально составляет отчетность об исполнении финансового плана расходов (Приложение 4). Совместно с бухгалтерией осуществляет методическое руководство и организацию работы по раздельному учету расходов и доходов и анализу результатов производственно-хозяйственной деятельности организации связи. Ведут ежедневный анализ и контроль за списанием оказанных услуг и выполненных работ в соответствии с заключенными договорами по статьям затрат, производственным процессам и заказам. Контролирует списание материальных и трудовых ресурсов организации по производственным процессам.

Методы калькулирования и учета затрат предприятия (организации)

Учет затрат на производство осуществляется в соответствии с Методическими  указаниями по учету расходов, разработанных  на основе и в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов и является документом, регламентирующим учет расходов предприятия.

Расходы Организации в зависимости  от их характера, условий осуществления  и направлений деятельности организации  подразделяются на:

расходы по обычным видам деятельности,

прочие расходы.

К прочим расходам, в свою очередь, относятся:

операционные расходы,

внереализационные расходы,

чрезвычайные расходы.

Расходы по обычным видам деятельности разделяются на:

профильные виды деятельности,

непрофильные виды деятельности.

Под профильными видами деятельности подразумеваются те виды деятельности, которые непосредственно связаны  с оказанием услуг связи.

Все остальные обычные виды деятельности являются непрофильными.

Расходы Организации по обычным  видам деятельности являются совокупностью  затрат, включенных в полную себестоимость  проданных услуг, работ, продукции.

Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную  оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных  ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

Для целей бухгалтерского учета  затраты учитываются раздельно  по видам услуг, работ и производимой продукции, которые являются объектами  калькулирования.

Для целей распределения затрат на объекты калькулирования организация использует метод учета по процессам, предусматривающий дифференцированный учет затрат по каждому производственному процессу.

Производственным процессом называется однозначно определяемая деятельность (последовательность действий или совокупность функций и заданий), не ограниченная во времени и имеющая распознаваемый результат.

Для целей распределения затрат на объекты калькулирования процессы подразделяются на:

основные производственные процессы,

вспомогательные производственные процессы,

совместные производственные процессы.

К основным производственным процессам  относятся процессы, совершаемые  непосредственно для оказания услуг  связи.

К вспомогательным производственным процессам относятся процессы, необходимые  для осуществления основных и  совместных производственных процессов  и опосредованно связанные с  оказанием услуг связи.

К совместным производственным процессам  относятся процессы, необходимые  для осуществления основных производственных процессов, но не связанные непосредственно  с оказанием услуг связи.

Расходы со счетов вспомогательных  и совместных производственных процессов  не распределяются на непрофильные виды деятельности.

Расходы на непрофильные виды деятельности относятся на соответствующие счета  напрямую.

Отнесение затрат на производственные процессы и распределение затрат на объекты калькулирования производится на основании пропорций, рассчитываемых исходя из данных о количественных показателях производственной деятельности Организации, называемых базами распределения.

Базами распределения затрат являются фактические натуральные показатели производственной деятельности Организации, состав которых определен в “Положении по учету расходов”.

Все затраты, связанные  с профильными видами деятельности являются косвенными, то есть не относимыми прямо, а распределяемыми между  объектами калькулирования, и учитываются в разрезе производственных процессов.

Затраты по профильным видам деятельности отражаются на счетах 30 “Основные производственные процессы” и 31 “Вспомогательные производственные процессы”.

Затраты, связанные с непрофильными  видами деятельности учитываются на счетах 23 “Вспомогательные производства”  и 29 “Обслуживающие производства и  хозяйства” в разрезе видов деятельности.

Производится полная калькуляция  себестоимости оказанных услуг, выполненных работ, произведенной  продукции.

Информация о работе Специфика управления затратами на предприятии