Сравнение двух принципов организации XXV высшего банковского органа страны – ЦБ РФ и ФРС США XXV

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 22:22, курсовая работа

Краткое описание

Степень независимости Центральных банков. Банк России занимает в этом ряду промежуточное место. Здесь существенное значение имеет четкое законодательное разграничение государственных финансов и банковской системы, т.е. ограничение возможностей правительства пользоваться средствами Центрального банка.
В этой работе раскрывается сущность, оценивается роль и функции, рассматривается денежно-кредитная политика Центрального Банка Российской Федерации.

Содержание

Введение III
Глава 1: Центральный банк Российской Федерации, его правовое положение, функции и операции V
1.1 Правовой статус V
1.2. Организационная структура IX
1.3 Цели и задачи деятельности ЦБ XI
1.4. Функции банка XIV
1.5 Операции Центрального банка в Российской Федерации XXI
Глава 2: Сравнение двух принципов организации XXV
высшего банковского органа страны – ЦБ РФ и ФРС США XXV
2.1. Роль центрального банка государства XXV
2.2. Функции ЦБ РФ и ФРС США XXVII
Заключение XXX
Список используемой литературы XXXII

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая на тему Центральный Банк РФ.docx

— 58.87 Кб (Скачать файл)

Оглавление

    Введение III

Глава 1: Центральный банк Российской Федерации, его правовое положение,  функции и операции V

1.1 Правовой статус V

1.2. Организационная структура IX

1.3 Цели и задачи деятельности ЦБ XI

1.4. Функции банка XIV

1.5 Операции Центрального банка в Российской Федерации XXI

Глава 2: Сравнение двух принципов организации XXV

высшего банковского органа страны – ЦБ РФ и ФРС США XXV

2.1. Роль центрального банка государства XXV

2.2. Функции ЦБ РФ и ФРС США XXVII

    Заключение XXX

    Список используемой литературы XXXII

    Введение

 

    Со  времен появления первых банков кредитно-денежное и финансовое хозяйство многих стран  находится в постоянном процессе структурных изменений. Перестраивается  кредитная система, возникают новые  виды кредитно-финансовых институтов и операций, модифицируется система  взаимоотношений банков и финансово-кредитных  институтов. Существенные изменения  происходят и в функционировании банков: повышаются самостоятельность  и роль банков в народном хозяйстве; расширяются функции действующих  и создаются новые финансово-кредитные  институты; изыскиваются пути роста  эффективности банковского обслуживания внутрихозяйственных и внешнеэкономических  связей; идет поиск оптимального разграничения  сфер деятельности и функций специализированных финансово-кредитных и банковских учреждений; разрабатывается новое  банковское законодательство в соответствии с задачами современного этапа хозяйственного развития. Во всем этом немаловажную роль играют Центральные банки.

    Центральный банк сочетает в себе черты коммерческого  банковского учреждения и государственного ведомства, обладая определенными  властными функциями в области  организации денежно-кредитного обращения. Для Центрального банка характерен высокий уровень независимости от прочих государственных структур. Большей частью он подотчетен непосредственно парламенту или образованной парламентом специальной комиссии. Руководителя центрального банка назначает глава государства или парламент. Правительству же, как правило, согласно банковскому законодательству развитых стран Запада предоставляется право подбора кандидатуры на этот высокий пост. Центральный банк обычно создается в форме акционерного общества, наделенного особыми полномочиями. В большинстве случаев его капитал принадлежит государству, но акционерами могут быть коммерческие банки и другие финансовые учреждения.

    Степень независимости Центральных банков. Банк России занимает в этом ряду промежуточное место. Здесь существенное значение имеет четкое законодательное разграничение государственных финансов и банковской системы, т.е. ограничение возможностей правительства пользоваться средствами Центрального банка.

    В этой работе раскрывается сущность, оценивается роль и функции, рассматривается денежно-кредитная политика Центрального Банка Российской Федерации.

 

Глава 1: Центральный банк Российской Федерации, его правовое положение,  функции и операции

 

    Центральный банк – государственное кредитное учреждение, наделённое правом выпуска банкнот, регулирования денежного обращения, кредита и валютного курса, хранения официального золотовалютного резерва. Является “банком банков”, агентом правительства при обслуживании госбюджета.

    В банковской системе России ЦБ РФ определён как главный банк страны и кредитор последней инстанции. Он находится в государственной собственности и на него возложены функции общего регулирования деятельности каждого коммерческого банка в рамках единой денежно - кредитной системы страны. Центральный банк призван приводить их деятельность в соответствие с общей экономической стратегией, и выступает ключевым агентом государственной денежно-кредитной политики, при этом со стороны ЦБ РФ используются в первую очередь экономические методы управления и только в отдельных случаях административные.

    Принципы  организации и деятельности Центрального банка РФ, его статус, задачи, функции, полномочия  определяются Конституцией  Российской  Федерации, Законом о Центральном Банке и другими федеральными законами.

    1.1 Правовой статус

    Статьей 75 Конституции Российской Федерации  установлен особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии  и в качестве основной функции – защита и обеспечение устойчивости рубля. Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации определяются также Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

    В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации и  обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

    Ключевым  элементом правового статуса  Центрального банка Российской Федерации  является принцип независимости, который  проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как  особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии  и организации денежного обращения. Он не является органом государственной  власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся  к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные  Конституцией Российской Федерации  и Федеральным законом «О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)», Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной  власти, органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка  России отражена в статье 75 Конституции  Российской Федерации, а также в  статьях 1 и 2 Федерального закона «О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)».

    Банка России обладает исключительными правами по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами. Банк России в соответствии с Конституцией Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных законом, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться за заключением в Банк России.

    Банк  России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество  Банка России являются федеральной  собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые  установлены Федеральным законом  «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Изъятие  и обременение обязательствами  имущества Банка России без его  согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка  России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных  доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том  числе в международных судах, судах иностранных государств и  третейских судах.

    Государство не отвечает по обязательствам Банка  России, так же, как и Банк России – по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства  или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций, а кредитные организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда Банк России или кредитные организации принимают на себя такие обязательства.

    В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, которая  назначает на должность и освобождает  от должности Председателя Банка  России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению  Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации); направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете Банка России в  рамках своей квоты, а также рассматривает  основные направления единой государственной  денежно-кредитной политики и годовой  отчет Банка России и принимает  по ним решения. На основании предложения  Национального банковского совета Банка России Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации  финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных  подразделений и учреждений. Кроме  того, Государственная Дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

    1.2. Организационная структура

    Банк  России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.

    В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, необходимые для осуществления деятельности банка.

Органы  управления Банком России

    Высшим  органом Банка России является Совет директоров – коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и осуществляющий руководство и управление Банком России.

    Совет директоров выполняет следующие  функции:

  1. во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;
  2. утверждает годовой отчет Банка России и представляет его Государственной Думе;
  3. рассматривает и утверждает смету расходов Банка России на очередной год, а также произведенные расходы, не предусмотренные в смете;
  4. определяет структуру Банка России;
  5. принимает решения:
  • о создании и ликвидации учреждений и организаций Банка России;
  • об установлении обязательных нормативов для кредитных организаций;
  • о величине резервных требований;
  • об изменении процентных ставок Банка России;
  • об определении лимитов операций на открытом рынке;
  • об участии в международных организациях;
  • об участии в капиталах организаций, обеспечивающих деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих;
  • о купле и продаже недвижимости для обеспечения деятельности Банка России, его учреждений, организаций и служащих;
  • о применении прямых количественных ограничений;
  • о выпуске и изъятии банкнот и монеты из обращения, об  общем  объеме выпуска наличных денег;
  • о порядке формирования резервов кредитными организациями;

Информация о работе Сравнение двух принципов организации XXV высшего банковского органа страны – ЦБ РФ и ФРС США XXV